"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 6

 

СПЕЦТЕХНИКА В АВТОПАРКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПЕРЕВОЗЧИКОВ

 

Практика показывает, что в автопарке транспортных предприятий и автохозяйств бывают в наличии не только транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, но и другая техника, которая также может приносить доход. Порядок учета и налогообложения специальных автомобилей имеет свои нюансы, рассмотрение которых, надеемся, небезынтересно читателю, тем более что эта тема нечасто обсуждается в бухгалтерской прессе.

 

Какие авто относятся к специальным (специализированным)?

 

Ответ на этот вопрос зависит от того, для каких целей организация собирается выделить имеющуюся в ее автопарке технику как специальную. Приведем ряд определений из различных нормативных документов, имеющих отношение к ТС и дорожному движению.

Специальное транспортное средство - ТС, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) (Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств <1>, устанавливающий обязательные требования для достижения безопасности перевозок пассажиров и грузов).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

 

Специальный автомобиль - ТС, предназначенное для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованное специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО <2>).

--------------------------------

<2> Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004.

 

Специализированный автомобиль - грузовой автомобиль, в том числе с полуприцепом или прицепом (прицепами), предназначенный для перевозки определенных видов грузов и оборудованный для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО). К специализированным относятся автомобили с фургонами (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и т.п.) или цистернами (для жидких и сыпучих грузов), контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами, автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, для перевозки строительных смесей и растворов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, автомобилевозы и т.д.

 

К сведению. Существуют троллейбусы и трамвайные вагоны специального назначения, к которым относятся грузовые и учебные (пассажирские) троллейбусы соответственно и учебные, прицепные вагоны, моторные вагоны и электровозы, снегоочистители (Порядок заполнения и представления форм федерального статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта <3>).

--------------------------------

<3> Постановление Росстата от 09.01.2007 N 2.

 

Бухгалтера по понятным причинам интересует налоговое определение специальных машин, однако его нет. Есть только примерный список таких ТС, и то касается он сельхозпроизводителей, которые могут не признавать объектами налогообложения специальные машины, используемые ими в основной деятельности (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания). Даже если у транспортных компаний есть такая техника, они не могут претендовать на льготу по налогообложению, которая предусмотрена именно для сельхозпроизводителей. В такой ситуации ничего не остается, как воспользоваться ст. 11 НК РФ, разрешающей употреблять понятия и термины в том значении, в котором они используются в иных отраслях законодательства. Поэтому далее мы будем обращаться к нормативным документам, не имеющим прямого отношения к расчету налогов со специальных автомобилей (ТС).

 

Транспортный налог на спецтехнику

 

Объектом обложения транспортным налогом признается автомобиль, соответствующий двум критериям: он является транспортным средством, то есть обладает определенными физическими характеристиками, предусмотренными ст. 38 НК РФ, и зарегистрирован в установленном законодательством порядке (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10). Прежде чем переходить к регистрации, скажем несколько слов о том, когда без этого можно обойтись.

 

К сведению. Отсутствие госрегистрации ТС не является препятствием для предъявления к вычету НДС в том налоговом периоде, когда эта техника приобретена, оприходована в бухгалтерском учете и используется для операций, подлежащих обложению НДС (Постановление ФАС СКО от 18.03.2010 N А32-25684/2009-5/493).

 

В частности, транспортное средство можно не регистрировать, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. К таким ТС можно отнести передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси. Без регистрации данная техника не относится к облагаемым ТС, но здесь нужно быть осторожным.

Во-первых, маршруты специальных автомобилей иногда захватывают проезжую часть (дороги). Это означает, что данная техника должна быть допущена в установленном порядке к участию в дорожном движении посредством прохождения процедуры регистрации. Во-вторых, если спецавтомобили или спецтехника не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не факт, что они не появляются на этих дорогах или не используют иные пути следования. Такая техника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация автотехники без свидетельства о регистрации запрещается (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

В настоящий момент регистрацией ТС и техники занимаются два органа:

- Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

- Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

В компетенцию ГИБДД входит регистрация автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см (или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт), имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования <4>. Органы Гостехнадзора занимаются регистрацией тракторов (кроме мотоблоков), самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см <5>, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и не подлежащих регистрации в подразделениях Госавтоинспекции.

--------------------------------

<4> Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

<5> Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом 16.01.1995.

 

Специальная техника может быть зарегистрирована либо в Госавтоинспекции, либо в органах Гостехнадзора. И в том, и в другом случае она признается объектом налогообложения. С автомобилями, зарегистрированными в Госавтоинспекции, вопросов не возникает, а чтобы их было меньше с автотехникой, зарегистрированной в органах Гостехнадзора, приведем Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13. В нем четко сказано, что к объектам обложения транспортным налогом относятся самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств. Таким образом, налог в любом случае придется платить, правда, ставка его будет различна для ТС, зарегистрированных в Госавтоинспекции, и автотехники, поставленной на учет в органах Гостехнадзора.

 

Ставка для грузовых авто или для самоходных ТС?

 

По общему правилу налоговые ставки устанавливаются региональными властями в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств (п. 1 ст. 361 НК РФ). Грузовые автомобили и другие самоходные ТС, в числе которых могут оказаться спецавтомобили, относятся к разным категориям для целей налогообложения.

 

К сведению. Определение категории конкретного ТС относится к компетенции органов, осуществляющих его госрегистрацию согласно нормам Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/245).

 

Если обратиться к базовым ставкам, которые субъекты РФ могут повышать (понижать) не более чем в десять раз, то они одинаковы для грузовиков и самоходных ТС мощностью до 100 л. с. (5 руб. с единицы л. с.). Однако для спецтехники такой мощности часто недостаточно, поэтому организации приходится платить налог по иным ставкам. Для самоходных ТС они на том же уровне, но для грузовых возрастают в разы: свыше 100 л. с. до 150 л. с. - 8 руб. с силы, свыше 150 л. с. до 200 л. с. - 200 руб., свыше 200 л. с. до 250 л. с. - 13 руб., свыше 250 л. с. - 17 руб. Становится ясно, что налоговые обязательства на мощные грузовые ТС выше, чем на спецтехнику, признаваемую внедорожным транспортом. Перевозчику выгоднее признавать имеющиеся специальные автомобили самоходными транспортными средствами, налоговикам - наоборот, грузовыми авто.

Если разделить спецтехнику на специальные и специализированные автомобили (как это сделано в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО), в разряд грузовых автомобилей попадает именно специализированная техника, предназначенная для перевозки определенных видов грузов и оборудованная для этого специальным кузовом или приспособлениями. Насчет специальных автомобилей напоминаем, что они предназначены и оборудованы для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях), а значит, отдельные из них могут быть отнесены к самоходным ТС.

Главное отличие специализированных автомобилей от специальных состоит не столько в формулировке определений данных понятий, сколько в том, что эти ТС зарегистрированы в разных органах (в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре соответственно). При этом далеко не все специальные авто имеют ПТС, выданные Гостехнадзором, некоторые из них в той или иной степени участвуют в дорожном движении и поставлены на учет в ГИБДД. В отношении таких автомобилей спорный вопрос выбора ставки может быть решен не в пользу компании.

Такая специальная техника, как автомобильные краны КС-3574 и КС-45717-1, предназначена для работы в стационарных условиях, но по ПТС относится к категории "C", то есть эти краны считаются грузовыми автомобилями, что уже смогли доказать налоговики (см. Постановление ФАС ВВО от 24.09.2009 N А29-133/2009). Со своей стороны отметим, что по данным ТС у налоговиков больше аргументов, чем у владельцев автокранов. В частности, есть ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" <6>, в котором специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автомобильных транспортных средствах, рассматривается как эквивалент груза, что соответствует нормам, закрепленным в Женевском соглашении, используемом в РФ при сертификации ТС. Почему бы в таком случае не считать КамАЗ, МАЗ или другое аналогичное транспортное средство, на базе которого установлено подъемное оборудование автокрана, грузовым автомобилем? В тех же самых Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО под грузовым авто подразумевается автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. В свою очередь, грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), автомобили-самосвалы и специализированные автомобили. Как видим, с этих позиций у налоговиков больше шансов признать рассматриваемые спецавто грузовыми ТС, чем налогоплательщику доказать их принадлежность к другим самоходным ТС.

--------------------------------

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.

 

Приведем еще одно судебное решение - Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3, в котором арбитры высказывали различные мнения. Суд первой инстанции решил так. Автомобили специальные не выделены в отдельный объект налогообложения, при этом конструкторские особенности и назначение таких автомобилей не позволяют государственным регистрирующим органам отнести их ни к легковым, ни к грузовым, ни к автобусам, следовательно, по принципу исключения автомобили специальные являются объектами налогообложения, отнесенными к группе "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Суд апелляционной инстанции, напротив, посчитал, что при исчислении по оспариваемым транспортным средствам налога надлежало применять налоговые ставки для категории "грузовые автомобили". Если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, то такие транспортные средства относятся для целей исчисления налога к категории грузовых автомобилей. Если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта обложения транспортным налогом не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2620/07, от 17.07.2007 N 2965/07, от 18.09.2007 N 5336/07). В итоге почти все имеющиеся у организации ТС суд отнес к грузовым авто. Отдельные из них представим в таблице.

 

Марка автомашины 

Наименование

НефАЗ-4208-10-15    

Автомобиль специальный

АНР 39381           

Транспортное средство специализированное

ПНУ-1М              

Транспортное средство специальное

EW-25M1.101         

Автомобиль спецназначения

ЗИЛ-5301АО          

Передвижная лаборатория

СКАТ-32             

Кран монтажный

КРАЗ 250            

Спецдезустановка

TL250GG             

Автокран

КС-35714            

Кран автомобильный

АТЗ мод. 5608-05 Урал

Автотопливозаправщик

ЦА-32 на шасси      
Урал-4320           

Агрегат цементировочный

ПНА-2А              

Передвижной насосный агрегат

ЗИЛ 131             

Спецмастерская

ГАЗ 3308            

Автолаборатория

ППУА-1600/100 на    
шасси Урал          
4320-1151-41        

Установка специальная

 

 

Как видим, довольно много автомобилей спецназначения попадают в разряд грузовых авто, для которых применяются дифференцированные ставки. Единая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 361 НК РФ для другой категории транспортных средств, применяется к отдельным средствам техники специального назначения. В частности, к такой технике можно отнести фронтальный погрузчик (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009), кран гусеничный (Постановление ФАС ВСО от 08.07.2010 N А33-14901/2009), трактор (Постановление ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009) и бульдозер (Постановление ФАС ЗСО от 29.03.2010 N А27-11880/2009). Данная специальная техника регистрируется в органах Гостехнадзора, и налог с нее уплачивается по ставке для других самоходных ТС, а не для грузовых авто (как для большинства специальных и специализированных автомобилей).

 

Когда с перевозок с помощью спецтехники уплачивать ЕНВД?

 

Право на применение спецрежима имеют организации, занимающиеся перевозками людей и грузов. На уплату ЕНВД может переводиться деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов ТС, зарегистрированными в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное ТС и какое оборудование на нем размещено. Не переводится на "вмененку" деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Данные выводы сделаны в Письме Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/245. Оно интересно еще и тем, что в нем есть рекомендации по налогообложению перевозок сыпучих грузов, крупногабаритных отходов и ТБО с использованием конкретных ТС: спецавтомобиля-самосвала марки ЗИЛ-495250 и самосвального бункеровоза марки ЗИЛ-130.

Чиновники считают, что оказание услуг по перевозке сыпучих грузов с использованием транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, может быть переведено на уплату ЕНВД. Не все так просто с оказанием услуг по перевозке крупногабаритных и бытовых отходов. Деятельность по обращению с отходами - это не только их транспортирование, но и сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение. В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимаются деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Поэтому на уплату ЕНВД могут быть переведены услуги по вывозу мусора и отходов в рамках отдельно заключенных договоров на оказание данных услуг (при условии, что никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляется).

Напоминаем: все сказанное касается спецтехники, зарегистрированной в органах ГИБДД и допущенной к участию в дорожном движении. Спецтехника, поставленная на учет в органах Гостехнадзора, для этих целей не предназначена, и владельцу для уплаты ЕНВД нужно найти веские подтверждения того, что такие ТС задействованы в перевозке грузов на законных основаниях. В противном случае уплата ЕНВД чревата высокими налоговыми рисками и идет вразрез с позицией финансового ведомства и нормами НК РФ.

 

Нормы расхода ГСМ на спецтехнику

 

Данный вопрос заслуживает особого внимания, так как нередко спецтехника расходует топливо не по километражу, а по нормо-часам работы того или иного механизма (автокрана, бетононасоса, экскаватора, уборочного механизма). Согласитесь, в отличие от ТС общего назначения спецавтомобили не столько перевозят грузы, сколько выполняют отдельные виды спецработ с использованием установленного на них оборудования. В связи с этим при расчете норм списания топлива нужно учитывать его расход не только на передвижение автомобиля, но и на работу спецоборудования. Практика показывает, что наибольшие трудности у бухгалтеров вызывает именно списание топлива по количеству, после чего израсходованные ГСМ списываются в стоимостной оценке согласно принятому порядку списания в организации материальных ценностей.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

 

К сведению. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщику следует учитывать "минтрансовские" Нормы, считают в Минфине (Письмо от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

 

В документе выделены отдельные расчеты по списанию топлив для различной специальной и специализированной техники, к которой относятся тягачи, самосвалы, фургоны, автомобили-эвакуаторы, автомобили-битумовозы, автомобили-самопогрузчики, автомобили-цистерны, автомобили-цементовозы и автомобили-смесители, краны автомобильные, компрессоры, погрузчики, мастерские на автомобилях. Все категории рассматривать мы не будем, а выделим только две группы ТС.

Если спецработа выполняется во время передвижения ТС (например, тягачей, фургонов, кабелеукладчиков, смесителей, автомобилей-эвакуаторов), то норма расходования топлива на работу спецоборудования определяется пробегом самого автомобиля. Для спецавтомобилей, выполняющих работу в период остановки (автокранов, погрузчиков, компрессоров, мастерских на автомобилях), норма расхода топлива определяется прежде всего временем работы оборудования и нагрузкой. Приведем несколько примеров.

 

Пример 1. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 12 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 15 т щебня. Общий пробег составил 250 км. Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет 27,7 л/100 км <7>, норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет 1,3 л/100 т-км, масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 - 4,5 т. Самосвал работал в условиях, не требующих применения надбавок и снижений к расходу топлива.

--------------------------------

<7> Автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511), с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (разница собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала - 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

 

Для автомобилей-самосвалов расход с прицепами топлива применительно к данному примеру рассчитывается по формуле:

 

    Qн = 0,01 x [Hsan x S + Hw (S  x G  + S  x G )],

                                 1    1    2    2

 

где Qн - нормативный расход топлив, л;

S - общий пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc - норма расхода топлива автомобиля-самосвала.

 

Hsanc = Hs + Hw x Gпр, л/100 км,

 

где Hs - транспортная норма с учетом работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw - норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на массу самосвального прицепа, л/100 т x км;

Gпр - масса снаряженного самосвального прицепа (4,5 т);

q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;

S - расстояние, на которое перевезен груз (115 км и 80 км);

G - масса перевезенного самосвалом груза (12 т и 15 т).

Рассчитаем норму расхода топлив для автомобиля-самосвала:

Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.

Всего же нормативный расход топлива самосвала с прицепом составит:

QН = 0,01 x [33,6 x 250 + 1,3 x (115 x 12 + 80 x 15)] = 117,5 л.

 

Пример 2. Автомобильный кран на базе автомобиля ЗИЛ-130 выполнил задание по перегрузке товаров заказчика за 5 ч. Пробег автомобиля к месту назначения и обратно составил 100 км. При расчете расхода топлива воспользуемся следующими данными:

- индивидуальная норма расхода топлива на пробег автокрана - 40 л/100 км;

- норма расхода топлива на работу специального оборудования - 6 л/ч;

- надбавка за срок эксплуатации ТС - 5%.

Автокран работает в условиях, не требующих применения дополнительных надбавок.

Нормируемый расход топлива рассчитывается по формуле:

 

Q = (0,01 x Hs x S + Hт x T) x (1 + 0,01 x D),

 

где Нs - индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля;

S - пробег автомобиля к месту выполняемой работы и обратно;

Hт - норма расхода топлива на работу специального оборудования;

T - время работы оборудования;

D - поправочный коэффициент (суммарная надбавка) к норме в процентах.

Нормируемый расход топлива по выполненному заданию:

Q = (0,01 x 40 л x 100 км + 6 л/ч x 5 ч) x (1 + 0,01 x 5) = 73,5 л.

 

Первый из приведенных примеров дает представление о расчете расхода ГСМ по нормам спецтранспорта, работа которого выполняется во время передвижения, второй показывает, как рассчитывать нормы расхода топлива по спецавтомобилям, выполняющим основную работу в период остановки. Оба расчета имеют свои нюансы, поэтому бухгалтеру нужно быть внимательным при определении норматива на тот или иной спецавтомобиль, не забывая контролировать правильность списания ГСМ в количественной и стоимостной оценке.

 

Несколько слов о документах по работе спецтехники

 

В настоящий момент в части оформления путевых листов организациям предоставлена определенная свобода действий: им достаточно помнить об обязательных реквизитах, предусмотренных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Однако этих реквизитов недостаточно для учета и контроля за работой спецтехники.

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Следуя данному правилу, организация вправе расширить перечень сведений, указываемый в самостоятельно разработанном путевом листе.

В качестве подсказки можно воспользоваться готовым решением - формой путевого листа специального автомобиля (N 3 спец.) <8>, выбрав из него реквизиты, которые могут быть заполнены на тот или иной спецавтомобиль, в том числе время работы специального оборудования, количество истраченного на его работу топлива и другие сведения, характеризующие деятельность спецагрегата. Можно добавить данные реквизиты в самостоятельно разработанную форму путевого листа или ничего не добавлять, а заполнять бланк названной формы (N 3 спец.), что и выбирают некоторые транспортные организации.

--------------------------------

<8> Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

 

* * *

 

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с учетом и налогообложением эксплуатации специальных и специализированных автомобилей. Надеемся, что это поможет бухгалтеру транспортного предприятия разобраться со своим спецтранспортом и проверить расчеты транспортного налога, ЕНВД, а также еще раз проконтролировать списание ГСМ.

 

Д.В.Дурново

Главный редактор

издательства "Аюдар Пресс"

Подписано в печать

20.10.2010