Вопрос - Ответ :: Бухгалтерский учет и налогообложение :: Дата создания: 12.08.2008 Подскажите, пожалуйста, как учитывать основные средства, не имеющие стоимости, которые поступили в организацию в результате слияния или реорганизации других организаций? Для обеспечения сохранности объектов, стоимость которых была списана на расходы, в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Чаще всего бухгалтерские программы организуют забалансовый учет таких средств на специальных "налоговых" счетах. Однако Минфин России в письме от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98 разъяснил, что по таким активам нужно вести специально утвержденные для учета материалов карточки учета по форме № М-17. Разумеется, если "малоценные" ОС были учтены как материалы и затем списаны. Но чтобы такие карточки были в программе, мне представляется удобным вести списание объектов по аналогии со спецодеждой, на отдельных счетах - на складе и переданы в эксплуатацию. Тогда как единица они сохранятся, но будут иметь нулевую стоимость, и при инвентаризации можно всегда подтвердить, что объект имеется в наличии. При списании объекта делать внутреннюю запись по закрытию единицы учета. Но проблема этим не ограничивается. В старых редакциях ПБУ 6 допускалось сразу списывать на затраты ОС со стоимостью до 2 тыс. руб., а затем до 10 тыс. руб. И письмом Минфина России от 18.10.2002 № 16-00-14/403 было рекомендовано при этом делать запись по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01 "Основные средства". Здравомыслящие специалисты рекомендовали не использовать данное письмо Минфина и начислять 100% амортизацию на объект с использованием счета 02. Тогда единица учета сохранялась, стоимость была нулевая, а забалансовый учет не нужно было организовывать. Исходя из этого мы бы рекомендовали развернуть стоимость объекта по субсчетам счета 10 либо на счетах 01 и 02, сохранив информацию о стоимости. Но Вы можете организовать и забалансовый учет объектов как единиц, и информацию об их стоимости сохранять в карточках учета.