"Все о налогах", N 1, 2005 ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ При организации бухгалтерского учета материалов следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, далее - ПБУ 5/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей организации предназначен счет 10 "Материалы", к которому могут быть открыты следующие субсчета: - субсчет 1 "Сырье и материалы". На этом субсчете учитывается наличие и движение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; - субсчет 2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали". На данном субсчете учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке; - субсчет 3 "Топливо". Этот субсчет используется для учета наличия и движения нефтепродуктов по видам (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого и газообразного топлива; - субсчет 4 "Тара и тарные материалы". На данном субсчете учитывается наличие и движение всех видов тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта; - субсчет 5 "Запасные части". На этом субсчете учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для осуществления ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п.; - субсчет 6 "Прочие материалы". Счет предназначен для учета прочих материалов, к которым относятся отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части (металлолом, утильсырье), изношенные шины и утильная резина и т.п.; - субсчет 7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". На данном субсчете учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним юридическим и физическим лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки; - субсчет 8 "Строительные материалы". Этот субсчет применяется организациями-застройщиками. На нем учитывается наличие и движение материалов, используемых непосредственно при строительных и монтажных работах, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материалы, необходимые для нужд строительства; - субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Субсчет предназначен для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте; - субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе". На этом субсчете учитывается наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящихся на складах организации или в иных местах хранения; - субсчет 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации". Этот субсчет предназначен для учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящихся в эксплуатации. Передача предметов специальной оснастки и специальной одежды со склада организации в производство отражается по дебету счета 10, субсчет 11, с кредита счета 10, субсчет 10. Материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет счета 10 относят все расходы по их приобретению. При поступлении материалов дебетуют счет 10 и кредитуют счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (при получении материалов от поставщиков), 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (при приобретении материалов через подотчетных лиц), 20 "Основное производство" (при изготовлении материалов). Если материалы приобретаются за иностранную валюту, их оценка в соответствии с п.15 ПБУ 5/01 производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету. Приобретение материалов за иностранную валюту отражается следующими записями: Дебет 10 Кредит 60 - приняты материалы к учету по стоимости исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату перехода права собственности; Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 - отражен налог на добавленную стоимость со стоимости приобретенных материалов; Дебет 60 Кредит 52 "Валютные счета" - перечислены средства в оплату стоимости приобретенных материалов по курсу иностранной валюты, действующему на дату платежа; Дебет 60 Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - отражена положительная курсовая разница (превышение оценки приобретенных материалов над суммой платежа); Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 60 - отражена отрицательная курсовая разница (превышение суммы платежа над оценкой приобретенных материалов). В соответствии с п.8 ПБУ 5/01 стоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. Принятие к учету этих материалов отражается следующим образом: Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Уставный капитал" - отражена задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; Дебет 10 Кредит 75 - внесен взнос учредителем в виде материалов; Дебет 10 Кредит 60, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - отражены расходы по доставке материалов, передаваемых учредителем в качестве вклада в уставный капитал; Дебет 19 Кредит 60, 76 - отражен налог на добавленную стоимость с услуг по доставке материалов, оплачиваемых за счет средств принимающей стороны. Стоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется в соответствии с п.9 ПБУ 5/01 исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Материалы, полученные организацией по договору дарения или безвозмездно, принимаются к учету следующим образом: Дебет 10 Кредит 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления" - отражена стоимость безвозмездно полученных материалов. При отпуске материалов в производство оформляются проводки: Дебет 20 и др. Кредит 10; Дебет 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления" Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы". Материальные ценности, полученные при разборке основного средства, приходуются по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 10 и кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы". При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемыми актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. В случае выявления недостачи или порчи материалов их стоимость отражается по счету 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Операции, связанные с выявлением при приемке материалов недостач и потерь, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом: Дебет 10 Кредит 60, 76 - отражена стоимость фактически принятых материалов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям; Дебет 19 Кредит 60, 76 - отражен налог на добавленную стоимость со стоимости фактически приобретенных материалов; Дебет 94 Кредит 60, 76 - отражена стоимость недостающих и испорченных материалов в пределах предусмотренных в договоре величин; Дебет 10, 41 "Товары" Кредит 94 - списана стоимость испорченных материалов, которые могут быть использованы в организации или реализованы с уценкой; Дебет 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" Кредит 60, 76 - отражена стоимость недостающих и испорченных материалов сверх предусмотренных в договоре величин; Дебет 10 Кредит 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" - приняты к учету поступившие от поставщиков недостающие материалы; Дебет 19 Кредит 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" - отражен налог на добавленную стоимость со стоимости поступивших материалов; Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" - поступили денежные средства от поставщиков в качестве возмещения стоимости недостающих и испорченных материалов; Дебет 94 Кредит 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" - списаны суммы недостач и порчи сверх предусмотренных в договоре величин при отсутствии оснований для предъявления иска; Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 94 - списаны недостающие и испорченные материалы в случае, если нет оснований для предъявления иска или судом отказано во взыскании убытков с поставщика. При учете материальных ценностей на счете 10 по учетным ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте) и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (предназначен для отражения разницы в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости). На основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 и кредиту счетов 60, 71, 76 в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. Оприходование фактически поступивших материалов по принятым в организации учетным ценам оформляется записью: Дебет 10 Кредит 15. Сумма разницы между стоимостью фактически поступивших в организацию материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения этих материалов списывается со счета 15 на счет 16. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материальных ценностей в пути. Накопленные на счете 16 разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или других соответствующих счетов пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов. Если в организацию поступили материалы, право собственности на которые переходит к организации от продавца в момент их оплаты, до факта оплаты материалы зачисляются на забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение": Дебет 002 - оприходованы поступившие материалы; Дебет 60 Кредит 51 - оплачена стоимость поступивших материалов; Кредит 002 - списана стоимость оплаченных материалов с забалансового учета; Дебет 10 Кредит 60 - оприходованы оплаченные материалы. Материалы, полученные организацией в переработку (давальческие материалы), учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". Операции по переработке принятых материалов отражаются проводками: Дебет 003 - зачислены на забалансовый учет сырье и материалы, принятые в переработку от заказчика-давальца; Дебет 20 Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 26 "Общехозяйственные расходы" и др. - учтены расходы по переработке давальческого сырья; Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" - отражена стоимость услуг по переработке давальческого сырья и материалов; Дебет 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - начислен налог на добавленную стоимость со стоимости услуг по переработке давальческого сырья и материалов; Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 20 - списаны фактические затраты по оказанию услуг заказчику-давальцу; Дебет 51 Кредит 62 - оплачена заказчиком-давальцем стоимость оказанных услуг; Кредит 003 - списана стоимость давальческого сырья и материалов по факту передачи готовой продукции заказчику-давальцу. У организации-давальца оформляются следующие записи: Дебет 10 Кредит 60 - отражена стоимость приобретенных материалов, подлежащих в дальнейшем передаче организации-переработчику на давальческих условиях; Дебет 19 Кредит 60 - отражен налог на добавленную стоимость; Дебет 60 Кредит 51 - оплачена стоимость приобретенных материалов; Дебет 68 Кредит 19 - предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным материалам; Дебет 10, субсчет 7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" Кредит 10 - списана стоимость сырья и материалов, переданных в переработку; Дебет 20 Кредит 10, субсчет 7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" - стоимость ранее переданных в переработку сырья и материалов списана на затраты на производство; Дебет 43 "Готовая продукция" Кредит 20, 60, 76 - принята к учету продукция, изготовленная из переработанного ранее давальческого сырья, по стоимости, включающей в себя стоимость переданных материалов; Дебет 19 Кредит 60, 76 - отражен налог на добавленную стоимость со стоимости услуг по переработке давальческого сырья; Дебет 60, 76 Кредит 51 - оплачены услуги по переработке давальческого сырья. Л.А.Мельникова К. э. н., доцент Подписано в печать 27.12.2004 ------------------------------------------------------------------