Наша фирма заключила договор оказания услуг по круглосуточной передаче коммерческой информации посредством подключения к электронной сети "3Х". Договор заключен на 12 месяцев с возможностью пролонгации. Производятся установка и настройка программы и обучение; регистрация дополнительного пароля к доступу; установка и настройка программы через FTP-сервер для получения информации. Абонентская плата вносится, и услуги по размещению коммерческой информации на сервере системы оплачиваются ежемесячно. Относятся ли эти услуги к рекламе и какие записи нужно сделать в бухгалтерском учете? Кроме продаж через интернет-магазин фирма занимается оптовой реализацией аналогичных товаров. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов". По нашему мнению, расходы организации по подключению к сети "3Х" могут быть равномерно списаны в течение 12 месяцев. В соответствии с п. 18 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, абонентская плата и оплата услуг по размещению коммерческой информации на сервере системы являются текущими расходами организации и учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" ежемесячно на основании актов выполненных работ, оказанных услуг. В бухгалтерском учете организации производятся следующие записи: Дебет 97, Кредит 76 - установка и настройка программы и обучение; регистрация дополнительного пароля к доступу; установка и настройка программы через FTP-сервер для получения информации; Дебет 19, Кредит 76 - выделен НДС по услугам; Дебет 68, Кредит 19 - НДС по услугам принят к вычету из бюджета после проведения расчетов; Дебет 44, Кредит 97 - включена в коммерческие расходы стоимость услуг по установке, настройке программы, обучению (1/12 ежемесячно); регистрации дополнительного пароля к доступу (1/12 ежемесячно); установке и настройке программы через FTP-сервер для получения информации (1/12 ежемесячно); Дебет 44, Кредит 76 - включены в коммерческие расходы абонентская плата и оплата услуг по размещению коммерческой информации на сервере системы (ежемесячно). Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг). Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Организация реализует товары через интернет-магазин, и указанные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода организацией розничной торговли. Следовательно, согласно ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли осуществленные расходы относятся к прочим не являющимся рекламными расходам, и связаны с производством и (или) реализацией при условии заключения и исполнения сделок в интернет-пространстве. Однако при наличии у организации реализации аналогичных товаров, минуя интернет-магазин, такие расходы рассматриваются в качестве расходов на рекламу. Организации необходимо разделить указанные расходы на расходы рекламного характера и расходы, которые не относятся к рекламе. Для этого нужно выбрать экономически обоснованную базу распределения (например, выручку от реализации) и относительно выбранной базы разделить расходы на рекламные и расходы, которые не относятся к рекламе. М. Нилова, аудитор консалтинговой группы "Что делать Консалт" 15 сентября 2004 г. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2004 г.