"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 11

 

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ

 

В течение периода использования объектов основных средств ухудшаются их эксплуатационные свойства, что влечет за собой снижение производительности. Возникает необходимость проведения регулярных мероприятий - текущего и капитального ремонта - для восстановления данных свойств.

Каковы особенности отражения данных расходов для целей налогообложения <1>? Какими оправдательными документами они должны быть подтверждены? Об этом читайте в статье.

--------------------------------

<1> В рамках данной статьи не рассматривается вопрос создания и использования резерва. Об этом мы писали в статье "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств" в N 8, 2009.

 

Прочие расходы или увеличение первоначальной стоимости?

 

Согласно ст. 260 НК РФ произведенные налогоплательщиком затраты на ремонт основных средств относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Как видно из приведенной нормы, НК РФ не разграничивает ремонт по видам, тогда как отраслевые нормативные документы предполагают такое разграничение.

Например, как следует из Постановления Госстроя N 279 <2>, по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонт делится на два вида: текущий и капитальный (п. 3.3). К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (п. 3.4), а к капитальному - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (п. 3.11).

--------------------------------

<2> Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

 

Заметьте, в целях исчисления налога на прибыль к прочим расходам относятся затраты как на текущий, так и на капитальный ремонт. Если при проведении текущего ремонта спорных вопросов с отнесением на затраты, как правило, не возникает, то при проведении капитального основной сложностью является разграничение понятий капремонт и работы, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств, - достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ.

 

Примечание. Расходы на ремонт основного средства можно учесть даже в случае, если они превышают его стоимость (Письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/609).

 

При разграничении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" Минфин в Письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 рекомендует руководствоваться вышеупомянутым Постановлением Госстроя N 279, Ведомственными строительными нормативами ВСН N 58-88 (Р) <3>, Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80. Кроме того, по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Росстрой.

--------------------------------

<3> Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

 

Что касается арбитражной практики, судьи при принятии решения по данному вопросу кроме перечисленных документов руководствуются также совместным Письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСФУ СССР N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14 <4>, Письмом Госстроя России от 28.04.1994 N 16-14/63 <5>.

--------------------------------

<4> Письмо от 08.05.1984 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

<5> Ссылку на эти документы можно найти, например, в Постановлениях ФАС ЗСО от 05.10.2005 N Ф04-6994/2005(15567-А46-33), от 14.12.2005 N Ф04-8972/2005(17854-А46-33), ФАС МО от 03.11.2006 N КА-А40/10592-06.

 

Бухгалтеру, чтобы определить, к чему относятся те или иные виды работ - капремонту или реконструкции (модернизации), - не помешает заглянуть в вышеназванные документы. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают Приложения к Постановлению Госстроя N 279, где приводятся перечни работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение 3) и к капитальному (Приложение 8).

 

Внимание! Итак, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что к ремонту будут относиться работы, в результате которых производится устранение неисправностей и замена изношенных деталей (конструкций), наличие которых делало опасной или невозможной дальнейшую эксплуатацию основных средств. При этом не происходит изменения технологического или служебного назначения основных средств, увеличения нагрузки, повышения технико-экономических показателей, увеличения производственных мощностей.

 

Зачастую налоговые органы при проверке данного вида расходов делают выводы исключительно на основе формального анализа наименования и предмета отдельных договоров, заключенных обществом, без исследования фактического содержания выполненных для налогоплательщика работ. Это приводит к судебным разбирательствам.

Следует отметить, что по данному вопросу есть множество примеров в арбитражной практике, когда судьи встают на сторону налогоплательщика.

Например, анализ договоров, заключенных обществом с подрядчиками, а также иных документов позволил судьям ФАС СЗО (Постановление от 12.10.2005 N А56-2062/2005) сделать вывод, что выполненные работы (демонтаж старых и установка новых представительских и офисных дверей, обеспыливание полов латексом, замена плинтусов, электромонтажные работы, замена остекленных блоков и т.п.) не связаны с изменением функционального назначения, технико-экономических показателей или иных качественных характеристик многофункционального комплекса и поэтому не относятся к работам капитального характера, а понесенные по ним затраты не могут увеличивать стоимость амортизируемого имущества и подлежат включению в состав текущих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Указанные работы выполнены после ввода здания в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии и не были предусмотрены проектом строительства здания.

Вкратце скажем, в каких случаях судьи принимали сторону налогоплательщиков и делали выводы, что данные виды работ относятся именно к ремонтным:

- кладка кирпичных перегородок, штукатурка и облицовка стен, штукатурка деревянных откосов, облицовка еврорейками, выравнивание пола, устройство цементной стяжки, демонтаж светильников (Постановление ФАС ВВО от 10.07.2007 N А43-25348/2006-31-814);

- замена старых полов, изношенных канализационных труб и труб водоснабжения, оконных блоков, покраска стен, потолков, дверных блоков (Постановления ФАС УО от 22.05.2007 N Ф09-3656/07-С2, ФАС ЗСО от 25.09.2006 N Ф04-6044/2006(26466-А81-31));

- замена двери вместе с дверной коробкой (проем в стене), установка дополнительной кирпичной перегородки <6> и дополнительной металлической перегородки для одного офисного рабочего места. Произведенные ремонтные работы не вызвали изменения технологического или служебного назначения <7> здания и его помещений (Постановление ФАС МО от 18.01.2007 N КА-А40/13128-06-2). Имейте в виду, что перепланировка является элементом как реконструкции, так и капитального ремонта, она сама по себе не определяет характера выполненных работ. Если в результате перепланировки технико-экономические показатели и функциональное назначение помещений не изменились, работы по увеличению объема здания (надстройка, пристройка) не проводились, то перепланировка признается капитальным ремонтом (Постановление ФАС УО от 28.11.2006 N Ф09-10509/06-С7);

- ремонт локальной и телефонной сетей (Постановление ФАС СЗО от 14.05.2007 N А56-15769/2006). Обратите внимание, какие документы были представлены обществом. Факт нарушения работоспособности вычислительной сети в результате аварии бойлера подтверждается актом расследования причин выхода из строя вычислительной сети. Договор, техническое задание, акты выполненных работ и счета-фактуры позволили судьям сделать вывод, что в данном случае был произведен ремонт, а не модернизация оборудования, поскольку представленные документы подтверждают, что до проведения указанных работ сеть соответствовала тем же стандартам и критериям, что и после проведения работ;

- установка вентиляционного оборудования и тепловой завесы (Постановление ФАС ВСО от 29.06.2007 N А74-3968/06-Ф02-3757/07);

- ремонт электросетей и электрооборудования, монтажа воздуховодов в ремонтных мастерских (Постановление ФАС СЗО от 14.07.2005 N А21-8680/04-С1);

- замена оборудования комплексной системы безопасности и охранно-пожарной сигнализации (Постановление ФАС МО от 24.01.2007 N КА-А40/13476-06).

--------------------------------

<6> При производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более чем на 20% (Приложение 8 к Постановлению Госстроя N 279).

<7> Если в результате работ изменилось назначение помещения, они признаются работами по реконструкции, модернизации, дооборудованию, и в этом случае судьи будут поддерживать налоговых инспекторов (см., например, Постановление ФАС СЗО от 22.11.2006 N А66-4170/2005, где предметом спора были работы по переоборудованию проходной в офисное помещение).

 

Мы перечислили ремонтные работы, осуществляемые в зданиях и помещениях, теперь посмотрим, в каких случаях арбитражные судьи квалифицируют в качестве ремонтных наружные работы:

- работы по ремонту внутренних дорог. Судьи ФАС ЦО (Постановление от 20.02.2007 N А68-АП-84/14-05-317/Я-05-1006/10-05) поддержали налогоплательщика по спорному вопросу, поскольку доказательств того, что выполненные работы изменили качественные характеристики объектов или выполнялись по специальному проекту реконструкции, налоговый орган не представил;

- капитальный ремонт кирпичного ограждения (частичная замена столбов, частичное усиление фундамента ограждения, новая кладка части стен ограждения на общую длину 104,4 м, что составляет 10% общей длины ограждения) (Постановление ФАС СЗО от 29.08.2005 N А56-50335/2004);

- ремонт наружного водопровода и замена кабеля. Судьи ФАС СЗО (Постановление от 07.07.2005 N А56-4658/05), в совокупности оценив имеющиеся в деле документы и представленные доказательства, правомерно признали, что затраты на проведение ремонта наружного водопровода и замену кабеля не носят характер капитальных, а являются текущими затратами на поддержание оборудования в рабочем состоянии.

 

Ремонт ПК и оргтехники

 

Отдельно хотелось бы остановиться на ремонте компьютера. По мнению Минфина, при разграничении модернизации и ремонта следует учитывать необходимость замены детали, а не изменение эксплуатационных характеристик объекта (Письма от 09.10.2006 N 03-03-04/4/156, от 27.05.2005 N 03-03-01-04/4/67). Например, если какие-то составляющие компьютера (процессор, плата, монитор) вышли из строя и после их замены компьютер выполняет те же функции, это был ремонт. Если работающие элементы заменяются на более совершенные, это модернизация (Письма от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54, от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/140).

Например, ФАС ПО рассматривал ситуацию (Постановление от 18.01.2005 N А57-11449/03-7), когда налогоплательщик произвел замену процессора и отнес затраты на ремонт ОС по ст. 260 НК РФ. Однако в отношении ремонта компьютеров налоговый орган указал, что апгрейд компьютера всегда обозначает его модернизацию. Судьи сделали вывод, что необходимо исходить из характера выполненных работ. Поскольку во всех оспариваемых случаях происходила замена процессоров на аналогичные, а не на более совершенные (на тот момент имелись процессоры двух следующих поколений), у налогового органа не было оснований относить указанные затраты на стоимость основного средства.

Аналогичное мнение относительно того, что замена пришедших в негодность составляющих компьютера является ремонтом, высказано в Постановлениях ФАС СЗО от 29.06.2006 N А05-17287/2005-31, от 14.06.2005 N А52/6662/2004/2, ФАС МО от 14.12.2005 N КА-А40/12147-05.

 

Ремонт автомобилей

 

Ремонтом средств автотранспорта является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава.

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий. При текущем ремонте автомобиля происходит обеспечение работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса. Как правило, капремонт подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях и предусматривает полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

При ремонте автомобилей могут возникать традиционные споры с налоговыми органами - относятся ли те или иные виды работ к ремонту или модернизации?

Например, судьи ФАС СЗО (Постановление от 29.11.2005 N Ф09-5358/05-С2) рассматривали спор между организацией и налоговым органом: последний расценил как модернизацию замену заднего моста и двигателя у трактора ДТ-75. Разрешая указанный вопрос, суды установили, что замена названных агрегатов обусловлена их изношенностью и не повлекла улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования трактора. Вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам, а именно: в представленном в деле акте указано, что в результате осмотра трактора комиссией установлены дефекты двигателя и заднего моста, требующие ремонта трактора путем замены этих деталей.

 

Ремонт арендованных основных средств

 

Согласно п. 2 ст. 260 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

По мнению Минфина (Письма от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470, от 07.06.2009 N 03-03-06/2/131), на основании ст. 260 НК РФ расходы на ремонт арендованного помещения можно учесть только в случае, если это имущество у собственника (арендодателя) является амортизируемым основным средством. Расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество арендовано у физических лиц), могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом).

 

Учет в расходах стоимости МПЗ, полученных в ходе ремонта ОС

 

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, полученных при ремонте основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ <8>.

--------------------------------

<8> До 1 января 2009 г. абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ предусматривалось списание МПЗ только в случае их получения в результате вывода ОС из эксплуатации. С 1 января 2009 г. данная норма упоминает и получение МПЗ в результате ремонта. Однако формулировка п. 13 ст. 250 НК РФ не была изменена, там по-прежнему говорится только о материалах, полученных при ликвидации ОС. Тем не менее считаем вполне логичным применение в данном случае положений п. 13 ст. 250 НК РФ. На этот порядок ранее указывал и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656.

 

По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 06.10.2009 N 03-03-06/1/647, от 28.09.2009 N 03-03-06/1/620, налогоплательщик вправе принять к налоговому учету материалы, полученные при ремонте основных средств в виде металлолома, по стоимости, определяемой в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, в состав внереализационных доходов необходимо включить рыночную стоимость старых деталей (п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ), полученных при ремонте, а при их передаче в эксплуатацию или реализации учесть как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль, уплаченной с этого дохода.

 

Пример. В сентябре 2009 г. организация провела капитальный ремонт станка. После замены некоторых деталей на новые выяснилось, что старые детали пригодны к использованию на другом станке. Они были оприходованы по стоимости 15 000 руб., а в октябре установлены на станок.

Отчетными периодами организации являются квартал, полугодие, девять месяцев.

Сентябрь 2009 г.

Стоимость оприходованных деталей отражена в составе внереализационных доходов в размере 15 000 руб. Налог на прибыль с этих доходов составит 3000 руб. (15 000 руб. x 20%).

Октябрь 2009 г.

В состав материальных расходов будет включена сумма в размере 3000 руб.

 

Документы, которые необходимо заполнить

 

Теперь остановимся на том, какие документы надо оформить, чтобы списать ремонтные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

В первую очередь должен быть составлен документ, где будет зафиксировано, что основное средство требует восстановления, - дефектная ведомость. Этот документ составляется в произвольной форме, но в нем должны содержаться обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ <9>.

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Некоторые специалисты считают, что дефектную ведомость необходимо составлять по форме N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования" <10>. Однако данная форма применяется при выявлении дефектов оборудования в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. К ремонту она не имеет никакого отношения, о чем свидетельствует и тот факт, что подписывают ее заказчик, исполнитель и монтажная организация.

--------------------------------

<10> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

 

В арбитражной практике есть пример, где судьи поддержали налогоплательщика, посчитав довод налоговой инспекции о ненадлежащем оформлении ремонтных работ ввиду отсутствия актов формы N ОС-16 необоснованным. Данная форма составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный акт не был представлен, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами (большой степенью износа и перерасходом топлива) (Постановление ФАС ВВО от 10.09.2009 N А82-1209/2008-99).

Затем издается приказ или распоряжение руководителя о проведении ремонта. В этом документе указывается, кем будет проводиться ремонт - собственными силами (хозяйственным способом) или с привлечением сторонних организаций (подрядным способом).

 

Внимание! Если одновременно с ремонтом осуществляется модернизация, следует обеспечить раздельный учет затрат по ремонту и модернизации. При проведении обоих видов работ одним подрядчиком необходимо сумму договора разделить на затраты по ремонту и по модернизации.

 

Если ремонт осуществляется хозяйственным способом, нужно составить план проведения ремонта, где указать наименование объекта и подробный перечень работ и материалов, необходимых для ремонта. При необходимости перемещения основного средства, например, в ремонтный цех, должна быть оформлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2) <11>. Документами, позволяющими учесть затраты в целях налогообложения, будут накладные на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, проводившим ремонт.

--------------------------------

<11> Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объекта основного средства сдатчика, третий экземпляр передается получателю.

 

В случае ремонта основного средства силами сторонних организаций составляются договоры подряда на проведение ремонтных работ, сметы, акты выполненных работ и т.п. Если при выполнении ремонта подрядчиком необходима передача основного средства, этот факт должен быть подтвержден соответствующим документом, составленным в произвольной форме.

 

Внимание! В документах, свидетельствующих о проведении ремонта (договоры, планы проведения ремонты, сметы, акты), следует использовать одинаковые формулировки. В случае конфликта с налоговыми органами это может пригодиться при доказывании фактического содержания операций.

 

Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), который оформляется и при хозяйственном, и при подрядном способе проведения ремонта. Этот документ подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, затем утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Сведения о ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

При отсутствии указанных актов возможны спорные ситуации с налоговыми органами в части правомерности признания расходов по ремонту основных средств в целях налогообложения.

В арбитражной практике имеются случаи, когда судьи посчитали необоснованным довод налоговой инспекции о ненадлежащем оформлении ремонтных работ ввиду отсутствия актов формы N ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы N ОС-6 (Постановление ФАС ВВО от 10.09.2009 N А82-1209/2008-99). В данном случае производился ремонт части основного средства - двигателя, а выбытия самих основных средств (судов) для ремонта не происходило, поэтому составление акта N ОС-3 и внесение записей в инвентарную карточку не требовалось.

 

О.В.Арбатская

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Подписано в печать

05.11.2009