РАЗРАБОТКА ПРИКАЗА ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕРАЗРАБОТКА ПРИКАЗА ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ Каждый год бухгалтеры и руководители российских предприятий разрабатывают положение (приказ) об учетной политике. Дело это не простое, однако бухгалтеры уже освоили этот вид работы и поэтому воспринимают ее как неприятный, но необходимый факт. Этот документ сдается вместе с годовым балансом в налоговую инспекцию, без него инспектор просто не примет вашу отчетность. В связи с принятием главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", создание приказа об учетной политике несколько затрудняется. Ведь теперь кроме бухгалтерского учета есть еще и налоговый учет. Формы ведения этих двух видов учета различны. При этом отражение учетной политики в целях налогообложения в общем приказе предприятия обязательно. Но сделать это можно по-разному. Бухгалтерскую и налоговую учетные политики можно оформить двумя разными приказами или объединить в одном. Если специфика деятельности вашего предприятия позволяет максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, то целесообразно следовать второму варианту, однако сделать это будет в любом случае не легко, поскольку эти два вида учета существенно различаются. Выбирая один из двух выше указанных вариантов создания приказа об учетной политике, советуем вам проконсультироваться у профессионалов в данной области. Это следует сделать независимо от того, какой квалификацией обладает ваш собственный бухгалтер. Во-первых, независимые консультанты трезво оценят специфику вашей деятельности и, руководствуясь исключительно объективными фактами, помогут принять вам правильное решение. В этом случае оценить ситуацию со стороны, бывает куда проще и выгоднее для организации, ведь бухгалтер предприятия, если он самостоятельно принимает решение о способе разработки и принятии приказа об учетной политике, руководствуется, помимо всего прочего, своими собственными интересами. Ему, безусловно, удобнее сделать один документ, но, к сожалению, это может негативно отразиться на качестве последнего, что в свою очередь грозит неприятными последствиями для всего предприятия. А во-вторых, помощь независимых экспертов и специалистов понадобится и в самом процессе разработки такого приказа. Налоговый учет, существующий всего три месяца, остается по-прежнему весьма серьезной проблемой для каждого бухгалтера, какой бы квалификацией он не обладал. Лишним тому подтверждением является то, что сами авторы этого нового для России вида учета, к коим относятся специалисты Минфина РФ и МНС РФ, до конца не могут прийти к единому мнению о том, что он должен из себя представлять. Некоторые считают, что налоговый учет в скором времени полностью заменит бухгалтерский, другие же склоняются к тому - введение его в нашей стране было вообще преждевременно и лучше было бы его отменить пока не поздно. В этой ситуации разработка учетной политики в целях налогообложения затрудняется еще и тем, что законодатель не определил даже сроки предоставления таковой в налоговые органы. Если с положением об учетной политики по бухгалтерскому учету проблем не возникает, то относительно учетной политики по налоговому учету непонятно, следует ли предоставлять ее в налоговый орган. Интуитивно мы понимаем, что следует, но ни в НК РФ, ни в других нормативно-правовых актах об этом ничего не сказано. А с другой стороны, налоговый учет сам по себе является обязательным, и отражать его необходимо. Так что налоговый инспектор в любом случае потребует вместе с бухгалтерской учетной политикой и налоговую. В противном случае вы просто лишитесь возможности сдать свой годовой баланс, а вот за это уже предусмотрена налоговая санкция. Со своей стороны мы предложим вам некоторые рекомендации по составлению учетной политики в целях налогообложения, но полностью решить этот вопрос сможет только ваш главный бухгалтер и независимый консультант, который должен обладать знаниями в области бухгалтерского и налогового учета, аудита, налогового права и налогообложения. В данном случае целесообразно будет обратиться к хорошей консалтинговой фирме, предоставляющей полный спектр услуг в области финансов и права. Но сначала давайте вникнем в суть проблемы. Понятие отдельной учетной политики по налогам появилось еще несколько лет назад, а точнее - в 2001 го-ду, когда вступила в силу глава 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Но тогда ни налоговые органы, ни налогоплательщики не обратили особого внимания на это нововведение. Оно и понятно: авторы главы 21 НК РФ не посчитали нужным дать определение налоговой учетной политики, не разъяснили, что она должна собой представлять. Лишь год спустя глава 25 НК РФ закрепила и разъяснила этот новый термин. К тому же для налога на прибыль, который и регламентирует эта глава, придумали специальный налоговый учет, так что учетная политика в целях налогообложения относится в первую очередь к нему. Отметим, что и бухгалтерская и налоговая учетные политики предприятия едины и обязательны для всех ее обособленных подразделений. Методы, указанные в них, должны применяться последовательно из года в год. Изменить учетную политику, как налоговую, так и бухгалтерскую, можно лишь в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Такие решения должны быть отражены в приказе об учетной политике, но применять их можно лишь с начала нового налогового периода. Если же ваша организация в течение года освоила новые виды деятельности, то порядок их отражения в налоговом учете также необходимо указать в учетной политике. Привычная учетная политика по бухгалтерскому учету регулируется ПБУ 1/8 "Учетная политика". В ней организация указывает выбранные способы ведения бухгалтерского учета. Аналогичного документа для налоговой учетной политике пока нет, возможно, ее будут регламентировать методические рекомендации МНС по применению главы 25 НК РФ. Но на введении налогового учета проблемы с составлением положения об учетной политике не заканчиваются. Итак, принятой учетной политики нужно последовательно придерживаться из года в год. Тем не менее, в этом году произошли изменения, которые заставят все организации и предприятия внести коррективы в этот документ. Во-первых, с января 2002 года все хозяйствующие субъекты окончательно перешли на новый план счетов. Во-вторых, начали действовать новые ПБУ. Наибольшие изменения коснутся определения правил отнесения предметов к основным средствам и МБП. Это пункт придется исправлять, так как никаких упоминаний об МБП в учетной политике теперь быть не должно. Следует определиться в отношении основных средств - как вы будите отражать основные средства стоимостью менее двух тысяч рублей. Их, как книги и брошюры, можно списывать на затраты по мере отпуска в эксплуатацию. При этом помните, что при определении налога на прибыль имущество первоначальной стоимостью до десяти тысяч рублей после ввода в эксплуатацию можно сразу включать в состав материальных затрат. Если ваша организация пользуется займами и кредитами и уплачивает по ним проценты, то следует обратить внимание на новое ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Это ПБУ позволяет теперь организациям самостоятельно устанавливать порядок учета долгосрочной задолженности. Следует заметить, что разработка такого порядка подразумевает два основных варианта действий - перевести долгосрочную задолженность в краткосрочную или учесть на счете 67 "расчет по долгосрочным обязательствам и займам". Какой из них выбрать, вам поможет консультант-аналитик, поскольку и тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. А для того, чтобы все-таки остаться в плюсе, необходимо проанализировать специфику деятельности вашего предприятия. Доверить это лучше приглашенным независимым специалистам в области аудита. Далее мы предлагаем вам рекомендации относительно того, что следует отразить в приказе об учетной политике. В налоговой учетной политике следует отразить следующее: Формы аналитических регистров налогового учета. Оформите их как приложение к учетной политике. Можно воспользоваться тем вариантом регистров, которые предложило МНС РФ, однако об их недостатках мы уже писали в прошлом номере журнала "Услуги и цены". Так что лучше будет обратиться к тем, кто такие регистры уже разработал самостоятельно - это различные консалтиноговые и аудиторские компании, а также фирмы, занимающие разработкой автоматизированных систем бухгалтерского и налогового учета. Метод признания доходов и расходов. Таких методов существует два - кассовый метод и метод начисления. Первый из них более выгоден, поскольку вам необходимо платить налог и учитывать операции по купле-подаже только тогда, когда деньги за реализованные товары уже получены. Но НК РФ ограничивает предприятия в использовании кассового метода. Тем не менее, при использовании некоторых схем налоговой оптимизации вы фактически можете всегда использовать кассовый метод при заключении сделок с контрагентами. Здесь мы не будем вдаваться в подробности налоговой оптимизации, поскольку более полные и конкретные ответы вы множите получить, обратившись к практикам налогового менеджмента - консалтинговым и аудиторским фирмам. Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Если ваша организация должна платить авансовые платежи по налогу на прибыль, то согласно ст. 286, 287 НК РФ это можно сделать двумя способами: В размере 1/3 от суммы налогов за прошлый квартал не позднее 15 числа каждого месяца. Исходя из фактически полученной за месяц прибыли - не позднее 30-ого числа следующего месяца. Какой из этих способов использовать - определять вам, однако и здесь не стоит пренебрегать советами специалистов. Метод амортизации основных средств и нематериальных активов. НК РФ делит все амортизируемое имущество на 10 групп. К объектам, входящим в 8-10 группы разрешено применять только линейный метод. Для остальных групп есть возможность выбора, которым нужно воспользоваться с наибольшей выгодой для себя. Как это сделать - опять-таки задача не из простых, но упускать такую возможность оптимизации своего бизнеса нецелесообразно. Так что лучше всего приложит некоторые усилия и вместе с бухгалтерами и консультантами определить какой метод - линейный или нелинейный - использовать для тех или иных амортизируемых объектов. Также следует отметить в своей учетной политике, как будет определяться точный срок полезного действия объекта в рамках установленных амортизационных групп. Вы получаете определенную свободу, указав в учетной политике, что срок эксплуатации каждого объекта определяется при его принятии к учету. Применение повышенных и пониженных норм амортизации. НК РФ позволяет применить повышенные нормы амортизации по основным средствам. В учетной политике нужно записать величину повышающих коэффициентов. Также НК РФ допускает начисление амортизации по нормам ниже установленных. Определение срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении. Если амортизация по таким основным средствам начисляется линейным методом, то срок полезного использования можно определять с учетом или без учета времени эксплуатации имущества предыдущим собственником. Создание резервов. В учетной политике вашей организации обязательно следует указать, какие резервы вы собираетесь создавать. Подробно опишите порядок их формирования и использования. Так, вы сможете формировать резерв по сомнительным долгам - это очень важно, поскольку отчисления в этот резерв уменьшают налогооблагаемую прибыль вашей организации. Отчисления в прочие резервы также выводятся из-под налогообложения, тем не менее, следует проконсультироваться - какие именно резервы вы можете создать. В ваших интересах, чтобы их было как можно больше. Определение даты реализации товаров (работ, услуг) для исчисления НДС и налога на пользователей автомобильных дорог. Эту дату можно определять методом "по отгрузке" или "по оплате". Второй из них выгоднее, имейте это в виду. А что касается метода признания доходов и расходов по налогу на прибыль - не имеет значения. Итак, вы знаете, как составлять приказ об учетной политике и что в нем нужно отразить. Также мы предупредили вас о тех проблемах, с которыми можно столкнуться при составлении такого приказа. Теперь вам следует постараться решить эти проблемы, и в этом могут помочь профессиональные консультанты, к которым мы и советуем обратиться. Леонид СОМОВ, сотрудник НИЛ ВГНА МНС РФ Информацию о фирмах, осуществляющих услуги бухгалтерского учета, аудита и консалтинга, смотрите... ©2001 ЗАО "Сервис Делового мира"