НДС-2007 Е.А.Шаронова Как известно, все глобальные поправки, внесенные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 НК РФ, вступили в силу с 1 января 2006 г., но часть из них законодатель отложил до 2007 г. Кроме того, со следующего года вступят в силу изменения, внесенные в этом году Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Напомним, что Законом N 137-ФЗ помимо первой части Кодекса правились и отдельные положения второй части НК РФ, в том числе и главы об НДС. Посмотрим, кого коснутся указанные изменения. 1. Изменятся условия принятия к вычету НДС для налогоплательщиков, которые используют неденежные формы расчетов (товарообменные операции, зачеты взаимных требований, расчеты ценными бумагами (своими и третьих лиц)). По общему правилу налогоплательщики с 2006 г. принимают НДС к вычету по мере оприходования товаров (фактического оказания услуг, выполнения работ) при наличии счета- фактуры и использовании приобретенных товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых НДС <1>. То есть независимо от того, оплачены приобретенные товары (работы, услуги) или нет. А вот при неденежных формах расчетов с 2007 г. принимать к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно будет только после фактической уплаты налога поставщику отдельным платежным поручением <2>. Поэтому тем, кто использует неденежные формы расчетов, для того чтобы принять к вычету НДС без уплаты его поставщику живыми деньгами, нужно поторопиться и завершить эти операции (передать друг другу товары, ценные бумаги, составить акты взаимозачета) до 1 января 2007 г. 2. Для экспортеров изменится порядок возмещения "входного" НДС. Скажем сразу, что разрекламированный Правительством переход от разрешительного к заявительному порядку применения вычетов при экспорте будет совсем незначительно отличаться от ныне действующего. Напомним, что сейчас организации-экспортеры "входной" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве экспортных товаров, возмещают в том отчетном периоде, когда <3>: - либо собран полный пакет документов, подтверждающих экспортную поставку <4>; - либо истекли 180 дней после даты, указанной в ГТД на отметке таможенного органа "Выпуск разрешен", если пакет документов не собран (то есть на 181-й день после выпуска товара) <5>. "Входной" НДС и экспортная выручка отражаются в отдельной декларации, которая представляется в налоговый орган вместе с пакетом документов на проверку <6>. Далее налоговый орган в течение 3 месяцев проверяет представленные документы на предмет обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов и затем выносит решение либо об отказе (полностью или частично) в возмещении, либо о возмещении НДС путем зачета или возврата <7>. В настоящее время налоговые органы часто отказывают экспортерам в возмещении НДС, и практически этот НДС возмещается через суд. Несмотря на изменение формулировок в п. 3 ст. 172 НК РФ, условия, при которых экспортер имеет право заявить к возмещению "входной" НДС, с 1 января 2007 г. будут такими же, как и в этом году <8>. Благо же заключается в том, что с 1 января 2007 г. отменяется отдельная декларация по экспортным операциям, поскольку упоминание о ней исключено из соответствующих норм Кодекса <9>. Предполагается, что с нового года будет одна декларация для всех плательщиков НДС. Просто в единой декларации будут отдельные разделы для организаций, реализующих товары (работы, услуги) на внутреннем рынке, для экспортеров и для организаций, ввозящих товары из Республики Беларусь. Итак, с 1 января 2007 г. "входной" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве экспортных товаров, можно будет отражать в единой декларации (наряду с "входным" НДС, относящимся к производству внутренних товаров (работ, услуг)) и тем самым уменьшать исчисленную сумму внутреннего НДС. Но момент отражения в этой единой декларации "входного" экспортного НДС будет такой же, как и в этом году: либо когда собран полный пакет документов, либо 181-й день после выпуска товаров на экспорт. Выиграют в данной ситуации только те организации, которые реализуют товары не только на экспорт, но и на внутреннем рынке. Они смогут: - фактически меньше платить НДС в бюджет, если исчисленный с отгрузки внутренний НДС будет перекрывать общую сумму "входного" экспортного и внутреннего НДС вместе взятых; - не платить НДС в бюджет вовсе, если исчисленный с отгрузки внутренний НДС будет равен общей сумме "входного" экспортного и внутреннего НДС; - заявлять НДС к возмещению из бюджета в меньшей сумме, если общая сумма "входного" экспортного и внутреннего НДС будет перекрывать исчисленный с отгрузки внутренний НДС. То есть для организации будет лучше, если полный комплект документов, подтверждающих экспортную поставку, будет собран в том налоговом периоде, в котором будет большая отгрузка товаров на внутренний рынок. Таким образом, с 1 января 2007 г. для организаций, реализующих продукцию только на экспорт, в порядке принятия сумм "входного" НДС к вычету ничего не изменится. 3. Устанавливается общий порядок возврата НДС из бюджета как для организаций, реализующих товары на внутреннем рынке, так и для экспортеров. При внесении поправок получилось, что ст. 176 НК РФ, предусматривающая порядок возмещения НДС из бюджета, правилась и Законом N 119-ФЗ, и Законом N 137-ФЗ. Причем и те и другие поправки должны вступить в силу с нового года <10>. Но поскольку Законом N 137- ФЗ заново переписана ст. 176 НК РФ и он принят позже, чем Закон N 119-ФЗ, то при возмещении НДС из бюджета с 1 января 2007 г. руководствоваться надо ст. 176 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ. Примечание. С 1 января 2007 г. при возмещении НДС из бюджета надо будет руководствоваться ст. 176 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ. Напомним, что сейчас в обязательном порядке проводится камеральная проверка деклараций по НДС у организаций-экспортеров <11>, а также у организаций, работающих на внутреннем рынке, которые заявили НДС к возмещению (вычету) из бюджета <12>. И хотя срок проведения проверки и обычных организаций, и экспортеров составляет 3 месяца, процедуры возврата им НДС различны. Вступающая в силу с 1 января 2007 г. редакция ст. 176 НК РФ предусматривает единую процедуру возмещения (принятия к вычету) налога, которая теперь конкретизирована по срокам. Так, установлен максимальный срок, в течение которого налогоплательщику должна быть направлена информация о том, что ему будет возмещен НДС, - 3 месяца и 12 дней с момента представления налоговой декларации <13>. Но из норм Кодекса непонятно, в какой срок деньги должны поступить на счет налогоплательщика. При этом предусмотрено, что если сроки возврата НДС нарушены, то проценты за несвоевременный возврат будут начисляться уже по истечении 3 месяцев и 11 дней с момента представления налоговой декларации, по итогам проверки которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС. Проценты по-прежнему будут начисляться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения <14>. Теперь четко прописано, что НДС всем налогоплательщикам возмещается из бюджета только после камеральной проверки представленной декларации по НДС <15>. Новый порядок возмещения НДС будет применяться к налоговым декларациям за любой налоговый период, поданным с 1 января 2007 г. <16> (см. схему на с. 31). Процедура возмещения НДС, которая будет действовать с 1 января 2007 г. Обращаем внимание, теперь ст. 176 НК РФ предусмотрено, что если налоговый орган принял решение о возмещении НДС, а в период между датой подачи декларации и датой возмещения у организации образуется недоимка по НДС, не превышающая подлежащую возмещению сумму налога, то в этом случае пени на сумму недоимки начисляться не будут <17>. В заключение заметим, что с 1 января 2007 г. положение адвокатов и частных нотариусов немного улучшится. Им не придется представлять декларации по НДС, так как с указанной даты они не будут являться индивидуальными предпринимателями, а значит, плательщиками НДС <18>. В настоящее время, несмотря на то что услуги адвокатов и нотариусов освобождены от налогообложения <19> (фактически НДС они не уплачивают), декларации по НДС они представляют в общеустановленном порядке, так как являются плательщиками НДС <20>. -------------------------------- <1> ст. 168, п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ <2> абз. 5 п. 17 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; п. 4 ст. 168 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <3> п. 3 ст. 172 НК РФ <4> ст. 165 НК РФ <5> пп. 9, 10 ст. 165 НК РФ <6> п. 6 ст. 164, п. 10 ст. 165 НК РФ <7> п. 4 ст. 176 НК РФ <8> пп. 21, 22 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172, п. 1 ст. 173 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <9> п. 3 ст. 172, п. 4 ст. 176, п. 6 ст. 164 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <10> п. 25 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; п. 9 ст. 2, пп. 1, 17 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ <11> п. 4 ст. 176 НК РФ <12> пп. 1 - 3 ст. 176 НК РФ <13> пп. 1, 2, 3, 9 ст. 176 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <14> п. 10 ст. 176 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <15> п. 1 ст. 176 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <16> п. 9 ст. 2, пп. 1, 17 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ; ст. 176 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <17> п. 5 ст. 176 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <18> подп. "в" п. 8 ст. 1, подп. "а", "б" п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ; ст. 144 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2007) <19> подп. 14, 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ <20> статьи 11, 144 НК РФ