"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11
КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ
В МКД И ЧЛЕНОВ ТСЖ
В процессе содержания общего имущества в МКД управляющему (УК или ТСЖ) ежедневно приходится решать множество непростых вопросов, связанных как с обслуживанием инфраструктуры дома, так и с ее использованием (как самими собственниками, так и третьими лицами). Чтобы принятые решения были легитимны и имели соответствующие правовые последствия, управляющий должен иметь четкое представление о своей компетенции. В данной статье мы проанализировали положения жилищного законодательства в этой части и составили своеобразные памятки в виде таблиц, которые позволяют УК и ТСЖ максимально быстро сориентироваться в том, каковы их правомочия в решении насущных проблем конкретного МКД.
Общее собрание собственников помещений в МКД
Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления МКД является общее собрание собственников помещений в данном доме. Именно на общем собрании всех собственников принимаются ключевые решения. Собственники помещений в МКД обязаны проводить общее собрание хотя бы один раз в год. Общее собрание собственников помещений в МКД правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов (ст. 45 ЖК РФ). Правом голосования на общем собрании собственников помещений в МКД обладают только собственники помещений в данном доме (их представители). Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в МКД (ст. 48 ЖК РФ).
Перечислим, что именно входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД.
Компетенция
общего собрания |
Легитимность принятых решений |
||
Перечень вопросов |
Норма |
Необходимое |
Норма |
Сроки
и порядок |
Пункт
1 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Реконструкция
МКД (в том |
Подпункт
1 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Капитальный
ремонт |
Подпункт
1 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Оплата
расходов на |
Пункт
2 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Текущий
ремонт общего |
Подпункт
4.1 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Строительство |
Подпункт
1 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Пределы
использования |
Подпункт
2 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Пользование
общим |
Подпункт
3 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Определение
лиц, которые |
Подпункт
3.1 |
Не
менее 2/3 голосов |
Пункт
1 |
Выбор
способа управления |
Подпункт
4 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Создание ТСЖ |
Пункт
1 |
Более
50% от общего |
Пункт
1 |
Принятие устава ТСЖ |
Пункт
2 |
Большинством
от общего |
Пункт
2 |
Создание
ТСЖ |
Подпункт
1 |
Большинством
не менее |
Подпункт
1 |
Согласие
на |
Пункт
3 |
Большинством
от общего |
Пункт
3 |
Реорганизация
ТСЖ, |
Пункт
3 |
Большинством
от общего |
Пункт
3 |
Преобразование
ТСЖ |
Пункт
2 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Ликвидация
ТСЖ в случае, |
Пункт
2 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Выбор
управляющей |
Пункт
1 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Условия
договора |
Пункт
1 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Отказ
от исполнения |
Пункты
8.1 и |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Избрание
(порядок и |
Пункты
1, |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Утверждение
отчета |
Подпункт
6 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Внесение
платы за все |
Пункты
7 и |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Размер
платы |
Пункт
7 |
Большинством
от общего |
Пункт
1 |
Другие вопросы |
Подпункт
5 |
- |
- |
Обратим внимание на несколько моментов.
Создание ТСЖ. Управление ТСЖ - это один из трех возможных способов управления (п. 2 ст. 161 ЖК РФ), поэтому вопрос создания товарищества обсуждается именно на общем собрании собственников (п. 1 ст. 136 ЖК РФ). При этом если в ТСЖ объединяются собственники нескольких МКД, то им нужно принять соответствующее решение на собрании своего дома (пп. 1 п. 2 ст. 136 ЖК РФ), поскольку такой орган управления, как собрание собственников помещений нескольких домов, законом не предусмотрен.
Реконструкция МКД. Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в МКД возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Отдельные правоведы считают, что в данной норме идет речь о единодушном согласии всех собственников помещений в доме на уменьшение размера общего имущества. То есть явка на собрание с такой повесткой должна быть 100%-ной, как и принятое решение. Позволим себе не согласиться с таким прочтением п. 3 ст. 36 ЖК РФ, поскольку в совокупности с пп. 1 п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 46 ЖК РФ получается, что любая реконструкция МКД, влекущая как уменьшение состава общего имущества, так и его увеличение, действительно, обсуждается на общем собрании собственников, однако для принятия соответствующего решения необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Капитальный ремонт МКД. С одной стороны, ст. 44 ЖК РФ относит принятие решений о таком ремонте к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, причем принимается такое решение не менее чем 2/3 общего числа голосов собственников. С другой - размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для МКД, управляемых УК, устанавливается на общих собраниях собственников простым большинством голосов (п. 7 ст. 156 ЖК РФ). Плата за жилое помещение для собственников состоит из нескольких элементов, в том числе из платы за работы по капитальному ремонту общего имущества МКД (п. 2 ст. 154, п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Заметим, что в этой части ЖК РФ нет никаких противоречий. Так, ст. 44 ЖК РФ имеет основополагающее значение. Согласно ей только собственники, причем на общем собрании и исключительно 2/3 голосов, могут оценить состояние общего имущества, реальную потребность в капитальном ремонте, необходимость его проведения и т.д. На общем собрании собственников с повесткой "принятие решения о капитальном ремонте" может обсуждаться только один вопрос - потребность дома в таковом (без конкретики - перечня работ, их стоимости, выбора подрядчика и т.д.). Положительное решение (и наоборот) должно быть принято соответственно 2/3 голосов. Вопросы, о которых идет речь в п. 2 ст. 158 ЖК РФ, имеют более прикладной характер (сроки проведения ремонта, перечень работ, их стоимость, порядок финансирования). Они также обсуждаются на общем собрании собственников, но соответствующие решения уже могут приниматься простым большинством голосов. Логично, что собраниям с такой повесткой всегда должны предшествовать общее собрание собственников, посвященное потребности дома в капитальном ремонте, и принятие решения по данному вопросу в порядке, установленном ст. 44 ЖК РФ.
Общее собрание членов ТСЖ
Правила, установленные ст. ст. 45 и 48 ЖК РФ, относительно порядка проведения общих собраний собственников и порядка голосования на них распространяются и на проведение общих собраний членов ТСЖ (п. 1.1 ст. 146 ЖК РФ). Общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов членов товарищества. Согласно ст. 144 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ и правление ТСЖ являются органами управления товарищества. Однако именно общее собрание членов ТСЖ - высший орган управления товарищества (п. 1 ст. 145 ЖК РФ).
Нельзя не отметить, что оргструктура ТСЖ в будущем может приобрести более четкие описания. Так, согласно проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленному ко второму чтению, в ГК РФ планируется ввести § 4 "Некоммерческие корпоративные организации". ТСЖ названо одним из видов таких организаций, описанию которых посвящено несколько новых статей. Предположительно, ст. 117.10 ГК РФ обозначит организационную структуру товариществ следующим образом: высший орган управления - общее собрание членов; единоличный орган управления - председатель; постоянно действующий коллегиальный орган - правление.
Сегодня круг вопросов, решение которых относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ, обозначен в п. 2 ст. 145 ЖК РФ. В основном они так или иначе связаны с жизнедеятельностью самого товарищества.
Компетенция
общего собрания |
Легитимность принятых решений |
||
Перечень вопросов |
Норма |
Необходимое |
Норма |
Изменение
устава ТСЖ или |
Подпункт
1 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Принятие
решений |
Подпункт
2 |
Не
менее чем 2/3 от |
Пункт
4 |
Реорганизация
ТСЖ, |
Пункт
3 |
Большинством
от числа |
Пункт
3 |
Избрание
(переизбрание) |
Подпункт
3 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Установление
размера |
Подпункт
4 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Утверждение
порядка |
Подпункт
5 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Принятие
решения |
Подпункт
6 |
Не
менее чем 2/3 голосов |
Пункт
4 |
Определение
направлений |
Подпункт
7 |
Не
менее чем 2/3 голосов |
Пункт
4 |
Утверждение
годового |
Подпункт
8 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Утверждение
смет доходов |
Подпункт
8.1 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Утверждение
годового |
Подпункт
8.2 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Утверждение
заключения |
Подпункт
8.3 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Рассмотрение
жалоб на |
Подпункт
9 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Принятие
и изменение |
Подпункт
10 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Определение
размера |
Подпункт
11 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Срок
внесения платы |
Пункт
1 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Срок
представления |
Пункт
2 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Внесение
платы за все |
Пункт
6.3 |
Большинством
от общего |
Пункт
4 |
Другие вопросы |
Подпункт
11 |
- |
- |
* * *
Необходимо признать, что в большинстве случаев на практике товарищества инициируют ежегодное собрание собственников помещений в МКД, на котором обсуждаются все насущные проблемы. Однако бывает и так, что общие собрания членов ТСЖ проводятся независимо от ежегодных собраний собственников. В этом случае крайне важно разграничить компетенции этих двух собраний, чтобы не совершить ошибку и не включить в повестку вопрос, требующий сбора всех собственников, а не только членов ТСЖ.
Н.Н.Максимова
Эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
12.11.2012