"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТСЖ

 

В редакцию журнала поступают просьбы рассмотреть вопросы учета и налогообложения ТСЖ. Причем эти вопросы интересны не только самим товариществам, но и управляющим организациям, заключающим с ТСЖ договор управления, который подразумевает также и ведение бухгалтерского учета и расчет налоговых обязательств за товарищество. На протяжении нескольких лет, пока издается журнал, мы неоднократно обращались к данной проблеме. В настоящее время по многим вопросам наработана практика, а некоторые получили новое развитие, поэтому предлагаем вниманию читателей обзорную статью. В ней мы сведем воедино разъяснения официальных органов, арбитражную практику и проанализируем нововведения в налоговом законодательстве.

 

Налог на прибыль

 

Официальные разъяснения

 

Многих бухгалтеров ТСЖ смущают разъяснения Минфина, согласно которым все поступающие товариществу от собственников помещений средства формируют доходы.

Напомним, что в течение длительного времени финансисты давали разъяснения, в которых противопоставляли обязательные платежи и взносы членов ТСЖ членским и вступительным взносам некоммерческих организаций, поименованным в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. А поскольку перечень целевых поступлений закрытый и не включает обязательных платежей членов ТСЖ, оснований для освобождения их от налогообложения не имеется (Письма Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/4/28, УФНС по г. Москве от 07.12.2007 N 18-11/3/117051@). В связи с этим плата членов товарищества за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письма Минфина России от 17.02.2006 N 03-03-04/4/32, от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45, от 13.09.2007 N 03-11-04/2/224). В качестве еще одного довода назывался тот факт, что обязанность внесения обязательных платежей и взносов возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Следовательно, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются (Письма Минфина России от 26.06.2006 N 03-11-04/2/128, от 05.05.2006 N 03-03-05/8, УФНС по г. Москве от 26.05.2008 N 20-12/050118).

Обязывая ТСЖ признавать выручку от реализации, чиновники великодушно разрешали уменьшать ее на расходы товарищества, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 05.05.2006 N 03-03-05/8). Например, в Письме от 27.11.2007 N 03-03-07/23 финансовое ведомство отметило: коммунальные платежи, например, такие, как плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимаются к вычету в составе расходов (т.к. должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем самым под налогообложение не попадают.

Кроме того, финансисты допускали использование посреднической схемы в деятельности товарищества. Если ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, т.е. только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги (Письма от 26.02.2007 N 03-07-15/24, от 05.05.2006 N 03-03-05/8).

Справедливости ради заметим, что в более поздних разъяснениях финансисты вообще перестали приводить какие-либо обоснования своей позиции и лишь постулировали, что средства ТСЖ состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества, а при определении налоговой базы не учитываются вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (Письма от 28.07.2008 N 03-11-05/182, от 07.04.2008 N 03-11-04/2/68, от 14.02.2008 N 03-11-04/2/35, от 13.02.2008 N 03-11-04/2/32). Однако по-прежнему чиновники сообщают: в отношении других обязательных платежей следует отметить, что в соответствии с общеустановленным порядком данные платежи включаются в налоговую базу. При этом такие платежи, как, например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., одновременно с отражением их в доходной части товарищества собственников жилья принимаются к вычету в составе расходов (т.к. должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и поэтому под налогообложение не подпадают (Письмо Минфина России от 20.03.2008 N 03-11-02/28 <1>).

--------------------------------

<1> См. также Письма Минфина России от 17.12.2008 N 03-03-06/4/97, от 06.06.2008 N 03-11-04/2/90.

 

Наводим критику

 

Следует признать, что рекомендации чиновников на практике не выдерживают никакой критики. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не дает оснований считать деятельность ТСЖ посреднической в том смысле, в котором посредничество понимается в ГК РФ. Дело в том, что ТСЖ всегда действует в интересах и по поручению своих членов (поручение выражается в утверждении перечня работ и услуг и сметы доходов и расходов), все его действия санкционируются общим собранием членов. Источником финансирования деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества являются средства собственников помещений. Кроме того, ввиду некоммерческого характера деятельности товарищества в рамках правоотношений с членами по поводу уставной деятельности у него не может возникать вознаграждения за возмездное оказание услуг (вознаграждение посредника). Смета ТСЖ не предусматривает его вознаграждение, она содержит доходы (платежи и взносы членов, покрывающие расходы, которые должно осуществить ТСЖ согласно уставу). Помимо сумм, которые ТСЖ уплачивает производителям (поставщикам) работ (услуг), смета предусматривает доходы, покрывающие затраты на содержание самого товарищества (заработная плата, затраты на приобретение основных средств и материалов, необходимых для ведения уставной деятельности, и т.д.). Считать их вознаграждением по посредническому договору оснований нет. Экономия средств по смете также не формирует финансовый результат товарищества, так как не может быть истрачена им по своему усмотрению - направления ее расходования определяются общим собранием собственников в соответствии с уставными целями ТСЖ. Поэтому, на наш взгляд, посреднический договор не может применяться в отношениях между ТСЖ и его членами, так как они основаны на членстве в некоммерческой организации.

Но даже и эти рассуждения не понадобятся ТСЖ, поскольку сложилась обширная арбитражная практика в пользу товариществ. Судьи в один голос отказывают налоговым инспекциям в доначислении налога на прибыль (и единого налога, уплачиваемого при применении УСНО) с сумм обязательных платежей членов ТСЖ. Арбитры руководствуются пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ и квалифицируют обязательные платежи собственников помещений как целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации, относя обязательные платежи и взносы членов ТСЖ, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, к членским взносам (Постановления ФАС ВСО от 10.09.2007 N А19-26596/06-Ф02-6060/07, ФАС ПО от 20.11.2007 N А55-18916/2006-31 <2>, от 30.10.2007 N А55-408/2007-11, ФАС МО от 21.09.2007 N КА-А40/9504-07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 09АП-10127/2008-АК). Некоторые суды даже не считают необходимым называть обязательные платежи членскими взносами, им достаточно, что это целевые поступления на ведение уставной деятельности некоммерческой организации, не подлежащие налогообложению на основании п. 2 ст. 251 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 07.12.2007 N А56-12206/2007, ФАС СКО от 04.03.2008 N Ф08-774/08-268А).

--------------------------------

<2> Определением ВАС РФ от 14.03.2008 N 3308/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

 

Большинство судей не разграничивают обязательные платежи, связанные с оплатой содержания и ремонта общего имущества, и платежи, вносимые в оплату коммунальных услуг. Это цельный взнос, признаваемый целевым поступлением на ведение уставной деятельности ТСЖ. В то же время встречаются споры именно по коммунальным платежам. Но налоговым инспекторам здесь удача также не улыбается. Арбитры приходят к выводу, что ТСЖ не реализует коммунальные услуги, а осуществляет предусмотренную законом и уставом деятельность по обеспечению жильцов коммунальными услугами, фактически выступая посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Данная деятельность носит некоммерческий характер, и в отсутствие доказательств получения товариществом посреднического вознаграждения за сбор и перечисление коммунальных платежей нужно признать, что у ТСЖ не возникает экономической выгоды. Следовательно, нет дохода, объекта налогообложения и налоговой базы (Постановление ФАС ВСО от 12.07.2007 N А33-1733/07-Ф02-3750/07 <3>).

--------------------------------

<3> Подтверждено Определением ВАС РФ от 22.11.2007 N 14386/07.

 

Тот факт, что ТСЖ в рамках своей уставной деятельности не оказывает услуги и не выполняет работы для собственников помещений, подтверждает также практика по спорам о применении ККТ. Налоговики привлекали товарищества к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Однако арбитры отменяли постановления о наложении штрафа (Определение ВАС РФ от 07.11.2007 N 14067/07, Постановления ФАС ПО от 08.04.2008 N А12-18845/07-С22, от 07.09.2007 N А12-7330/07, ФАС СКО от 10.01.2008 N Ф08-8553/2007-3207А).

Поскольку обязательные платежи членов ТСЖ расцениваются как целевые поступления, не облагаемые налогом на прибыль, расходы, осуществляемые за их счет, также не учитываются при определении налоговой базы. При этом ТСЖ обязано вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, а также по окончании налогового периода представлять в налоговый орган по месту учета отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль). В случае использования подобных поступлений не по целевому назначению их суммы включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) на дату, когда ТСЖ фактически использовало целевые средства не по целевому назначению (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ). Таким образом, несмотря на то что расходы, которые осуществляет товарищество, не учитываются при исчислении налога на прибыль, документы, подтверждающие такие расходы, необходимы - именно они докажут, что средства были использованы по целевому назначению. Известны случаи, когда налоговики при камеральной проверке декларации требовали представить пояснения с приложением документов, подтверждающих целевое использование доходов, не облагаемых налогом.

Справедливости ради нужно признать, что в последнее время встречается все меньше и меньше налоговых споров с участием ТСЖ и все реже они доходят до судов кассационной инстанции. Отсюда напрашивается только один вывод - налоговики трезво оценили свои судебные перспективы и товарищества могут чувствовать себя гораздо спокойнее. Впрочем, инспекторы стали более внимательны и находят новые основания для претензий. Они уже не спорят, что платежи, связанные с содержанием общего имущества, являются необлагаемыми, но пытаются доказать, что ТСЖ обслуживает также и частное имущество, что является реализацией услуг. Например, в деле, по которому было вынесено Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2008 N А12-15159/08-С65, инспекция доказывала, что ТСЖ осуществляло техническое обслуживание гаражных боксов. Однако товарищество подтвердило, что гаражные боксы, расположенные на придомовой территории, соединены с многоквартирным домом сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. Содержание и ремонт инженерных сетей домов возможны только в едином блоке с гаражными боксами. Кроме того, доступа в сами гаражные боксы сотрудники ТСЖ не имели. Поэтому суд сделал вывод о том, что инспекция не представила доказательств, что товарищество осуществляет техническое обслуживание внутри каждого бокса, а не общедолевого имущества (проезды для автомашин внутри автостоянки, инженерное оборудование).

 

Резерв на ремонт - особый случай?

 

Обратим внимание на порядок учета средств на ремонт общего имущества. В перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности были добавлены отчисления на формирование резерва на ремонт общего имущества, которые производятся ТСЖ его членами (изменения вступили в силу с 1 января 2008 г., но распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.). Примечательно, что этот вид поступлений включен в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, в котором названы вступительные, членские взносы некоммерческих организаций. Необходимость внесения такого изменения, полагаем, была вызвана тем, что любая положительная разница между поступлениями взносов членов ТСЖ и расходованием, образовавшаяся в отчетном периоде, трактовалась проверяющими как прибыль (см., например, Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-01-04/1/235). И даже если товарищество следовало рекомендациям финансистов об отражении доходов и расходов в налоговой базе, зарезервированные на ремонт средства приходилось облагать налогом. А это делало невыгодным аккумулирование средств собственников, в то время как других способов профинансировать ремонт общего имущества у ТСЖ нет, поэтому законодателю можно сказать спасибо, однако нельзя и не покритиковать нововведение.

Жилищное законодательство предполагает, что обязательные платежи и взносы собственников связаны с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества. И для целей внесения этих платежей не разделяется их целевое назначение - ремонт или капитальный ремонт. Кроме того, обязательные платежи должны покрыть расходы по смете, утвержденной общим собранием. При этом содержание сметы не регламентировано законом, то есть в ней можно предусмотреть расходы на ремонт общего имущества, запланированный на следующий год. Единственное отличие платежей в счет будущего ремонта от платежей на текущее содержание общего имущества - в сроке и порядке их целевого использования. Кстати сказать, рассматривая иной вопрос <4>, Минфин отмечал, что предусмотренные п. 2 ст. 251 Налогового кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений <5>. Решение общего собрания собственников о сроке, стоимости ремонта общего имущества и порядке его финансирования путем накопления средств (то есть фактически путем создания резерва), а также утверждение сметы доходов и расходов ТСЖ и являются установлением сроков, форм и условий использования целевых поступлений. Поэтому вполне справедливо считать, что и до вступления поправок в силу все обязательные платежи, срок использования которых еще не истек, имели статус целевых поступлений, не облагаемых налогом. Впрочем, и любая разница между поступлениями и расходованием не формирует прибыль, так как является экономией по смете, которая по решению общего собрания собственников направляется на уставные цели товарищества <6>.

--------------------------------

<4> См. статью "Временно свободные средства - на депозит!" ("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" N 5, 2008).

<5> Письма Минфина России от 14.11.2008 N 03-03-06/4/79, от 03.06.2008 N 03-11-04/2/89, от 11.04.2008 N 03-03-06/4/26, от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24, от 28.03.2008 N 03-03-06/4/17, от 07.03.2008 N 03-03-06/4/13.

<6> Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 09АП-10127/2008-АК по делу N А40-14894/08-108-60, ФАС МО от 21.09.2007 N КА-А40/9504-07, ФАС СЗО от 18.07.2007 N А56-25404/2006, ФАС ВСО от 31.10.2006 N А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1.

 

Такой вывод имеет и другие последствия, кроме доказательства правомерности невключения в налоговую базу резерва на ремонт, сформированного до 2007 г. Дело в том, что поправки в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ подразумевают, что к целевым поступлениям относятся отчисления не просто на ремонтный резерв, а только на резерв, формируемый в порядке, определенном ст. 324 НК РФ. Мы уже неоднократно писали, что совершенно непонятно, как некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства на осуществление своей уставной деятельности в будущем периоде, может руководствоваться ст. 324 НК РФ, регулирующей порядок равномерного списания расходов на ремонт амортизируемых основных средств <7>. Тем более что такие требования никак не соотносятся с жилищным законодательством. Если же исходить из общей природы отчислений в ремонтный фонд и обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, необходимость пытаться "подгонять" свои действия под ст. 324 НК РФ отпадает.

--------------------------------

<7> См. статьи "Резерв на ремонт общего имущества для ТСЖ" (N 5, 2008), "Очередные поправки в Налоговом кодексе" (N 8, 2007).

 

Бюджетные средства на ремонт: нормы общая и частная

 

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, признаются целевыми поступлениями и не облагаются налогом на прибыль. Эта норма применяется в отношении целевых средств, поступивших ТСЖ из соответствующего бюджета на ведение уставной деятельности, а именно на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Письма Минфина России от 02.09.2008 N 03-11-04/2/129, от 07.02.2008 N 03-03-06/4/6).

В 2009 г. вступило в силу (и распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.) положение, освобождающее от налогообложения средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Данные поступления отнесены к средствам целевого финансирования (абз. 4 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Учитывая правило о приоритете специальной нормы права над общей, денежные средства, полученные ТСЖ из бюджета в рамках программы Фонда, относятся к целевому финансированию, иные бюджетные средства (в том числе и на капитальный ремонт общего имущества) не облагаются в составе целевых поступлений.

Есть ли существенная разница в организации учета данных" средств? И целевое финансирование, и целевые поступления подразумевают наличие раздельного учета доходов и расходов, необходимость подтверждения использования их по назначению. Эти средства также должны попасть в отчет о целевом использовании (лист 07 декларации по налогу на прибыль), однако по разным кодам поступлений (для целевых поступлений предусмотрен код 170, а вот для бюджетных средств, выделенных на основании участия в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ, код пока не предусмотрен). Следует учитывать, что нецелевое использование бюджетных средств не влечет такого последствия, как признание внереализационных доходов на основании п. 14 ст. 250 НК РФ, поскольку в Кодексе прямо сказано, что в отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

 

Налог на добавленную стоимость

 

Комментируя порядок налогообложения обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также коммунальных услуг, Минфин исходил из того, что эти средства включаются в налоговую базу ТСЖ по НДС в общеустановленном порядке, точно так же как для целей налогообложения прибыли они формируют выручку от реализации (Письма от 26.02.2007 N 03-07-15/24, от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45).

Однако арбитры опять не согласны с этим мнением. С их точки зрения, в рамках уставной деятельности товарищества отсутствует реализация услуг. Самостоятельное управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение его эксплуатации и распоряжение им в пределах, установленных действующим законодательством, не является услугой независимо от того, каким способом эта деятельность осуществляется (Определения ВАС РФ от 22.02.2008 N 2006/08, N 1567/08). Товарищество заключает в интересах собственников помещений в многоквартирном доме договоры на содержание и ремонт общего имущества, об оказании коммунальных услуг и прочие договоры, а также устанавливает в соответствии с принятой им сметой доходов и расходов на год размеры обязательных платежей и взносов, что по определению ст. 39 НК РФ не относится к операциям по реализации товаров (работ, услуг). ТСЖ не реализует услуги и работы, а лишь платит за их предоставление и выполнение от имени жильцов (Постановления ФАС СЗО от 07.12.2007 N А56-12206/2007, ФАС СКО от 04.03.2008 N Ф08-774/08-268А, ФАС ВСО от 10.09.2007 N А19-26596/06-Ф02-6060/07, ФАС ПО от 20.11.2007 N А55-18916/2006-31 <8>, ФАС УО от 14.02.2008 N Ф09-324/08-С2). Кроме того, суды в подавляющем большинстве решений упоминают пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, согласно которому передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией.

--------------------------------

<8> Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3308/08.

 

Исход спора в пользу ТСЖ, не начисляющего НДС с суммы обязательных платежей и взносов своих членов, стал прогнозируемым после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, в п. 2 которого указано, что в рамках своей уставной деятельности ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Товарищество, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. В связи с этим товарищества не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом в виде Постановления Пленума ВАС РФ, являются обязательными для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

 

Упрощенная система налогообложения

 

Применение УСНО весьма выгодно товариществам собственников жилья, поскольку позволяет существенно экономить на ЕСН. При этом в отношении признания доходов действуют те же правила, что и для налога на прибыль, поскольку согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Минфин, конечно же, настаивает на отражении ТСЖ доходов в виде обязательных платежей и допускает, в случае выбора товариществом объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", признание расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. Поскольку у ТСЖ согласно смете доходы тождественны расходам, сумма исчисленного к уплате налога наверняка будет меньше минимального налога (1% от суммы доходов). Поэтому, если ТСЖ следует указаниям финансистов и признает доходы в виде обязательных платежей и расходы, оно неизбежно столкнется с необходимостью уплачивать минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Это обстоятельство нужно предусмотреть при составлении сметы на год и включить в расходную часть сумму минимального налога. Альтернативы у товарищества нет, ведь единственным источником финансирования его деятельности являются обязательные платежи и взносы членов (если ТСЖ оказывает платные услуги, использование прибыли от них также должно быть санкционировано общим собранием собственников).

Однако арбитражная практика свидетельствует о том, что у ТСЖ не возникает объекта налогообложения по "упрощенке", так как обязательные платежи собственников являются целевыми поступлениями. Также товарищество не должно признавать расходы, потому что расходов как таковых нет, а имеет место использование целевых поступлений. Добавим, что суммы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, не участвуют в расчете лимитов доходов, дающих право на применение УСНО.

Получается, что в книге учета доходов и расходов <9> в графах 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" следует ставить прочерки (естественно, если у ТСЖ нет облагаемых доходов). В налоговой декларации доходы, не учитываемые на основании ст. 251 НК РФ, также не отражаются <10>. Представлять в налоговый орган "нулевую" декларацию ТСЖ придется даже при отсутствии налога к уплате (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

--------------------------------

<9> На 2009 г. форма утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

<10> Пункт 10 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утв. Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н.

 

Существует мнение, что "пустой" книгой учета доходов и расходов и налоговой декларацией по УСНО товарищество не ограничится. В своих Письмах чиновники настаивают на заполнении организациями-"упрощенцами" отчета об использовании целевых средств и в обоснование данного требования приводят следующие положения налогового законодательства. "Упрощенец" не учитывает доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. В свою очередь, п. 2 данной нормы обязывает вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевых поступлений. Поскольку гл. 26.2 НК РФ не предусматривает особых форм ведения такого учета, налогоплательщик вправе самостоятельно разработать соответствующие формы и регистры и утвердить их приказом. Кроме того, "упрощенец" признает доходы, названные в ст. 250 НК РФ (см. п. 1 ст. 346.15 НК РФ), п. 14 которой гласит: в составе внереализационных доходов учитывается использованное не по целевому назначению имущество, полученное в рамках целевых поступлений. Абзац 2 названной нормы предписывает налогоплательщикам, получившим целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином, а именно лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Рассуждения Минфина в Письме от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59 на этом заканчиваются, и организациям предоставлена возможность самостоятельно сделать выводы. А вот московские налоговики в Письме от 14.09.2005 N 18-11/3/65435 пошли дальше и прямо заявили: в целях соблюдения требования, установленного п. 14 ст. 250 НК РФ в отношении использования целевых средств по назначению, налогоплательщики по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств независимо от применяемой ими системы налогообложения по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ.

Получается, что, даже законно перейдя на применение УСНО, ТСЖ обязано представлять часть налоговой декларации по налогу на прибыль, хотя нормы закона прямо этой обязанности не устанавливают. Если налоговый орган по месту учета выдвигает соответствующее требование, ТСЖ вправе согласиться и составлять такой отчет. Для тех товариществ, которые не согласны с подобным порядком, можно предложить аргументы в защиту. Самое "страшное", что грозит ТСЖ, - это ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако штраф по этой статье налагается за непредставление документов в установленный срок. А о том, в какой именно срок "упрощенец" обязан представить лист 07, нигде не сказано (полагаем, что сроки представления налоговой декларации по налогу на прибыль на "упрощенца" не распространяются). Оснований истребовать данный отчет при проведении камеральной проверки мы также не усматриваем, поскольку п. 7 ст. 88 НК РФ не допускает истребование у налогоплательщика дополнительных сведений и документов, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом. Кстати сказать, требовать от ТСЖ, применяющего УСНО, Отчет о целевом использовании полученных средств - форму N 6 бухгалтерской отчетности налоговики также не вправе, поскольку "упрощенцы" освобождены от обязанности вести бухучет и представлять бухотчетность (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

 

Е.В.Ермолаева

Редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

05.03.2009