БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтераБУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера Материалы Для квалификации транспортных средств в целях налогообложения следует руководствоваться правилами дорожного движения Дата создания: 11.02.2008 Материал подготовил А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам (e-mail: kaafsnp@mail.ru). Арбитражная практика. Для квалификации транспортных средств в целях налогообложения следует руководствоваться правилами дорожного движения В целях исчисления транспортного налога квалификация транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Суть проблемы В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Налоговые ставки по транспортному налогу предусмотрены статьей 361 НК РФ и градируются в зависимости от категории транспортного средства. При этом главой 28 НК РФ не предусмотрен нормативный правовой акт, на основании которого должна проводиться соответствующая градация. Судебная практика оказалась в вопросе выбора такого документа-классификатора весьма многогранна. Практически всегда суды вставали на сторону налогоплательщика, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ, по мнению судов, в главе 28 НК РФ имеется правовая неопределенность, которая подлежит истолкованию в пользу налогоплательщика. Одним из таких примеров стали два судебных дела, рассмотренных ВАС России. Налогоплательщик в соответствии с ОКОФ уплачивал налог с автомобилей со спецтехникой на них и спецмашин как с самоходных транспортных средств. Налоговый орган не согласился с таким методом квалификации транспортных средств и доначислил транспортный налог, руководствуясь критериями транспортных средств, предусмотренных Правилами дорожного движения. Судебные решения Суд поддержал налоговый орган, приведя следующие аргументы. Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". В силу пункта 2 этого нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД, а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах Гостехнадзора. Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С. Значит, в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили". Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 № 2620/07 и № 2965/07 © ЗАО "1C", 2000-2007 г. Перепечатка и иное использование материалов возможно только с письменного разрешения "1С" Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.