”твержден и введен в действие

ѕриказом ‘едерального агентства

по техническому регулированию

и метрологии

от 15 декабр€ 2009 г. N 1269-ст

 

Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ… —“јЌƒј–“ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

 

—»—“≈ћџ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ѕ»ў≈¬џ’ ѕ–ќƒ” “ќ¬

 

“–≈Ѕќ¬јЌ»я   ќ–√јЌјћ, ќ—”ў≈—“¬Ћяёў»ћ ј”ƒ»“ » —≈–“»‘» ј÷»ё

—»—“≈ћ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» ѕ»ў≈¬џ’ ѕ–ќƒ” “ќ¬

 

Food safety management systems.

Requirements for bodies providing audit and certification

of food safety management systems

 

ISO/TS 22003:2007

Food safety management systems - Requirements for bodies

providing audit and certification of food safety

management systems

(IDT)

 

√ќ—“ – 53755-2009

(ISO/TS 22003:2007)

 

√руппа “59

 

ќ — 03.120.20

67.020

65.120

 

ƒата введени€

1 €нвар€ 2011 года

 

ѕредисловие

 

÷ели и принципы стандартизации в –оссийской ‘едерации установлены ‘едеральным законом от 27 декабр€ 2002 г. N 184-‘« "ќ техническом регулировании", а правила применени€ национальных стандартов –оссийской ‘едерации - √ќ—“ – 1.0-2004 "—тандартизаци€ в –оссийской ‘едерации. ќсновные положени€".

 

—ведени€ о стандарте

 

1. ѕодготовлен ќткрытым акционерным обществом "¬сероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ќјќ "¬Ќ»»—") на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.

2. ¬несен ”правлением технического регулировани€ и стандартизации ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

3. ”твержден и введен в действие ѕриказом ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабр€ 2009 г. N 1269-ст.

4. Ќасто€щий стандарт идентичен международному стандарту »—ќ/“” 22003:2007 "—истемы менеджмента безопасности пищевых продуктов. “ребовани€ к органам, осуществл€ющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов (ISO/TS 22003:2007 "Food safety management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems").

5. ¬веден впервые.

 

»нформаци€ об изменени€х к насто€щему стандарту публикуетс€ в ежегодно издаваемом информационном указателе "Ќациональные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемес€чно издаваемых информационных указател€х "Ќациональные стандарты". ¬ случае пересмотра (замены) или отмены насто€щего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемес€чно издаваемом информационном указателе "Ќациональные стандарты". —оответствующа€ информаци€, уведомление и тексты размещаютс€ также в информационной системе общего пользовани€ - на официальном сайте ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети »нтернет.

 

¬ведение

 

—ертификаци€ системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (—ћЅѕѕ) организации €вл€етс€ одним из средств предоставлени€ гарантии в том, что данна€ организаци€ внедрила систему обеспечени€ безопасности пищевых продуктов в соответствии со своей политикой.

 

 онсультантѕлюс: примечание.

¬ официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеетс€ в виду √ќ—“ – »—ќ 22000-2007,а не √ќ—“ – »—ќ 22007-2007.

 

“ребовани€ к —ћЅѕѕ могут происходить из р€да источников. Ќасто€щий стандарт разработан с целью оказани€ помощи в проведении сертификации —ћЅѕѕ, отвечающих требовани€м »—ќ 22000 "—истемы менеджмента безопасности пищевых продуктов. “ребовани€ ко всем организаци€м в цепи производства и потреблени€ пищевых продуктов". <*> —одержание насто€щего стандарта может также быть использовано дл€ содействи€ в проведении сертификации —ћЅѕѕ, в основе которых лежат другие заданные требовани€.

--------------------------------

<*> ƒанный стандарт в –‘ введен в виде √ќ—“ – »—ќ 22007-2007.

 

Ќасто€щий стандарт предназначен дл€ использовани€ органами, которые осуществл€ют аудит и сертификацию —ћЅѕѕ. ќн устанавливает общие требовани€ к органам, провод€щим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов. “акие органы называютс€ органами по сертификации. ƒанное название не должно служить преп€тствием дл€ использовани€ насто€щего стандарта органами с другими названи€ми, которые осуществл€ют де€тельность в рамках области применени€ насто€щего стандарта. ѕо существу насто€щий стандарт должен быть пригодным дл€ использовани€ любым органом, участвующим в оценке —ћЅѕѕ.

–аботы по сертификации подразумевают проведение аудита —ћЅѕѕ организации. ‘ормой подтверждени€ соответстви€ —ћЅѕѕ организации конкретному стандарту на —ћЅѕѕ (например, »—ќ 22000) или другим заданным требовани€м служит, как правило, сертификационный документ или сертификат.

«адачей сертифицируемой организации €вл€етс€ разработка своих собственных систем менеджмента (в том числе —ћЅѕѕ на базе »—ќ 22000 или других установленных требований к —ћЅѕѕ, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента или систем менеджмента гигиены труда и техники безопасности), и организаци€ вправе сама определ€ть расстановку различных компонентов таких систем (за исключением тех случаев, когда соответствующие законодательные требовани€ предписывают иное). —тепень сопр€жени€ различных компонентов системы менеджмента будет колебатьс€ в зависимости от организации. ѕоэтому органам по сертификации, которые действуют в соответствии с насто€щим стандартом, следует принимать во внимание культуру и методы своих клиентов относительно внедрени€ —ћЅѕѕ в масштабах организации.

 

1. ќЅЋј—“№ ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»я

 

Ќасто€щий стандарт:

- определ€ет правила проведени€ аудита и сертификации системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (—ћЅѕѕ), соответствующей требовани€м »—ќ 22000 (или другим требовани€м, устанавливаемым к —ћЅѕѕ), и

- предоставл€ет клиентам необходимую информацию о пор€дке проведени€ сертификации их поставщиков, что придает им большую уверенность и надежность в сотрудничестве.

—ертификаци€ —ћЅѕѕ (далее - сертификаци€) представл€ет собой де€тельность по оценке соответстви€ третьей стороной (см. »—ќ/ћЁ  17000, п. 5.5). ѕоэтому органы, осуществл€ющие эту де€тельность, €вл€ютс€ органами по оценке соответстви€ третьей стороной (далее - органы по сертификации).

ѕримечани€

1. —ертификаци€ —ћЅѕѕ иногда также называетс€ "регистрацией", а органы по сертификации иногда называютс€ "органами по регистрации".

2. ќрган по сертификации может быть негосударственным или государственным органом, наделенным или не наделенным регламентирующими полномочи€ми (учредителем которого €вл€етс€ федеральный орган государственного управлени€).

3. Ќасто€щий стандарт, в первую очередь, предназначен дл€ использовани€ в качестве нормативного документа, устанавливающего критерии аккредитации или паритетной оценки органов по сертификации, которые стрем€тс€ быть признанными компетентными дл€ проведени€ сертификации —ћЅѕѕ на соответствие требовани€м »—ќ 22000. ќни также предназначены дл€ использовани€ в качестве нормативного документа, устанавливающего критерии, регул€тивными органами и промышленными объединени€ми, которые занимаютс€ непосредственным признанием способности органов по сертификации сертифицировать —ћЅѕѕ на соответствие критери€м, дополн€ющим или отличным от критериев - по »—ќ 22000.

 

—ертификаци€ —ћЅѕѕ не подтверждает безопасность или пригодность продукции организации в рамках пищевой цепи. —тандарт »—ќ 22000 требует от организации выполнени€ всех соответствующих законодательных и нормативных требований с помощью применени€ своей системы менеджмента.

¬ажно иметь в виду, что сертификаци€ —ћЅѕѕ на соответствие »—ќ 22000 €вл€етс€ сертификацией системы менеджмента, а не сертификацией пищевых продуктов.

ƒругие пользователи —ћЅѕѕ могут использовать концепцию и требовани€ насто€щего стандарта.

 

2. Ќќ–ћј“»¬Ќџ≈ ——џЋ »

 

¬ насто€щем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

»—ќ 19011:2002 –уковод€щие указани€ по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

»—ќ 22000:2005 —истемы менеджмента безопасности пищевых продуктов. “ребовани€ ко всем организаци€м в цепи производства и потреблени€ пищевых продуктов.

»—ќ/ћЁ  17000:2004 ќценка соответстви€. —ловарь и общие принципы.

»—ќ/ћЁ  17021:2006 ќценка соответстви€. “ребовани€ к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента.

ѕримечание. ѕри пользовании насто€щим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользовани€ - на официальном сайте ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети »нтернет или по ежегодно издаваемому указателю "Ќациональные стандарты", который опубликован по состо€нию на 1 €нвар€ текущего года, и по соответствующим ежемес€чно издаваемым информационным указател€м, опубликованным в текущем году. ≈сли ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании насто€щим стандартом следует руководствоватьс€ замен€ющим (измененным) стандартом. ≈сли ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, примен€ют в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. “≈–ћ»Ќџ » ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»я

 

¬ насто€щем стандарте примен€ют термины - по »—ќ/ћЁ  17000, »—ќ/ћЁ  17021, »—ќ 22000, а также следующие термины с соответствующими определени€ми:

ѕримечание. ¬ насто€щем стандарте термины "продукци€" и "услуга" примен€ют раздельно, что не соответствует определению термина "продукци€", приведенному в »—ќ/ћЁ  17000.

 

3.1. —истема анализа рисков и критических контрольных точек (’ј——ѕ): система, способствующа€ вы€влению, оцениванию и контролированию рисков, значимых дл€ безопасности пищевых продуктов.

ѕримечание. [8].

 

3.2. —истема менеджмента безопасности пищевых продуктов (—ћЅѕѕ): совокупность взаимосв€занных или взаимодействующих элементов, способствующих формированию политики и установлению целей, а также достижению этих целей, которые используютс€ дл€ ориентировани€ и контролировани€ организации относительно безопасности пищевых продуктов.

ѕримечание. —м. »—ќ 9000, п.п. 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3.

 

4. ѕ–»Ќ÷»ѕџ

 

ѕринципы, приведенные в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 4, составл€ют основу последующих конкретных функциональных и дескриптивных требований, содержащихс€ в насто€щем стандарте. Ќасто€щий стандарт не устанавливает конкретных требований ко всем возможным ситуаци€м. ƒанные принципы должны примен€тьс€ как методические указани€ по решени€м, принимаемым в непредвиденных ситуаци€х. ѕринципы не €вл€ютс€ требовани€ми.

“ермин "система менеджмента", используемый в стандарте »—ќ/ћЁ  17021, следует заменить термином "система менеджмента безопасности пищевых продуктов" в контексте насто€щего стандарта.

 

5. ќЅў»≈ “–≈Ѕќ¬јЌ»я

 

5.1. ќбщие положени€

ѕрименимы все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 5.

5.2. ”правление беспристрастностью

ќрган по сертификации и люба€ часть этого правового субъекта не должны предлагать или оказывать консультативные услуги по анализу рисков, —ћЅѕѕ или системе менеджмента.

ѕолучение сведений о том, что организаци€, в которой работает аудитор, оказывала консультативные услуги по анализу рисков, —ћЅѕѕ или системе менеджмента, в течение двух лет после прекращени€ такой консалтинговой де€тельности может рассматриватьс€ как серьезна€ угроза беспристрастности.

“ермин "консультации по системе менеджмента", упоминаемый в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 5.2, следует заменить термином "консультации по анализу рисков, консультации по —ћЅѕѕ или консультации по системе менеджмента".

 

6. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —“–” “”–≈

 

ѕрименимы все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 6.

 

7. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   –≈—”–—јћ

 

7.1.  омпетентность руководства и персонала

ѕрименимы все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 7.1.

ѕомимо этого, орган по сертификации должен иметь процедуры, обеспечивающие проверку наличи€ у персонала соответствующих знаний, относ€щихс€ к специальност€м, по которым тот работает.

7.2. ѕерсонал, участвующий в де€тельности по сертификации

7.2.1. ќбщие положени€

7.2.1.1. ѕрименимы все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 7.2.

7.2.1.2. ќрган по сертификации должен обеспечивать наличие у персонала, участвующего в аудитах и сертификации, следующих личных качеств. ѕерсонал должен быть:

a) этичным (т.е. беспристрастным, правдивым, искренним и сдержанным);

b) непредубежденным (т.е. готовым рассматривать взаимоисключающие идеи или точки зрени€);

c) дипломатичным (т.е. тактичным в отношени€х с людьми);

d) наблюдательным (т.е. активно воспринимающим реальное окружение и выполн€емую де€тельность);

e) восприимчивым (т.е. инстинктивно осознающим возникающие ситуации и способным воспринимать их должным образом);

f) адаптивным (т.е. легко приспосабливающимс€ к различным ситуаци€м);

g) настойчивым (т.е. упорным, ориентированным на достижение целей);

h) решительным (т.е. способным делать своевременные выводы на основе логичных рассуждений и анализа);

i) уверенным в себе (т.е. способным к независимым действи€м и выполнению своих об€занностей, в то же врем€ эффективно взаимодейству€ с другими людьми).

7.2.2. ѕерсонал, выполн€ющий анализ контрактов

7.2.2.1. ќбразование

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, выполн€ющий анализ контрактов, обладает знани€ми, соответствующими среднему образованию.

7.2.2.2. ѕодготовка по проблемам безопасности пищевых продуктов

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, выполн€ющий анализ контрактов, успешно прошел подготовку:

a) по основам системы анализа рисков и критических контрольных точек (’ј——ѕ);

b) основам системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, включа€ программы предварительных требований;

c) соответствующим международным стандартам на —ћЅѕѕ (например, »—ќ 22000).

7.2.2.3. јудиторска€ подготовка

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, выполн€ющий анализ контрактов, успешно прошел подготовку на основе методических указаний, содержащихс€ в стандарте »—ќ 19011.

ѕримечание. ѕерсоналу, выполн€ющему анализ контрактов, необ€зательно иметь опыт проведени€ аудитов.

 

7.2.2.4.  валификаци€

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, выполн€ющий анализ контрактов, может продемонстрировать свою способность примен€ть знани€ и опыт в следующих област€х:

a) классификаци€ за€вителей по категори€м и секторам пищевой цепочки;

b) оценивание пищевых продуктов, процессов и методов работы за€вителей;

c) широкое применение навыков аудиторов по —ћЅѕѕ и формулирование соответствующих требований;

d) определение продолжительности аудита (см. ѕриложение A) и требований к продолжительности аудита;

e) политика и процедуры органа по сертификации в отношении анализа контрактов.

7.2.3. ѕерсонал, провод€щий сертификацию

7.2.3.1. ќбщие положени€

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, принимающий решение о проведении сертификации, имеет аналогичное образование, и подготовку по обеспечению безопасности пищевых продуктов, по проведению аудитов и достаточный опыт работы, что и аудитор по одной из категорий (см. ѕриложение B).

ѕримечание. ѕерсоналу предпри€ти€, провод€щему сертификацию, необ€зательно иметь опыт проведени€ аудитов.

 

7.2.3.2.  валификаци€

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что персонал, провод€щий сертификацию, может продемонстрировать свою способность примен€ть знани€ и опыт в следующих област€х:

a) действующие принципы ’ј——ѕ;

b) понимание программ предварительных меропри€тий;

c) вы€вление рисков безопасности пищевых продуктов;

d) реализаци€ и регулирование рисков безопасности пищевых продуктов, критических контрольных точек (  “) и возможности оценивать результативность выбранных мер контрол€;

e) коррекци€ и корректирующие действи€, осуществл€емые в отношении безопасности пищевых продуктов;

f) оценка потенциальных угроз безопасности пищевых продуктов, св€занных с цепью поставок продовольственной продукции;

g) законы и регламенты, относ€щиес€ к безопасности пищевых продуктов, чтобы иметь возможность проводить результативный аудит —ћЅѕѕ;

h) продукци€, процессы и практика;

i) соответствующие требовани€ к системам менеджмента безопасности пищевых продуктов;

j) соответствующие международные стандарты;

k) оценка и анализ акта проверки на правильность и полноту;

l) процесс сертификации.

7.2.4. јудиторы

7.2.4.1. ќбразование

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы обладают знани€ми, соответствующими среднему специальному образованию, включа€ знание микробиологии и общей химии.

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы обладают знани€ми, соответствующими среднему специальному образованию, включа€ полученные на курсах знани€ о пищевой цепочке в тех отрасл€х промышленности, в которых они провод€т аудиты —ћЅѕѕ.

ѕримеры:

a) ¬ отношении пищевой промышленности (категории C, D, E, F, G и H в таблице A.1) - микробиологи€ пищевых продуктов, основы технологии обработки пищевых продуктов и пищева€ хими€, включа€ анализ пищевых продуктов.

b) ¬ отношении сельскохоз€йственного производства (земледелие) (категори€ B в таблице A.1) - продукты земледели€.

c) ¬ отношении сельскохоз€йственного производства (животноводство) (категории A и F в таблице A.1) - продукты животноводства.

d) ¬ отношении производства упаковочных материалов/выпуска машин и оборудовани€ дл€ пищевой промышленности (категории от I до N в таблице A.1) - научно-технические курсы по данной дисциплине.

 

7.2.4.2. ќбучение аудиторов основам безопасности пищевых продуктов

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы успешно прошли обучение:

a) действующим принципам ’ј——ѕ, оценке рисков и анализу рисков;

b) основам системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, включа€ программы предварительных меропри€тий.

 урсы подготовки аудиторов должны быть признаны в данной отрасли промышленности (и всеми участвующими сторонами), как надлежащие и отвечающие установленным требовани€м.

—ертификаци€ курсов подготовки аудиторов независимым органом, имеющим соответствующие специальные полномочи€, дает определенную гарантию того, что курсы удовлетвор€ют заданным критери€м.

7.2.4.3. ќбучение основам аудита

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы успешно прошли обучение:

a) методике проведени€ аудита на основе стандарта »—ќ 19011;

b) соответствующим международным стандартам —ћЅѕѕ (например, »—ќ 22000).

7.2.4.4. ќпыт работы

ƒл€ проведени€ первой аттестации аудитора по одной или нескольким категори€м орган по сертификации должен убедитьс€ в том, что у аудитора имеетс€, как минимум, п€тилетний опыт работы на полной ставке в отрасли, св€занной с пищевой цепочкой, включа€ два года работы в службах обеспечени€ качества и безопасности пищевых продуктов на предпри€ти€х, занимающихс€ производством или их розничной торговлей, а также в контрольных или правоохранительных органах или аналогичных организаци€х.

ѕродолжительность полного опыта работы может быть сокращена на один год, если аудитор имеет соответствующее специальное среднее образование.

7.2.4.5. ќпыт проведени€ аудитов

ƒл€ проведени€ первой аттестации орган по сертификации должен убедитьс€ в том, что за последние три года аудитор прин€л участие в аудиторских проверках —ћЅѕѕ не менее четырех организаций под руководством квалифицированного аудитора и отработал не менее 12 человеко-дней.

ѕримечание. „еловеко-дни, затраченные на проверку —ћЅѕѕ, включают человеко-дни, св€занные с проверкой соответстви€ международному стандарту »—ќ 9001 в пищевой промышленности или с другими аудитами —ћЅѕѕ.

 

ƒл€ добавлени€ новой категории орган по сертификации должен продемонстрировать, что аудитор обладает необходимой квалификацией благодар€ полученному образованию, как того требует 7.2.4.1, прошел подготовку по новой категории, св€занную с обеспечением безопасности пищевых продуктов, и имеет:

- либо шестимес€чный опыт работы в новой категории;

- либо опыт проведени€ четырех аудитов —ћЅѕѕ в новой категории под руководством квалифицированного аудитора.

¬ цел€х обеспечени€ соответствующей квалификации аудитора орган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы участвовали:

- либо, по крайней мере, в п€ти внешних аудитах в течение года, включа€, по крайней мере, два аудита —ћЅѕѕ;

- либо, по крайней мере, в четырех внешних аудитах —ћЅѕѕ на месте или отработали дес€ть человеко-дней, провер€€ —ћЅѕѕ в течение года.

7.2.4.6.  валификаци€

7.2.4.6.1.  валификаци€ аудиторов должна регистрироватьс€ (см. »—ќ 19011, подраздел 5.5) по каждой категории и каждому сектору (см. ѕриложение A). ќрган по сертификации должен представить доказательства успешной оценки квалификации.

7.2.4.6.2. ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы способны примен€ть знани€ и опыт в следующих област€х:

а) ѕринципы, процедуры и методы проведени€ аудита, что позволит аудитору примен€ть их должным образом в различных аудитах и обеспечит последовательное и систематическое проведение аудитов. јудитор должен уметь:

- примен€ть принципы, процедуры и методы проведени€ аудитов;

- осуществл€ть эффективное планирование и организацию работы;

- проводить аудит в согласованные сроки;

- определ€ть приоритеты и акцентировать внимание на важных проблемах;

- собирать информацию путем результативного интервьюировани€, выслушивани€, наблюдени€ и анализа документов, записей и данных;

- понимать целесообразность и последстви€ использовани€ методов выборочного контрол€ дл€ проведени€ аудитов;

- провер€ть правильность собранной информации;

- подтверждать достаточность и пригодность фактических данных аудита дл€ подкреплени€ результатов и выводов аудита;

- оценивать те факторы, которые могут вли€ть на достоверность результатов и выводов аудита;

- использовать рабочие документы дл€ регистрации аудиторской де€тельности;

- готовить акты проверки;

- обеспечивать конфиденциальность и защиту информации;

- осуществл€ть результативный обмен информацией, либо за счет личных лингвистических знаний, либо через переводчика.

b) ќсновы и документы системы менеджмента, что позволит аудитору оценить масштаб аудита и определить критерии проверки. «нани€ и опыт в этой области должны распростран€тьс€:

- на использование систем менеджмента различными организаци€ми;

- взаимосв€зь между компонентами системы менеджмента;

- международные стандарты на системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, действующие процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые в качестве критериев проверки;

- понимание различий между справочными документами и приоритетности справочных документов;

- использование справочных документов в различных ситуаци€х, возникающих в ходе аудита;

- информационные системы и технологии утверждени€, защиты, распространени€ и управлени€ документами, данными и запис€ми.

c) ѕоложение дел в организации, что позволит аудитору осмыслить де€тельность организации. «нани€ и опыт в этой области должны распростран€тьс€:

- на масштаб, структуру, функции организации и взаимоотношени€ между работниками организации;

- общие бизнес-процессы и соответствующую терминологию;

- культурный и социальный уклад в провер€емой организации.

d) ƒействующие законы, регламенты и другие требовани€, относ€щиес€ к данной области, что позволит аудитору действовать изнутри и быть в курсе требований, относ€щихс€ к провер€емой организации. «нани€ и опыт в данной области должны распростран€тьс€:

- на местные, региональные и национальные своды правил, законы и регламенты;

- договоры и соглашени€;

- международные договоры и конвенции;

- прочие требовани€, которые должна выполн€ть организаци€.

7.2.4.6.3. ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что аудиторы демонстрируют способность пользоватьс€ терминологией, знани€ми и опытом в следующих конкретных област€х, св€занных с безопасностью пищевых продуктов:

a) действующие принципы ’ј——ѕ;

b) соответствующие программы предварительных меропри€тий дл€ рассматриваемых категорий (см. ѕриложение A);

c) идентификаци€ угроз безопасности пищевых продуктов;

d) методологи€, используема€ дл€ определени€, реализации и регулировани€ мер контрол€ (программы предварительных меропри€тий, производственные программы предварительных меропри€тий и   “) и способности оценивать результативность выбранных мер контрол€;

e) коррекци€ и корректирующие действи€, осуществл€емые в отношении проблем безопасности пищевых продуктов;

f) оценка целесообразности действующих программ предварительных меропри€тий, включающих разработку или выбор необходимого метода оценивани€ или руководства по данным программам предварительных требований дл€ установлени€ категорий (см. ѕриложение A);

g) законы и регламенты, касающиес€ безопасности пищевых продуктов и обеспечивающие возможность проводить эффективную проверку —ћЅѕѕ;

h) продукци€, процессы и практика конкретных секторов (см. ѕриложение A);

i) соответствующие требовани€ к системе менеджмента безопасности пищевых продуктов;

j) соответствующие нормы безопасности пищевых продуктов.

7.2.5. “ехнические эксперты

7.2.5.1. ќбразование

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что технические эксперты обладают знани€ми, соответствующими среднему специальному образованию в провер€емой отрасли пищевой промышленности, котора€ составл€ет пищевую цепочку из провер€емых процессов или в отношении рисков безопасности пищевых продуктов, присущих данной отрасли.

7.2.5.2. ќпыт работы

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что технические эксперты имеют опыт работы в данной области.

7.2.5.3.  валификаци€

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что технические эксперты способны про€вить специальные знани€ в технической области.

7.2.6. Ќазначение экспертной комиссии

ќрган по сертификации должен убедитьс€ в том, что экспертна€ комисси€ дл€ проведени€ проверки —ћЅѕѕ обладает необходимой квалификацией дл€ применени€ программ предварительных требований и ’ј——ѕ в конкретной пищевой отрасли, подвергаемой аудиту (см. ѕриложение A).

7.3. ѕривлечение внешних аудиторов и внешних технических экспертов

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 7.3.

7.4. «аписи данных о персонале

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 7.4.

7.5. јутсорсинг

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 7.5.

 

8. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   »Ќ‘ќ–ћј÷»»

 

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 8.

—ертификационные документы должны уточн€ть вид де€тельности, подлежащий сертификации, со ссылкой на сектора (см. ѕриложение A).

 

9. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   ѕ–ќ÷≈——јћ

 

9.1. ќбщие требовани€

9.1.1. ќрган по сертификации должен точно определить область сертификации в зависимости от уровней пищевой цепочки (например, аграрно-сырьевое производство, производство пищевых продуктов, производство упаковочных материалов), категорий и секторов в соответствии с ѕриложением A. ќрган по сертификации не должен исключать какую-либо часть процессов, секторов, продукции или услуг из области сертификации, которые могут оказать вли€ние на безопасность готовых пищевых продуктов.

9.1.2. ќрган по сертификации должен иметь такую систему выбора сроков и времени проведени€ аудита, чтобы экспертна€ комисси€ имела возможность провер€ть организацию, выпускающую широкий ассортимент продукции и работающую по категори€м и секторам, на которые распростран€етс€ область сертификации.

9.1.3. ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п.п. 9.1.1 - 9.1.3.

9.1.4. ќрган по сертификации должен иметь документированные процедуры дл€ определени€ сроков проведени€ аудита, по каждому клиенту определ€ть врем€, необходимое дл€ планировани€ и проведени€ полного и результативного аудита —ћЅѕѕ клиента. —ледует регистрировать продолжительность аудита, установленную по решению органа по сертификации, и обоснование такого решени€. ѕри определении продолжительности аудита орган по сертификации должен руководствоватьс€ ѕриложением B и учитывать:

a) требовани€ соответствующих стандартов —ћЅѕѕ;

b) масштаб и сложность организации;

c) технические и нормативные требовани€;

d) аутсорсинг любой де€тельности, относ€щейс€ к —ћЅѕѕ;

e) результаты любых предыдущих аудитов;

f) количество производственных площадок и разветвленность производства.

 

 онсультантѕлюс: примечание.

¬ официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеетс€ в виду пункт 9.1.5.3, а не 9.5.1.3.

 

9.1.5. ¬ отношении разветвленных производств действуют требовани€, содержащиес€ в 9.1.5.1 и 9.5.1.3.

9.1.5.1. ¬ тех случа€х, когда орган по сертификации сертифицирует организацию, имеющую несколько производственных площадок, с правом выдачи одного сертификата, действуют следующие услови€:

a) все производственные площадки должны быть задействованы в одной и той же де€тельности и должны находитьс€ в одной и той же стране;

b) все производственные площадки должны функционировать в рамках одной централизованно управл€емой и контролируемой —ћЅѕѕ, как оговорено в »—ќ 22000, стать€ 4, или аналогичных нормативных документах, распростран€ющихс€ на другие —ћЅѕѕ;

c) в течение трех лет, предшествующих сертификации, на каждой производственной площадке проводилс€ внутренний аудит;

d) после завершени€ сертификации на каждой производственной площадке должен проводитьс€ внутренний аудит в течение срока действи€ сертификата;

e) внутренние аудиты всех производственных площадок должны отвечать требовани€м стандарта »—ќ 22000 или аналогичного нормативного документа;

f) результаты аудитов по отдельным производственным площадкам должны рассматриватьс€ применительно ко всей системе, и в случае необходимости должны быть реализованы соответствующие корректирующие действи€.

9.1.5.2. »спользование выборочного контрол€ в отношении нескольких производственных площадок возможно только дл€ организаций, имеющих свыше 20 производственных площадок, и только дл€ категорий A, B, G, H и J (см. таблицу A.1). Ёто относитс€ как к первоначальной сертификации, так и к инспекционному контролю.

9.1.5.3. ¬ тех случа€х, когда орган по сертификации осуществл€ет сертификацию нескольких производственных площадок, он должен использовать программу выборочного контрол€ дл€ обеспечени€ эффективности аудита —ћЅѕѕ, если:

a) выборочный контроль производственных площадок проводитс€ на основании проверки одной производственной площадки из п€ти при наличии более 20 производственных площадок. ¬се производственные площадки подлежат случайному отбору, и после проведени€ аудита ни одна из производственных площадок, подвергнутых выборочному контролю, не может быть несоответствующей (т.е. не отвечающей требовани€м сертификации по »—ќ 22000);

b) оценка результатов аудита производственных площадок, подвергнутых выборочному контролю, считаетс€ равнозначной оценке результатов внутреннего аудита тех же производственных площадок организации;

c) ежегодно проводитс€ аудит основной —ћЅѕѕ;

d) ежегодно проводитс€ инспекционный контроль выбранных дл€ этого производственных площадок;

e) результаты аудита выбранных дл€ контрол€ производственных площадок считаютс€ показательными дл€ всей системы, и корректирующие действи€ реализуютс€ соответствующим образом.

¬ таблице 1 приведены примеры количества провер€емых производственных площадок при использовании выборочного контрол€.


 

“аблица 1

 

Ќаименование показател€

ќбщее количество производственных площадок

от 1 до 20

21

22

23

24

25

26

27

28

„исло производственных площадок более 20

0

1

2

3

4

5

6

7

8

ƒополнительное число производственных площадок, подлежащих аудиту

0

1

1

1

1

1

2

2

2

„исло производственных площадок, подлежащих аудиту

x

21

21

21

21

21

22

22

22


 

9.1.6. ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п.п. 9.1.6 - 9.1.9.

9.1.7. ќрган по сертификации должен составл€ть письменный јкт по результатам каждой проверки. јкт должен быть составлен на основе методических указаний, содержащихс€ в »—ќ 19011. √руппа аудиторов может отразить отдельные недостатки, но не должна рекомендовать конкретных решений. јкт аудита €вл€етс€ собственностью органа по сертификации.

јкт должен содержать ссылки на программы предварительных меропри€тий, используемые организацией, действующую методологию ’ј——ѕ, замечани€ по группе ’ј——ѕ и другие вопросы, относ€щиес€ к —ћЅѕѕ.

9.1.8. ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п.п. 9.1.11 - 9.1.15.

9.2. ѕервоначальный аудит и сертификаци€

9.2.1. «а€вка

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.1.

ќрган по сертификации должен требовать от организации-за€вител€ предоставлени€ подробной информации, касающейс€ технологических линий, анализов ’ј——ѕ и количества смен.

9.2.2. јнализ за€вки

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.2.

9.2.3. ѕервоначальный сертификационный аудит

ѕервоначальный сертификационный аудит —ћЅѕѕ проводитс€ в две стадии: 1-€ и 2-€.

9.2.3.1. јудиты 1-й стадии

ƒействуют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п.п. 9.1.6 - 9.1.15.

¬ тех случа€х, когда организаци€ реализовала полностью отработанный комплекс контрольных мер, в ходе аудита 1-й стадии необходимо проанализировать документацию, включенную в —ћЅѕѕ, чтобы определить, насколько данный комплекс контрольных мер пригоден дл€ организации, был ли он разработан в соответствии с требовани€ми »—ќ 22000 и насколько он актуализирован.

ѕри сборе информации, касающейс€ выполнени€ нормативно-правовых требований, следует провер€ть наличие соответствующих разрешений.

«адачей аудита 1-й стадии €вл€етс€ предварительный анализ и планирование аудита 2-й стадии посредством правильного формировани€ программы проверки —ћЅѕѕ с точки зрени€ идентификации данной организацией рисков безопасности пищевых продуктов, анализа такой безопасности, выполнени€ плана ’ј——ѕ и программы предварительных меропри€тий, реализации политики и решени€ задач по готовности организации к аудиту, в котором:

a) организаци€ определила программы предварительных меропри€тий, отвечающие направлени€м ее де€тельности (например, нормативные и правовые требовани€);

b) —ћЅѕѕ включает соответствующие процессы и методы дл€ определени€ и оценки рисков безопасности пищевых продуктов организации и последующих отбора и классификации контрольных мер (комплекса мер);

c) законы о продовольственной безопасности примен€ютс€ в соответствующих подразделени€х организации;

d) —ћЅѕѕ разработана таким образом, чтобы способствовать реализации политики обеспечени€ безопасности пищевых продуктов организацией;

e) в программе внедрени€ —ћЅѕѕ обоснован переход ко 2-й стадии;

f) программа валидации, верификации и совершенствовани€ отвечает требовани€м стандарта на —ћЅѕѕ;

g) действуют документы и структуры —ћЅѕѕ дл€ обмена информацией в рамках организации и с соответствующими поставщиками, заказчиками и заинтересованными сторонами;

h) необходим просмотр дополнительной документации и (или) определена та информаци€, котора€ должна быть получена заранее.

јудит 1-й стадии может проводитьс€ на территории клиента в соответствии п. 9.2.3.1.

ѕровер€ют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.3.1.2.

 лиент должен быть проинформирован о том, что результаты аудита 1-й стадии могут привести к отсрочке или отмене аудита 2-й стадии.

¬ отношении любой части —ћЅѕѕ, котора€ подлежала аудиту 1-й стадии на территории клиента и котора€ подтвердила свою действенность, эффективность и соответствие требовани€м, может не потребоватьс€ проведение повторного аудита 2-й стадии. ќднако орган по сертификации должен убедитьс€ в том, что уже проверенные части —ћЅѕѕ продолжают соответствовать сертификационным требовани€м. ¬ этом случае в јкт аудита 2-й стадии должны быть включены эти выводы, и в нем должно быть указано, что соответствие было установлено во врем€ аудита 1-й стадии.

ѕровер€ют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.3.1.3.

»нтервал между аудитами 1-й и 2-й стадий не должен превышать шести мес€цев. ≈сли необходим более длительный промежуток времени, повтор€ют аудит 1-й стадии.

9.2.3.2. јудит 2-й стадии

ѕровер€ют все требовани€, содержащиес€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.3.2.

9.2.4. ¬ыводы первоначального сертификационного аудита должны содержать информацию о соблюдении всех требований, содержащихс€ в »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.4.

9.2.5. »нформаци€ о прохождении первоначальной сертификации оформл€етс€ в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, п. 9.2.5.

9.3. »нспекционный контроль

»нспекционный контроль осуществл€етс€ в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.3.

9.4. ѕовторна€ сертификаци€

ѕовторную сертификацию провод€т в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.4.

9.5. —пециальные проверки

—пециальные проверки провод€т в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.5.

9.6. ѕриостановка, отмена или сокращение области сертификации

ѕриостановка, отмена или сокращение области сертификации выполн€етс€ в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.6.

9.7. јпелл€ции

јпелл€цию провод€т в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.7.

9.8. ∆алобы

∆алобы оформл€ютс€ в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021.

9.9. «аписи о за€вител€х и клиентах

«аписи о за€вител€х и клиентах оформл€ютс€ в соответствии со всеми требовани€ми »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 9.8 и стать€ 9.9.

 

10. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —»—“≈ћјћ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј ќ–√јЌќ¬

ѕќ —≈–“»‘» ј÷»»

 

“ребовани€ к системам менеджмента органов по сертификации изложены »—ќ/ћЁ  17021, стать€ 10.

 

 

 

 

 

ѕриложение A

(рекомендуемое)

 

 Ћј——»‘» ј÷»я  ј“≈√ќ–»… ѕ»ў≈¬ќ… ÷≈ѕќ„ »

 

ќрган по сертификации примен€ет таблицу A.1:

a) дл€ определени€ области сертификации;

b) определени€ того, требует ли данна€ категори€ или данный сектор какой-либо конкретной квалификации аудиторов;

c) отбора членов экспертной комиссии с соответствующей квалификацией.


 

“аблица A.1

 

 атегории пищевой цепочки

 

 од категории

 атегори€

ѕримеры секторов

A

1. —ельскохоз€йственное производство - животноводство

∆ивотные, рыба, производство €иц, производство молока, пчеловодство, рыболовство, охота, звероловство

B

2. —ельскохоз€йственное производство - земледелие

‘рукты, овощи, зерно, специи, продукты садоводства

C

1. ѕереработка - скоропорт€щиес€ продукты животноводства, в том числе люба€ де€тельность после сельскохоз€йственного производства, например забой скота

ћ€со, птица, €йца, молочна€ и рыбна€ продукци€

D

2. ѕереработка - скоропорт€щиес€ растительные продукты

—вежие фрукты и свежевыжатые соки, консервированные фрукты, свежие овощи, консервированные овощи

E

3. ѕереработка - продукты с длительным сроком хранени€ при комнатной температуре

 онсервированные продукты, печенье, сухие завтраки, растительное масло, питьева€ вода, напитки, макароны, мука, сахар, соль

F

ѕроизводство кормов

 орма дл€ животных, корма дл€ рыб

G

ќбщественное питание

√остиницы, рестораны

H

“орговл€ пищевыми продуктами

–озничные магазины, ларьки, оптовые базы

I

”слуги

¬одоснабжение, чистка, канализаци€, утилизаци€ отходов, разработка продукции, процессов и оборудовани€, ветеринарные службы

J

“ранспортировка и хранение

“ранспортировка и хранение

K

ѕроизводство оборудовани€

“ехнологическое оборудование, торговые автоматы

L

ѕроизводство (био)химических веществ

ƒобавки, витамины, пестициды, лекарства, удобрени€, моющие средства, биокультуры

M

ѕроизводство упаковочных материалов

”паковочные материалы

N

ћенеджмент пищевых производств

ќрганизаци€ и управление производством пищевых продуктов

 

ѕримеры, приведенные в таблице A.1, не €вл€ютс€ исчерпывающими и нос€т рекомендуемый характер.

ќбласть сертификации конкретной организации может охватывать несколько категорий.

 

 

 

 

 

ѕриложение B

(справочное)

 

ћ»Ќ»ћјЋ№Ќјя ѕ–ќƒќЋ∆»“≈Ћ№Ќќ—“№ ј”ƒ»“ј

 

B.1. ќбщие положени€

ѕри определении человеко-дней, требуемых на проверку каждой производственной площадки в соответствии с 9.1.4 насто€щего стандарта, орган по сертификации должен учитывать минимальную продолжительность первоначальной сертификации, приведенную в таблице B.1.

 

“аблица B.1

 

ћинимальна€ продолжительность первоначального

сертификационного аудита

 

 атегори€ (см. ѕриложение A)

Ѕазова€ продолжительность аудита на месте, человеко-дни D

ƒл€ каждого дополнительного анализа ’ј——ѕ, человеко-дни H

ќтсутствие соответствующей сертифицированной системы менеджмента, человеко-дни MS

 оличество персонала, человеко-дни FTE

ƒл€ каждой дополнительно провер€емой производственной площадки Tm

A

0,75

0,25

0,25

 

50% от минимальной продолжительности аудита на месте

B

0,75

0,25

ќт 1 до 19 = 0

C

1,50

0,50

" 20 " 49 = 0,5

D

1,00

0,50

" 50 " 79 = 1,0

E

1,50

0,50

" 80 " 199 = 1,5

F

1,50

0,50

" 200 " 499 = 2,0

G

1,00

0,50

" 500 " 899 = 2,5

H

1,00

0,50

" 900 " 1299 = 3,0

I

1,00

0,25

" 1300 " 1699 = 3,5

J

1,00

0,25

" 1700 " 2999 = 4,0

K

1,00

0,25

" 3000 " 5000 = 4,5

L

1,50

0,50

Ѕолее 5000 = 5,0

M

1,00

0,25

 


 

ћинимальна€ продолжительность включает 1-ю и 2-ю стадии первоначального сертификационного аудита (см. 9.2.3 насто€щего стандарта), но не учитывает врем€, требуемое на подготовку аудита и на составление јкта аудита.

ћинимальную продолжительность аудита устанавливают дл€ проверки —ћЅѕѕ, котора€ предполагает лишь один анализ ’ј——ѕ. јнализ ’ј——ѕ соответствует анализу рисков дл€ вида продуктов/услуг, характеризуемых аналогичными рисками и аналогичной технологией производства и, в соответствующих случа€х, аналогичной технологией хранени€.

ћинимальна€ продолжительность инспекционного контрол€ составл€ет одну треть от продолжительности первоначального сертификационного аудита, но не менее 0,5 человеко-дней. ћинимальна€ продолжительность проверки дл€ возобновлени€ сертификата составл€ет две трети от продолжительности первоначального сертификационного аудита, но не менее 0,5 человеко-дней.

ѕри отсутствии соответствующей сертифицированной системы менеджмента дл€ аудита должно быть предусмотрено дополнительное врем€. ƒл€ выполнени€ установленных требований сертификат на систему менеджмента должен распростран€тьс€ на продовольственную безопасность соответствующих видов продуктов/услуг.

–абота выполн€етс€ только штатными сотрудниками.

ќпределенные категории подлежат выборочному контролю по нескольким производственным площадкам (см. 9.1.5.2 насто€щего стандарта), и это необходимо учитывать при расчете продолжительности аудита.

—уществуют другие факторы, которые могут потребовать увеличени€ минимальной продолжительности аудита (например, количество видов пищевых продуктов, количество производственных линий, разработка продукции, количество контрольных критических точек, количество рабочих программ предварительных требований, площадь застройки, инфраструктура, испытани€, проводимые в лаборатории предпри€ти€, потребность в переводчике).

B.2. –асчет минимальной продолжительности первоначального сертификационного аудита

B.2.1. ћинимальную продолжительность аудита на одной производственной площадке, Ts, человеко-дни, определ€ют по формуле

 

Ts = D + H + MS + FTE,

 

где D - базова€ продолжительность аудита на месте;

H - число человеко-дней дл€ дополнительных анализов ’ј——ѕ;

MS - число человеко-дней при отсутствии соответствующей сертифицированной системы менеджмента;

FTE - число человеко-дней на количество персонала.

B.2.2. ћинимальную продолжительность аудита дл€ проверки каждой дополнительной площадки, Tm, человеко-дни, определ€ют по формуле

 

 

 

 

 

 

Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»я

 

††† [1]†† " одекс†† јлиментариус.†† ѕищева€†† гигиена.†† ќсновны円 тексты"

††††††††† ѕродовольственна€†† 膆 сельскохоз€йственна€†† организаци€(‘јќ)

††††††††† ќрганизаци膆† объединенных††† наций,††† ¬семирна€††† организаци€

††††††††† здравоохранени€,–им,2001

††† [2]†† »—ќ9000:2005††† "—истемы††† менеджмента††† качества.†† ќсновные

††††††††† положени€ исловарь"

††† [3]†† »—ќ 9001:2000 "—истемы менеджмента качества. “ребовани€"

††† [4]†† »—ќ 10002"ћенеджменткачества. ”довлетворенность потребителей.

††††††††† –уковод€щиеуказани€по рассмотрению жалоб в организаци€х"

††† [5]†† »—ќ14001†† "—истемы†† экологическог менеджмента.“ребовани€

††††††††† 膆 руководство по применению"

††† [6]†† »—ќ/ћЁ  17024 "ќценкасоответстви€. ќбщие требовани€корганам

††††††††† поаттестации персонала"

††† [7]†† »—ќ/ћЁ 17030:2003†† "ќценка†† соответстви€.ќбщи円 требовани€

††††††††† к знакам соответстви€ при оценке,проводимойтретьейстороной"

††† [8]†† "–екомендованны円 международныесводыправил.ќбщиепринципы

††††††††† пищевойгигиены" CAC/RCP 1-1969, верси€ 4 - 2003.