"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СПЕЦИАЛИСТУ ПО АУДИТУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются основные требования к образованию, опыту практической работы, чертам характера, способностям, профессиональным знаниям и навыкам специалиста по аудиту управления персоналом организации; определено понятие специалиста по аудиту управления персоналом организации, этические требования и правила поведения аудитора при проведении аудиторской проверки.
Аудит управления персоналом организации в России является относительно молодым и развивающимся направлением как науки управления персоналом, так и сферы профессиональной деятельности.
Заказчик данного вида аудита в выборе исполнителей может опираться как на внутренние, так и на внешние источники. Исполнителем аудита управления персоналом организации могут стать как сотрудники организации, так и сторонние эксперты, специалисты по консалтингу, аудиторы. Выбор исполнителей имеет свои достоинства и недостатки: исполнители - сотрудники организации - хорошо ориентируются в бизнес-процессе, технологиях, системе управления конкретной организации, включены в систему коммуникаций, ориентируются в системе внутренней отчетности компании, смогут наблюдать и корректировать при необходимости внедрение мероприятий по повышению эффективности; исполнители - внешние специалисты - лишены данных преимуществ, но зачастую количество и опыт проведения подобного вида исследований у сторонних экспертов больше, чем у штатных сотрудников организации. К достоинствам привлечения внешних аудиторов также можно отнести: непредвзятость и более высокую объективность суждений, высокий уровень профессиональной подготовки, работу в жестких временных и бюджетных рамках.
Несмотря на вышеуказанные достоинства и недостатки "внутренних" и "внешних" исполнителей, нужно четко понимать, что в основе качества проведения аудита управления персоналом организации лежит квалификационный уровень специалиста (или группы специалистов) по аудиту управления персоналом.
Согласно определению, данному Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 21.11.2011), аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Фактически на практике данное определение применимо к аудиторам в областях, оговоренных данным Законом: общий аудит; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования; аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.
Что же касается аудита управления персоналом организации, то на данный момент отсутствуют стандарты по такому виду профессиональной деятельности и процедура квалификационной аттестации.
Исследование профессиональных стандартов в области управления персоналом, а именно: американской модели профессиональных стандартов управления персоналом, разработанной обществом управления человеческими ресурсами (Society for Human Resources Management - SHRM), и стандартов Сертификационного института управления человеческими ресурсами (Certification Human resources Institute-CHRI); немецкой модели стандартов управления персоналом, разработанной Ассоциацией управления персоналом Германии (Deutsche Gesellschaft fur Personlfuhrunge/DGFP); российских практик в области HR-менеджмента, определило, что квалификационные характеристики HR-специалиста могут послужить основой для формирования квалификационной характеристики специалиста по аудиту управления персоналом организации, а с учетом целей и задач аудита управления персоналом возможно обосновать квалификационные требования к специалисту по проведению аудита управления персоналом организации.
Требования к квалификации специалиста по аудиту управления персоналом можно представить по пяти подуровням требований, представленных в табл. 1: требования к образованию, требования к опыту практической работы, требования к чертам характера, требования к способностям аудитора, требования к профессиональным знаниям.
Таблица 1
Квалификационные требования к специалисту
по аудиту управления персоналом организации
|
Квалификационные |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Требуемый уровень образования |
|
1.1 |
Высшее
профильное |
-
по специальности "Управление персоналом" |
1.2 |
Высшее
образование и |
-
по другим специальностям в областях:
|
2 |
Требуемый уровень к опыту практической работы |
|
2.1 |
Более 5 лет |
В
сфере "Управление персоналом" в должности |
2.2 |
Более 2 лет |
В
должности руководителя службы по
|
3 |
Требования к чертам характера |
|
3.1 |
Внимательность, |
Наличие
способностей слушать собеседника, |
3.2 |
Методичность |
Умение
методически правильно строить |
3.3 |
Уравновешенность, |
Умение
сохранить самообладание, вести |
3.4 |
Доброжелательность, |
Умение
вежливо и уважительно вести беседу, |
3.5 |
Логическое мышление |
Умение
выделить главное, устанавливать |
3.6 |
Непредвзятость, |
Способность
к формированию объективного |
3.7 |
Бескомпромиссность |
Умение
не поддаваться давлению со стороны |
3.8 |
Принципиальность, |
Способность
отвечать за выполненную работу, |
4 |
Требования к способностям |
|
4.1 |
Аналитические |
Умение
анализировать полученную информацию, |
4.2 |
Стратегическое мышление |
Способность
прогнозировать пути |
4.3 |
Организаторские |
Умение
организовывать процессы аудиторской |
4.4 |
Способность
к |
Умение
самостоятельно повышать свою |
4.5 |
Адаптивность |
Умение
быстро встраиваться в среду |
4.6 |
Инновационность |
Способность
к генерированию новых идей, |
4.7 |
Ориентация
на достижение |
Уметь
выстраивать цели и эффективные пути к |
4.8 |
Коммуникативность |
Умение
создавать и использовать каналы |
4.9 |
Способность
к работе в |
Способность
к управлению командой |
4.10 |
Дар
убеждения, умение |
Способность
формулировать и отстаивать свою |
4.11 |
Личная эффективность |
Способность
использовать наиболее |
4.12 |
Неконфликтность. |
Умение
прогнозировать появление конфликтов, |
4.13 |
Навыки
ведения |
Владение
технологиями переговоров и |
4.14 |
Навыки тайм-менеджмента |
Умение
эффективно использовать рабочее |
4.15 |
Клиентоориентированность |
Умение
выявлять потребности клиентов: |
4.16 |
Навыки
управленческих |
Знание
и умение вырабатывать управленческие |
4.17 |
Кропотливость, |
Умение
кропотливо собирать и анализировать |
5 |
Требования к профессиональным знаниям |
|
5.1 |
Правовое
и методическое |
-
Знание актуальной нормативной базы общего |
5.2 |
Организационное
развитие |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.3 |
Планирование персонала |
-
Знание и понимание целей принципов и
|
5.4 |
Наем и отбор персонала |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.5 |
Использование персонала |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.6 |
Профориентация
и |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.7 |
Обучение персонала |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.8 |
Работа
с кадровым |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.9 |
Служебно- |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.10 |
Деловая оценка персонала |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.11 |
Организация
трудовой |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.12 |
Мотивация
и |
Владение
методиками оценки эффективности |
5.13 |
Трудовые
отношения в |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.14 |
Кадровое
производство и |
Знание
порядка регламентации трудовых |
5.15 |
Внутренние коммуникации |
-
Знание и понимание целей, принципов,
|
5.16 |
Владение
методиками |
-
Владение методами обследования:
|
Сформированные квалификационные требования специалиста по аудиту управления персоналом позволяют дать определение специалисту в данной сфере профессиональной деятельности:
"Специалист по аудиту управления персоналом организации (HR-аудитор) - человек, обладающий специальными знаниями, навыками, квалификацией в области управления персоналом и аудита управления персоналом организации, выполняющий работу по реализации оценки эффективности состояния системы управления персоналом организации и соответствия его целям организации, разработку предложений по совершенствованию выявленного состояния".
Среди профессионалов принято считать, что для сохранения профессии, достижения независимости аудиторского мнения необходимо соблюдение этических требований, которые установлены профессиональными кодексами поведения аудиторов и гарантируют потребителям качество оказываемых услуг.
Технология аудита управления персоналом такова, что значительная часть исследования может быть основана не только на анализе документов, отчетов и экономических показателей, но и на анализе источников, несущих на себе высокие субъективные риски, а именно: опросы, анкетирования, беседы, тестирования сотрудников организации. Поэтому этика и поведение исполнителя на всех этапах проведения аудита управления персоналом имеют важное значение для получения максимально объективной оценки состояния предмета оценки за счет снижения рисков процедурного, информационного, субъективного и деструктивного характера.
В России, как и за рубежом, разработаны и созданы кодексы этики профессиональных аудиторов, которые устанавливают соответствующие требования, предъявляемые к аудиторам в каждой стране [2].
Советом по аудиторской деятельности при Минфине России по согласованию с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров был принят Кодекс этики аудиторов России (Протокол N 16 от 28.08.2003, в новой редакции - Протокол N 56 от 31.05.2007), который представляет собой свод норм профессиональной этики аудитора, то есть сложившихся и широко применяемых при внедрении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской фирмы, не предусмотренных законодательством. Кодекс основан на рекомендациях Кодекса этики МФБ. Кодекс содержит концептуальную модель поведения аудитора и аудиторской фирмы, установленную в целях обеспечения соответствия деятельности аудитора основным принципам профессиональной этики, к которым относятся: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и профессиональное поведение, которые также закреплены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 1 "Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", ред. от 27.01.2011).
Концептуальная модель поведения, предлагаемая Кодексом, является основой по соблюдению моральных принципов и используется в целях:
- выявления угроз нарушения основных принципов и оценки их значения;
- принятия соответствующих действий для устранения угроз нарушения основных принципов или сведения их до оптимального уровня, при котором основные принципы не подвергаются риску за счет применения мер предосторожности. Кодекс описывает порядок применения модели поведения аудиторов в конкретных ситуациях.
По мнению Ю.Д. Одегова, Т.В. Никоновой [3], П.Э. Шлендера [1], процедура аудита невозможна без соблюдения основных принципов, к которым относятся:
- этика профессионального поведения - когда наряду с требованиями человеческой этики и морали необходимо строгое соблюдение: обязанностей, интересов общества, честности, объективности, надлежащего внимания, соблюдения стандартов;
- независимость - объективность и честность суждений;
- профессионализм - обязанность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно справиться с заданием.
Современная теория и практика [3] сформировала правила поведения аудитора при проведении аудита управления персоналом организации:
1. Аудитор должен изначально быть настроен на положительный результат.
2. Аудитор должен демонстрировать сотрудникам аудируемых подразделений, что основная цель работы аудитора - сбор убедительных доказательств и составление объективного заключения, а не выявление несоответствий.
3. Аудитор должен уметь убедить сотрудников аудируемого подразделения, что проведение аудита выгодно для подразделения.
4. Аудитор должен понимать, что предмет аудита - это деятельность подразделения, а не сотрудники, в нем работающие.
5. Аудитор должен уметь слушать.
6. В ходе общения аудитору следует концентрироваться на высказываниях собеседника.
7. Аудитор должен направить беседу (опрос) в нужное русло по заранее обдуманному плану.
8. При общении с сотрудниками аудируемого подразделения аудитор не должен демонстрировать никаких эмоциональных проявлений.
9. Аудитору следует отмечать и положительные моменты.
10. При оценке значимости обнаруженных несоответствий аудитор должен прислушиваться к мнению профессионалов.
11. В процессе общения с персоналом аудируемых подразделений аудитору следует поддерживать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
12. Аудитор не должен предумышленно демонстрировать свою компетентность или экзаменовать собеседника.
13. Аудитор должен побуждать своих собеседников к поиску правильных решений.
14. Аудитор должен одобрять и признавать все, заслуживающее доверия.
15. Аудитор должен быть вежливым.
16. Аудитор должен быть готов к различным уловкам персонала аудируемых подразделений, ведущим к потере времени и отвлекающим от решения поставленных заказчиком задач.
17. При открытом сопротивлении персонала аудитор должен сообщить о данной ситуации своему руководству и заказчику.
Таким образом, специалист, соответствующий квалификационным требованиям специалиста по аудиту управления персоналом организации, при соблюдении принципов независимости, профессионализма, этики и правил профессионального поведения при проведении аудита управления персоналом способен качественно осуществить аудиторскую проверку, направленную на повышение эффективности использования персонала, предотвращение рисков, связанных с данным видом деятельности, повышение качества управленческих решений, повышение качества управления в целом и увеличение прибыли организации.
Библиографический список
1. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2009. 224 с.
2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. проф. Я. Соколова. М.: Магистр, 2009. 463 с.
3. Одегов Ю.Д., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2010. 672 с.
4. Шеремет А.Д., Суиц В.П. Аудит: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 448 с.
И.Анисимова
Директор по персоналу
ООО "Издательский Дом ИНФРА-М"
Подписано в печать
30.12.2011