"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 17

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

 

Реформирование современного российского бухгалтерского учета происходит в направлении сближения с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В обязательном порядке составление отчетности по МСФО предусмотрено пока для отдельных компаний. Для бухгалтеров остальных организаций знакомство с МСФО полезно как освоение методологического багажа, накопленного международной учетной практикой. Российским бухгалтерским сообществом постепенно осознается значение категории "профессиональное суждение", позволяющей реализовать на практике основной принцип подготовки финансовой отчетности - приоритет содержания над формой. Данный принцип формально закреплен и российскими нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета. Однако на практике пока чаще всего побеждает форма.

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) являются некоммерческими организациями, объединяющими собственников помещений в многоквартирных домах с целью совместного управления общим имуществом (ст. 135 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ)). Цель эту можно охарактеризовать как исключительно социальную, обеспечивающую поддержание определенного уровня качества жизни городского населения. В то же время существует устойчивая позиция налоговых органов относительно того, что деятельность ТСЖ предполагает следующие понятия: "реализация", "создание добавленной стоимости" и "получение прибыли". От трактовки экономической сущности деятельности ТСЖ зависит и отражение результатов этой деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выбор и формирование положений учетной политики.

Применение профессионального суждения является необходимым к сложным, не имеющим достаточно четких правил участкам бухгалтерского учета. Одним из таких недостаточно проработанных является учет в ТСЖ. Единственным нормативным актом, посвященным специфическим особенностям бухгалтерского учета в ТСЖ, являются Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45. Однако этот документ был разработан в условиях применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.11.1991 N 56. Кроме того, за прошедшие годы был принят ЖК РФ, изменивший представления о сущности, функциях, правах и обязанностях ТСЖ. Поэтому бухгалтер, формирующий учетную политику ТСЖ, сталкивается, скорее, не с выбором из нескольких разрешенных законодательством способов учета, а с выработкой своих собственных учетных подходов.

Нужен ли вообще ТСЖ бухгалтерский учет? Большинство ТСЖ применяют упрощенную систему налогообложения и в силу этого не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Однако в процессе оперативного управления хозяйственной деятельностью руководству ТСЖ необходимо своевременно получать информацию о состоянии взаиморасчетов собственников жилья по оплате коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ обязано выполнять требования по контролю за целевым использованием аккумулированных денежных средств, полученных от собственников жилья. Еще одной задачей является осуществление раздельного учета финансовых результатов в случае получения ТСЖ дополнительных доходов (например, от сдачи имущества в аренду). Все эти задачи могут быть решены только при построении эффективной системы бухгалтерского учета.

Сформируем примерный перечень положений, необходимых для включения в учетную политику ТСЖ:

- учет поступлений от собственников жилья - членов ТСЖ;

- учет поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ;

- учет прочих поступлений (от предпринимательской деятельности);

- учет расходов на содержание имущества многоквартирного дома;

- учет основных средств;

- учет материально-производственных запасов;

- учет расходов будущих периодов;

- учет резервов на ремонт общедомового имущества;

- учет результатов деятельности ТСЖ.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Учет поступлений от членов ТСЖ согласно ЖК РФ носит целевой характер - обеспечение деятельности ТСЖ по управлению общим имуществом. Как в любой некоммерческой организации, учет целевых поступлений может производиться с помощью счета 86 "Целевое финансирование". Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

При этом возникают варианты учета - применение метода начислений или кассового метода. В первом случае на основании решения общего собрания собственников жилья ежемесячно в журнале хозяйственных операций отражается начисление в установленном размере обязательных взносов членов ТСЖ проводкой:

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 - начислены взносы.

Затем при поступлении денежных средств записывается проводка:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 - получены взносы.

Во втором случае взносы от членов ТСЖ отражаются только в момент реального поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации:

Д-т сч. 51 К-т сч. 86 - получены взносы.

Второй способ проще, но первый позволяет отслеживать суммы неоплаченных взносов и организовать оперативную работу по их взысканию.

Учет взаиморасчетов с собственниками жилья осуществляется в разрезе лицевых счетов. В рабочем плане счетов для этих целей может быть выделен отдельный субсчет счета 76, например 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ".

Таким образом, можно предложить два варианта положений учетной политики относительно учета взносов членов ТСЖ.

Вариант А. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ". При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Вариант Б. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в момент поступления на расчетный счет или кассу организации в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, может осуществляться аналогично. Однако в трактовке некоторых специалистов указанные поступления по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от членских взносов участников ТСЖ, и поэтому для отражения их поступления вместо счета 86 "Целевое финансирование" предлагается использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Соответственно, в учетной политике ТСЖ следует закрепить выбранный способ учета.

Вариант А. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ". При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76 "Расчеты по услугам ТСЖ" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Вариант Б. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, в отношении поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, отражаются по кредиту 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ". При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76-КУ "Расчеты по услугам ТСЖ" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет прочих поступлений (от предпринимательской деятельности) (сдачи в аренду помещений, оказания услуг по ремонту индивидуального имущества для отдельных жильцов и т.д.) в строгом смысле не подлежит отражению в учетной политике ТСЖ, так как является безвариантным. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и Инструкции N 94н доходы будут отражаться по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На практике иногда применяется такой вариант учета доходов ко всем поступлениям от собственников жилья (или их большей части). Это прямое следствие ориентации учетных работников на требования налоговых органов.

Современные автоматизированные системы учета позволяют осуществить настройку учета поступлений от собственников жилья различными способами (см. рисунок).

 

Настройка учета поступлений в программном продукте

"БИТ: ЖКХ 8" (ООО "1С:Бухучет и Торговля (БИТ)")

 

 

Учет расходов на содержание имущества предполагает введение аналитических разрезов при учете затрат ТСЖ. Самым крупным разделением является выделение счетов 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы". Некоторые бухгалтеры ТСЖ на практике их не выделяют, а используют для отражения всех расходов один из упомянутых счетов или списывают расходы напрямую в дебет счета 86 "Целевые поступления". Следует учитывать, что организация аналитического учета расходов ТСЖ позволяет оперативно отслеживать выполнение сметы расходов на управление многоквартирным домом по отдельным ее статьям.

На счете 20 "Основное производство" возможно выделение следующих статей затрат (форма 1):

- заработная плата производственного персонала (сантехников, диспетчеров, дворников и т.д.) с отчислениями во внебюджетные фонды;

- материальные расходы (запчасти, производственный инвентарь);

- уборка мусора;

- охрана помещения;

- коммунальные услуги (э/энергия, тепло, водоснабжение, канализация и т.д.);

- техническое обслуживание лифтов;

- мойка окон и др.

 

Форма 1

 

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20-01 за 2011 г.

 

Выводимые данные: бухгалтерский учет (данные бухгалтерского учета).

 


Счет     

Сальдо  
на начало
периода 


Обороты за период      

Сальдо
на конец
периода

Подразделение   



Дебет



Кредит



Дебет  



Кредит  



Дебет



Кредит

Номенклатурные  
группы          

Статьи затрат   

20-01           

 

 

6 743 673,57

6 743 673,57

 

 

Обслуживающий   
персонал        

 

 

6 743 673,57

6 743 673,57

 

 

Ремонт автоматики
ИТП             

 

 

200 000,00

200 000,00

 

 

Ремонт основных 
средств         

 

 

200 000,00

200 000,00

 

 

Содержание      
многоквартирного
дома            

 

 


6 543 673,57


6 543 673,57

 

 

Вывоз мусора    

 

 

219 000,00

219 000,00

 

 

Материальные    
расходы (технич.)

 

 

201 124,66

201 124,66

 

 

Монтаж охр.     
сигнализации    

 

 

73 229,00

73 229,00

 

 

Монтаж системы  
видеонаблюдения 

 

 

72 882,00

72 882,00

 

 

Оплата труда    

 

 

2 300 670,17

2 300 670,17

 

 

Охрана          

 

 

1 200 000,00

1 200 000,00

 

 

Ремонт оборуд.  
(технич.)       

 

 

25 027,53

25 027,53

 

 

Тепловая энергия
и гор. водоснабж.

 

 

1 023 144,50

1 023 144,50

 

 

Тех. обслуживание
ворот           

 

 

11 400,00

11 400,00

 

 

Тех. обслуживание
лифтов          

 

 

157 735,00

157 735,00

 

 

Тех. обслуживание
ОЗДС            

 

 

23 792,58

23 792,58

 

 

Тех. обслуживание
пожарн. сигн.   

 

 

210 000,00

210 000,00

 

 

Холодное        
водоснабжение   

 

 

334 539,66

334 539,66

 

 

Чистка ковров   

 

 

3 062,10

3 062,10

 

 

Э/энергия       

 

 

688 066,37

688 066,37

 

 

Итого           

 

 

6 743 673,57

6 743 673,57

 

 

 

В примере, приведенном в форме 1, показан вариант организации трехуровневой аналитики учета затрат: подразделения - целевые мероприятия - статьи затрат. Первый уровень позволяет вести учет в разрезе объектов управления в ТСЖ, объединяющем несколько многоквартирных домов. Иерархия уровней аналитики в автоматизированных информационных системах обладает сегодня большой гибкостью - информацию можно сгруппировать по любому из выделенных признаков аналитического учета (субконто), т.е. изменить порядок уровней группировки, например следующим образом: целевые мероприятия - статьи затрат - подразделения.

На счете 26 "Общехозяйственные расходы" подлежат отражению затраты, связанные с содержанием управленческого аппарата ТСЖ.

Оформление данных положений учетной политики представим в двух вариантах.

Вариант А. Расходы, связанные с содержанием общедомового имущества, подлежат отражению по дебету счета 20 "Основное производство" в разрезе целевых мероприятий и статей затрат, утвержденных сметой. Расходы, связанные с обеспечением управленческой деятельности ТСЖ, подлежат накоплению на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в разрезе статей затрат и ежемесячному списанию в дебет счета 86 "Целевое финансирование".

Вариант Б. Расходы, связанные с содержанием общедомового имущества и обеспечением управленческой деятельности ТСЖ, относятся в дебет счета 86 "Целевое финансирование" по мере поступления первичных документов от поставщиков и подрядчиков.

Учет основных средств в ТСЖ предполагает необходимость четкого определения назначения приобретаемого имущества. Основные средства, являющиеся собственностью ТСЖ и предназначенные для обеспечения его хозяйственной (производственной и административной) деятельности, такие как снегоуборочные машины, поломоющие машины, компьютеры, измерительная и видеоаппаратура, учитываются на балансе ТСЖ с использованием счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и затем отражаются по дебету счета 01 "Основные средства". При этом возможно установление стоимостного критерия в размере до 40 000 руб. для включения объектов в состав основных средств в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Амортизация по основным средствам в некоммерческих организациях не начисляется, начисляется износ, который отражается на забалансовых счетах.

Основные средства, увеличивающие размер общедомового имущества (навесы, веранды, пристройки, детские площадки), независимо от стоимости относятся на расходы ТСЖ и подлежат учету на забалансовых счетах.

Вариант А. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах 40 000 руб. за единицу отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности в производстве или при эксплуатации эти объекты отражаются в ведомости учета малоценных основных средств (форма ведомости прилагается к приказу по учетной политике).

Вариант Б. В составе основных средств учитывается имущество, удовлетворяющее критериям признания, установленным п. 4 ПБУ 6/01, вне зависимости от его стоимости.

Учет материально-производственных запасов возможен в двух вариантах: с использованием счета 10 "Материалы" и без его использования. Первый вариант дает более объективную информацию о запасах неиспользованных материальных ресурсов. Второй - более прост и менее трудоемок, но не освобождает бухгалтера от составления первичных документов на списание материально-производственных запасов по итогам месяца (квартала).

Вариант А. Учет материально-производственных запасов ведется в разрезе номенклатуры на счете 10 "Материалы". По мере отпуска материалов для использования в производственных или административных целях счет 10 "Материалы" кредитуется в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы". Оценка материалов при отпуске производится с использованием способа оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости (ФИФО).

Вариант Б. Приобретенные материально-производственные запасы относятся непосредственно в дебет счета 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" при их поступлении в организацию. В целях оперативного контроля за сохранностью неиспользованных материально-производственных запасов они отражаются на забалансовом счете материальных ценностей по стоимости приобретения.

Расходы будущих периодов в деятельности ТСЖ присутствуют довольно редко. Приобретение активов или услуг в данном отчетном периоде, относящихся к будущим отчетным периодам (компьютерные программы, аттестация персонала, страхование имущества и др.), производится в рамках утвержденной ежегодной сметы, а поэтому чаще всего отражается в составе расходов единовременно.

Вариант А. Расходы на услуги, относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются предварительно на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списываются в дебет счетов учета расходов ежемесячно на пропорционально-временной основе.

Вариант Б. Расходы на услуги, относящиеся к будущим отчетным периодам, списываются в дебет счетов учета расходов единовременно в момент получения документов от поставщика или подрядчика.

Учет резервов на ремонт общедомового имущества производится с использованием счета 96 "Резервы предстоящих расходов". В учетной политике следует отразить виды формируемых резервов и условия их расходования (форма 2).

Форма 2

 

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 96 за 2011 г.

 

Выводимые данные: бухгалтерский учет (данные бухгалтерского учета).

 


Счет     

Сальдо  
на начало
периода 


Обороты за период      

Сальдо 
на конец
периода

Оценочные       
обязательства   
и резервы       


Дебет


Кредит


Дебет  


Кредит  


Дебет


Кредит 

96              

 

 

100 471,75

726 040,00

 

625 568,25

Резерв          
на капитальный  
ремонт          

 

 

 


516 040,00

 


516 040,00

Резерв на текущий
ремонт          

 

 

100 471,75

210 000,00

 

109 528,25

Итого           

 

 

100 471,75

726 040,00

 

625 568,25

 

Вариант А. Ежемесячно на основании утвержденной общим собранием собственников жилья сметы производятся отчисления в резерв предстоящих расходов на капитальный и текущий ремонт здания. При этом дебетуется счет 86 "Целевое финансирование" и кредитуется счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Использование резерва производится по мере осуществления фактических расходов на запланированные мероприятия по ремонту общедомового имущества.

Вариант Б. Ежемесячно на основании утвержденной общим собранием сметы производятся отчисления в резерв предстоящих расходов на капитальный ремонт здания. При этом дебетуется счет 86 "Целевое финансирование" и кредитуется счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Использование резерва производится по мере осуществления фактических расходов на запланированные мероприятия по капитальному ремонту общедомового имущества. Резерв на расходы по текущему ремонту общедомового имущества не формируется.

Результаты деятельности ТСЖ предполагают определение результата от расходования целевых поступлений, поскольку основной целью создания и деятельности ТСЖ является выполнение уставных задач, а не получение прибыли. Этот результат формируется как сальдо счета 86 "Целевые поступления". После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья недоиспользованные средства могут быть перенесены на резервы предстоящих расходов, другие целевые мероприятия или смету будущего года. Перерасход по смете должен быть покрыт за счет дополнительных взносов собственников жилья.

Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и после уплаты налогов переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Поскольку прибыль от предпринимательской деятельности должна быть направлена на реализацию уставных задач ТСЖ, логичным будет ее включение в состав сальдо счета 86 "Целевые поступления". Есть еще один вариант - учитывать эти суммы обособленно.

Вариант А. Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и отражается после уплаты налогов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья данная сумма присоединяется к целевому финансированию ТСЖ текущего периода.

Вариант Б. Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и отражается после уплаты налогов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья данная сумма учитывается на счете 84 обособленно.

Сегодня понятие "учетная политика" уже не является новым для российского бухгалтера. За 20 лет реформ произведен переход от жестко регулируемой системы правил административно-командной экономики к рациональному выбору наиболее эффективных методов учета из множества возможных вариантов. Важно, какой критерий заложен в основу нашего выбора. От прямой ориентации на налоговую оптимизацию российские организации постепенно переходят к необходимости совершенствования качественных характеристик бухгалтерской отчетности.

В данной статье были рассмотрены лишь некоторые из важнейших аспектов деятельности ТСЖ, которые необходимо отразить в учетной политике организации. В стороне остался учет субсидий из бюджета, учет льгот, предоставляемых собственникам жилья, и др. Предлагаем практическим работникам из сферы ЖКХ поделиться своими наработками в этой области.

 

Список литературы

 

1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

2. Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья: Приказ Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45.

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

 

М.И.Сидорова

К. э. н.,

доцент

кафедры учета и анализа

хозяйственной деятельности

Финансовый университет

при Правительстве РФ,

Заочный финансово-экономический институт

 

Г.Н.Суханова

К. э. н.,

доцент

кафедры учета и анализа

хозяйственной деятельности

Финансовый университет

при Правительстве РФ,

Заочный финансово-экономический институт

Подписано в печать

29.08.2012