Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. N 22581

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 2 ноября 2011 г. N 2592

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032200 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032200 Регионоведение России (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 2 ноября 2011 г. N 2592

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032200 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 032200 Регионоведение России образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный

           стандарт высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование 
ООП     

Квалификация      
(степень)       

Нормативный срок
освоения ООП  
(для очной формы
обучения),   
включая    
каникулы,   
предоставляемые
после     
прохождения  
государственной
(итоговой)   
аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
единицах) 

код в    
соответствии с
принятой   
классификацией
ООП     

наимено-
вание   

ООП           
бакалавриата  

62      

бакалавр

4 года     

240 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультационных, образовательных и иных услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о Российской Федерации.

Область профессиональной деятельности бакалавров также включает межкультурную коммуникацию, международные отношения и любые профессиональные области, в которых возникает потребность в обеспечении межкультурной коммуникации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на территории Российской Федерации, а также иностранные языки как средство межкультурной коммуникации, теория и практика межкультурной коммуникации.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 032200 Регионоведение России готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-коммуникационной;

информационно-аналитической;

экспертно-аналитической;

коммуникативной;

проектной;

редакционно-издательской;

культурно-просветительской;

научно-исследовательской и преподавательской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 032200 Регионоведение России должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области организационно-коммуникационной деятельности:

осуществление профессионального письменного перевода официальной и деловой документации;

осуществление протокольного сопровождения официальных лиц и устного перевода выступлений по вопросам, касающимся торгово-экономической и общественно-политической проблематики;

использование иностранного языка в качестве инструмента производственной деятельности путем:

устной коммуникации с иноязычными партнерами;

чтения иноязычных текстов;

аудирования иноязычных материалов;

составления письменных документов на иностранном языке;

реферирования и аннотирования иноязычных текстов;

осуществление функций секретаря, секретаря-референта руководителей региональных и федеральных органов государственного управления;

в области информационно-аналитической деятельности:

ведение баз данных по различным аспектам социально-политического, культурного и экономического развития России, в том числе в вопросах взаимодействия с различными зарубежными странами и регионами;

сбор и анализ информации по Российской Федерации с использованием открытых источников на русском и иностранном языках;

подготовка информационных буклетов, рекламных проспектов и иных материалов, предназначенных для продвижения интересов отечественных предприятий и организаций за рубежом, на русском и иностранном языке, а также на языке (языках) региона специализации;

в области редакционно-издательской деятельности:

подготовка дайджестов научных и информационно-аналитических изданий общественно-политической и торгово-экономической направленности на русском и иностранном языках, а также на языке (языках) региона специализации;

письменный перевод общественно-политической, научно-популярной и художественной литературы;

осуществление компьютерного набора и первичной верстки информационных материалов на русском и иностранном языках, а также на языке (языках) региона специализации;

в области культурно-просветительской деятельности:

первичная каталогизация архивных документов, библиотечных фондов и музейных экспонатов, имеющих отношение к стране/региону специализации;

участие в подготовке и проведении выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры;

подготовка информационных материалов о международных мероприятиях в сфере культуры, проводимых в России и за рубежом, на русском и иностранном языках, а также на языке (языках) региона специализации;

в области научно-исследовательской и преподавательской деятельности:

составление аннотированной научной библиографии по тематике, связанной с изучаемым регионом, на русском и иностранном языках, а также на языке (языках) региона специализации;

подготовка информационных материалов, содержащих отчет о результатах научно-исследовательской деятельности;

участие в подготовке учебников и учебно-методических пособий по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам;

в области экспертно-аналитической деятельности:

осуществление государственной политики в области создания позитивного имиджа России в мире;

в области проектной деятельности:

участие в планировании и проведении научных и методических экспериментов в области теории и практики иностранных языков;

в области коммуникативной деятельности:

осуществление межкультурной коммуникации с использованием всех видов речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование).

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-2);

готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантным восприятием социальных и культурных различий (ОК-3);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

владением нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-5);

способностью к самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности (ОК-6);

владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

владением основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-10);

осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-11);

владением основами методологии научного исследования, способностью различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-12);

способностью оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);

пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14);

готовностью творчески подходить к порученному заданию, умением проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15);

владением методами ведения региональных исследований, способностью систематизировать и проанализировать собранный на местах материал, обобщить его и представить в виде презентации (ОК-16);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как со средством управления информацией (ОК-17);

владением навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-18);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-19);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-20);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-21);

владением средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков самоконтроля и готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения (ОК-22);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-23).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

способностью объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития Российской Федерации в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2);

способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики Российской Федерации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов (ПК-3);

умением использовать в региональных исследованиях базовые знания в области теории регионоведения и международных отношений, всеобщей и отечественной истории, географии, экономики, права, культуры и литературы региона (ПК-4);

умением выделять общее и специфическое в развитии Российской Федерации (ПК-5);

способностью разбираться в макро- и микрополитических процессах на региональном уровне (ПК-6);

способностью охарактеризовать вклад Российской Федерации в развитие мировой цивилизации (ПК-7);

владением основами регионоведческого анализа (ПК-8);

знанием политических реалий современного мира, владением политической терминологией, умением анализировать текущую политическую ситуацию, способностью делать политические прогнозы (ПК-9);

способностью учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов Российской Федерации (ПК-10);

способностью самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах (ПК-11);

способностью строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социокультурной специфике страны изучаемого языка на иностранном и на родном языках (ПК-12);

способностью понимать лингвокультурные факты, относящиеся как к родной стране, так и к стране изучаемого языка на иностранном и на родном языках (ПК-13);

способностью обобщать содержание иноязычных материалов в форме рефератов и устных сообщений (ПК-14);

способностью систематизировать социокультурную информацию (ПК-15);

способностью применять лингвокультурные знания при анализе социальных, политических, этнокультурных проблем (ПК-16);

в области организационно-управленческой деятельности:

владением базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на русском и иностранных языках (ПК-17);

способностью работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-18);

способностью составлять документы, необходимые для государственных и муниципальных органов (ПК-19);

способностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, владением навыками работы в профессиональных коллективах, готовностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-20);

в области экспертно-аналитической деятельности:

способностью описывать общественно-политические реалии Российской Федерации с учетом специфики ее развития (ПК-21);

способностью ориентироваться в информационных потоках и Интернет-ресурсах в своей области деятельности, находить, критически оценивать и отбирать Интернет-ресурсы по своей специализации (ПК-22);

способностью реферировать новейшую информационно-аналитическую и научную литературу, составлять сводки по материалам средств массовой информации (СМИ) на разных языках (ПК-23);

способностью выступить в роли политического обозревателя в периодике или на телевидении (ПК-24);

способностью выступить в роли консультанта во время выборных кампаний, сотрудничать с избирательными штабами, разъяснять участникам избирательных штабов суть партийных структур и политических технологий, новейшие методы партийного строительства (ПК-25);

способностью работать с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-26);

в области проектной деятельности:

владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-27);

способностью излагать как на родном, так и на иностранных языках результаты коллективной (веб-проекты, презентации) и индивидуальной творческо-исследовательской и познавательно-поисковой деятельности (ПК-28);

в области коммуникативной деятельности:

владением всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным (ПК-29);

владением правилами этикета, ритуалов, этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в иноязычных культурах (ПК-30);

владением знаний концептуальной и языковой картины мира носителя иноязычной культуры (ПК-31);

владением навыками восприятия на слух аутентичной речи в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи) (ПК-32);

в области редакционно-издательской деятельности:

владением базовыми навыками двустороннего устного и письменного перевода текстов общественно-политической направленности на изучаемых иностранных языках (ПК-33);

в области культурно-просветительской деятельности:

владением базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на изучаемых иностранных языках (ПК-34);

в области научно-исследовательской и преподавательской деятельности:

владением основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), готовностью принять участие в планировании и проведении полевого исследования в Российской Федерации (ПК-35);

способностью использовать специальные знания, полученные в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-36);

владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знанием основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-37);

владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-38);

в области информационно-аналитической деятельности:

владением навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на иностранных языках (ПК-39);

способностью планировать комплексное информационное воздействие в профессиональной сфере, осуществлять руководство им (ПК-40).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и владений, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬─────────────────────┬──────────────┬────────────────────┬──────────┐

│Код │    Учебные циклы,   │ Трудоемкость │ Перечень дисциплин │Коды     

│ УЦ │      разделы и        (зачетные      для разработки   │формируе- │

│ООП │    проектируемые    │ единицы) <*>  рабочих программ  │мых      

        результаты их                  │ учебных дисциплин, │компетен- │

          освоения                     │ учебно-методических│ций      

                                           карт, фондов             

                                       │контрольных заданий,│         

                                       │ учебников и учебных│         

                                              пособий               

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.1 │Гуманитарный,           70 - 80                                 

    │социальный и                                                    

    │экономический цикл                                              

    ├─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Базовая часть           45 - 55    │История             │ОК-1 - 8 

    │В          результате│              │Философия           │ПК-12 - 16│

    │изучения      базовой│              │Русский язык и      │ПК-39 - 40│

    │части           цикла│              │культура речи                

    │обучающийся   должен:│              │Иностранный язык             

    │знать:                             │Экономическая теория│         

    │основы     философии,│              │Основы государства и│         

    │истории,       права,│              │права                        

    │экономической                                                   

    │теории,        основы│                                           

    │делового     общения,│                                           

    │способствующие                                                  

    │развитию        общей│                                           

    │культуры            и│                                          

    │социализации                                                    

    │личности;                                                       

    │уметь:                                                           

    │использовать        в│                                           

    │профессиональной                                                

    │деятельности                                                    

    │междисциплинарные                                               

    │подходы,                                                        

    │сформировавшиеся    в│                                           

    │рамках   общественно-│                                           

    │политических        и│                                           

    │социально-                                                      

    │экономических   наук;│                                           

    │использовать   знание│                                           

    │иностранного языка  в│                                           

    │межкультурной                                                   

    │коммуникации        и│                                           

    │межличностном                                                   

    │общении;                                                        

    │владеть:                                                        

    │приемами  и  навыками│                                           

    │работы в коллективе. │                                           

    ├─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения и                                               

    │навыки определяются                                             

    │ООП вуза)                                                       

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.2 │Естественнонаучный      12 - 16                                 

    │цикл                                                            

    ├─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Базовая часть            6 - 8     │Основы математики,  │ОК-9 - 11 │

    │В          результате│              │информатики и       │ОК-14    

    │изучения      базовой│              │компьютерной        │ОК-17 - 18│

    │части           цикла│              │грамотности         │ПК-22    

    │обучающийся должен:                │Информационно-      │ПК-28    

    │знать:                             │коммуникационные    │ПК-34    

    │разделы   математики,│              │технологии в                 

    │которые         нашли│              │региональных                 

    │применение          в│              │исследованиях                 

    │региональных                       │Математические               

    │исследованиях                      │основы гуманитарных │         

    │(математическая                    │знаний                       

    │статистика,    методы│                                           

    │математического                                                 

    │моделирования)      в│                                           

    │объеме,   необходимом│                                           

    │для     практического│                                           

    │использования       в│                                           

    │региональных                                                    

    │исследованиях;                                                  

    │современные                                                     

    │компьютерные                                                    

    │технологии          и│                                           

    │программное                                                     

    │обеспечение,                                                    

    │применяемые       при│                                           

    │сборе,      хранении,│                                           

    │обработке,    анализе│                                           

    │информации;                                                     

    │уметь:                                                          

    │выбирать и  применять│                                           

    │адекватные                                                      

    │информационные                                                  

    │технологии        для│                                           

    │решения       научно-│                                           

    │исследовательских,                                              

    │педагогических,                                                 

    │информационно-                                                  

    │аналитических       и│                                           

    │других          задач│                                           

    │профессиональной                                                

    │деятельности;                                                   

    │владеть:                                                        

    │навыками                                                        

    │практического                                                   

    │использования                                                    

    │современных                                                     

    │информационно-                                                  

    │коммуникационных                                                

    │технологий         (в│                                           

    │частности, создавать │                                           

    │базы     данных     и│                                           

    │квалифицированно                                                

    │использовать  сетевые│                                           

    │ресурсы);                                                       

    │навыками                                                        

    │использования                                                   

    │необходимых                                                     

    │регионоведу-                                                    

    │исследователю                                                   

    │программных   средств│                                           

    │(в         частности,│                                           

    │пакетов      программ│                                           

    │статистического                                                 

    │анализа).                                                       

    ├─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения и                                               

    │навыки определяются                                             

    │ООП вуза)                                                       

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.3 │Профессиональный       105 - 115                                

    │цикл                                                            

    ├─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Базовая (общепрофес- │   65 - 75    │Безопасность        │ОК-23    

    │сиональная) часть                  │жизнедеятельности   │ПК-1 - 11 │

    │В          результате│              │Методы региональных │ПК-17 - 21│

    │изучения                           │исследований        │ПК-23 - 27│

    │базовой  части  цикла│              │География России    │ПК-29 - 33│

    │обучающийся должен:               │История и культура  │ПК-35 - 40│

    │знать:                             │России              │ОК-1 - 2 

    │основные                           │Прикладное          │ОК-7     

    │географические,                    │регионоведение      │ОК-12    

    │исторические,                      │России                       

    │политические,                      │Русский мир в                

    │социальные,                        │контексте мировых            

    │демографические,                   │цивилизаций                  

    │лингвистические,                   │Русский мир                  

    │этнокультурные,                    │Этнология России             

    │духовные,                          │Философская мысль в │         

    │религиозные                        │России                       

    │особенности  развития│              │Россия и мир:                

    │России  как   единого│              │Проблемы                     

    │региона;       методы│              │взаимодействия               

    │ведения  региональных│              │культур                      

    │исследований;                      │Экономика России             

    │основные                           │Право Российской             

    │закономерности                     │Федерации                    

    │взаимодействия                     │Международные                

    │России   с    мировым│              │отношения и внешняя │         

    │сообществом;                       │политика Российской │         

    │основные        этапы│              │Федерации                    

    │развития      русской│              │Социально-                    

    │культуры            и│              │политическая система│         

    │общественной   мысли;│              │Российской Федерации│         

    │роль и  место  России│              │Иностранный язык             

    │в  контексте  мировых│              │дипломатических              

    │цивилизаций;                       │переговоров                  

    │уметь:                             │Деловая переписка на│         

    │применять         эти│              │иностранном языке            

    │базовые   знания    в│              │Лингвострановедение │         

    │научно-                            │Языки и                      

    │исследовательской,                 │межкультурная                

    │образовательной,                   │коммуникация                 

    │культурно-                                                      

    │просветительской,                                               

    │экспертно-                                                      

    │аналитической,                                                  

    │организационно-                                                 

    │управленческой                                                  

    │деятельности;                                                   

    │применять      знание│                                           

    │основ    безопасности│                                            

    │жизнедеятельности;                                              

    │владеть:                                                        

    │общепрофессиональными│                                           

    │знаниями теории и                                               

    │методов региональных │                                           

    │исследований;                                                   

    │способностью                                                    

    │понимать, критически │                                           

    │анализировать и                                                 

    │излагать базовую                                                

   │регионоведческую                                                

    │информацию.                                                     

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения и                                               

    │навыки определяются                                             

    │ООП вуза)                                                       

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.4 │Физическая культура        2                           │ОК-22    

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.5 │Учебная и                 24                           │ОК-2 - 3 

    │производственная                                       │ОК-15 - 17│

    │практики                                               │ОК-19 - 21│

    │(практические                                                   

    │умения и навыки                                                 

    │определяются ООП                                                

    │вуза)                                                           

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

│Б.6 │Государственная           15       │Выпускная           │ОК-1 - 2 

    │(итоговая)                         │квалификационная    │ОК-8 - 9 

    │аттестация                         │работа              │ОК-12 - 13│

                                                           │ПК-1 - 4 

                                                           │ПК-8 - 9 

                                                          │ПК-22    

                                                           │ПК-39    

                                                           │ПК-40    

├────┼─────────────────────┼──────────────┼────────────────────┼──────────┤

    │Общая трудоемкость        240                                   

    │основной                                                        

    │образовательной                                                 

    │программы                                                       

└────┴─────────────────────┴──────────────┴────────────────────┴──────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <*>, каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534.

 

а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;

б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.

Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы при очной форме обучения реализуется, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия в лингафонных классах по иностранным языкам, а также лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) математического и информационно-технического цикла.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Аттестация по итогам практики осуществляется на основании официального отзыва с места прохождения практики и письменного отчета практиканта, по результатам аттестации выставляется зачет или оценка.

Практики проводятся в сторонних организациях (отечественных или зарубежных предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

знакомиться с современными достижениями отечественной и зарубежной науки в области регионоведения России;

участвовать в деятельности научных студенческих обществ;

посещать открытые конференции, круглые столы, встречи с выдающимися научными и общественными деятелями, организуемые высшим учебным заведением;

использовать необходимое лабораторное оборудование и программное обеспечение для осуществления сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по теме научно-исследовательской работы.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и (или) практической профессиональной деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа должностей для преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть замещено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся или доступом к соответствующим электронным базам.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291, N 50, ст. 6595.

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом высшего учебного заведения, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лингафонные кабинеты, компьютерные классы, в том числе с возможностью доступа в сеть Интернет, мультимедийные проекторы для просмотра аудиовидеоконтента на иностранном языке и языке региона специализации, наглядные пособия (карты, атласы).

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы и клаузуры, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Высшим учебным заведением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.