"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ Возможность представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся. По сравнению с бумажными носителями представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ: экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток; отсутствие дублирования документов. При представлении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях; избежание ошибок в отчетности. Бухгалтерская и налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии; получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган; конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной бухгалтерской и налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты; возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам); автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.; оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др. Представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде регулируется НК РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ), Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), Методическими рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705 (с изм., внесенными Приказом МНС России от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@) (далее - Методические рекомендации), Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 (далее - Регламент) (с изм. от 04.02.2004) и другими нормативно-правовыми актами ФНС России. В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ организации представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту своего учета либо по установленной форме на бумажном носителе, либо в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Минфином России. Форматы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде утверждаются ФНС России. Условия представления отчетности Как определено в п. 4 гл. I Порядка, налоговые декларации в электронном виде представляются налогоплательщиком по своей инициативе и при условии наличия у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС России. Согласно п. 6 ст. 13 и п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде направляются через специализированного оператора связи (п. 5 гл. I Порядка). Данные организации предоставляют услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (гл. 1 Методических рекомендаций). Для получения такой возможности необходимо выбрать оператора связи из списка, содержащегося в соответствующем УФНС России, и заключить с ним договор на обслуживание. Кроме того, организация должна иметь компьютер с выходом в сеть Интернет, а также соответствующее программное обеспечение, которое может быть предложено оператором связи, с которым налогоплательщик заключает договор. Программное обеспечение должно быть совместимым с программным обеспечением, установленным в налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика, и позволять осуществлять следующие операции: формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС России, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи; формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня; шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической защиты информации; формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств электронной цифровой подписи (п. 2 гл. II Порядка). Шифрование информации, содержащейся в бухгалтерской и налоговой отчетности, с помощью средств криптографической защиты при ее направлении по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в целях защиты данных от несанкционированного доступа и соблюдения конфиденциальности. Порядок разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации регулируется Положением ПКЗ-2005, утвержденным Приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66 (далее - Положение ПКЗ-2005). К средствам криптографической защиты информации относятся и средства электронной цифровой подписи. Использование сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, является обязательным условием при представлении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде (п. 8 гл. I Порядка). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, действует на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. При этом риск неправомерного подписания электронного документа электронной цифровой подписью несет организация, на уполномоченное лицо которой зарегистрирован сертификат соответствующего ключа подписи (п. 6.4 Методических рекомендаций). Условия, порядок и правила использования средств шифрования и электронной цифровой подписи в системе представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регулируются Законом N 1-ФЗ, Положением ПКЗ-2005, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 691 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами", а также другими законами и нормативно-правовыми актами. Порядок представления отчетности Подготовленная в электронном виде бухгалтерская отчетность и налоговые декларации организации подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Затем отчетность направляется в адрес налогового органа по месту учета налогоплательщика в зашифрованном виде. В соответствии со ст. 80 НК РФ, п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ налоговый орган не вправе отказать в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленной в электронном виде. Однако это требование выполняется при условии соблюдения налогоплательщиком утвержденного формата представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также оснащения налогового органа необходимыми техническими средствами для приема такой отчетности (п. 3.4 Методических рекомендаций). Датой представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 гл. II Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ). В соответствии с п. 6.10 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации считаются представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью оператора связи. При приеме бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогоплательщика и заверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа (п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ, п. 3.3.2 Регламента). В соответствии с п. 3 гл. II Порядка квитанция направляется налоговым органом в адрес налогоплательщика в течение суток после ее отправки. Вместе с тем по просьбе организации налоговый орган может распечатать налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную в электронном виде, и заверить ее в установленном порядке (п. 3.3.4 Регламента). Кроме того, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику (п. п. 3.4.1, 3.4.2 Регламента). В соответствии с п. 6.11 Методических рекомендаций формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль. Таким образом, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (п. п. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций). Если при проверке направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится несоответствие формату отчетности, организации направляется протокол, содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом (п. 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций). В случае, когда в установленный срок налогоплательщик не получил квитанцию о приеме отчетности и/или протокол входного контроля, он заявляет об этом в налоговый орган и/или оператору связи и при необходимости повторяет процедуру сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности (п. 6.7.6 Методических рекомендаций). Согласно п. 6.13 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. Одним из преимуществ представления отчетности в электронном виде, как уже отмечалось, является возможность получения информационной выписки об исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств перед бюджетом, для чего организация должна обратиться в налоговый орган по месту своего учета с соответствующим запросом. Порядок направления запросов и получения информационных выписок соответствует порядку направления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций (п. 6.15 Методических рекомендаций). При этом подтверждение сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи не требуется (п. 5 гл. II Порядка). Однако необходимо иметь в виду, что информационная выписка не является официальным документом, подтверждающим наличие или отсутствие задолженности по расчетам с бюджетом, предназначенным для представления в другие организации, а носит лишь ознакомительный характер. Для получения официальной справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам и уточнения расчетов с бюджетом налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган в установленном порядке (п. п. 7.1 - 7.3 Методических рекомендаций). Необходимо помнить, что организация самостоятельно выбирает форму представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций: в электронном виде или на бумажном носителе. Поэтому в случае их получения на бумажных носителях налоговые органы не вправе требовать дополнительного представления отчетности в электронном виде. Данное разъяснение было дано, в частности, в Письме Минфина России от 29.09.2003 N 16-00-17/31, Письме УМНС России по г. Москве от 25.12.2003 N 11-11н/71480. Арбитражные суды в этом вопросе также встают на сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2004 по делу N КА-А40/7239-04 указано, что НК РФ не обязывает налогоплательщиков направлять предусмотренные законодательством о налогах и сборах документы в электронной форме дополнительно к представленным документам на бумажном носителе. Также налоговый орган не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность представлять бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в дополнение к отчетности в электронном виде, направленной по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 гл. I Порядка, п. 3.1.3 Регламента). Д.Муратова Группа компаний "Беседин Аваков Тарасов и партнеры" Подписано в печать 24.08.2005 ------------------------------------------------------------------