"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СПЕЦИАЛИСТУ ПО АУДИТУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В статье рассматриваются основные требования к образованию, опыту практической работы, чертам характера, способностям, профессиональным знаниям и навыкам специалиста по аудиту управления персоналом организации; определено понятие специалиста по аудиту управления персоналом организации, этические требования и правила поведения аудитора при проведении аудиторской проверки.

 

Аудит управления персоналом организации в России является относительно молодым и развивающимся направлением как науки управления персоналом, так и сферы профессиональной деятельности.

Заказчик данного вида аудита в выборе исполнителей может опираться как на внутренние, так и на внешние источники. Исполнителем аудита управления персоналом организации могут стать как сотрудники организации, так и сторонние эксперты, специалисты по консалтингу, аудиторы. Выбор исполнителей имеет свои достоинства и недостатки: исполнители - сотрудники организации - хорошо ориентируются в бизнес-процессе, технологиях, системе управления конкретной организации, включены в систему коммуникаций, ориентируются в системе внутренней отчетности компании, смогут наблюдать и корректировать при необходимости внедрение мероприятий по повышению эффективности; исполнители - внешние специалисты - лишены данных преимуществ, но зачастую количество и опыт проведения подобного вида исследований у сторонних экспертов больше, чем у штатных сотрудников организации. К достоинствам привлечения внешних аудиторов также можно отнести: непредвзятость и более высокую объективность суждений, высокий уровень профессиональной подготовки, работу в жестких временных и бюджетных рамках.

Несмотря на вышеуказанные достоинства и недостатки "внутренних" и "внешних" исполнителей, нужно четко понимать, что в основе качества проведения аудита управления персоналом организации лежит квалификационный уровень специалиста (или группы специалистов) по аудиту управления персоналом.

Согласно определению, данному Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 21.11.2011), аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Фактически на практике данное определение применимо к аудиторам в областях, оговоренных данным Законом: общий аудит; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования; аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

Что же касается аудита управления персоналом организации, то на данный момент отсутствуют стандарты по такому виду профессиональной деятельности и процедура квалификационной аттестации.

Исследование профессиональных стандартов в области управления персоналом, а именно: американской модели профессиональных стандартов управления персоналом, разработанной обществом управления человеческими ресурсами (Society for Human Resources Management - SHRM), и стандартов Сертификационного института управления человеческими ресурсами (Certification Human resources Institute-CHRI); немецкой модели стандартов управления персоналом, разработанной Ассоциацией управления персоналом Германии (Deutsche Gesellschaft fur Personlfuhrunge/DGFP); российских практик в области HR-менеджмента, определило, что квалификационные характеристики HR-специалиста могут послужить основой для формирования квалификационной характеристики специалиста по аудиту управления персоналом организации, а с учетом целей и задач аудита управления персоналом возможно обосновать квалификационные требования к специалисту по проведению аудита управления персоналом организации.

Требования к квалификации специалиста по аудиту управления персоналом можно представить по пяти подуровням требований, представленных в табл. 1: требования к образованию, требования к опыту практической работы, требования к чертам характера, требования к способностям аудитора, требования к профессиональным знаниям.

 

Таблица 1

 

Квалификационные требования к специалисту

по аудиту управления персоналом организации

 

 

Квалификационные   
требования      

Содержание               

1

2          

3                    

1

Требуемый уровень образования                  

1.1

Высшее профильное      
образование            

- по специальности "Управление персоналом"
- по специальности "Экономика труда"      
- по специальности "Менеджмент организаций"

1.2

Высшее образование и   
постдипломное          
образование по         
специальности          
"Управление персоналом"

- по другим специальностям в областях:    
экономика, право, психология, социология с
дополнительной специализацией             
(переквалификацией, постдипломным         
образование)м по специальности "Управление
персоналом"                               

2

Требуемый уровень к опыту практической работы           

2.1

Более 5 лет            

В сфере "Управление персоналом" в должности
"старший менеджер по персоналу", "эксперт"
в области "Управление персоналом"         

2.2

Более 2 лет            

В должности руководителя службы по        
управлению  персоналом организации        

3

Требования к чертам характера                  

3.1

Внимательность,        
сосредоточенность,     
терпеливость           

Наличие способностей слушать собеседника, 
умение показать собеседнику               
заинтересованность в получаемой информации,
но не отвлекаться на посторонние темы     

3.2

Методичность           

Умение методически правильно строить      
беседу, не давать сбить себя с толку,     
беседовать по существу, не допуская общих 
фраз, четко придерживаться заданного курса

3.3

Уравновешенность,      
собранность            

Умение сохранить самообладание, вести     
беседу в спокойном, деловом тоне, не      
поддаваться на провокации                 

3.4

Доброжелательность,    
контактность.          
Уважительное отношение к
собеседнику, тактичность

Умение вежливо и уважительно вести беседу,
при этом внушать к себе доверие.          
Способность создавать атмосферу           
доброжелательного продуктивного           
сотрудничества                            

3.5

Логическое мышление    

Умение выделить главное, устанавливать    
причинно-следственные связи               

3.6

Непредвзятость,        
непредубежденность     

Способность к формированию объективного   
мнения, основанного на научном подходе и  
документальном исследовании, в том числе  
отмечать и позитивные результаты,         
выявленные при аудите                     

3.7

Бескомпромиссность     

Умение не поддаваться давлению со стороны 
персонала и руководителей с целью изменить
результаты аудита без наличия на то       
объективных доказательств                 

3.8

Принципиальность,      
ответственное отношение
к работе               

Способность отвечать за выполненную работу,
соблюдать моральные и этические нормы     
поведения как в отношении объекта аудита, 
так и в отношении персонала аудируемых    
подразделений                             

4

Требования к способностям                    

4.1

Аналитические          
способности            

Умение анализировать полученную информацию,
делать объективные выводы                 

4.2

Стратегическое мышление

Способность прогнозировать пути           
долгосрочного развития организации        
(бизнеса) с учетом внешней и внутренней   
среды, системный подход к решению проблем,
умение стандартизировать задачи и         
использовать комплексный подход, владея   
методами многофакторного анализа, создавать
программы по реализации задач по повышению
эффективности организаций                 

4.3

Организаторские        
способности            

Умение организовывать процессы аудиторской
проверки, организовывать свой трудовой    
процесс и трудовой процесс подчиненных    

4.4

Способность к          
саморазвитию           

Умение самостоятельно повышать свою       
квалификацию, определять приоритеты своего
развития, способность разумно использовать
чужой опыт                                

4.5

Адаптивность           

Умение быстро встраиваться в среду        
проверяемой организации, гибко            
перестраиваться под условия внешней среды 

4.6

Инновационность        

Способность к генерированию новых идей,   
управлять их внедрением                   

4.7

Ориентация на достижение
целей                  

Уметь выстраивать цели и эффективные пути к
их достижению, быстро и качественно       
достигать результат                       

4.8

Коммуникативность      

Умение создавать и использовать каналы    
двухсторонней коммуникации                

4.9

Способность к работе в 
команде                

Способность к управлению командой         
(планирование, организация, контроль,     
мотивация и анализ), реализация командных 
задач, владение методами коллективного    
генерирования идей                        

4.10

Дар убеждения, умение  
оказывать влияние      

Способность формулировать и отстаивать свою
точку зрения, аргументированно убеждать   
окружающих в своей правоте, при этом не   
разрушая отношений и не вступая в конфликт
с партнером. Владение языком мимики и     
жестов                                    

4.11

Личная эффективность   

Способность использовать наиболее         
эффективные и передовые методы в работе,  
оптимально использовать личный временной  
ресурс, оптимизм                          

4.12

Неконфликтность.       
Конфликтоустойчивость  

Умение прогнозировать появление конфликтов,
чувствовать нарастание напряжения, владение
методиками предотвращения конфликтов:     
переключение, открытое обсуждение,        
совместное решение проблем                

4.13

Навыки ведения         
переговоров            

Владение технологиями переговоров и       
презентаций, в том числе и технической    
стороной организации данного вида процессов

4.14

Навыки тайм-менеджмента

Умение эффективно использовать рабочее    
время, планировать процессы во времени и  
вести временной контроль                  

4.15

Клиентоориентированность

Умение выявлять потребности клиентов:     
оперативные, текущие и стратегические.    
Умение заинтересовать клиентов в своей    
работе, умение консультировать клиента в  
рамках своей компетенции, строить         
партнерские отношения                     

4.16

Навыки управленческих  
решений                

Знание и умение вырабатывать управленческие
решения, прогнозировать последствия       

4.17

Кропотливость,         
усидчивость            

Умение кропотливо собирать и анализировать
информацию, тщательно относиться к деталям,
полученным из большого количества         
источников, быть ответственным за качество
выполняемых работ                         

5

Требования к профессиональным знаниям               

5.1

Правовое и методическое
обеспечение управления 
персоналом и аудита    
управления персоналом  

- Знание актуальной нормативной базы общего
аудита, аудита персонала, ТК РФ и иных    
нормативно-правовых актов, содержащих нормы
трудового права; КоАП РФ, УК РФ и иных    
федеральных законов в части определения   
ответственности за нарушение трудового    
законодательства и иных актов, содержащих 
нормы трудового права; Гражданского кодекса
РФ в части, относящейся к деятельности    
службы персонала.                         
- Владение методиками проведения аудита в 
области управления персоналом организации 

5.2

Организационное развитие
кадровой политики      
организации             

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы организационного
проектирования и развития, формирования   
кадровой политики организации.            
- Владение навыками анализа внешней и     
внутренней среды, стратегий компании.     
- Владение навыками разработки, анализа и 
внесения изменений в организационную      
структуру.                                
- Владение навыками разработки стандартов 
по УП и их анализа на соответствие целям  
организации.                               
- Владение навыками формирования и оценки 
бюджета управления персоналом.            
- Владение навыками оценки кадрового      
потенциала.                               
- Владение навыками формирования и оценки 
эффективности системы управления персоналом
организации                               

5.3

Планирование персонала 

- Знание и понимание целей принципов и    
задач и методической базы подсистемы      
планирования персонала.                   
- Владение методиками: оценки численности и
структуры, текучести персонала, анализа   
штатного расписания на его обоснованность 
целям, анализа и оценки изменения кадрового
потенциала                                

5.4

Наем и отбор персонала 

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы найма
и отбора персонала.                       
- Владение методиками: по оценке          
используемых методов найма персонала,     
источников, стоимости, оценке              
результативности найма и отбора персонала 

5.5

Использование персонала

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
использования персонала.                  
- Владение методиками: анализа уровня     
занятости персонала, уровня занятости     
уязвимых слоев населения, анализа         
стабильности кадрового состава, оценки    
эффективности использования персонала     

5.6

Профориентация и       
адаптация персонала    

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
профориентации и адаптации персонала.     
- Владение методиками по выявлению и      
диагностике проблем подсистемы, анализу и 
оценке эффективности профориентации и     
адаптации                                  

5.7

Обучение персонала     

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
обучения персонала.                       
- Знание методик оценки эффективности     
подсистемы обучения персонала: анализа форм
содержания обучения на соответствие целям 
организации, умение сопоставить затраты на
обучение с результатами после обучения    

5.8

Работа с кадровым      
резервом               

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы работ
с кадровым резервом.                      
- Знание методик по оценке подсистемы     
работы с кадровым резервом: владение      
анализом и проектированием управленческой 
деятельности в организации, определение   
потребности в подготовке руководителей    

5.9

Служебно-              
профессиональное       
продвижение, деловая   
карьера персонала      

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
служебно-профессионального продвижения и  
деловой карьеры персонала.                
- Владение методиками: анализа системы    
продвижения персонала в организации,      
анализа схем замещения должностей, оценки 
результатов мероприятий по планированию   
карьеры                                   

5.10

Деловая оценка персонала

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
деловой оценки.                           
- Владение методиками: анализа используемых
форм деловой оценки и решений по их       
результатам, оценки эффективности         
подсистемы деловой оценки персонала       

5.11

Организация трудовой   
деятельности персонала 

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
организации трудовой деятельности         
организации.                              
- Владение методиками: анализа условий    
труда, техники безопасности и охраны труда,
анализа состояния нормирования труда в    
организации, оценки эффективности         
организации рабочих мест, анализа         
финансирования развития и                 
фондовооруженности рабочих мест, оценки   
эффективности подсистемы организации      
трудовой деятельности персонала           

5.12

Мотивация и            
стимулирование труда   

Владение методиками оценки эффективности  
подсистемы мотивации и стимулирования     
труда: методиками оценки систем           
стимулирования персонала, анализом уровня и
структуры ФОТ, анализом компенсаций и     
льгот, соответствие принципов вышеуказанных
систем целям организации, владение        
методиками оценки эффективности подсистемы
мотивации и стимулирования труда          

5.13

Трудовые отношения в   
коллективе             

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
трудовых отношений в коллективе.          
- Владение методиками анализа социально-  
психологического климата коллектива,      
анализа уровня социальной напряженности,  
диагностики организационной культуры, стиля
управления, оценки соответствия подсистемы
целям и задачам организации               

5.14

Кадровое производство и
кадровый учет          

Знание порядка регламентации трудовых     
отношений и кадрового учета организации,  
умение провести оценку состояния кадрового
учета, владение навыками оптимизации      
кадрового делопроизводства, знание порядка
взаимодействия с профсоюзными             
организациями, государственными органами, 
внешними организациями                    

5.15

Внутренние коммуникации

- Знание и понимание целей, принципов,    
задач и методической базы подсистемы      
внутренних коммуникаций организаций.      
- Умение оценивать эффективность подсистемы
внутренних коммуникаций, определять       
соответствие системы внутренних           
коммуникаций целям и задачам организации  

5.16

Владение методиками    
анализа и оценки       
управления персоналом  
организации,           
формирования и         
внедрения мероприятий  
по совершенствованию   
управления персоналом  
организации            

- Владение методами обследования:         
самообследование, интервьюирование, беседа,
активное наблюдение рабочего дня,         
моментальное наблюдение, анкетирование,   
изучение документов, функционально-       
стоимостной анализ, ФСА.                  
- Владение методами анализа: системный,   
экономический, декомпозиция,              
последовательной подстановки, сравнений,  
динамический, структуризации целей,       
экспертно-аналитический, нормативный,     
параметрический, моделирование, ФСА,      
главных компонентов, балансовый,          
корреляционный и регрессивный, опытный,   
матричный.                                 
- Владение методиками анализа: факторов   
влияния внешней и внутренней среды на     
управление персоналом организации,        
организационной структуры управления,     
трудового потенциала организации, функций 
системы управления персоналом, ресурсного 
обеспечения управления персоналом,        
подразделения по управлению персоналом,   
линейного руководства персоналом.         
- Владение методиками оценки: качественного
состояния управления персоналом,          
экономического анализа системы управления 
персоналом в контексте деятельности       
предприятия, оценки стоимости человеческого
капитала организации, оценки возврата     
инвестиций в систему управления персоналом,
экономической состоятельности             
инвестиционных проектов в систему         
управления персоналом.                    
- Владение методами формирования: системный
подход, аналогий, экспертно-аналитический,
параметрический, блочный, моделирования,  
ФСА, структуризации целей, опытный,        
творческих совещаний, коллективного       
блокнота, контрольных вопросов,           
морфологического анализа.                 
- Владение методами обоснования: аналогий,
сравнений, нормативный, экспертно-        
аналитический, моделирование, расчет      
количественных и качественных показателей 
эффективности, ФСА.                       
- Владение методами внедрения: внедрения  
мероприятий по совершенствованию управления
персоналом, ФСА, материального и морального
стимулирования нововведений               

 

Сформированные квалификационные требования специалиста по аудиту управления персоналом позволяют дать определение специалисту в данной сфере профессиональной деятельности:

"Специалист по аудиту управления персоналом организации (HR-аудитор) - человек, обладающий специальными знаниями, навыками, квалификацией в области управления персоналом и аудита управления персоналом организации, выполняющий работу по реализации оценки эффективности состояния системы управления персоналом организации и соответствия его целям организации, разработку предложений по совершенствованию выявленного состояния".

Среди профессионалов принято считать, что для сохранения профессии, достижения независимости аудиторского мнения необходимо соблюдение этических требований, которые установлены профессиональными кодексами поведения аудиторов и гарантируют потребителям качество оказываемых услуг.

Технология аудита управления персоналом такова, что значительная часть исследования может быть основана не только на анализе документов, отчетов и экономических показателей, но и на анализе источников, несущих на себе высокие субъективные риски, а именно: опросы, анкетирования, беседы, тестирования сотрудников организации. Поэтому этика и поведение исполнителя на всех этапах проведения аудита управления персоналом имеют важное значение для получения максимально объективной оценки состояния предмета оценки за счет снижения рисков процедурного, информационного, субъективного и деструктивного характера.

В России, как и за рубежом, разработаны и созданы кодексы этики профессиональных аудиторов, которые устанавливают соответствующие требования, предъявляемые к аудиторам в каждой стране [2].

Советом по аудиторской деятельности при Минфине России по согласованию с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров был принят Кодекс этики аудиторов России (Протокол N 16 от 28.08.2003, в новой редакции - Протокол N 56 от 31.05.2007), который представляет собой свод норм профессиональной этики аудитора, то есть сложившихся и широко применяемых при внедрении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской фирмы, не предусмотренных законодательством. Кодекс основан на рекомендациях Кодекса этики МФБ. Кодекс содержит концептуальную модель поведения аудитора и аудиторской фирмы, установленную в целях обеспечения соответствия деятельности аудитора основным принципам профессиональной этики, к которым относятся: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и профессиональное поведение, которые также закреплены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 1 "Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", ред. от 27.01.2011).

Концептуальная модель поведения, предлагаемая Кодексом, является основой по соблюдению моральных принципов и используется в целях:

- выявления угроз нарушения основных принципов и оценки их значения;

- принятия соответствующих действий для устранения угроз нарушения основных принципов или сведения их до оптимального уровня, при котором основные принципы не подвергаются риску за счет применения мер предосторожности. Кодекс описывает порядок применения модели поведения аудиторов в конкретных ситуациях.

По мнению Ю.Д. Одегова, Т.В. Никоновой [3], П.Э. Шлендера [1], процедура аудита невозможна без соблюдения основных принципов, к которым относятся:

- этика профессионального поведения - когда наряду с требованиями человеческой этики и морали необходимо строгое соблюдение: обязанностей, интересов общества, честности, объективности, надлежащего внимания, соблюдения стандартов;

- независимость - объективность и честность суждений;

- профессионализм - обязанность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно справиться с заданием.

Современная теория и практика [3] сформировала правила поведения аудитора при проведении аудита управления персоналом организации:

1. Аудитор должен изначально быть настроен на положительный результат.

2. Аудитор должен демонстрировать сотрудникам аудируемых подразделений, что основная цель работы аудитора - сбор убедительных доказательств и составление объективного заключения, а не выявление несоответствий.

3. Аудитор должен уметь убедить сотрудников аудируемого подразделения, что проведение аудита выгодно для подразделения.

4. Аудитор должен понимать, что предмет аудита - это деятельность подразделения, а не сотрудники, в нем работающие.

5. Аудитор должен уметь слушать.

6. В ходе общения аудитору следует концентрироваться на высказываниях собеседника.

7. Аудитор должен направить беседу (опрос) в нужное русло по заранее обдуманному плану.

8. При общении с сотрудниками аудируемого подразделения аудитор не должен демонстрировать никаких эмоциональных проявлений.

9. Аудитору следует отмечать и положительные моменты.

10. При оценке значимости обнаруженных несоответствий аудитор должен прислушиваться к мнению профессионалов.

11. В процессе общения с персоналом аудируемых подразделений аудитору следует поддерживать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

12. Аудитор не должен предумышленно демонстрировать свою компетентность или экзаменовать собеседника.

13. Аудитор должен побуждать своих собеседников к поиску правильных решений.

14. Аудитор должен одобрять и признавать все, заслуживающее доверия.

15. Аудитор должен быть вежливым.

16. Аудитор должен быть готов к различным уловкам персонала аудируемых подразделений, ведущим к потере времени и отвлекающим от решения поставленных заказчиком задач.

17. При открытом сопротивлении персонала аудитор должен сообщить о данной ситуации своему руководству и заказчику.

Таким образом, специалист, соответствующий квалификационным требованиям специалиста по аудиту управления персоналом организации, при соблюдении принципов независимости, профессионализма, этики и правил профессионального поведения при проведении аудита управления персоналом способен качественно осуществить аудиторскую проверку, направленную на повышение эффективности использования персонала, предотвращение рисков, связанных с данным видом деятельности, повышение качества управленческих решений, повышение качества управления в целом и увеличение прибыли организации.

 

Библиографический список

 

1. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2009. 224 с.

2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. проф. Я. Соколова. М.: Магистр, 2009. 463 с.

3. Одегов Ю.Д., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2010. 672 с.

4. Шеремет А.Д., Суиц В.П. Аудит: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 448 с.

 

И.Анисимова

Директор по персоналу

ООО "Издательский Дом ИНФРА-М"

Подписано в печать

30.12.2011