"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 3 РЕКЛАМИРУЕМ ЧАСТНУЮ ШКОЛУ О своем открытии частные учебные заведения оповещают потенциальных учеников с помощью рекламы. При этом рекламными расходами считаются практически любые суммы, которые школа истратила на оповещение населения о своей деятельности, кроме разве что размещения вывески на дверях школы с ее названием. Максимальный эффект дает использование нескольких видов рекламы. Целесообразно составить план, в котором определить, какой вид рекламы и как часто будет появляться. И на его основе составить смету рекламных расходов. Примечание. Авансы, а не расходы Счет 97 "Расходы будущих периодов" использовать при предварительной оплате рекламных услуг нельзя. Этот счет - для обобщения информации о расходах, уже произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущему. А при предоплате услуги могут быть и не оказаны, аванс может быть возвращен, и тогда никаких расходов не будет. Бухгалтерский учет Учет затрат на рекламу ведут согласно ПБУ 10/99. В бухгалтерском учете их отражают по дебету счета 44, субсчет "Рекламные расходы", и кредиту счетов расчетов. Если рекламу оплачивают вперед за несколько выпусков, то перечисленные средства отражают как предоплату (аванс): Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51 - перечислены денежные средства за рекламу авансом. Поставщик рекламы ежемесячно выставляет учебному заведению счет-фактуру и акт выполненных работ. Порядок списания рекламных расходов должен быть определен в учетной политике учреждения. Например, сумма предоплаты может списываться ежемесячно равными долями (например, при размещении стационарного рекламного плаката или стенда) или же в зависимости от количества показов ролика (объявления). Пример 1. НОУ "Частная школа" в августе 2005 г. оплатило авансом постоянное размещение рекламы на стенде. Стоимость рекламы на 3 месяца составила 106 200 руб., в том числе НДС - 16 200 руб. Образовательная деятельность НОУ "Частная школа" НДС не облагается. Поставщик рекламы выставил счет-фактуру и акт выполненных работ за август в размере 1/3 стоимости своих услуг: 106 200 руб. : 3 мес. = 35 400 руб. В том числе НДС: 35 400 руб. : 118% х 18% = 5400 руб. Бухгалтер сделал в августе такие проводки: Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51 - 106 200 руб. - перечислены денежные средства за рекламу авансом; Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные" - 34 500 руб. - подписан акт приемки-передачи рекламных услуг, оказанных за август; Дебет 44 субсчет "Рекламные расходы" Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" - 35 400 руб. - списаны затраты на рекламу, относящиеся к августу. Обратите внимание: рекламные расходы учтены вместе с НДС, так как направлены на оказание не облагаемых этим налогом услуг. Налог на прибыль Для определения суммы налога на прибыль необходимо вести налоговый учет рекламных расходов. Перечень рекламных расходов, которые полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль, приведен в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты расходы на рекламу в СМИ, участие в выставках и ярмарках и другие. А затраты на изготовление сувенирной продукции, которую учебное заведение раздает во время презентаций, выставок или ярмарок, нормируются. Их размер в целях налогообложения прибыли не может превышать 1 процент от выручки, которую учреждение получит в отчетном (налоговом) периоде. В целях налогообложения затраты на рекламу относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией услуг (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Прочие расходы, согласно п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ, являются косвенными. А значит, рекламные расходы в налоговом учете списывают сразу. Налог на добавленную стоимость Организация может возместить "входной" НДС по услугам, которые используются в деятельности, облагаемой этим налогом (пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Казалось бы, раз реклама является расходами по основным видам деятельности, значит, весь НДС по ней можно возместить из бюджета. Но дело в том, что почти вся образовательная деятельность, если она ведется на основании лицензии, НДС не облагается на основании пп. 4, 5 и 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ. То есть НДС по рекламным услугам школе придется разделять <*> в налоговом учете в зависимости от того, к каким услугам относится реклама. Скажем, если в объявлении кроме учебы упомянуты еще и консультационные услуги, то эта реклама относится к обоим видам деятельности. -------------------------------- <*> Подробнее о раздельном учете налогов в учебных заведениях можно прочитать в статье на с. 22. В случае нормируемых рекламных расходов (раздачи сувениров и призов) следует учитывать требования п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ. В Письме от 25 ноября 2004 г. N 03-04-11/209 Минфин России разъяснил, что рекламная раздача сувенирной продукции квалифицируется как безвозмездная передача товаров. Значит, на стоимость сувениров, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, надо начислять НДС. Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы облагаются НДС. А значит, и НДС, относящийся к такой "реализации", принимается к вычету. Пример 2. Некоммерческое образовательное учреждение "Элита" оказывает как образовательные услуги на основании лицензии, так и консультации. НОУ заказало рекламные сувениры - ручки и блокноты со своим логотипом на сумму 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Изделия были получены в июне. В этом же месяце учреждение провело консультационный семинар и раздало сувениры гостям. То есть вся рекламная продукция относится к облагаемой НДС деятельности. Рекламные затраты на изготовление сувениров нормируются. Выручка НОУ за III квартал 2005 г. составила 318 000 руб., в том числе от оказания образовательных услуг - 200 000 руб. без НДС, от консультаций - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Норматив рекламных расходов составил: (200 000 руб. + (118 000 руб. - 18 000 руб.)) х 1% = 3000 руб. Сверхнормативные рекламные расходы: (11 800 руб. - 1800 руб.) - 3000 руб. = 7000 руб. НДС по ним составил: 7000 руб. х 18% = 1260 руб. Бухгалтер в учете отразил это так: Дебет 10 субсчет "Рекламная продукция" Кредит 60 - 10 000 руб. (11 800 - 1800) - учтены расходы на сувенирную продукцию; Дебет 19 Кредит 60 - 1180 руб. - учтен НДС по рекламной продукции; Дебет 60 Кредит 51 - 11 800 руб. - оплачены сувениры поставщику; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 1800 руб. - принят к вычету НДС по сувенирам, так как они полностью относятся к облагаемой НДС деятельности; Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка от консультационных услуг" - 118 000 руб. - получена выручка от проведения консультаций; Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 18 000 руб. - начислен НДС с реализации консультационных услуг; Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка от образовательных услуг" - 200 000 руб. - получена выручка от образовательных услуг; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 10 субсчет "Рекламные расходы" - 10 000 руб. - переданы проспекты гостям презентации; Дебет 91 субсчет "НДС по сверхнормативным расходам" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 1260 руб. - начислен НДС по сверхнормативным рекламным расходам. НДС по сверхнормативным расходам не уменьшает налогооблагаемую прибыль учреждения. О.С.Юнисова Вице-президент ООО "Фирма "Диметра" Подписано в печать 21.07.2005 ------------------------------------------------------------------