"Учет.Налоги.Право", N 47, 2004 КОГДА СРЕДСТВО ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ОСНОВНЫМ Продавая автомобиль, организация снимает его с учета в ГИБДД. Лучше всего сделать это после совершения сделки. А если получилось наоборот: автомобиль на учете уже не состоит, а продать его пока не удалось? В этом случае фирма попадает в невыгодную ситуацию. Амортизацию по такому имуществу налоговики не принимают при расчете налога на прибыль. При этом налог на имущество нужно платить по-прежнему. И все же у налогоплательщика есть возможность избежать лишних расходов. Амортизация "вхолостую" Обычно основные средства, на время ставшие фирме ненужными, не создают ей проблем в налоговом учете. Чаще всего простой оборудования связан с сезонным характером работ (когда основные средства используют, к примеру, только шесть месяцев в году) или особенностями технологического цикла на предприятии. В этих ситуациях фирма имеет право и дальше начислять амортизацию по основным средствам в налоговом учете. Дело в том, что исключить основное средство из состава амортизируемого имущества необходимо только в трех случаях - если оно передано в безвозмездное пользование, больше чем на три месяца переведено на консервацию или более 12 месяцев находится на реконструкции и модернизации (п.3 ст.256 НК РФ). При расчете налога на прибыль суммы амортизации, начисленные по такому имуществу, можно включить в состав расходов. Ведь фирма забросила оборудование лишь на некоторое время и в силу объективных обстоятельств. А значит, амортизационные отчисления в этом случае отвечают требованиям ст.252 НК РФ: они экономически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Этой точки зрения придерживаются и налоговики (Письмо МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162). С автомобилем, который организация уже сняла с учета в ГИБДД, но еще не продала, дело обстоит сложнее. Фирма по-прежнему начисляет амортизацию в налоговом учете, ведь машина не переведена на консервацию и модернизировать ее тоже никто не собирается. Но включить суммы амортизации в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, уже не получится. На незарегистрированной машине нельзя выезжать на дорогу. Конечно, на ней разрешено ездить по внутренней территории (например, возить грузы из одного здания в другое). Но это могут себе позволить лишь крупные фирмы, у которых такая территория есть. Поэтому рядовая организация просто не может использовать снятый с учета автомобиль в своей деятельности. А раз так, то суммы начисленной по нему амортизации не уменьшают базу по налогу на прибыль. Подобная точка зрения изложена и в методичке по применению главы 25 НК РФ (п.5.3). Избавим имущество от налога В бухгалтерском учете автомобиль остается в составе основных средств независимо от того, снят ли он с учета в автоинспекции. При этом фирма по-прежнему начисляет по нему амортизацию в целях бухучета (п.23 ПБУ 6/01). Следовательно, до тех пор, пока машина не будет реализована, организация вынуждена платить с ее стоимости налог на имущество. Этого можно избежать, если перевести автомобиль из ранга основных средств в категорию товаров для перепродажи, то есть отразить на счете 41. У фирмы есть все основания, чтобы поступить таким образом. Ведь имущество, которое фирма больше не собирается эксплуатировать, перестает отвечать одному из требований к основным средствам: оно уже не используется "в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации" (п.4 ПБУ 6/01). Чтобы оприходовать автомобиль на счете 41, руководитель фирмы издает приказ примерно следующего содержания: "...приказываю бухгалтерии перевести автомобиль такой-то на счет 41 "Товары" в связи с подготовкой его к продаже". Факт же снятия машины с учета можно использовать как дополнительное доказательство того, что фирма действительно решила с ней расстаться, а не просто хочет сэкономить налог на имущество. Е.В.Садовникова Эксперт "УНП" Подписано в печать 10.12.2004 ------------------------------------------------------------------