"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, N 11

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

 

В статье делается обзор рынка образовательных услуг ряда крупных торговых компаний; отражается практический опыт компаний в управлении карьерой и профессиональным ростом; приведен пример карьерограммы молодого специалиста в розничной торговле.

 

Рынок образовательных услуг для торговли

 

Проведенное нами исследование системы обучения специалистов в 10 крупных торговых компаниях потребительского рынка, таких как "Детский мир", "Седьмой континент", "Евросеть", "М. Видео", "Ашан", ОБИ и других, показывает, что большее предпочтение компании отдают внутреннему обучению. Но нередко крупные торговые компании пользуются услугами провайдеров. На рынке образовательных услуг функционируют консалтинговые, тренинговые компании, бизнес-школы, институты повышения квалификации, предлагающие широкий спектр обучающих программ. Наибольший интерес представляют специализированные компании, разрабатывающие программы под определенную категорию клиентов.

На момент исследования для сетевой розницы на рынке образовательных услуг провайдеры предлагают следующую тематику обучения: "Управление торговым персоналом и стандарты обслуживания покупателей", "Разработка Системы материального стимулирования. Теория и практика", "Разработка стандартов для розничного магазина. Теория и практика", "Розница. Менеджмент на каждый день", "Управление товаром и переговоры о закупках", "Практический курс для управляющего магазином", "Практический курс для категорийного менеджера (менеджера по закупкам)", семинар-тренинг "Эффективный руководитель", "Организация работы супермаркета: бизнес-процессы, кадры, контроль деятельности", "Управление и финансы сетевых магазинов".

Особое место на рынке образовательных услуг занимают высшие учебные заведения, оказывающие услуги дополнительного профессионального обучения.

Среди ведущих московских вузов, готовящих специалистов для такой отрасли экономики, как торговля, можно выделить следующие: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Российский государственный торгово-экономический университет, Московский государственный университет технологий и управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт международных отношений.

Основные специальности в вышеперечисленных вузах для данной отрасли - 080300 "Коммерция", 080301 "Коммерция (торговое дело)", 080401 "Товароведение и экспертиза товаров". В масштабах страны, по данным федерального портала российского образования, 126 вузов готовят специалистов по специальности 080401 "Товароведение и экспертиза товаров" по специальности "Коммерция" - 137 [2].

Средние специальные учебные заведения в Москве, готовящие специалистов в сфере торговли, имеют следующие специализации: Московский технико-экономический колледж - 080302 "Коммерция" (по отраслям), 261301 "Экспертиза качества потребительских товаров"; Колледж сферы услуг N 10 - 080302 "Коммерция" (по отраслям), Юридический институт (отделение среднего профобразования при МИИТ) - 080302 "Коммерция" (по отраслям). Всего по стране 168 ссузов готовят специалистов в этой области, по специальности "Товароведение (по группам однородных товаров)" - 151 ссуз [2].

В РФ контроль за подготовкой специалистов в средних и высших профессиональных учебных заведениях осуществляет Министерство образования и науки РФ посредством утвержденных федеральных государственных стандартов, которые периодически пересматриваются и обновляются. Так, в связи с переходом на стандарты нового поколения утверждены:

Приказом от 05.04.2010 N 268 - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100701 "Коммерция (по отраслям)" [3];

Приказом от 22.06.2010 N 679 - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" [4];

Приказом от 09.11.2009 N 548 - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 "Товароведение (квалификация (степень) "магистр")" [5];

Приказом от 09.11.2009 N 547 - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 "Товароведение (квалификация (степень) "бакалавр")" [6].

В настоящее время нет ни одного вуза, который бы не выпускал специалистов по специальности "Менеджмент организации". Здесь действуют ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "Бакалавр")" (Приказ Минобрнауки России от 20.05.2010 N 544) и ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" квалификация (степень) "Магистр")" (Приказ Минобрнауки России от 18.11.2009 N 636).

Из вышеприведенных данных вытекает, что в стране сложилась система академической подготовки работников торговли, но стоимость обучения является не всем доступной, особенно в престижных ведущих вузах страны. Поэтому выгоднее, имея базовое профессиональное образование, получить дополнительное профессиональное образование, которое реализуется по различным специальностям, обеспечивающим повышение квалификации, стажировку и профессиональную переподготовку кадров.

Согласно данным федерального образовательного портала, образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуются в соответствии с уровнем образования обучающихся: начальное профессиональное образование (повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка рабочих кадров), среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка специалистов). Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Основными целями стажировки являются формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации. В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. К образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования относятся: академии, институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные, курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости. Образовательные программы дополнительного профессионального образования могут также реализовывать структурные подразделения учреждений профессионального образования (факультеты, отделения, межотраслевые региональные центры и другие) [7].

На рынке образовательных услуг предлагаются следующие курсы для специалистов торговых компаний: "Управляющий магазином", "Директор торгово-офисного центра", "Управление торговыми комплексами: концепция, развитие и продвижение", "Управление розничным магазином", "Супервайзер: управление командой торговых представителей" [7].

Таким образом, профессиональное образование специалистов в стране выстраивается по схеме (рис. 1).

 

Уровни профессионального образования

 

                           ┌────────────────┐

                              Стажировка  

                           └────────────────┘

                 ┌───────────────────────────────────┐

┌──────────────┐ │ Институты повышения квалификации, │ ┌──────────────────┐

   Повышение  │ │     факультеты дополнительного    │ │ Профессиональная │

│ квалификации │ │   профессионального образования,  │ │  переподготовка 

└───────┬──────┘ │   учебные центры, тренинговые и   │ └────────┬─────────┘

                      консалтинговые компании,              

                           бизнес-школы                     

                └────────────────┬──────────────────┘         

        └───────────────┐                    ┌─────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

               Дополнительное профессиональное образование              

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

                           ┌──────────────┐

  ┌────────────┐             специалист             ┌────────────────┐

    бакалавр             └──────────────┘             магистратура 

  └─────┬──────┘                                     └────────┬───────┘

        └───────────────┐                    ┌────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

                   Институты, академии, университеты                    

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

                                 

┌─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┐

                       Училища, техникумы, колледжи                     

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 1

 

Построение карьеры

 

Изучение опыта обучения персонала в крупных торговых компаниях позволяет сделать заключение, что в сетевой рознице применяют чаще всего внутренние методы обучения, создавая учебные центры, корпоративные университеты, центры корпоративного обучения, развивая систему стажировок и наставничества. Все большую популярность приобретают профессиональные тренинги по развитию навыков и расширению профессиональных знаний. Крупные торговые компании выделяют как преимущество работы у них - профессиональное и карьерное развитие посредством инвестиций в сотрудников.

В сетевой рознице карьеру сделать намного легче, чем в других крупных компаниях: руководство на топовые позиции "растит" свои кадры и редко берет со стороны. Главное условие к специалистам - желание профессионально развиваться, получать новый опыт, навыки, проявлять активность.

Крупные торговые компании карьеру и профессиональный рост специалистов считают частью корпоративной политики, а накопленный профессиональный опыт и полученные знания персонала позволяют создать кадровый резерв в компании.

Изучив опыт крупных торговых компаний в сфере профессионального роста специалистов, приходим к выводу, что в компаниях осуществляют процесс управления карьерой не только формально, но и воспитывают свои кадры на топовые позиции. Полученные результаты позволяют составить карьерограмму для молодых.

 

Карьерограмма молодого специалиста

в крупной торговой компании на потребительском рынке

 

                         ┌───────────────────────┐

                            Офисные должности  

                         └───────────────────────┘

                               Высшая спупень

     Региональный менеджер, коммерческий директор, директор по развитию

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                6-я ступень

                  Управляющий магазином, директор магазина

 (после 3 лет работы в компании, профессионального обучения, внутреннего и

                                 внешнего)

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                5-я ступень

     Заместитель управляющего магазином, заместитель директора магазина

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                4-я ступень

                      Старший менеджер торгового зала

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                3-я ступень

                   Администратор, менеджер торгового зала

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                2-я ступень

                              Старший продавец

                                     /\

                                     ┐┌

                                     ││

                                1-я ступень

                        Продавец-консультант, стажер

            (после 3 - 6 месяцев работы в компании и аттестации)

 

Рис. 2

 

Карьерограмма содержит перечень должностных позиций в организации, определяющих путь оптимального профессионального развития специалиста, какими знаниями и навыками должен овладеть для выполнения должностных обязанностей. В карьерограмме отражены ступени профессиональной лестницы, которые может пройти молодой специалист, имея среднее специальное или незаконченное высшее профессиональное образование. Уровни карьерной лестницы сокращаются при увеличении накопленного опыта и знаний. Молодой специалист, имея высшее образование, может уверенно начинать свой профессиональный путь с позиции менеджера или администратора и продолжить свою карьеру не только в рамках одного магазина, но и перейти на офисные должности в качестве коммерческого директора, регионального менеджера, директора по развитию.

Следует отметить, что составленная карьерограмма для молодых специалистов является обобщением опыта крупных торговых компаний и может редактироваться в зависимости от специфики организационной структуры и особенностей потребительского рынка компании.

На основе составленной карьерограммы, моделей карьеры специалистов в крупных торговых компаниях должна разрабатываться система управления служебно-профессиональным продвижением, включающая средства и методы планового должностного перемещения специалистов как вертикально, так и горизонтально.

Служебно-профессиональное продвижение должно преследовать цели профессионального развития специалиста, выстраивая профессиональную карьеру, представляющую собой рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности).

"Служебно-профессиональное продвижение" и "карьера" - понятия не равнозначные. Первый термин отражает цели и потребности организации, а второй - личные интересы специалиста. В идеале следует установить тождество среди потребностей компании и специалиста.

Начинать управление служебно-профессиональным продвижением рекомендуем со студенческой скамьи специалиста, приглашая на производственную практику и стажировки, летнюю занятость, учитывая тот факт, что студенты начинают работать с 3 - 4 курса обучения. Так, в Москве стартовал ежегодный городской конкурс "Растим смену" на лучшую организацию, предоставляющую рабочие места для временного трудоустройства учащейся молодежи. Основной целью конкурса является повышение социальной значимости мер, направленных на организацию рабочих мест для учащейся молодежи, оцениваются также наставничество, наличие органов молодежного самоуправления на предприятии; наличие социального плана, предусматривающего использование трудового потенциала молодежи (социальный пакет, перспективный план); социальный портрет трудоустроенной молодежи [7].

В конкурсе принимают участие и крупные торговые предприятия, заинтересованные в привлечении молодых перспективных специалистов и создании кадрового резерва в компании.

Спланированная карьера и построенная система служебно-профессионального продвижения способствуют профессиональному росту специалиста.

Н. Сытник определил условия успешности карьеры, которая зависит от внутренней удовлетворенности человека своим трудом, ощущением значимости собственных профессиональных достижений, степенью реализации личного интеллектуального, творческого потенциала и профессиональным признанием. Карьера является результатом взаимодействия трех групп факторов: личности самого человека; профессиональной среды, в которой человек работает и развивается; внерабочей среды, в которой он живет и отдыхает.

Таким образом, профессиональное образование специалистов, независимо от того, какие применяются методы - внутренние или внешние, способствует их профессиональному развитию и благодаря разработанной системе служебно-профессионального продвижения происходит профессиональный рост специалистов.

 

Библиография

 

1. Сытник Н. Мотивационный подход к оценке карьеры // Управление персоналом. 2008. N 6.

2. Федеральный портал "Российское образование" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.2/index.php. Дата обращения: 15.06.2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100701 "Коммерция (по отраслям)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm268-1.pdf. Дата обращения: 17.09.2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm679-1.pdf. Дата обращения: 17.09.2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 "Товароведение (квалификация (степень) "Магистр")" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm548-1.pdf. Дата обращения: 17.09.2010.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 "Товароведение (квалификация (степень) "Бакалавр")" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm547-1.pdf. Дата обращения: 17.09.2010.

7. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/edu/77.html. Дата обращения: 16.06.2010.

8. Растим смену [Электронный ресурс]. URL: http://www.job.ru/career/public/rastim-smenu. Дата обращения: 15.08.2010.

 

А.Чердакова

Старший преподаватель

Московского государственного

социально-гуманитарного

института,

соискатель

НИИ труда и социального

страхования

Москва

Подписано в печать

15.10.2010