"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9

 

ПОНИЖЕННЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ТСЖ НА УСНО

 

Нужно признать, что данный материал сам по себе посвящен порядку начисления ТСЖ страховых взносов в части использования пониженных тарифов, установленных ч. 3.4 ст. 58 Закона о страховых взносах <1>. В рубрику "Налогообложение" он помещен из-за информации, положенной в его основу. Она может помочь ТСЖ в выборе системы налогообложения (УСНО или ТСНО), о котором шла речь в предыдущей статье, а это уже вопрос налогообложения. Автор названной статьи исходит из допущения, что товарищество независимо от применяемой им системы налогообложения начисляет страховые взносы в общем порядке (ч. 1 ст. 58.2 Закона о страховых взносах) с использованием совокупного тарифа взносов на 2012 г. - 30%. Между тем сегодня есть основания полагать, что применение ТСЖ пониженных тарифов (которые в совокупности составляют 20%) является вполне обоснованным. Значит, и в этом, и в следующем году у УСНО для ТСЖ есть еще одно преимущество перед ТСНО.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

 

Коротко о нормах Закона

 

Тарифы страховых взносов на 2012 - 2013 гг. установлены ст. 58.2 Закона о страховых взносах. Для лиц (организаций, ИП, физических лиц, не признаваемых ИП), производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах), они составляют:

 


База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса, %


Итого, %

ПФР

ФСС

ФФОМС  

В пределах предельной величины базы 
для начисления страховых взносов    

22   

2,9  

5,1        

30     

Свыше предельной величины базы для  
начисления страховых взносов        

10   

-    

-          

10     

 

Пониженным тарифам посвящена ст. 58 Закона о страховых взносах. Так, ч. 3.4 данной статьи устанавливает тарифы на 2012 - 2013 гг. для плательщиков страховых взносов, перечисленных в п. 8 ч. 1 той же статьи. Речь идет об организациях и ИП, применяющих УСНО и осуществляющих определенные виды деятельности, классифицируемые в соответствии с ОКВЭД <2>, которые для них являются основными. Среди видов деятельности перечислены и такие, которые интересуют ТСЖ, а именно управление недвижимым имуществом (пп. "я.2") и удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (пп. "ш"). Тариф составляет 20%, он полностью приходится на долю ПФР (в части ФСС и ФФОМС составляющие равны нулю).

--------------------------------

<2> Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

 

В целях применения п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказания услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (ч. 1.4 ст. 58 данного Закона). Еще в 2011 г. Минздравсоцразвития <3> и Пенсионный фонд <4> выпустили несколько письменных разъяснений о том, что для использования права на применение пониженного тарифа в связи с осуществлением упомянутого в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах вида деятельности необходимо подтвердить основной характер такой деятельности. Подтверждением служит расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (точнее, одно из его приложений). С I квартала 2012 г. плательщики заполняют данный расчет по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н. Подраздел 3.6 разд. 3 нового расчета предназначен для заполнения организациями и ИП, применяющими УСНО и претендующими на пониженную ставку тарифа страховых взносов. В нем по-прежнему приводится информация о сумме доходов, определяемых по правилам ст. 346.15 НК РФ, и рассчитывается, какой процент этих доходов приходится на деятельность, названную в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. Если 70% и более, то применение льготного тарифа считается обоснованным.

--------------------------------

<3> Письмо от 11.03.2011 N 748-19.

<4> Письмо от 17.06.2011 N 30-22/6718 и Информационное сообщение от 24.03.2011.

 

Есть мнение, что данные положения явно указывают на предоставление права на пониженный тариф только тем "упрощенцам", которые признают доходы от реализации по соответствующему виду деятельности для целей налогообложения. ТСЖ, конечно же, может попасть в эту категорию плательщиков, проигнорировав экономическую и правовую сущность своей уставной деятельности <5>. Но существует и другой путь к применению пониженных тарифов страховых взносов.

--------------------------------

<5> О том, насколько это является невыгодным для ТСЖ, рассказано в статье Н.Н. Шишкоедовой "ТСЖ на "упрощенке". Расчет налоговой базы в контексте рекомендаций Минфина и судей", N 6, 2012.

 

Позиция ФСС

 

Позиция ФСС РФ относительно порядка применения пониженных тарифов страховых взносов сформулирована в Письме от 25.04.2012 N 15-03-18/08-4703. О нем мы рассказывали в рубрике "Обзор новостей", N 6, 2012. В данном Письме приведена позиция Минздравсоцразвития по ряду вопросов, касающихся начисления страховых взносов, заданных министерству, в том числе по инициативе гаражных кооперативов. В свою очередь, гаражный кооператив является разновидностью потребительского кооператива <6>. Заметим, что некоторые арбитры при рассмотрении разнообразных исков ТСЖ относят их к разряду таких кооперативов, не разбирая этот вопрос по существу. Если принять данное утверждение за верное, рекомендации Минздравсоцразвития становятся значимыми не только для гаражного кооператива, но и для ТСЖ, ЖСК и т.д. Напоминаем, что в самом Письме говорится о возможности применения пониженных тарифов несмотря на то, что деятельность кооператива финансируется за счет членских взносов. Однако то, что суммы такого финансирования не включаются в состав доходов при применении УСНО и это вовсе не помеха для использования ставки тарифа страховых взносов в размере 20%, читается исключительно между строк официального документа. Тем не менее это веский повод для всех перечисленных НКО, сомневающихся в правомерности исчисления и уплаты страховых взносов по пониженным тарифам, еще раз проанализировать ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах и арбитражную практику на предмет толкования указанной нормы.

--------------------------------

<6> Это следует из положений ст. 2 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

 

Позиция судей

 

Безусловно, говорить о том, что судебная практика начинает складываться в пользу ТСЖ, пока рано, однако положительные прецеденты уже есть. Так, в арбитражном суде Ярославской области рассмотрено около десятка дел по интересующей нас тематике <7>. Все судебные разбирательства были инициированы товариществами, которым по результатам камеральной проверки расчетов по форме РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2011 г. межрайонное управление ПФР доначислило к уплате страховые взносы по максимальному тарифу, применяемому в 2011 г. Дело в том, что все ТСЖ, по мнению проверяющих, не подтвердили основной вид деятельности, поскольку не заполнили соответствующее приложение к расчету. Объяснения ТСЖ о том, что они не могли этого сделать в силу специфики своей деятельности (деятельность есть, а доходов нет), проверяющими не были приняты во внимание. Таким образом, судебной оценке подлежали доводы товариществ о возможности применения ими пониженного тарифа страховых взносов в отсутствие налогооблагаемых доходов и иных видов деятельности, кроме указанного в пп. "я" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах.

--------------------------------

<7> Решения от 15.08.2012 по делу N А82-4986/2012, А82-4998/2012, от 07.08.2012 по делу N А82-4993/2012 и т.д.

 

Важно. Все товарищества, чьи иски были рассмотрены судом, не имели дополнительных доходов, облагаемых налогом в рамках УСНО. По мнению автора, при наличии поступлений, связанных с предпринимательской деятельностью, ТСЖ будет гораздо сложнее доказать свою правоту, так как заполненный расчет в части подразд. 3.6 разд. 3 в этом случае может дать проверяющим информацию о том, что все 100% доходов, облагаемых налогом в рамках УСНО, приносят операции, не связанные с управлением недвижимым имуществом, например оказание отдельных услуг соседним ТСЖ.

 

Суд принял сторону ТСЖ, указав, что нормы Закона о страховых взносах не дают оснований для предложенного межрайонным управлением ПФР их толкования, а именно в части возможности применения пониженных тарифов страховых взносов только теми организациями, которые при применении УСНО уплачивают единый налог с доходов, не менее 70% которых получены от управления недвижимым имуществом (жилым фондом). В зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится.

Товарищества подтвердили, что они:

- являются организациями, применяющими УСНО;

- не осуществляют иных видов деятельности, помимо управления недвижимым имуществом (жилым фондом);

- получают финансирование, связанное исключительно с осуществлением данного вида деятельности.

По совокупности изложенных фактов товарищества были отнесены судом к категории страхователей, имеющих право на применение в переходный период пониженного тарифа страховых взносов.

 

* * *

 

На возможность применения ТСЖ пониженных тарифов страховых взносов не должно повлиять то, что источником выплаты заработной платы его сотрудникам являются обязательные платежи, взносы и плата собственников помещений в МКД, управление которым осуществляется посредством данного товарищества. Во всяком случае, так считают арбитры Ярославской области, а мы с ними совершенно согласны.

 

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

12.09.2012