"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТСЖ

 

Существует два противоположных подхода к квалификации уставной деятельности ТСЖ по управлению многоквартирным домом: первый - ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений, второй - в уставной деятельности ТСЖ отсутствует реализация, товарищество действует в интересах и по поручению своих членов, заключая гражданско-правовые и трудовые договоры. Среди сторонников первой позиции - представители Минфина и ФНС, причем некоторые товарищества предпочитают не спорить сними. Второго мнения придерживается, пожалуй, большинство товариществ собственников жилья, экспертов, а также арбитры, к которым ТСЖ обращаются за защитой своих прав в рамках налоговых споров.

 

ТСЖ осуществляет реализацию работ и услуг собственникам

помещений

 

Следует признать, что чиновники в своих разъяснениях уже давно избегают комментировать порядок исчисления НДС товариществами. Поэтому вспомним Письмо Минфина России от 26.02.2007 N 03-07-15/24, направленное для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-6-03/209@. Финансисты указали: средства, взимаемые ТСЖ со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные ТСЖ по вышеуказанным работам (услугам), выполненным (оказанным) непосредственно производителями (поставщиками), принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. ст. 171 и 172 Кодекса. А в Письме от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45 было отмечено, что при превышении сумм, полученных от членов ТСЖ, над суммами, уплаченными товариществом поставщикам тепловой энергии, такие суммы превышения включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Начиная с 2010 г. вступили в силу пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которым не подлежит обложению НДС реализация товариществом собственников жилья коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, приобретенных у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, подрядчиков и исполнителей соответственно. Указанные поправки свидетельствуют о том, что законодатель допускает наличие реализации - объекта обложения НДС - в деятельности ТСЖ. Причем, если согласиться с этим и применять названные нормы, получается, что при наличии в штате товарищества работников либо при заключении договоров подряда с физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, ТСЖ должно исчислять НДС в общеустановленном порядке. Финансисты считают, что никаких особых положений для ТСЖ в гл. 21 НК РФ не предусмотрено, поэтому они обязаны применять пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, как и управляющие организации (Письмо от 25.10.2010 N 03-07-14/77).

В свою очередь, по вопросу исчисления ТСЖ налога на прибыль аргументы приводятся совсем другие. Чиновники дословно читают п. 2 ст. 251 НК РФ (а именно пп. 1) и сообщают, что в нем не упомянуты обязательные платежи и взносы членов ТСЖ, значит, нет оснований относить данные суммы к целевым поступлениям. Согласно данной норме при определении налоговой базы ТСЖ не учитывает вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта (о резерве поговорим ниже). Другие обязательные платежи за жилищно-коммунальные услуги, поступающие товариществу, должны учитываться в составе доходов (см. Письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-05-05-02/28, от 10.12.2009 N 03-11-06/2/260, от 27.08.2009 N 03-11-06/2/164, от 10.06.2009 N 03-11-06/2/98). А в Письме от 09.08.2010 N ШС-37-3/8663@ ФНС России в ответ на многочисленные обращения налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу налогообложения ТСЖ пояснила, почему она не считает обязательные платежи и взносы членов ТСЖ членскими взносами, осуществляемыми в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Дело в том, что обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Следовательно, плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений и плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налогооблагаемой прибыли (см. также Письма Минфина России от 26.06.2006 N 03-11-04/2/128, от 05.05.2006 N 03-03-05/8, ФНС России от 04.06.2010 N ШС-37-3/3275@, от 20.10.2006 N 02-2-12/38@). Впрочем, признавая доходы, ТСЖ вправе уменьшить налоговую базу на расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (см., например, Письма Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-14/77, от 27.04.2010 N 03-05-05-02/28, УФНС России по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017557.2).

Итак, признавая тот факт, что ТСЖ осуществляет реализацию жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, товарищество ведет учет и исчисляет налоги в порядке, аналогичном тому, которым руководствуется управляющая организация (в части надлежащего содержания общего имущества и обеспечения жильцов коммунальными услугами). При этом ТСЖ, применяющее УСНО и выбравшее в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может попасть в весьма неприятную ситуацию, когда ввиду равных размеров доходов и расходов ему придется уплачивать минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Это обстоятельство следует учесть при составлении сметы доходов и расходов и утверждении размера обязательных платежей.

Практически во всех разъяснениях чиновников по проблеме налогообложения ТСЖ после приведенных выше выводов отмечается еще один нюанс. Если уставом на ТСЖ возложены обязанности по надлежащему содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества), то налогообложение средств от посреднической деятельности осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 156 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ (см. Письма ФНС России от 09.08.2010 N ШС-37-3/8663@, Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-14/77, от 26.02.2007 N 03-07-15/24). Однако учтите, что в названных положениях НК РФ речь идет об исполнении обязательств по договорам поручения, комиссии, агентским или аналогичным договорам. А между членами ТСЖ и товариществом договорные отношения как таковые отсутствуют - это взаимодействие основано на членстве, регулируется уставом. Некоторые эксперты полагают, что рекомендации, изданные Минфином в части налогообложения посреднической деятельности ТСЖ, полностью применимы, поскольку ТСЖ следует считать законным представителем собственников помещений, в том числе во взаимоотношениях с поставщиками и подрядчиками, в которых товарищество выступает от имени собственников помещений. Однако во всех договорных отношениях товарищество является самостоятельным хозяйствующим субъектом (хоть у него и нет никаких самостоятельных экономических интересов), имеет налоговые обязательства, обусловленные статусом юридического лица. Кроме того, отношения законного представительства не охвачены действием п. 1 ст. 156 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Даже если допустить обратное, получается, что данный подход справедлив только в случае закупки товариществом работ и услуг у сторонних организаций, но не действует в ситуации, когда ТСЖ нанимает штатных работников и приобретает ТМЦ для обеспечения их деятельности. Между тем сущность деятельности товарищества едина независимо от конкретного порядка ее осуществления - путем формирования собственного штата и осуществления каких-либо функций своими силами либо передачи таких функций на аутсорсинг (путем заключения договоров). Следовательно, не должен отличаться и порядок учета и налогообложения деятельности. Так мы подходим ко второму варианту квалификации деятельности ТСЖ.

 

ТСЖ действует в интересах и по поручению своих членов

 

Второй подход предполагает, что ТСЖ не реализует услуги и работы собственникам помещений. Один из доводов состоит в том, что ТСЖ представляет собой объединение жильцов, реализация услуг и работ самим себе - это нонсенс. Наряду с подобными логическими рассуждениями в арсенале товариществ есть более веские доводы, в частности позиция Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 2 Постановления от 05.10.2007 N 57 Пленум ВАС РФ пришел к выводу, что основной момент, из которого следует исходить при рассмотрении дел с участием налоговых органов и ТСЖ, касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), - это статус товариществ в структуре соответствующих договорных связей. В рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Подчеркнем, что данный вывод сделан исключительно применительно к обязательствам товариществ по НДС. То есть его нельзя распространить, например, на порядок исчисления НДФЛ с выплат штатным сотрудникам (ТСЖ как юридическое лицо выступает налоговым агентом), налога на имущество, находящееся в собственности ТСЖ. Особо отметим, что в Письме от 25.10.2010 N 03-07-14/77 представители финансового ведомства указали, что распространять положения указанного Постановления N 57 на пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступившие в силу только с 01.01.2010, оснований не имеется. Получается, что финансисты по-прежнему не признают право ТСЖ не исчислять НДС в рамках уставной деятельности, о чем мы упоминали выше.

Тем не менее, опираясь на правовую позицию Пленума ВАС РФ, арбитражные суды отклоняют все претензии налоговиков к ТСЖ в части уплаты НДС (Постановления ФАС СКО от 15.10.2010 по делу N А53-5114/2010, от 04.03.2008 N Ф08-774/08-268А, ФАС УО от 10.02.2009 N Ф09-300/09-С2). Например, в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС СКО от 19.05.2010 по делу N А53-20231/2009, налоговый орган требовал доначислить НДС на стоимость обслуживания банковского счета, закупки хозяйственных принадлежностей, затрат на заработную плату и отчисления с нее. Арбитры вникли в сущность деятельности ТСЖ и пришли к таким выводам. Во-первых, из положений ЖК РФ следует, что ни в правах (ст. 137), ни в обязанностях ТСЖ (ст. 139) не предусмотрена возможность реализации товариществом жильцам услуг по содержанию жилищного фонда, также товарищество не оказывает своим членам посреднические услуги, которые формировали бы его выручку. Во-вторых, обязательные платежи и взносы собственников помещений, используемые товариществом на оплату стоимости содержания и ремонта жилфонда, на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями на содержание созданной некоммерческой организации и ведение ее уставной деятельности по управлению многоквартирным домом. Эти целевые поступления, использованные ТСЖ по назначению согласно принятой смете, не связаны с оказанием услуг жильцам и не являются объектом обложения НДС. Соответствующие операции по смыслу ст. 39 НК РФ не относятся к реализации товаров, работ, услуг.

Поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию, то есть у него не возникает объекта налогообложения, оно не имеет права применять вычет "входного" НДС, предъявленного ему подрядными организациями. При заключении договора ТСЖ действует в интересах физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, поэтому на основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ "входной" налог должен быть включен в стоимость работ, принимаемых к учету. Такие выводы сделаны в Постановлении ФАС УО от 20.04.2010 N Ф09-2548/10-С2. Причем суд обратил особое внимание на то, что факты совершения товариществом операций по перепродаже результатов работ, приобретенных у подрядчика, физическим лицам - жильцам многоквартирного дома не были установлены.

Говоря о налоге на прибыль, заметим, что арбитры при рассмотрении налоговых споров с участием ТСЖ относят обязательные платежи и взносы к обычным членским взносам некоммерческой организации (Постановления ФАС МО от 16.06.2009 N КА-А41-5155-09, ФАС СЗО от 25.06.2009 по делу N А56-18660/2008). Поступления в ТСЖ в виде обязательных платежей собственников жилья, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, не могут быть рассмотрены как выручка от реализации товаров, работ, услуг, следовательно, не являются доходом в понимании ст. 249 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 26.07.2010 по делу N А75-9934/2009).

Целевые поступления не учитываются при налогообложении прибыли при наличии их раздельного учета и использовании по целевому назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). Целевое назначение собранных средств фиксируется в решениях общего собрания членов товарищества, смете доходов и расходов, а целевое использование подтверждается данными бухгалтерского учета ТСЖ и отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, выносимом на утверждение общего собрания членов. Поэтому нельзя пренебрегать составлением внутренней документации, а также ведением бухгалтерского учета в полном объеме, даже если ТСЖ находится на УСНО.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в налоговую базу по единому налогу не включаются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. Следовательно, обязательные платежи и взносы собственников помещений не учитываются товариществом, применяющим УСНО. Соответственно, и использование целевых средств не признается расходом. Таким образом, в книге учета доходов и расходов и в налоговой декларации ТСЖ проставит нулевые показатели. Обязанность по уплате минимального налога не возникает, поскольку отсутствует базовый показатель - размер налогооблагаемых доходов.

Выбирая тот или иной подход, товарищество должно оценить все риски, которые связаны не только с претензиями налоговиков, но и с давлением со стороны собственников помещений (если будет выбран сравнительно затратный для них первый вариант). Более справедливым представляется подход, который не предполагает дополнительной налоговой нагрузки на ТСЖ, а значит, и на собственников помещений, проявивших инициативу и объединившихся для управления многоквартирным домом.

 

Общие принципы бухгалтерского учета в ТСЖ

 

ТСЖ является некоммерческой организацией, поэтому не все бухгалтерские стандарты распространяются на порядок ведения учета в товариществе в части уставной непредпринимательской деятельности. ТСЖ вправе построить свой учет, опираясь на Рекомендации по учету для ТСЖ <1>. Нужно иметь в виду, что эти Рекомендации разработаны на основе прежнего Плана счетов и не соответствуют некоторым представлениям о правах и обязанностях ТСЖ, которые существуют в настоящее время. Например, товарищество не имеет права учитывать на своем балансе ни жилой дом в целом, ни общее имущество собственников помещений, поскольку не обладает никакими правами на данное имущество (п. 5 ПБУ 1/2008, Письмо Минфина России от 01.02.2006 N 03-06-01-04/08).

--------------------------------

<1> Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для ТСЖ, утв. Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45.

 

Заметим, что для целей бухгалтерского учета не имеет значения, какую систему налогообложения применяет ТСЖ. Руководствоваться кассовым методом товарищество не вправе, поэтому даже в случае перехода на УСНО все хозяйственные операции должны учитываться в момент их осуществления.

 

Содержание и ремонт помещений

 

Согласно Рекомендациям по учету для ТСЖ все затраты товарищества по основной (некоммерческой) деятельности отражаются на дебете счета 20 (затраты на содержание домового хозяйства - на субсчете 20-1 "Содержание домового хозяйства", затраты на капитальный ремонт жилищного фонда - на субсчете 20-2 "Капитальный ремонт жилищного фонда"). Учтенные на счете 20 затраты списываются в зависимости от того, какая учетная политика принята в товариществе. Если ТСЖ руководствуется официальной позицией Минфина и ФНС и признает наличие реализации работ и услуг в рамках своей уставной деятельности, то затраты, собранные на счете 20 (26), списывают на счет 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Соответственно, вся плата за содержание и ремонт, предъявленная собственникам помещений в многоквартирном доме, учитывается в составе доходов ТСЖ на субсчете 90-1 "Выручка". Если же ТСЖ не признает наличие в своей деятельности реализации работ и услуг, то счет 20 (26) закрывается на счет 86 "Целевое финансирование". Согласно Инструкции по применению Плана счетов использование целевого финансирования на содержание некоммерческой организации отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы". Данное разделение направлений использования позволяет ТСЖ выделить затраты, связанные с конкретными мероприятиями (содержание, ремонт общего имущества) и управлением дома в целом (содержание АУП, банковские услуги, штрафы контролирующих органов и пр.).

 

Пример 1. ТСЖ, применяющее УСНО, в октябре 2010 г. начислило собственникам помещений плату за содержание и ремонт жилых помещений в размере 400 000 руб. В этом месяце фактические расходы соответствовали запланированным по смете и составили:

- оплата услуг и работ сторонних организаций (обслуживание лифтов, вывоз ТБО, ремонт узлов учета тепла) - 200 000 руб.;

- заработная плата сантехника, слесаря, уборщиц, дворника и пр. с отчислениями - 80 000 руб.;

- иные расходы, связанные с управлением домом (расчетно-кассовое обслуживание, зарплата бухгалтера с отчислениями с нее, печать платежных документов и пр.), - 120 000 руб.

При условии, что ТСЖ признает факт реализации работ и услуг, в учете будут составлены проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

Начислена выручка от реализации работ и    
услуг в части платы за содержание и ремонт 
помещений                                  

62     

90-1   

400 000

Приняты услуги и работы сторонних          
организаций                                

20     

60     

200 000

Начислена заработная плата и страховые     
взносы                                     

20     

70, 69 

80 000

Отражены расходы на управление домом       

20     

60, 70,
69, 76 

120 000

Сформирована себестоимость работ и услуг в 
части содержания и ремонта помещений       

90-2   

20     

400 000

 

При условии, что ТСЖ не признает факта реализации работ и услуг, в учете будут составлены проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

Начислены доходы по смете (платежи         
собственников помещений)                   

76-5   

86     

400 000

Приняты услуги и работы сторонних          
организаций                                

20     

60     

200 000

Начислена заработная плата и страховые     
взносы                                     

20     

70, 69 

80 000

Отражены расходы на управление домом       

20     

60, 70,
69, 76 

120 000

Отражено использование средств целевого    
финансирования                             

86     

20     

400 000

 

Несмотря на имеющееся в Инструкции по применению Плана счетов и Рекомендациях по учету для ТСЖ указание на необходимость накопления всех затрат на счете 20 (26), некоторые эксперты полагают данный подход не соответствующим сущности хозяйственной операции. Они считают, что затратные счета могут быть использованы только для формирования себестоимости товаров, работ, услуг в рамках коммерческой деятельности. Отвергая факт реализации работ и услуг в рамках уставной деятельности ТСЖ, оно не должно формировать в учете и их себестоимости. Следовательно, необходимо лишь показать использование (расходование) средств целевого финансирования. В таком случае применение затратных счетов неоправданно - использование средств целевого финансирования нужно отражать напрямую с использованием счета 86 в корреспонденции со счетами учета расчетов и имущества. Вместе с тем исключение счетов 20, 26 из рабочего плана счетов лишает ТСЖ возможности обеспечить аналитику по направлениям использования средств (по видам затрат, статьям сметы). А это обусловливает необходимость введения специального вспомогательного счета для учета расходов по смете. Традиционно в данной роли выступает счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Ежемесячно в корреспонденции со счетами учета расчетов с собственниками помещений формируется источник финансирования расходов по смете на предстоящий месяц, и затем по дебету счета 96 (с обеспечением аналитического учета в разрезе статей сметы) отражаются фактические расходы. Тем самым обеспечивается наглядность выполнения сметы (экономия, перерасход), и бухгалтер, разнося истраченные суммы по аналитическим счетам, контролирует целевое использование средств.

 

Пример 2. В октябре 2010 г. согласно смете ТСЖ начислило собственникам помещений плату за содержание и ремонт жилых помещений в размере 400 000 руб. В этом же месяце фактические расходы составили:

- оплата услуг и работ сторонних организаций (обслуживание лифтов, вывоз ТБО, ремонт узлов учета тепла) - 220 000 руб.;

- заработная плата сантехника, слесаря, уборщиц, дворника и пр. с отчислениями - 80 000 руб.;

- иные расходы, связанные с управлением домом (расчетно-кассовое обслуживание, зарплата бухгалтера с отчислениями с нее, печать платежных документов и пр.), - 120 000 руб.

При условии, что ТСЖ не признает факта реализации работ и услуг и не формирует их себестоимости, в учете будут составлены проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

Пополнен резерв расходов по смете          

86     

96     

400 000

Приняты услуги и работы сторонних          
организаций                                

96     

60     

220 000

Начислена заработная плата и страховые     
взносы                                     

96     

70, 69 

80 000

Отражены расходы на управление домом <*>   

96     

60, 70,
69, 76 

120 000

 

--------------------------------

<*> Как видим, на счете 96 образовалось дебетовое сальдо, которое означает перерасход по смете.

 

При формировании учетной политики управляющей организации следует предусмотреть один из допустимых вариантов отражения расходов по смете исходя из своей потребности в аналитической информации и обосновать свой выбор.

 

Коммунальные услуги

 

Что касается коммунальных услуг, единого мнения в отношении порядка их отражения в учете ТСЖ нет. С одной стороны, Рекомендации по учету для ТСЖ устанавливают одинаковый порядок учета содержания жилфонда и обеспечения граждан коммунальными услугами (Дебет 86 Кредит 20). С другой стороны, в настоящее время некоторые специалисты полагают, что предоставление коммунальных услуг не является уставной деятельностью ТСЖ, которое лишь ведет расчеты за них с гражданами и РСО. Следовательно, плату за коммунальные услуги нельзя считать целевым финансированием товарищества, а расчеты за них отражаются исключительно на счетах 76 и 60. Однако, поскольку предъявленные РСО суммы не всегда совпадают с платой, которая должна быть начислена гражданам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (например, в связи с тем, что показания счетчиков представляются с опозданием), целесообразно ввести дополнительный транзитный счет (например, открыть специальный субсчет к счету 76).

 

Пример 3. В октябре 2010 г. организация водопроводно-канализационного хозяйства предъявила ТСЖ к оплате 944 000 руб., в том числе НДС - 144 000 руб. Собственникам помещений было начислено за услуги холодного водоснабжения и водоотведения 1 000 000 руб. Для учета расчетов по коммунальным платежам используется субсчет 76-6, для учета расчетов с собственниками помещений - 76-5.

В учете ТСЖ будут составлены проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

Принят к оплате счет РСО                   

76-6   

60     

944 000

Начислена собственникам помещений плата за 
коммунальные услуги                        

76-5   

76-6   

1 000 000

 

Имущество

 

В процессе деятельности по управлению многоквартирным домом ТСЖ приобретает разнообразные товарно-материальные ценности, оприходование и отпуск в производство которых должны найти отражение в бухгалтерском учете. Все они делятся на две большие группы - основные средства и МПЗ. В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается некоммерческой организацией к учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации или для ее управленческих нужд;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 мес. (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.);

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.

В свою очередь, активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), а также для управленческих нужд организации, принимаются к учету в качестве МПЗ (п. 2 ПБУ 5/01).

Итак, основной критерий для разграничения основных средств и МПЗ - срок их использования. Если он превышает 12 мес., то в общем случае актив классифицируется как основное средство, не превышает - как МПЗ. Обратим особое внимание, что некоторые приобретенные ТСЖ активы, хоть и имеют длительный срок использования, не могут быть приняты к учету как основные средства. Это объекты, которые куплены, чтобы стать элементами общего имущества в многоквартирном доме. Например, лифт, скамейки, ограждения, узлы учета коммунальных ресурсов ТСЖ не вправе поставить на балансовый счет 01, поскольку товарищество не имеет права собственности на них, - данные объекты после монтажа поступают в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому для товарищества они выступают как обычные МПЗ, приобретенные для уставной деятельности, следовательно, приходуются на счете 10 и после монтажа списываются на затраты (либо сразу в дебет счета 86 (96) в зависимости от выбранного способа учета расходов по смете).

Что касается основных средств ТСЖ, ими является имущество, которое товарищество использует непосредственно для обеспечения своих нужд, например предметы обстановки офиса (мебель, оргтехника и пр.), оборудование и хозяйственный инвентарь (снегоуборочные механизмы, газонокосилки и пр.). Данные объекты приходуются в общем порядке (Дебет 08 Кредит 60, Дебет 01 Кредит 08), однако при принятии их к учету необходимо отразить использование источника целевого финансирования. Инструкция по применению Плана счетов требует составить запись: Дебет 86 Кредит 83. В силу абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01 некоммерческая организация не начисляет амортизацию, но отражает износ на забалансовом счете 010 по правилам начисления амортизации. Объекты, учитываемые на балансе в качестве основных средств, облагаются налогом на имущество. Чтобы снизить налоговую нагрузку, ТСЖ может воспользоваться правом, закрепленным в абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, и учесть объекты, отвечающие признакам основных средств, но стоимостью не более лимита, установленного в учетной политике (в пределах 20 000 руб. за единицу), в составе МПЗ. Это означает, что актив принимается к учету на счет 10, его оприходование и движение оформляются с использованием первичных документов по учету МПЗ (приходный ордер, акт о расходовании). Единственное требование, которое предъявляется при выборе такого способа учета недорогих основных средств, - это надлежащий контроль за их движением в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации. Как именно обеспечивается такой контроль, в бухгалтерском стандарте не прописано, следовательно, решение данного вопроса отдается на откуп организации и должно быть закреплено в учетной политике. Нередко используются два метода - забалансовый учет рассматриваемых активов и фиксация всех перемещений таких активов в отдельных регистрах (книгах, карточках). Обеспечение контроля за движением активов, имеющих длительный срок использования, но списанных с балансового учета, важно не только для целей выполнения предписаний бухгалтерского стандарта, но и для подтверждения целевого и рационального использования средств собственников помещений (проверяется в рамках ревизионной проверки).

Выше мы изложили порядок учета МПЗ, которые по общему правилу отражаются в учете с использованием счета 10. Однако в некоторых случаях ТСЖ вправе отступить от этого предписания, обязательного для всех организаций. Согласно п. 7 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, размещенных на сайте Минфина (рекомендованы некоммерческим организациям к использованию в Письмах Минфина России от 31.03.2009 N 07-02-06/94, от 30.06.2008 N 03-03-06/4/44, от 29.04.2008 N 03-11-04/2/78), некоммерческая организация может не включать в группу статей "Запасы" бухгалтерского баланса статью "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. В этом случае материальные ценности, используемые для управленческих нужд, признаются в качестве расхода соответственно по группам статей "Расходы на содержание аппарата управления" и "Расходы на целевые мероприятия" непосредственно в отчете о целевом использовании полученных средств. Сказанное дает право ТСЖ установить в учетной политике, что товарищество отказывается от использования счета 10 и списывает стоимость приобретенных МПЗ непосредственно на затраты (на счет 20 либо на счет 86 (96) в зависимости от избранного варианта отражения расходов по смете). Но это означает, что у товарищества должна быть эффективная система оперативного контроля за расходованием таких ценностей и не должно образовываться остатков МПЗ на складе. Безусловно, такой порядок упрощает работу бухгалтера, однако следует взвесить все преимущества и недостатки его использования: действительно ли возможно без применения методов бухгалтерского учета обеспечить надлежащий контроль за целевым использованием поступлений и движением приобретенных МПЗ. Если все же будет сделан выбор в пользу упрощения бухгалтерского учета, никакие МПЗ не должны учитываться с использованием счета 10 (в том числе недорогие основные средства, учитываемые в составе МПЗ, а также СИЗ).

 

* * *

 

В статье приведены рекомендации по формированию учетных записей и исчислению налога на прибыль и НДС (единого налога при применении УСНО), базирующихся на двух противоположных подходах к квалификации деятельности ТСЖ. Первый, декларируемый финансистами и налоговиками, предполагает наличие в бухгалтерском и налоговом учете реализации работ и услуг. Второй, широко применяемый на практике, поддерживаемый экспертами и арбитрами, исключает наличие таковой в уставной деятельности товарищества.

 

Е.В.Емельянова

Редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

07.12.2010