Свой сайт - не роскошь, а необходимость В последнее время стало престижно иметь собственную интернет-страницу или сайт. Если вы решили "раскошелиться" на ее создание, нужно знать, как учесть эти расходы. Интернет настолько прочно вошел в жизнь современного общества, что некогда столь экзотическая вещь, как собственная интернет-страница (ее еще называют WEB-страницей) или сайт, стала обыденной реальностью для большинства компаний, причем не только крупных и известных, но даже небольших и только начинающих свой бизнес. Более того, сейчас почти неприлично не иметь своего "виртуального представительства" в интернете. Для фирмы это означает расписаться в том, что она отстала от времени. К тому же наличие сайта позволяет заявить о себе и тем самым привлечь большее количество клиентов. Что такое домен? Итак, если ваша фирма решила создать свой сайт, необходимо знать, на что вам придется потратить деньги. Прежде всего, нужно получить адрес будущего сайта, то есть доменное имя. Для российских предприятий наиболее часто используется www.имя.ru. Доменное имя регистрируется в РосНИИРОС (Российский НИИ развития общественных связей). Обычно оно предоставляется на один год, после чего необходимо продлить срок пользования. Сумма ежегодной платы за предоставление домена (делегирование) составляет порядка 15-30 долларов. Зачастую обязанность по ее перечислению берут на себя провайдеры, услугами которых пользуется организация. Но существуют специальные компании, которые сами приобретают адреса, а потом их продают по договорной цене. Как правило, так поступают фирмы, занимающиеся разработкой сайтов. В этом случае важно проследить, чтобы такое приобретение было обязательно оформлено договором, причем желательно с какой-нибудь "приличной" формулировкой наподобие "уступка права пользования таким-то доменным именем". Иначе будет весьма сложно объяснить инспектору, зачем вы заплатили деньги за покупку какого-то слова и, главное, какая связь у этого слова с вашей производственной деятельностью. Кстати, "продать" домен может и физическое лицо. Тогда вам придется удержать НДФЛ, так как переуступка домена не является продажей собственного имущества гражданина, при которой налог гражданин не платит, получая право на имущественный вычет. А можете ли вы включить в затраты стоимость домена? В соответствии с письмом Минфина России от 26 марта 2002 г. N 16-00-14/107, можете. Правда, нужно учесть Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в пункте 65 которого сказано, что затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, нужно списывать равномерно в течение периода, к которому они относятся. Поэтому сначала стоимость домена следует отразить в качестве расходов будущих периодов на счете 97. А затем, если он приобретается на год, каждый месяц относить на счет 26 по 1/12. Удовольствие не из дешевых Определившись с доменным именем, следует приступить непосредственно к созданию самого сайта. Чаще всего предприятия, особенно те, чей бизнес далек от информационных технологий, предпочитают обращаться к услугам специализированных фирм. Благо их на сегодняшний день изрядное количество - только выбирай. Константин Пилипенко, арт-директор одной из московских Web-студий: - Хоть рынок и не испытывает дефицита в таких фирмах, выбрать оптимальную довольно сложно. Не советую прибегать к услугам тех, кто предлагает дешевые услуги. Несложно догадаться, какие сайты они делают. Дело в том, что создание качественного и стильного сайта требует немалых трудозатрат. Естественно, все они должны не только окупаться, но и приносить прибыль. Впрочем, любое предприятие не будет работать себе в убыток. Поэтому если вы действительно хотите получить хороший сайт, то не советую экономить. И еще. Выбирая студию, обязательно просмотрите ее портфолио, чтобы оценить качество работы. Создание собственного интернет-сайта - довольно дорогое удовольствие. В Москве, например, цены на такие услуги колеблются от 500 до 50 000 долларов, а в среднем за хороший сайт столичным фирмам придется выложить порядка 1000-5000 долларов. Но можно поступить так, как предлагает программист Александр Кривякин: - Все мои знакомые заказывают сайт в провинции, а в Москве размещают и поддерживают его. Это обходится значительно дешевле, да и на качество ничуть не влияет. Относительно того, как учесть подобные расходы, существуют разные мнения. Некоторые специалисты советуют отражать их в составе нематериальных активов (далее НМА), мотивируя это тем, что у предприятия появляется исключительное право на использование сайта. Но мы считаем несколько иначе. Ведь что такое нематериальный актив? Это, в частности, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных (п.4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"). Сайт не отвечает признакам НМА. Во-первых, назвать программой "рекламный" сайт можно лишь с огромной натяжкой. Во-вторых, сложно обеспечить наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). Поэтому затраты на разработку сайта являются обычными расходами фирмы. Правда, также как и стоимость домена, их следует сначала отразить на счете 97, ведь сайт призван служить долго. А уж как долго - определяет руководитель организации. Однако это еще не все, за что вам предстоит заплатить. После создания сайт нужно "запустить", то есть поместить на сервере (под приобретенным доменным именем). Если у вас нет сервера, придется обратиться к фирме (хостеру), предоставляющей дисковое пространство, то есть место на сервере. За это каждый месяц она будет брать с вас абонентскую плату, которая может быть от 6 долларов и выше. Хостинговые услуги предлагают и фирмы-разработчики сайтов. В бухгалтерском учете данные расходы списываются в обычном порядке. Но это опять же не все. Для того чтобы посетителям было интересно заходить на сайт, необходимо, чтобы он содержал не только много информации, но чтобы она была и всегда актуальна. А это значит, что нужно постоянно следить за удалением устаревших данных (или отправлять их в архив сайта), а на специальной странице новостей размещать самые последние и важные новости компании. Это можно поручить собственному программисту или любому сотруднику, предварительно этому обученному. А можно переложить эту почетную обязанность на разработчика вашего сайта. Правда, ему за услугу придется платить, причем ее стоимость зависит от частоты обновления данных. В учете эти расходы отражаются так же, как и абонентская плата за размещение сайта. Сайт - это реклама? Теперь расскажем о том, как все эти расходы (на получение домена, создание сайта, предоставление места на сервере и поддержку сайта) показываются в налоговом учете. НК РФ разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль на рекламные расходы. А реклама - это "распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая... призвана формировать или поддерживать интерес к этому юридическому лицу..." (ст.2 Федерального закона N 108-ФЗ "О рекламе"). Сайт же наверняка будет содержать эту информацию, поэтому затраты, связанные с его созданием и обслуживанием, считаются рекламными. Уменьшать налогооблагаемую прибыль данные затраты будут в полном размере, так как расходы на распространение рекламы через телекоммуникационные сети не нормируются (п.4 ст.264 НК РФ). Для организаций, определяющих налогооблагаемую прибыль методом начисления, существует одна особенность. Так как затраты на приобретение домена и создание сайта являются "долгосрочными", то списывать их нужно постепенно, как и в бухгалтерском учете. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ, в котором сказано, что расходы признаются в том периоде, к которому они относятся. Пример Руководство ООО "Керамика" решило выделить деньги на создание рекламного сайта. В связи с этим в августе 2003 года фирма заплатила за доменное имя 1200 руб., в том числе НДС - 200 руб. Также фирма заключила договор на создание сайта с Web-студией. Стоимость работ составила 36 000 руб., в том числе НДС - 6000 руб. В этом же месяце данные работы были закончены. Общая сумма затрат по созданию сайта (вместе с получением домена) составила 37 200 руб. (1200 + 36 000), в том числе НДС - 6200 руб. (200 + 6000). Так как доменное имя предоставлено на год, то и все эти расходы решено было списывать также в течение года. Своего сервера у ООО "Керамика" нет, поэтому Web-студия разместила ее сайт на своем. За это организация каждый месяц должна перечислять ей 600 руб., в том числе НДС - 100 руб. От услуг по поддержке сайта фирма отказалась. В бухгалтерском учете делаются следующие проводки. В августе 2003 г.: Дебет 97 Кредит 60 - 31 000 руб. (37 200 - 6200) - отражены расходы на получение доменного имени и на создание интернет-сайта; Дебет 19 Кредит 60 - 6200 руб. - выделен НДС по этим расходам; Дебет 26 Кредит 97 - 2583 руб. (31 000 руб. : 12 мес.) - списана часть этих расходов; Дебет 26 Кредит 60 - 500 руб. (600 - 100) - отражена абонентская плата за предоставление места на сервере; Дебет 19 Кредит 60 - 100 руб. - выделен НДС; Дебет 60 Кредит 51 - 37 800 руб. (37 200 + 600) - оплачены расходы, связанные с созданием сайта, а также абонентская плата за август; Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19 - 6300 руб. (6200 + 100) - принят к вычету "входной" НДС. В налоговом учете затраты в сумме 3083 руб. (2583 + 500) будут списаны в качестве рекламных в августе 2003 г. Отражая в учете эти затраты, не забудьте и о налоге на рекламу. В каждом регионе свои правила его исчисления и уплаты. В Москве, например, этот налог нужно рассчитывать в тот момент, когда организация фактически потратила деньги (п.3 ст.9 Закона города Москвы N 59). Определим сумму налога на рекламу по данным примера. Предположим, что ООО "Керамика" зарегистрировано в Москве, где ставка налога на рекламу - 5 процентов и налоговый период - квартал. Сумма рекламных расходов за III квартал 2003 года составит 32 000 руб. (31 500 руб. (31 000 + 500) - в августе, 500 руб. - в сентябре). Следовательно, налог - 1600 руб. (32 000 руб. x 5%). Делить или не делить? На некоторых сайтах помимо рекламной может размещаться и другая информация (новости, ответы на вопросы посетителей сайта, гостевая книга, форумы и пр.). Нужно ли в таком случае делить затраты на рекламные и нерекламные и соответственно облагать налогом на рекламу только часть? Лилия Злобина, аудитор ООО АФ "Про-Аудит": - Как правило, интернет-сайты создаются с целью поддержания интереса к предприятию и его продукции. Поэтому, даже если он и содержит информацию, напрямую не затрагивающую деятельность организации, содержание такого сайта тем не менее будет считаться рекламой в полном объеме. Исключение составляют случаи, когда сайт необходим для производственной деятельности, например интернет-магазины, платежные системы и т. д. Тогда затраты на разработку и поддержку сайта частично являются рекламными (ведь наверняка там говорится о компании и продукции), а частично - прямыми расходами фирмы. В таком случае нужно рассчитать, какую часть площади сайта занимает реклама, а какую - информация, предназначенная непосредственно для деятельности предприятия. А затем определить ту часть затрат, что связана с рекламой, и именно с нее платить налог. Но такое распределение довольно сложно подтвердить документами, и вполне возможно, что налоговики будут возражать. Поэтому лучше все же облагать налогом всю сумму затрат. Олеся Кизякина, консультант МКПЦН: - Хоть часть материалов и не содержит рекламной информации, она все равно предназначена для того, чтобы заинтересовать пользователей в посещении сайга. Поэтому мы считаем, что расходы на его создание, а также ежемесячное обслуживание делить не надо. Кроме того, это технически невозможно. Наталья Полковникова, начальник юридического отдела компании "Мега-Интел", согласилась с Олесей Кизякиной, добавив при этом: - В налоговой инспекции нам четко сказали, что облагать налогом нужно все расходы. Они считают: фирма никогда не докажет, что на сайте имеется информация, которая не считается рекламной. Ирина Миляева, заместитель генерального директора юридической компании "Юринформ-Аудит": - Из устных ответов сотрудников ИМНС следует, что налогом нужно облагать все расходы, даже если это смешанный сайт. Однако иногда организациям удавалось доказать налоговикам, что только часть сайта содержит рекламную информацию. Соответственно налог на рекламу они платили только с тех расходов, что связаны с рекламой. Что же касается подтверждающих документов, то ими могут быть смета на создание сайта, подробный договор с фирмой-разработчиком. Как видим, аудиторы, да и налоговики тоже, придерживаются единого мнения. Мы же в свою очередь добавим, что это даже выгодно. Ведь если организация каким-то чудом сможет документально подтвердить, что одна часть сайта - рекламная, а другая - нерекламная, тогда и уменьшить налогооблагаемую она сможет только на те расходы, что связаны с рекламной частью. Я. Шилова, аудитор "Двойная запись", N 8, август 2003 г.