"Новая бухгалтерия", 2005, N 12 БЕЛОРУССКИЙ НДС: ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС... Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов действует с 1 января 2005 г. Но его применение продолжает вызывать вопросы. Разъяснить их взялись ФНС и Минфин. Применение Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг по-прежнему вызывает множество вопросов у налогоплательщиков. В помощь им ФНС России подготовила разъяснения, оформленные Письмом от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@ "Об отдельных вопросах по применению Соглашения с Республикой Беларусь", в котором рассматриваются наиболее актуальные вопросы. Указанные разъяснения согласованы с Минфином России (см. Письмо Минфина России от 20.09.2005 N 03-04-08/247). Ввоз товаров из Республики Беларусь Заполнение заявления В соответствии с п. 6 разд. 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение) импортер обязан представить в налоговые органы соответствующий комплект документов, в который входит заявление о ввозе товара в трех экземплярах. На практике нередки ситуации, когда российский покупатель в одном налоговом периоде ввозит товары на территорию Российской Федерации на основании нескольких договоров с различными поставщиками. Налоговые органы разъяснили, что в данной ситуации заявление о ввозе товаров заполняется импортером отдельно как по каждому поставщику товаров, так и по каждому заключенному с данным поставщиком договору. Установленная форма заявления предусматривает отражение в нем номера и даты контракта с поставщиком. Таким образом, на каждый договор должно быть оформлено отдельное заявление о ввозе товара. Не изменится ситуация и в том случае, если налогоплательщик-импортер в течение одного налогового периода ввозит товары по нескольким договорам, заключенным с одним и тем же поставщиком. Правило то же - количество заявлений, представляемых в налоговый орган, должно соответствовать количеству договоров, на основании которых производится ввоз товаров. Однако может сложиться ситуация, когда в рамках одного договора осуществляется несколько поставок большого количества товара. В данной ситуации необходимо оформлять заявление на каждую поставку. Не допускается представление в налоговый орган реестра транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров на территорию РФ, а также реестра товарораспорядительных документов белорусского налогоплательщика. При ввозе товара на территорию РФ налогоплательщик в числе других документов обязан представить также товарораспорядительный документ белорусского налогоплательщика. В Письме ФНС отмечается, что данный документ представляется без каких-либо отметок налоговых органов Беларуси. Книга покупок При ввозе товаров с территории Республики Беларусь белорусский поставщик счет-фактуру не выставляет. И в этой ситуации налоговые органы предлагают регистрировать в Книге покупок заявление о ввозе товаров и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет. Договор комиссии Часто возникают вопросы: кто же уплачивает НДС при ввозе товара на территорию РФ в том случае, если торговая операция оформляется при помощи посредника (комиссионера)? При этом посредник может действовать как в интересах российского покупателя, так и в интересах белорусского поставщика. Налоговые органы разъяснили порядок уплаты налога в таких ситуациях. В том случае, если посредник (комиссионер, агент) действует в интересах российского налогоплательщика - покупателя, косвенные налоги при ввозе товаров уплачивает комитент. В этом случае в комплекте документов, представляемых в налоговый орган при ввозе товаров на территорию РФ, должен быть представлен договор комиссии, а также договор купли-продажи, заключенный между белорусским поставщиком и комиссионером. Если комиссионер действует в интересах белорусского продавца, то, по мнению налоговых органов, косвенные налоги уплачивают российские налогоплательщики - покупатели товаров. В такой ситуации комиссионер выставляет в адрес покупателей счета-фактуры с отражением в них нулевой ставки НДС, надписью или штампом "Без акциза" и указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь. Однако данная позиция налоговых органов на практике в большинстве ситуаций является невыполнимой. Например, комиссионер может реализовать товар физическим лицам, которые вообще не являются плательщиками НДС. Если же реализация товара осуществляется юридическим лицам или предпринимателям, договор заключается между двумя российскими сторонами (комиссионером и покупателем), товар находится в распоряжении комиссионера и на территории РФ. В этом случае местом реализации товара признается территория РФ. Такая реализация подлежит налогообложению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Следовательно, у российского покупателя нет оснований для выполнения обязанностей плательщика НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Импортером данного товара является комиссионер. Именно он ввозит товар на территорию РФ, и именно у него, на наш взгляд, должна возникать обязанность по уплате налога при ввозе товара на территорию РФ. Определение налоговой базы При определении налоговой базы по НДС ФНС России предлагает руководствоваться следующим. При ввозе подакцизных товаров сумма акциза включается в налоговую базу при исчислении НДС, подлежащего уплате при ввозе подакцизных товаров. В соответствии с п. 2 разд. 1 Положения в налоговую базу по НДС включаются транспортные расходы. ФНС разъяснила, как правильно отразить в заявлении о ввозе товаров налоговую базу, учитывая наличие затрат на транспортировку товара. В графе 6 заявления указывается стоимость товаров, отраженных в товарораспорядительном документе белорусского поставщика. В графе 7 заявления указываются транспортные расходы, если они не были включены в цену сделки. При этом следует учитывать, что расходы по доставке товаров, принимаемые для определения налоговой базы, включают в себя расходы, понесенные как на территории Беларуси, так и на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится и в Письме ФНС России от 18.10.2005 N ММ-6-03/877@. Если транспортные расходы оплачивались отдельно, то право на налоговый вычет в отношении услуг по транспортировке реализуется в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ. Согласно названной статье НДС в отношении услуг по транспортировке принимается к вычету после определения места реализации услуг. Если местом реализации услуг признается территория РФ, у российского импортера возникает право на налоговый вычет и в отношении транспортных услуг. Такие транспортные расходы включаются в графу 7 заявления без НДС. Отметим, что если покупатель осуществляет доставку товара на территорию РФ собственными силами, расходы, произведенные покупателем, также включаются в налоговую базу в целях уплаты НДС при ввозе товара на территорию РФ. Дата принятия товаров на учет В соответствии с п. 2 разд. 1 Положения для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия товаров на учет. ФНС внесла ясность в вопрос, какую дату считать датой принятия на учет товаров для целей уплаты НДС. В том случае, если организация ведет бухгалтерский учет, датой принятия на учет, а следовательно, моментом определения налоговой базы является дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Для индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, датой принятия на учет является дата, указанная в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности продавца передать товар покупателю. Налоговые вычеты Для подтверждения права на налоговый вычет от налогоплательщика не требуется повторное представление в налоговые органы заявления о ввозе товара с отметкой налогового органа. Однако в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов. ФНС России также предлагает свой ответ на вопрос относительно применения налоговых вычетов в том случае, если налогоплательщик ввозит с территории Республики Беларусь товары (оборудование), которые будут использованы в качестве основных средств. В этом случае право на налоговые вычеты возникает в том налоговом периоде, в котором указанное оборудование принято к учету в качестве основного средства, т.е. на счете 01 "Основные средства", но не ранее периода, в котором НДС при ввозе оборудования на территорию РФ был уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации. Экспорт товаров в Республику Беларусь Товарообменные операции Отдельного внимания заслуживают товарообменные (бартерные) операции. Как известно, при экспорте товаров для подтверждения налоговой ставки НДС 0% налогоплательщик, в частности, обязан представить справку из банка, подтверждающую поступление выручки на счет налогоплательщика. При осуществлении бартерной операции налогоплательщик вместо справки из банка представляет в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их принятие на учет. К таким документам относятся: - транспортные документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ; - товаросопроводительный документ налогоплательщика Республики Беларусь; - заявление о ввозе товаров; - регистры бухгалтерского учета (в том случае, если налогоплательщик ведет бухгалтерский учет), в которых отражено принятие на учет ввезенных товаров. Авансы Подлежат обложению НДС и авансовые платежи, полученные российскими продавцами в счет предстоящих поставок товаров на территорию Беларуси. В данном случае, поскольку Положение не регулирует порядок налогообложения авансовых платежей, применяются положения пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи облагаются НДС. Отметим, что с 1 января 2006 г. в Налоговый кодекс РФ внесены изменения. В частности, ст. 154 НК РФ дополнена п. 9, в соответствии с которым освобождены от налогообложения авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых НДС по ставке 0%. Следовательно, с 1 января 2006 г. авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок в Республику Беларусь, будут освобождены от обложения НДС. Книга продаж При реализации российским налогоплательщиком товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь счета-фактуры отражаются в Книге продаж в общем порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Е.Карсетская АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 21.11.2005