"Консультант Бухгалтера", N 12, 2002 ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ) в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты внесены изменения, касающиеся порядка формирования дорожных фондов Российской Федерации. Внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2003 г. Согласно Закону N 110-ФЗ: - разд.IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен гл.28 "Транспортный налог" (ст.ст.356 - 363); - признаны утратившими силу ст.ст.5 и 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), устанавливающие соответственно налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств; - исключена ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", согласно которой Закон о дорожных фондах должен прекратить свое действие с 1 января 2003 г. Таким образом, с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации вводится транспортный налог; прекращается взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Соответствующие изменения внесены Законом N 110-ФЗ и в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": из перечня федеральных налогов (п.1 ст.19) исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (пп."м"), в перечень региональных налогов (п.1 ст.20) включен транспортный налог (пп."ж"). Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога. Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют: - ставку налога в пределах, установленных ст.361 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств; - порядок и сроки уплаты налога; - форму отчетности по налогу, срок ее представления. Кроме того, ст.356 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечни транспортных средств, признаваемых и не признаваемых объектом налогообложения, установлены ст.358 НК РФ. Так, согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Объектом налогообложения не являются (п.2 ст.358 НК РФ): - весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; - автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; - промысловые морские и речные суда; - пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; - тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; - транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; - транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом: - по транспортным средствам, имеющим двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; - по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - валовая вместимость в регистровых тоннах; - по водным и воздушным транспортным средствам, не относящимся к вышеперечисленным, - единица транспортного средства. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ). Порядок исчисления транспортного налога определен ст.362 НК РФ. Согласно п.2 указанной статьи сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Пример 1. Организация имеет автомобиль ГАЗ-3110 мощностью 100 л. с. Согласно ст.361 НК РФ по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 5 руб. с каждой лошадиной силы. Сумма транспортного налога составит: 5 руб. х 100 л. с. = 500 руб. Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Пример 2. В апреле 2003 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб. Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти полных месяцев 2003 г. (с апреля по декабрь включительно). Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит: 8 руб. х 135 л. с. х 9 мес. : 12 мес. = 810 руб. Пример 3. В феврале 2003 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июле 2003 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб. Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение шести полных месяцев 2003 г. (с февраля по июль включительно). Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить в 2003 г., составит: 5 руб. х 80 л. с. х 6 мес. : 12 мес. = 200 руб. В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Как уже было отмечено ранее, с 1 января 2003 г. перестают взиматься налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности (п.2 ст.5 Закона о дорожных фондах), возникает вопрос о порядке его исчисления и уплаты по продукции, товарам (работам, услугам), отгруженным (поставленным, выполненным, оказанным) по состоянию на 1 января 2003 г. Статьи 4 и 16 Закона N 110-ФЗ определяют этот порядок следующем образом: - налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.; - налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченную по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.; - для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. При этом суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, установленному на 1 января 2003 г.; - субъекты малого предпринимательства независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 г. уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г. Подписано в печать Ю.Н.Талалаева 01.11.2002