Вопрос:
Работникам организации были предоставлены беспроцентные займы на
приобретение жилья. По некоторым договорам заемщики не имеют права на
получение имущественного налогового вычета, поэтому у организации
возникает обязанность удержать НДФЛ с материальной выгоды, полученной
налогоплательщиками от экономии на процентах по таким договорам, по
ставке 35%. В соответствии с заключенными договорами заемщик возмещает
организации сумму займа ежемесячно равными долями. Но иногда заемщик
может просрочить период погашения займа на несколько месяцев.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода,
полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком
заемными средствами, полученными от организаций (далее - материальная
выгода), признается доходом налогоплательщика.
При этом дата фактического по лучения дохода определяется как день
уплаты налогоплательщиком процент! ов по полученным заемным средствам
(пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ), а налоговая база определяется как превышение
суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в
рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки
рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического
получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной
исходя из условий договора (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).
Таким образом, НК РФ не предусмотрен порядок определения сумм
материальной выгоды по беспроцентным займам.
В каком порядке следует рассчитывать размер материальной выгоды в случае
частичного погашения беспроцентного займа:
- исходя из суммы непогашенного остатка займа, которая числилась за
работником с даты предыдущего частичного погашения займа (даты выдачи
займа в случае первичного погашения займа), и количества дней, прошедших
с даты предыдущего частичного погашения займа (даты выдачи займа в
случае первичного погашения займа);</! p>
- исходя из суммы возвращенных организации средств на дату частич ного
погашения займа и количества дней, прошедших с даты выдачи займа?
Каким образом в целях исчисления НДФЛ следует определять дату получения
дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам в случае
ежемесячного частичного погашения займа, а также в случае фактической
задержки срока погашения займа?
Ответ:
Подпунктом 1 п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) определено, что при получении дохода в виде материальной
выгоды, указанной в пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база
определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными
(кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из
двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком
России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над
суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физи!
ческих лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на
процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными)
средствами, необходимо принимать во внимание две суммы - сумму
процентов, исчисленную исходя из двух третьих действующей на дату
получения дохода ставки рефинансирования Банка России, и сумму
процентов, исчисленную исходя из условий договора.
В случае если организацией выдан беспроцентный заем, налоговая база
налогоплательщика определяется как сумма процентов, исчисленная исходя
из двух третьих действующей на дату получения дохода ставки
рефинансирования Банка России с части долга по займу, оставшейся с
момента предыдущего погашения, за количество дней, прошедших с момента
предыдущего погашения (либо с даты выдачи займа в случае первичного
погашения займа).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения
доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется
как день уплаты налогоплательщиком ! процентов по полученным заемным
(кредитным) средствам.
В случае если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической
датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать
соответствующие даты фактического возврата заемных средств.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа