Комиссия вместо продажи позволит оптимизировать налоги Законодатели ломают копья, споря, стоит ли уменьшать НДС, когда и насколько. Пока этот вопрос не решен, налогоплательщикам приходится самостоятельно искать возможности для минимизации этого налога. Как сэкономить В первую очередь схема оптимизации, которую мы предлагаем, пригодится тем, кто занимается розничной торговлей и платит налоги по общей системе налогообложения. Соответственно с полученной выручки таким организациям приходится отдавать в бюджет НДС и налог на прибыль. Величину этих налогов можно существенно снизить, если привлечь (а точнее, открыть новую) фирму, которая будет работать на "упрощенке". Именно она и будет покупать продукцию у производителя, а не сам магазин, как это, допустим, планировалось. Предвидя ваши возражения относительно того, что "упрощенец" не может ставить к вычету НДС, заметим, что этот недостаток не самый большой и в дальнейшем компенсируется за счет экономии на налогах. Как же достичь этой самой экономии? Купивший продукцию "упрощенец" заключает договор комиссии с магазином, посредством которого товар доводится до конечного потребителя. В результате магазин будет платить НДС не со всей выручки (как было бы без привлечения "упрощенной" фирмы), а лишь с суммы вознаграждения. Соответственно и в налогооблагаемую прибыль включается только комиссия. Сама же выручка этими налогами не облагается, поскольку продавцом здесь выступает "упрощенец", который заплатит с нее только 15 процентов - это единый налог при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы". Вышеописанные манипуляции принесут налоговую экономию лишь при выполнении двух условий. Первое: сумма комиссионного вознаграждения должна быть как можно меньше, чтобы налоговая нагрузка магазина была минимальной. И второе: "упрощенец" должен показать у себя как можно больше расходов, учитываемых (!) при расчете единого налога. Для кого-то приемлемым является вариант с использованием липовых документов, точнее тех, что оформлены от лица несуществующей фирмы. Прибегать к нему мы не советуем, поскольку всегда есть вероятность встречной проверки, которая тут же выявит, что того или иного контрагента не существует. Зачем так рисковать, если есть другие, безопасные способы увеличения затрат? Дмитрий Суворов, начальник юридического отдела аудиторской фирмы "СП Финансы": - В регионе, где деятельность по оказанию транспортных услуг подпадает под ЕНВД, можно открыть фирму, которая будет заниматься именно этой деятельностью. Конечно, на ее баланс придется перевести несколько автомашин, но этот минус перекроет большой плюс в виде экономии на налогах той организации, чьи учредители как раз и открыли новую фирму. Экономия достигается просто. "Вмененщик" периодически будет "оказывать" той самой организации транспортные услуги для того, чтобы та смогла увеличить свои издержки. Поскольку расходы будут подтверждены первичными документами существующей фирмы, то никакая встречная проверка не страшна. Даже если налоговик пожелает убедиться, показал ли контрагент у себя в учете выручку. Ведь "вмененщику" все равно, какой у него доход. Его налог не зависит от суммы выручки, поэтому он может показывать ее в каких угодно размерах. Уменьшать налоговую базу путем завышения расходов на оплату труда не советуем, потому что с зарплаты придется платить 14 процентов в Пенсионный фонд и удерживать 13 процентов НДФЛ. Экономия в цифрах Давайте рассмотрим предложенную схему на примере. Допустим, изначально предполагалось, что продуктовый супермаркет закупит у хлебобулочного комбината продукцию на сумму 220 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб. Накрутив торговую наценку в размере 15 процентов, магазин выручит от продажи 253 000 руб. Рассчитаем его налоговую нагрузку. НДС с выручки составит 23 000 руб. (253 000 руб. х 10% / 110%). Применив вычет, получаем сумму в 3000 руб. (23 000 - 20 000), которая должна быть перечислена в бюджет. Налог на прибыль будет равен 7200 руб. ((253 000 руб. - 23 000 руб. - (220 000 руб. - 20 000 руб.) x 24%)). Итого общая сумма налогов составит 10 200 руб. (3000 + 7200). Теперь введем в наш пример "упрощенца". Условия все те же: товары закупаются на сумму 220 000 руб., а продаются за 253 000 руб. Но закупает их уже не магазин, а "упрощенец", который затем передает товар розничной организации по договору комиссии. Предположим, что сумма комиссионного вознаграждения установлена в размере 3 процентов от суммы выручки, то есть доход магазина от посреднической сделки составит 7590 руб. (253 000 руб. х 3%). С нее нужно будет заплатить НДС в сумме 1158 руб. (7590 руб. х 18% / 118%*(1)) и налог на прибыль в сумме 1822 руб. (7590 руб.x24%). В результате налоговая нагрузка магазина составит 2980 руб. (1158 + 1822). По сравнению с предыдущим вариантом (без привлечения "упрощенной" организации) торговая фирма заплатит на 7220 руб. меньше (10 200 - 2980). Экономия возрастет, если комиссионное вознаграждение составит, скажем, не 3 процента, а 2 или даже 1. Правда, такое положение дел может заинтересовать налоговиков, которые попытаются применить статью 40 НК РФ. Мы же отметим, что достаточно сложно найти рыночную цену той или иной посреднической услуги. А чтобы магазин и "упрощенец" не были признаны взаимозависимыми, вторая фирма должна быть учреждена другим лицом (не являющимся учредителем магазина). Не нужно забывать и об "упрощенце", ведь он тоже должен заплатить налог. Всю полученную от продажи выручку ему необходимо включить в свой доход. Поскольку объектом налогообложения у него является (это обязательное условие) разница между доходами и расходами, то его налоговая база будет равна 33 000 руб. (253 000 - 220 000). Единый налог с этой суммы составит 4950 руб. (33 000 руб. x 15%). Если объединить налоги и магазина, и "упрощенца", то мы увидим, что общая налоговая нагрузка составляет 7930 руб. (2980 + 4950), а фактическая экономия - 2270 руб. (10 200 - 7930). Сумма экономии в данном примере не такая уж большая, но мы рассмотрели всего лишь одну сделку, к тому же не учли иные расходы, которые возникают и у "упрощенца", и у магазина. Ведь действуя по совету Дмитрия Суворова, сумму единого налога можно свести к минимуму. Правда, увлекаться не советуем, так как существует еще и минимальный налог (1 процент от выручки), который платится по итогам года, даже если предприятием получен убыток (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). +------------------------------ +---------------------------------------- + | Актив | Пассив | +------------------------------ +---------------------------------------- + |Рассматриваемая схема хороша |Налоговики могут попытаться применить| |тем, что обвинить фирму в не- |ст. 40 НК РФ | |законном снижении налогов не+---------------------------------------- + |получится |Для использования схемы необходимо соз-| | |дать еще одну фирму | +------------------------------ +---------------------------------------- + А. Исанова, эксперт журнала Экономический эффект В. Лисянский, финансовый директор Если ваше предприятие приняло решение воспользоваться схемой оптимизации НДС, показанной в этой статье, вам, возможно, придется заранее рассчитать экономический эффект перехода с розницы на комиссию. Сделать это можно путем не очень сложных алгебраических преобразований. Для наглядности воспользуемся примером из статьи. Во-первых, представим в виде математической модели налоги, которые магазин перечисляет в бюджет при обычной схеме (N) и с участием предприятия-"упрощенца" (Nусн): N = [((c + nc ) x 10 / 110) - (cx 10 / 110)] + [ ((c + nc) - (((c + nc) x 10 / 110)) - (c - (c x 10 / 110)) x 0,24] Nусн = [((c + nc) x k) x 18 / 118] + [((c + nc) x k) x 0,24] + [((c + nc) - c) x 0,15] где c - закупочная стоимость товара с НДС, n - торговая накрутка, а k - процент комиссии, выраженный в десятичных долях. В первом равенстве в первых квадратных скобках показан НДС, во вторых - налог на прибыль, в математической модели оптимизированной схемы в первых двух квадратных скобках также НДС и налог на прибыль магазина, в третьих - единый налог "упрощенца". Преобразуем уравнения, подставив в них переменную n, равную в нашем случае 0,15: N = [((c + 0,15c) x 10/110) - (c x 10/110)] + [((c + 0,15c) - (((c + 0,15c) x 10/110)) - (c - (c x 10/110)) x 0,24] N = 0,136c + 0,01c N = 0,046c Nусн = (((c + 0,15c) x k) x 18/118) + (((c + 0,15c) x k) x 0,24) + (((c + 0,15c) - c) x 0,15) Nусн = 0,175kc + 0,276kc + 0,0225c Nусн = 0,451kc + 0,0225c В результате преобразования натуральных дробей в десятичные у нас появилась небольшая погрешность. На больших суммах в дальнейшем она, конечно, скажется, но для целей управленческого учета преобразованными формулами пользоваться можно. Рассчитаем процент комиссии, при котором экономический эффект введения оптимизированной схемы будет равен нулю, вернее константе, которую даст уменьшение налоговой базы предприятия, работающей по УСН. Для этого приравняем N к Nусн: 0,046c = 0,451kc + 0,0225c 0,451k = 0,0235 k = 0,052 или, выражая в процентах, 5,2%. Следовательно, при комиссионной ставке ниже этого числа мы получим положительный эффект оптимизации независимо от общехозяйственных расходов "упрощенца", уменьшающих налоговую базу по ЕНВД. Теперь составим уравнение, показывающее экономический эффект оптимизации (E). Он рассчитывается путем вычитания Nусн из N: E = 0,046c - (0,451kc + 0,0225c) E = 0,0235c - 0,451kc Соответственно при закупочной стоимости товара (с учетом НДС), равной 220 000 руб., и комиссии, равной ставке 0,03, получим: E = (0,0235 x 220 000) - (0,451 x 0,03 x 220 000) E = 2 193,4 руб. Как видите, из-за допущений в преобразованиях математических моделей погрешность вычислений составила около 77 рублей. Но при этом формула позволяет оперировать большими массивами данных, и, учитывая, что месячный оборот серьезного супермаркета исчисляется сотнями миллионов рублей, простой способ расчета экономической эффективности оптимизации НДС в первом приближении вам пригодится наверняка. ------------------------------------------------------------------------- *(1) Несмотря на то, что предметом договора комиссии выступают товары, облагаемые по ставке 10 процентов, с вознаграждения посредника НДС уплачивается по ставке 18 процентов.