"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 4
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО АУДИТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рыночная экономика не только трансформировала существующие способы и методы финансового контроля, но и породила (привнесла) новые, не используемые ранее в бюджетной сфере: независимый аудит, внешний аудит, внутренний аудит, аудит эффективности и др. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свое значение.
Эта статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, связанной с исследованием методических основ современных форм контроля и расширением контрольных мероприятий дополнительными методическими инструментами, позволяющими давать ответ об эффективности использования бюджетных средств в бюджетных организациях.
Практическая деятельность всех бюджетных учреждений в настоящее время периодически подвергается финансовому контролю в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Систематический контроль позволяет осуществлять мониторинг движения бюджетных средств на объектах контроля. Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.
Доминирующий на сегодня подход к контролю финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений предполагает использование механизмов финансового контроля в виде проверок и ревизий, что практически означает лишь фиксирование фактов нецелевого использования бюджетных средств.
В этой связи чрезвычайно актуальной является задача по расширению контрольных мероприятий дополнительными инструментами, позволяющими давать ответ об эффективности использования бюджетных средств в целом, с учетом как финансовых, так и нефинансовых результатов.
Таким инструментом прежде всего является независимый аудиторский контроль, который, с точки зрения автора статьи, должен приобретать более широкое значение в практике бюджетных организаций. Данный вид контроля бюджетных средств в современных условиях становится важным элементом в системе управления государственными ресурсами.
Объективная необходимость его развития обусловлена смещением акцентов в бюджетном процессе с "управления бюджетными ресурсами" на "управление результатами" и потребностью внешних пользователей в информации о качественных данных деятельности объекта контроля. Независимый аудит, как показывают исследования, - одно из самых перспективных направлений финансового контроля [1].
В ходе исследования разработана и предлагается методика по проведению независимого аудита бюджетных организаций. Основная цель аудита - подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности об исполнении бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Методика включает следующие этапы:
- проверка правоустанавливающих, учредительных, регистрационных документов в целях установления их законности;
- ознакомление с положениями, регламентирующими деятельность учреждения;
- проверка соответствия бюджетного учета и отчетности;
- проверка составления и исполнения бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- оформление результатов проверки. Важное место в обеспечении организации аудиторской проверки занимает ее подготовка:
- четкое понимание особенностей объекта контроля;
- определение критериев оценки аудиторской проверки;
- предварительное планирование;
- определение уровня существенности и аудиторского риска;
- подготовка проведения проверки;
- составление обоснованной программы аудиторской проверки, включая сроки исполнения и методы получения аудиторских доказательств;
- подготовка рабочей документации - этот вопрос может находить отражение как в дифференцированных, так и в едином стандартах проведения аудиторской проверки.
Алгоритм организации процесса планирования аудиторской проверки приведен автором статьи на рис. 1.
Алгоритм организации процесса планирования
аудиторской проверки
┌──────────────────────────┐
┌─────────────────────>│ Объект контроля │
│ │ (бюджетное учреждение) │
│ └─────────────┬────────────┘
│ /│\
│ ┌─────────────┴────────────┐
│ │ Субъект контроля │
│ │(контрольно-счетный орган,│
│ │ аудитор) │
│ └─────────────┬────────────┘
│ \│/
│ ┌─────────────┴────────────┐
│ │ Предварительное │
│ │ планирование │
│ └─────────────┬────────────┘
│ \│/
│ ┌─────────────┴────────────┐
│ ┌───────────────┤ Составление программы ├──────────────┐
│ │ │ аудиторской проверки │ │
│ │ ├─────────────┬────────────┤ │
│ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/
│┌─────┴────┐┌─────────┴──┐┌─────────┴──────┐┌────┴───┐┌─────────┴────────┐
││ Этапы ││ Подготовка ││Методы получения││Контроль││Обобщение и оценка│
││ и сроки ││ рабочей ││ аудиторских ││качества││ результатов │
││исполнения││документации││ доказательств ││проверки││ проверки │
│└─────┬────┘└──────┬─────┘└────────┬───────┘└────┬───┘└─────────┬────────┘
│ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/
│ └────────────┴───────────────┼─────────────┴──────────────┘
│ \│/
│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐
└─────────────┤ Программа проверки │
└────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
При проведении контрольных мероприятий аудитор знакомится с деятельностью объекта контроля, изучает следующие документы: устав (положение), свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, наличие утвержденных бюджетных смет учреждения в разрезе бюджетов, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.
Особое значение на предварительной стадии планирования аудиторской проверки имеет оценка учетной политики и внутреннего контроля у бюджетного учреждения, так как это оказывает существенное влияние на определение аудиторского риска, определяет степень доверия к объекту контроля, трудоемкость и временные затраты аудиторских процедур при проверке по существу (величина аудиторской выборки) [2].
При этом аудитор обязан получить достаточную уверенность в том, что учетная политика способствует достоверному отражению хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой уверенности.
Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность:
- сократить объем аудиторских процедур;
- проводить аудиторские процедуры более выборочно, чем он делал бы в противном случае;
- внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур;
- откорректировать предполагаемые затраты времени на осуществление аудиторских процедур.
В ходе аудиторской проверки необходимо оценить:
- соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
- правильно ли составлены бюджетная смета и смета за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также обоснованы ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;
- соответствуют ли показатели бюджетной сметы лимитам бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
- своевременно ли представляются бюджетным учреждением бюджетные сметы на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
- достоверно ли составлена отчетность бюджетного учреждения по исполнению бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
По результатам проверки организации бюджетного учета аудитор дает субъективную оценку надежности системы бюджетного учета. Она может быть как минимум трех видов: высокая, средняя и низкая [3].
Типичные нарушения:
- отсутствие должного регламентирования обязанностей в бухгалтерии учреждения либо их неоднократное дублирование;
- отсутствие должного контроля за ведением первичного учета структурными подразделениями учреждения со стороны бухгалтерии;
- нарушение системы учета документов работниками, ответственными за подготовку первичной документации;
- нарушение правил ведения документооборота;
- нарушение положения и требований, установленных учетной политикой;
- отсутствие архивирования информации, находящейся на электронных носителях;
- применение нелицензионных программ для обработки бухгалтерских данных;
- алгоритмы программ не обеспечивают требований нормативных документов по ведению бюджетного учета.
При проверке соблюдения бюджетным учреждением нормативных актов аудитор должен установить:
- обеспечивается ли персонал бюджетного учреждения необходимыми нормативными актами, проводится ли систематическое ознакомление персонала с их требованиями;
- разработаны ли внутренние рабочие документы, включая учетную политику, схемы документооборота и визирования совершаемых финансово-хозяйственных операций и контроль за их соблюдением;
- организована ли качественная и работоспособная система бюджетного учета и внутреннего контроля.
Особенно пристальное внимание следует обратить на соблюдение учетной политики учреждения. При проверке аудитору необходимо выяснить, что:
- корреспонденция счетов контролируется главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, для установления бухгалтерских проводок действующей методологии;
- все хозяйственные операции санкционируются лицами, уполномоченными на то приказом руководителя бюджетного учреждения;
- финансово-хозяйственные операции отражаются в бюджетном учете только на основании первичных документов;
- остатки по счетам синтетического учета соответствуют остаткам по счетам в Главной книге;
- остатки по счетам синтетического учета в Главной книге соответствуют остаткам по счетам в журналах операций или замещающих их других учетных регистрах;
- данные аналитического учета соответствуют данным первичных документов и данным синтетического учета;
- отсутствуют случаи несоответствия сумм остатков по одному и тому же счету в разных регистрах бюджетного учета (Кассовая книга и Главная книга);
- отсутствуют случаи несоответствия сумм по одной и той же бухгалтерской проводке в разных регистрах бюджетного учета (Журнал операций и Главная книга);
- отсутствуют карандашные записи и неоговоренные исправления в первичных документах и регистрах бюджетного учета;
- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
- средства целевого финансирования расходуются по назначению в соответствии с утвержденными сметами;
- учет ведется в соответствии с учетной политикой.
Если бюджетное учреждение ведет учет с помощью компьютеров, то аудитору следует убедиться, что:
- используемое программное обеспечение для ведения бюджетного учета имеет лицензию и защищено от доступа посторонних лиц;
- данные электронного учета архивируются на случай потери или уничтожения;
- разработанные организацией механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм;
- имеется возможность изменения алгоритмов обработки бухгалтерских данных при изменении нормативных документов;
- алгоритмы обработки бухгалтерских данных соответствуют действующим нормативно-правовым актам.
Учетная политика может считаться эффективной, если в ходе совершения хозяйственных операций выполняются следующие требования:
- соблюдение установленных законами и инструкциями требований к полноте раскрытия информации;
- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
- наличие разрешений на операцию;
- операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
- операции правильно и в соответствии с действующими нормативными документами и учетной политикой отражены на счетах бюджетного учета;
- зафиксированы особенности операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности (например, в каких случаях можно возмещать расходы по авансовому отчету);
- ограничена возможность злоупотреблений.
Учетная политика помимо основных элементов должна обеспечивать: распределение обязанностей и полномочий между работниками; организацию подготовки, оборота документов, отражающих хозяйственные операции и их хранение; выявление критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений финансовой отчетности особенно высок.
В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых бюджетным учреждением финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.
При этом аудитор должен неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства и правил, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. Аудитор несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности финансовой отчетности проверяемого учреждения.
Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности должно позволить пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения.
Для предварительного обследования может быть использован предлагаемый автором статьи паспорт бюджетного учреждения (организации), представленный в табл. 1.
Таблица 1
Паспорт бюджетного учреждения (организации)
Наименование заполняемого поля |
Наименование заполняемого поля |
|
Наименование
учреждения |
Магнитогорский
педагогический колледж |
|
Юридический
адрес, почтовый |
455001,
Челябинская область, |
|
Название проверки |
Контроль
достоверности бухгалтерской |
|
Проверяемый период |
С 01.01.2008 по 31.12.2008 |
|
Дата проверки, N направления |
22.10.2009, N 38 |
|
Кем проводится проверка |
ООО "Аудит-М" |
|
Ф.И.О.
руководителя, |
Иванов И.И., 8(3519) 01-65-87 |
|
Ф.И.О.
главного бухгалтера, |
Петрова М.Ф., 8(3519) 01-65-88 |
|
Дата
и N регистрации |
24.04.2002, N 548 |
|
Данные
о регистрации |
Сведения
о постановке на учет в ИФНС |
|
Дата выдачи и N свидетельства |
24.04.2002, N А85761 |
|
ИНН/КПП |
744400190800/744401001 |
|
Статистические коды |
ОКВЭД 80.22.22 |
ОКПО 000187546 |
ОКОГУ 13240 |
ОКАТО 75438 |
|
ОКОПФ 70 |
ОКФС 12 |
|
Форма собственности |
Федеральная |
|
Ведомственная
принадлежность |
Министерство образования и науки РФ |
|
Наличие
на балансе |
- |
|
Численность
организации |
135 |
|
Источники
финансирования: |
|
|
Федеральный бюджет |
100% |
|
Региональный бюджет |
- |
|
Местный бюджет |
- |
|
Открыто счетов в банках |
2 |
|
Финансирование
осуществляется |
40105810400000010080 |
|
Раздел, подраздел |
0704 |
|
Главный распорядитель |
073 |
|
Целевая статья, вид расходов |
4279900 001 |
|
Коды
операций сектора |
211,
212, 213, 221, 223, 225, 226, 310, |
|
Основной вид деятельности |
Образовательная деятельность |
|
Организация
ведения |
Отдел бухгалтерского учета |
|
Описание
используемой системы |
Ручная
обработка данных с использованием |
|
Описание
используемого |
1С:Бухгалтерия |
|
Количество
компьютеров, |
4 |
|
Численность
сотрудников |
4 |
|
Фамилия,
имя, отчество, |
Петрова
М.Ф., высшее, 20 лет |
|
Выполняемые
обязанности |
учет
труда и заработной платы |
|
Оценка
состояния бюджетного |
проверка
остатков на начало года |
|
Нормативно-правовое
состояние |
Учет соответствует учетной политике |
|
Форма
хранения учетных |
Бумажная и электронная |
|
Состояние учетных регистров |
Учетные
регистры оформлены в соответствии |
Данные первичной проверки дают вводную обобщенную картину деятельности бюджетного учреждения.
Аудит бюджетного учреждения основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Основные этапы проверок отражены в табл. 2, где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы аудитора по отношению к осуществляемой операции.
Таблица 2
Контрольные этапы аудита основных операций
в бюджетной организации
Этап проверки |
Объект
контрольной |
Выводы и решения аудитора |
Операции |
Бюджетные
сметы |
Целевое
или нецелевое |
Учет
кассовых |
Ж/о
N 1, ф. 0504514 |
Во
всех ли приходно- |
Учет
труда и |
Приказ
руководителя |
Периодичность
ведения |
Учет
расчетов |
Ж/о N 3 |
Ведется
ли ж/о N 3, характер |
Основные средства |
Оборотная
ведомость |
Полно
ли отражено |
Отчетность |
Формы бюджетной отчетности |
Правильность
заполнения |
В бюджетных учреждениях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке бюджетной сметы можно представить в виде реестра (табл. 3).
Таблица 3
Реестр контрольных мероприятий статей расходов
Учреждение |
Статья |
Экономическое |
Комментарии |
Проверяемое |
Статья расходов |
Излишне |
Ошибки,
указанные |
Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения.
Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетного учреждения.
Проверку обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения можно представить в виде табл. 4.
Таблица 4
Аудит обоснованности сметы расходов Магнитогорского
педагогического колледжа
7764,81
1. Общая кубатура всех строений по наружному обмеру ------- куб. м.
6843,32
2. Внутренняя площадь здания ------- кв. м.
135 чел.
3. Количество штатных единиц --------.
63 000 кВт x ч
4. Лимит потребления электроэнергии (кВт x ч) --------------.
562,5 Гкал
5. Потребление теплоэнергии по договору (Гкал) ----------.
1120 930
6. Водоснабжение: вода ---- куб. м, стоки --- куб. м.
46
7. Количество телефонных точек --.
┌────────────────────┬─────────────────────┬─────────┬────────────────────┐
│Статьи классификации│ │ │ │
│ операций сектора │ Расчет плановых │ Сумма, │ Замечания аудитора │
│ государственного │ расходов │тыс. руб.│ │
│ управления │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│211 "Заработная │ в соответствии со │ 12 753,0│ Оклады и надбавки │
│плата" │штатным расписанием │ │ соответствуют │
│ │ │ │ штатному расписанию│
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│212 "Прочие выплаты"│ 2 чел. в отпуске │ 1,3│ Расчет верен │
│ │ по уходу за ребенком│ │ │
│ │ (57,5 x 2 x 12) │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│213 "Начисления на │ 12 754,0 x 26,2 │ 334,1│ Замечаний нет │
│выплаты по оплате │ (26,2% отчислений │ │ │
│труда" │ соц. налогов от ФОТ)│ │ │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│221 "Услуги связи" │ Норматив на местные │ 6,4│ При расчете │
│ │ соединения │ │ планировать │
│ │ 140 мин. x 46 │ │ междугородную связь│
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│222 "Транспортные │ - │ - │ - │
│услуги": │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата проезда │ - │ - │ - │
│при служебных │ │ │ │
│командировках │ │ │ │
│и командировках │ │ │ │
│на курсы повышения │ │ │ │
│квалификации │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│наем транспортных │ - │ - │ - │
│средств │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│223 "Коммунальные │ - │ - │ - │
│услуги": │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│потребление │ - │ - │ - │
│электроэнергии │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата отопления │ - │ - │ - │
│и горячего │ │ │ │
│водоснабжения │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│холодное │ - │ - │ - │
│водоснабжение │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│224 "Арендная плата │ - │ - │ - │
│за пользование │ │ │ │
│имуществом" │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│225 "Работы, услуги │ │ 44,1│ В соответствии │
│по содержанию │ │ │ с договором │
│имущества": │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│текущий и │ - │ - │ - │
│капитальный ремонт │ │ │ │
│зданий и сооружений │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата услуг │ Договор по тех. │ 36,0│ Замечаний нет │
│по техническому │ обслуживанию АТС │ │ │
│обслуживанию, │ (3000 руб. x 12) │ │ │
│ремонту │ │ │ │
│вычислительной │ │ │ │
│техники и │ │ │ │
│оборудования в части│ │ │ │
│информационно- │ │ │ │
│технического │ │ │ │
│обеспечения │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата услуг в части│Договор по вывозу ТБО│ 8,1│ Расчет верен │
│административно- │ (675 руб. x 12) │ │ │
│хозяйственного │ │ │ │
│обеспечения │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата услуг │ - │ - │ - │
│по техническому │ │ │ │
│обслуживанию, │ │ │ │
│ремонту в части │ │ │ │
│обеспечения │ │ │ │
│безопасности │ │ │ │
│информации │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│226 "Прочие работы, │ │ 116,6│ │
│услуги": │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│наем жилых помещений│ - │ - │ - │
│при служебных │ │ │ │
│командировках и при │ │ │ │
│командировках │ │ │ │
│на повышение │ │ │ │
│квалификации │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│оплата услуг в части│ Сопровождение │ 72,0│ В соответствии │
│информационно- │ справочно-правовой │ │ с договором │
│технического │ системы "Гарант" │ │ │
│обеспечения │ (6 x 12) │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│выплаты независимым │ - │ - │ - │
│экспертам │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│страхование │ 3 автомобиля │ 12,1│ Договор │
│автогражданской │ в соответствии │ │ соответствует │
│ответственности │ с тарифом страховой │ │ действующим тарифам│
│ │ компании │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│прочие │ подписка на │ 19,0│ Проанализировать │
│административно- │периодические издания│ │ необходимость │
│хозяйственные │ (каталожная цена + │ │ подписки в связи с │
│расходы │ цена доставки) │ │ наличием справочно-│
│ │ предрейсовый осмотр │ 13,5│ правовой системы │
│ │ водителей │ │ "Гарант" │
│ │(250 смен x 30 руб. x│ │ │
│ │ 3 чел.) │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│290 "Прочие расходы"│ Налог на имущество │ 455,3│Расчет соответствует│
│ │ (2,2%) │ │ действующим │
│ │ Земельный налог │ 480,5│ налоговым ставкам │
│ │ (1,5%) │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│310 "Увеличение │ - │ - │ - │
│стоимости │ │ │ │
│основных средств" │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│320 "Увеличение │ - │ - │ - │
│стоимости │ │ │ │
│нематериальных │ │ │ │
│активов" │ │ │ │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┤
│340 "Увеличение │ приобретение бумаги │ 67,2│Расчет соответствует│
│стоимости │ (480 x 140 руб/пач.)│ │ утвержденным │
│материальных │ приобретение канц. │ 13,5│ нормативам │
│запасов" │ товаров │ │ │
│ │ (100 руб/чел. - │ │ │
│ │норматив) (100 x 135)│ │ │
└────────────────────┴─────────────────────┴─────────┴────────────────────┘
Таблица состоит из двух частей. В первой части "Общие сведения" дается подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), количество работающих, режим работы учреждения, количество оказываемых коммунальных услуг по договору.
На основе показателей, указанных в "Общих сведениях", следует вторая часть "Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного учреждения". Она разделена на три столбца. Первый столбец "Статьи классификации операций сектора государственного управления" составлен по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Во второй столбец "Расчет плановых расходов" вносятся расчеты по планируемым статьям. Третий столбец "Сумма" указывает итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний по проверяемым расчетам.
Процесс аудиторской проверки целесообразно завершить итоговым документом в виде табл. 5.
Таблица 5
Обобщение и оценка результатов
Наименование мероприятий |
||
Обобщение
и |
Составление
и представление |
Выработка
решений и |
Аналогично осуществляется аудит сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Результаты независимого аудита, подкрепленные нормативно-правовыми документами, оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству бюджетного учреждения о результатах проверки.
При этом аудитор должен дать полный и обоснованный отчет с описанием системных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по разработке или внесению изменений в нормативно-правовые акты, способствующие устранению системных ошибок, и рекомендовать методику учета.
Переход бюджетных организаций в 2009 г. на Инструкцию по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н) требует дополнительной проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой Инструкцией.
Настоящая методика позволяет проводить более эффективную проверку бюджетного учреждения методом аудита и является инструментом в оказании практической помощи аудиторам, создает методологическую и практическую основу для эффективных взаимосвязей как субъекта, так и объекта контроля.
Список литературы
1. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Терехова О.Е. Финансовый контроль: аспекты теории и практики: Науч. монография / Под общей и научн. ред. д. э. н., профессора Т.В. Зыряновой. Екатеринбург, 2007. С. 149 - 160.
2. Суглобов А.Е. Аудит бюджетного учреждения: обоснованность сметы расходов социальной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. N 13. С. 12 - 18.
3. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методики, практика). М.: Альянс Пресс, 2006. С. 132.
Н.И.Даниленко
К. э. н.,
советник государственной
гражданской службы РФ
1-го класса,
заслуженный экономист России,
руководитель отделения
по г. Магнитогорску
Управления Федерального казначейства
по Челябинской области
Подписано в печать
03.02.2010