Материалы Гражданам предложили самостоятельно увеличить размер пенсии Дата создания: 22.07.2008 Приняты сразу два федеральных закона, призванных стимулировать граждан пополнить накопительную часть трудовой пенсии. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ дает возможность гражданам и работодателям уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Другой Федеральный закон (от 30.04.2008 № 55-ФЗ) освобождает от обложения НДФЛ средства, направленные работодателем на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Комментирует изменения Т.О. Евмененко, руководитель Департамента налогообложения консалтинговой фирмы "ДЕ-КОНС". Гражданам предложили самостоятельно увеличить размер пенсии Приняты сразу два федеральных закона, призванных стимулировать граждан пополнить накопительную часть трудовой пенсии. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ дает возможность гражданам и работодателям уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Другой Федеральный закон (от 30.04.2008 № 55-ФЗ) освобождает от обложения НДФЛ средства, направленные работодателем на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Комментирует изменения Т.О. Евмененко, руководитель Департамента налогообложения консалтинговой фирмы "ДЕ-КОНС". В конце апреля законодатель в очередной раз предпринял попытку реформирования пенсионной системы. Смысл нового Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон № 56-ФЗ) заключается в повышении уровня пенсионного обеспечения за счет предоставления гражданам возможности уплачивать дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Реализовать свое право застрахованные лица смогут путем перечисления денег в Пенсионный фонд РФ самостоятельно либо через страхователя. Кроме того, работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу своего работника за счет собственных средств. В свою очередь государство обязалось обеспечить государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, в том числе путем софинансирования накопительной части трудовой пенсии. В связи с этим в различные законодательные акты, в том числе и в НК РФ, Федеральным законом от 30.04.2008 № 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон № 55-ФЗ) был внесен целый ряд изменений. Общие положения Федерального закона № 56-ФЗ Физическое лицо согласно статье 1 и статье 3 Федерального закона № 56-ФЗ добровольно по своему решению на основании заявления вступает в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Статья 3 Федерального закона № 56-ФЗ разрешает размер дополнительного взноса определять гражданам самостоятельно. По своему усмотрению физическое лицо может изменить размер платежа. Кроме того, застрахованное лицо вправе прекращать и вновь возобновлять уплату взносов по своему усмотрению. Форма заявления и порядок его заполнения утверждается Пенсионным фондом РФ. В заявлении должны быть указаны страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина, фамилия, имя, отчество заявителя, его место жительства. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 56-ФЗ в случае, если в заявлении будут отсутствовать необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ должен дать гражданину соответствующие разъяснения. После получения заявления территориальный орган Пенсионного фонда РФ в силу положений статьи 4 Федерального закона № 56-ФЗ должен в десятидневный срок направить гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Как указано в пункте 1 статьи 17 Федерального закона № 56-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 1 октября 2008 года. Однако целый ряд его положений, в том числе касающихся порядка перечисления дополнительных страховых взносов и взносов работодателя, начнут действовать с 1 января 2009 года. Поэтому с 1 октября 2008 года застрахованные лица имеют право подавать заявление в Пенсионный фонд РФ и работодателям. Однако, уплата дополнительных взносов, равно как и удержание и перечисление работодателем, а также уплата взносов работодателя будет производиться уже после 1 января 2009 года. Соответствующие изменения в НК РФ также вступят в силу с 1 января 2009 года (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 55-ФЗ). Перечисление взносов застрахованным лицом Подача заявления Подача заявления производится в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства физического лица. Гражданин, на которого до подачи заявления не был открыт лицевой счет в Пенсионном фонде РФ, одновременно с подачей заявления представляет сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно: страховой номер; фамилию, имя, отчество, фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; гражданство. Порядок перечисления взноса Уплата дополнительного страхового взноса производится через кредитную организацию. Срок для уплаты взноса законодателем не определен. Но с учетом правила представления отчетности, можно предположить, что платежи за месяцы квартала должны производиться внутри этого квартала. Отчетность По окончании квартала, согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 56-ФЗ, застрахованное лицо не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должно представить копии платежных документов за истекший квартал с отметками банка об исполнении. Копии можно представить лично либо через кредитные организации, организации связи, негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, которые могут удостоверять подписи любых обратившихся к ним физических лиц. Сведения о суммах дополнительного взноса учитываются обособленно в специальной части лицевого счета. Налогообложение Уплаченные дополнительные взносы физическое лицо имеет право включить в состав социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). В связи с этим Федеральный закон № 55-ФЗ увеличил предельный размер социального налогового вычета со 100 000 рублей до 120 000 рублей (соответствующие изменения внесены в статью 219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов. Перечисление взносов через работодателя Подача заявления Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 56-ФЗ застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, подает заявление по месту работы. В заявлении необходимо указать размер взноса, который может определяться либо в фиксированной сумме, либо в процентах от базы, с которой уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае принятия гражданином решения о прекращении или возобновлении уплаты дополнительных взносов, физическому лицу необходимо подать соответствующее заявление работодателю. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 56-ФЗ работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов от своего работника, должен в течение трех рабочих дней направить это заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников организации за предыдущий год превышает 100 человек, заявления пересылаются в электронном виде (это правило распространяется и на вновь созданные организации с численностью сотрудников 100 человек и более). Порядок перечисления взноса Работодатель должен начать исчислять, удерживать и перечислять дополнительные взносы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения заявления. Взносы исчисляются работодателем ежемесячно, отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Уплата взноса производится единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 56-ФЗ прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Уплата дополнительных страховых взносов производится в те же сроки, что и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Отчетность Одновременно с перечислением дополнительных взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц. Обязательные сведения, которые должны содержаться в реестре, перечислены в пункте 4 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ. Часть из них, а именно сумму всех перечисляемых дополнительных взносов за застрахованных лиц, а также сумму взносов работодателя (порядок их уплаты будет рассмотрен ниже) необходимо заверить в кредитной организации, через которую осуществлялось перечисление взносов. Реестры сдаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в срок не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором перечислялись дополнительные страховые взносы. Форма реестра будет утверждена впоследствии Пенсионным фондом РФ. Работодатели со среднесписочной численностью работников за предыдущий год свыше 100 человек (а также вновь созданные организации, количество работников в которых превышает 100 человек) представляют реестры в электронной форме. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ при выдаче расчетного листка своим работникам, работодатель одновременно представляет застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных суммах дополнительных страховых взносов. Форма представления сведений может быть произвольной. Налогообложение Уплаченные дополнительные взносы физическое лицо имеет право, как и в предыдущем случае, включить в состав социального налогового вычета по НДФЛ. Для получения вычета физическому лицу потребуется представить справку от налогового агента об удержанных и перечисленных взносах. Форму этой справки должна утвердить ФНС России. У работодателя дополнительные страховые взносы, уплачиваемые им за своего работника, не влияют на его объем налоговых обязательств. Взносы работодателя Оформление Пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 56-ФЗ предоставляет возможность работодателям самостоятельно уплачивать взносы в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Соответствующее решение может быть принято в равной степени как в отношении застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы самостоятельно, так и в отношении работников, за которых взносы перечисляет работодатель. Но в любом случае речь идет именно о тех работниках, которые уже уплачивают дополнительные страховые взносы. Решение об уплате взносов работодателя оформляется либо отдельным приказом, либо вносится в коллективный или трудовой договор. Интересно, что для данного случая законодатель не прописал специального правила об определении размера взноса. Поэтому, если формально подходить к данному вопросу, размер взноса устанавливается застрахованным лицом, а работодатель принимает решение о возможности уплаты именно такой суммы за счет собственных средств. Однако на практике с учетом того, что принятие решения является правом работодателя, а не его обязанностью, а физическое лицо имеет возможность изменить размер взноса, страхователь может повлиять на конечную сумму. Возможность уплачивать дополнительные страховые взносы за счет собственных средств позволяет работодателю использовать ее как дополнительную меру стимулирования работников. Порядок перечисления взноса В отличие от случая перечисления работодателем дополнительных взносов за своего работника, законодатель не установил момента, с которого страхователь, принявший решение уплачивать взносы за счет собственных средств в пользу застрахованного лица, должен начать их исчислять и перечислять в бюджет Пенсионного фонда РФ. Видимо, дату начала правоотношений также необходимо закрепить в решении работодателя. Взносы исчисляются работодателем ежемесячно, отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Уплата взноса производится единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 56-ФЗ прекращение уплаты взноса производится с момента прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам. Кстати, законодатель не прописал иные случаи прекращения работодателем уплаты взносов. Перечисление взносов работодателя производится в те же сроки, что и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Отчетность Еще одним пробелом Федерального закона № 56-ФЗ является то, что в обязанности работодателя, уплачивающего взносы за счет собственных средств, прямо не включено положение о формировании реестра застрахованных лиц. Вероятно, законодатель "просто забыл" о включении фразы "и взносы работодателя" соответственно в пункты 4 и 5 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ. Будем надеяться, что данное упущение будет исправлено до наступления времени сдачи отчетности. Поэтому можно предположить (хотя бы из логики вещей), что страхователь в данном случае также должен ежемесячно составлять реестры застрахованных лиц, с указанием всех данных, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ. Реестры сдаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в срок не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором перечислялись взносы работодателя. Работодатели со среднесписочной численностью работников за предыдущий год свыше 100 человек (а также вновь созданные организации, количество работников в которых превышает 100 человек) представляют реестры в электронном виде. Налогообложение В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 55-ФЗ взносы работодателя в пользу работников, уплачиваемые за счет собственных средств, включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в качестве расходов на оплату труда. Новая редакция пункта 16 статьи 255 НК РФ позволит, начиная с 1 января 2009 года, налогоплательщикам учитывать рассматриваемые платежи в общей сумме с взносами по договорам долгосрочного страхования жизни и добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения). При этом совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по вышеуказанным договорам, не должна превышать 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. Взносы работодателя в сумме, не превышающей 12 000 рублей в год, не облагаются НДФЛ (согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 55-ФЗ статья 217 НК РФ дополнена новым пунктом 39). Аналогичные изменения внесены и в статью 238 НК РФ, освобождающую от обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) и взносами в Пенсионный фонд РФ взносы работодателя в сумме, не превышающей 12 000 рублей в год. Соответственно, все, что выше данной суммы, подлежит обязательному обложению ЕСН и взносами в Пенсионный фонд РФ. Вместе с тем, как указал Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 1 Информационного письма от 14.03.2006 № 106, по смыслу пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты, произведенные в пользу физических лиц в оплату выполненных работ (оказанных услуг). Несмотря на то, что взносы работодателя учитываются в составе расходов на оплату труда и могут быть поименованы в трудовом или коллективном договоре, они по своей сути не являются оплатой выполненных работ (оказанных услуг). Страховые взносы (это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ, и их персональным целевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, взносы работодателя не могут рассматриваться в качестве составляющей объекта обложения по ЕСН и, соответственно, взносов в Пенсионный фонд РФ. В отношении последнего платежа вообще получается абсурдная ситуация, когда обязательные взносы в Пенсионный фонд РФ должны начисляться на дополнительные взносы в этот же фонд. К сожалению, отстаивать свои интересы работодателям придется в арбитражном суде. Как уже было сказано выше, взносы работодателя включаются в расходы на оплату труда и могут быть поименованы в трудовом договоре - все это будет являться для налоговых органов безусловным основанием для признания сверхнормативных сумм в качестве объекта налогообложения.