"Современный предприниматель", 2010, N 10

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, БЫВШИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Приобретение нового оборудования требует достаточных вложений. Иногда коммерсантам проще купить имущество, бывшее в эксплуатации. Учет таких основных средств имеет свои особенности.

 

Первоначальная стоимость

 

Сначала необходимо сформировать первоначальную стоимость. Здесь действует тот же принцип, что и при покупке нового объекта.

Все траты, связанные с приобретением или созданием основных средств, в том числе госпошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой на учет в ГИБДД, таможенные пошлины и таможенные сборы составляют первоначальную стоимость (Письмо Минфина России от 1 июня 2007 г. N 03-03-06/2/101). Стоимость доставки, оплата труда, начисления на оплату труда, затраты на доведение имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, различные материальные и прочие расходы сами по себе не включаются в расходы при расчете налогов (п. 5 ст. 270 НК РФ). Они образуют первоначальную стоимость, и будут учитываться в затратах путем начисления амортизации.

В первоначальную стоимость не входят НДС и акцизы (п. 1 ст. 257 НК РФ), а также проценты по займам инвестиционного характера, которые включаются в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

Начисление амортизации

 

По основным средствам, бывшим в употреблении, амортизация начисляется по общим правилам. Коммерсант начинает начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, прекращает - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда стоимость объекта полностью списана либо данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества по любому основанию (продажа, безвозмездная передача и др.).

Ввод объекта в эксплуатацию оформляется актом приема-передачи по одной из форм (N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

Коммерсант самостоятельно выбирает метод начисления амортизации (линейный, нелинейный). Выбранный метод необходимо указать в учетной политике (если предприниматель таковую решит составить) или оформить приказом. Подробно о порядке и методах начисления мы писали в майском номере журнала "Современный предприниматель".

 

Амортизационная группа

 

При применении нелинейного метода норма амортизации зависит от амортизационной группы, к которой отнесено основное средство (ст. 259.2 НК РФ). При покупке нового имущества амортизационная группа определяется на основе Классификации основных средств (далее - Классификация), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

В отношении имущества, бывшего в эксплуатации, предусмотрено специальное правило. Приобретенные объекты, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Номер амортизационной группы указывается в шапке акта приема-передачи. Унифицированные формы (ОС-1, ОС-1а) предусматривают соответствующую графу.

Что делать, если предыдущий собственник неправильно установил амортизационную группу? Повторять ошибку не стоит. Лучше самостоятельно на основе Классификации определить амортизационную группу приобретенного имущества. Кроме того, не лишним будет сообщить об ошибке продавцу. Основываясь на неверных показателях, он мог завысить сумму затрат (амортизация рассчитана неправильно), соответственно сумма налога окажется заниженной, а это грозит санкциями. Обнаружиться ошибка может при встречной проверке.

 

Срок полезного использования

 

Возможность применения бизнесменом нелинейного метода все-таки спорна. Для предпринимателя безопаснее выбрать линейный метод начисления амортизации. Именно он указан в Порядке ведения учета, которым должны руководствоваться бизнесмены (утв. Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430).

В этом случае для расчетов коммерсанту необходимо знать срок полезного использования имущества. Он определяется на основе Классификации. Для объектов, не названных в Классификации, срок полезного использования бизнесмен устанавливает самостоятельно с учетом технических условий и рекомендаций организации-изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Для имущества, бывшего в эксплуатации, установленный срок полезного использования можно уменьшить на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

 

Пример. Бизнесмен приобрел копировальный аппарат, бывший в употреблении. В акте приема-передачи объекта основных средств продавец указал, что он эксплуатировал данный аппарат в течение 21 месяца.

Согласно Классификации копировальный аппарат относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет (от 37 до 60 месяцев). При вводе объекта в эксплуатацию бизнесмен установил срок полезного использования в 4 года (48 месяцев). Поскольку имущество не новое, срок использования его предыдущим владельцем подтверждается актом приема-передачи, коммерсант уменьшает установленный срок полезного использования, в итоге он составит 27 месяцев (48 - 21).

 

Отметим, в ст. 258 Налогового кодекса говорится о праве уменьшить срок полезного использования, то есть бизнесмен не обязан этого делать, и может установить срок полезного использования по общим правилам, действующим для новых объектов имущества. Но выгоднее для бизнесмена снизить срок, тогда стоимость купленного объекта быстрее спишется в расходы.

Если срок фактического использования основного средства предыдущим собственником оказался равным или превысил срок полезного использования, установленный коммерсантом на основании Классификации, бизнесмен вправе самостоятельно установить срок полезного использования этого основного средства. При этом он должен учесть требования техники безопасности и другие факторы (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Может ли срок полезного использования бывшего в употреблении оборудования оказаться меньше года? При наличии соответствующих факторов, да.

Напомним, амортизируемым считается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. Изначально срок устанавливается на основе Классификации и менее года быть не может. Но если у предыдущего собственника оборудование эксплуатировалось столько, что уменьшив установленный изначально срок, коммерсант получит срок полезного использования менее 12 месяцев, это будет вполне законно. Или когда срок фактического использования предыдущим собственником оказался равным сроку, установленному предпринимателем. В этом случае бизнесмен ориентируется на рекомендации изготовителя, технику безопасности. Может статься, что эти факторы определят срок полезного использования менее года. Несмотря на то что срок полезного использования оказался меньше года, имущество в обычном порядке принимается к учету и амортизируется.

 

Документальное подтверждение

 

Срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником нужно документально подтвердить (Письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/142). В этой ситуации пригодится такой документ, как акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма N N ОС-1, ОС-1а). В этом бланке один из разделов заполняется на основании сведений от передающей стороны, и, в частности, указывается фактический срок эксплуатации объекта у предыдущего владельца, установленный им срок полезного использования. Кроме того, у предыдущего владельца можно запросить копию инвентарной карточки учета объекта основных средств (форма N ОС-6), в которой содержатся все сведения об имуществе

Названные документы получить удается не всегда. Возникает вопрос, как подтвердить срок использования основного средства у предыдущего собственника?

Для каждого имущества нужен индивидуальный подход. Например, для автомобиля при отсутствии предыдущих договоров купли-продажи, которые получить достаточно проблематично, можно использовать в качестве подтверждающего документа паспорт транспортного средства, где фиксируется переход права собственности на транспортное средство (Письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/142).

Недвижимое имущество можно отследить по реестру недвижимости. Здесь пригодится свидетельство о госрегистрации недвижимости, технический паспорт здания (копия или выписка), в котором должен указываться год постройки здания.

Проблематичнее, если основное средство приобретается без документального оформления или не имеет сопутствующих документов, содержащих сведения о предыдущих собственниках. Без документального оформления коммерсант не сможет уменьшить срок полезного использования приобретенного основного средства. Советуем предпринимателю в таких случаях брать от предыдущего собственника официальное письмо с указанием срока использования отчуждаемого основного средства. Таким образом бизнесмен сможет избежать ответственности за неправомерное отнесение амортизации в расходы предпринимателя. Минфин России в Письме от 16 июня 2010 г. N 03-03-06/1/414 указывает, что для подтверждения срока эксплуатации достаточно официального письма от продавца с соответствующей информации об имуществе. Правда, в документе рассмотрена ситуация, когда иностранный продавец не может предоставить информацию на российском бланке N ОС-1.

Если коммерсант не может документально подтвердить срок эксплуатации основного средства бывшим владельцем, он не сможет уменьшать срок полезного использования такого объекта. В подобном случае бизнесмен самостоятельно определяет срок полезного использования основного средства на основании Классификации. В аналогичном порядке устанавливается срок полезного использования подержанного имущества, приобретенного у физического лица. Ведь физлица вряд ли смогут официально подтвердить период эксплуатации.

 

"Упрощенный" учет подержанного имущества

 

На УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" учет оборудования бывшего в эксплуатации ничем не отличается от учета затрат на новое основное средство.

В обычном порядке формируется первоначальная стоимость (все затраты, связанные с покупкой). Эта сумма после оплаты и ввода имущества в эксплуатацию списывается ежеквартально равными долями. В течение года затраты полностью будут учтены в расходах. Если имущество введено в эксплуатацию во II квартале, то ежеквартально (по итогам II, III, IV кварталов) списывается 1/3 стоимости. Если оборудование куплено и введено в эксплуатацию в IV квартале, то по итогам квартала включается в расходы вся потраченная сумма.

 

О.Мищенко

Эксперт журнала

 

И.Резепов

Юрист частной практики,

руководитель

юридического бюро "Присяжный поверенный"

Подписано в печать

12.10.2010