"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

 

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ:

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Большую часть аптечных организаций можно отнести к субъектам малого бизнеса. И вспомнить об этом бухгалтерам аптек надо именно в период сдачи бухгалтерской отчетности. Особенную актуальность данный вопрос приобретает в свете вступления в силу с 1 января 2013 г. нового Закона о бухгалтерском учете.

Каковы особенности составления и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства за 2012 г.? Какие формы бухгалтерской отчетности являются обязательными для субъектов малого предпринимательства? На какие моменты надо обратить внимание при заполнении бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства? Ответы на эти и другие вопросы в предложенном материале.

 

Вот и вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ). Соответственно, представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 г. необходимо по новым правилам. Представители Минфина не раз говорили об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Надо отметить, что в данном случае чиновники от слов перешли к делу и приняли ряд нормативных актов по этому вопросу. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими представление упрощенной бухгалтерской отчетности субъектами малого бизнеса, и документами, разъясняющими новые нормы, являются:

- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ Минфина России N 66н);

- Приказ Минфина России от 17.08.2012 N 113н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н";

- Приказ ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/881@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме";

- Информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства";

- Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Вопрос: Кто из субъектов предпринимательской деятельности относится к субъектам малого предпринимательства и может представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке?

 

К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного малого предприятия;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", - 400 млн руб. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном налоговым законодательством.

При этом категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если данные показатели за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.

Если аптечная организация применяет УСНО, по показателям средней численности и выручке она автоматически относится к субъектам малого предпринимательства. Необходимо только обратить внимание на ограничение по доле участия других лиц в уставном капитале организации.

 

Вопрос: В чем принципиальное отличие бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства от обычной бухгалтерской отчетности?

 

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Сразу оговоримся, что все привилегии для субъектов малого предпринимательства в данном вопросе не распространяются на эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства:

- может не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н);

- может не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н);

- может принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н);

- при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

И еще один важный момент для субъектов малого предпринимательства: они вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

 

Вопрос: Какие формы бухгалтерской отчетности должен применять субъект малого предпринимательства?

 

Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. п. 6, 6.1 Приказа Минфина России N 66н).

Кроме этого, субъект малого предпринимательства может включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям, показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводит в бухгалтерской отчетности обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Таким образом, если субъект малого предпринимательства формирует бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, он представляет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, в приложениях к ним приводится только наиболее важная информация. При этом данные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, не по упрощенной системе бухгалтерской отчетности.

 

Вопрос: На какие моменты надо обратить внимание при заполнении баланса и отчета о прибылях и убытках по упрощенной форме?

 

Рассмотрим формы упрощенной бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России N 66н. Указанным документом утверждены баланс и отчет о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу этого Закона.

Начнем с баланса. В таблице приведены показатели баланса по упрощенной форме и коды. Еще раз напомним, что коды выбирает сам субъект исходя из удельного веса конкретной статьи баланса.

 


Актив

Коды,   
 предлагаемые
   Минфином 


Пассив

Коды,   
 предлагаемые
   Минфином 

Материальные
внеоборотные активы  

1150

Капитал и резервы

1300

Нематериальные,      
финансовые и другие  
внеоборотные активы  

1110, 1120, 
1130, 1140, 
1160, 1170, 
1180, 1190

Долгосрочные заемные
средства             

1410

Запасы

1210

Другие долгосрочные
обязательства        

1450

Денежные средства и  
денежные эквиваленты 

1250

Краткосрочные заемные
средства             

1510

Финансовые и другие
оборотные активы     

1220, 1230, 
1240, 1260

Кредиторская
задолженность        

1520

Баланс

1600

Другие краткосрочные
обязательства        

1550

Баланс

1700

 

В балансе приводятся данные за отчетный год, предыдущий год и год, предшествующий предыдущему.

В состав материальных внеоборотных активов включаются основные средства, незавершенные капитальные вложения в основные средства.

В состав нематериальных, финансовых и других внеоборотных активов включаются результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.

В состав финансовых и других оборотных активов включается дебиторская задолженность.

Что касается отчета о прибылях и убытках, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах. Таким образом, в данной форме надо изменить название, так как Минфин изменений не внес. Показатели данной формы приведены в таблице.

 

       Наименование показателя      

Коды, предлагаемые Минфином   

Выручка

2110

Расходы по обычной деятельности

2120, 2210, 2220

Проценты к уплате

2330

Прочие доходы

2340

Прочие расходы

2350

Налоги на прибыль (доходы)

2410, 2430, 2450

Чистая прибыль (убыток)

2400

 

В отчете о финансовых результатах приводятся данные за отчетный год и предыдущий год. Выручка указывается за минусом НДС и акцизов. В расходы по обычной деятельности включаются себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. В показатель "Налоги на прибыль (доходы)" включается текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов.

 

Вопрос: Входят ли пояснительная записка и аудиторское заключение в состав годовой бухгалтерской отчетности?

 

С 1 января 2013 г. пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности.

 

Вопрос: Установлен ли с 2013 г. порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности?

 

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает порядка подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством РФ, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.

При этом согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта, причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.

В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

 

Вопрос: Как утверждать бухгалтерскую (финансовую) отчетность с 2013 г.?

 

В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например, общим собранием акционеров при утверждении отчетности акционерного общества или общим собранием участников ООО (ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ)).

 

Вопрос: Изменился ли с 2013 г. порядок обязательного опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности?

 

В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами: для акционерных обществ и для ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Федерального закона N 208-ФЗ, ст. 49 Федерального закона N 14-ФЗ). В указанных случаях общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

При этом согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

 

Вопрос: Куда надо представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке?

 

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.), за исключением представления в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом) - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.

Кроме этого, в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

 

Вопрос: Обязаны ли аптечные организации, применяющие УСНО, представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 г. в налоговые органы?

 

Организации, применяющие УСНО, с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Таким образом, "упрощенцы" обязаны будут представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2013 г. в 2014 г. (Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 г. "упрощенцы" представлять в налоговый орган не должны.

 

Вопрос: Можно ли представить годовую бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства за 2012 г. в налоговый орган в электронной форме?

 

Да, годовую бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства в налоговые органы можно представить в электронном виде начиная с отчетности за 2012 г. Формат представления утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/881@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме".

 

Вопрос: Является ли квитанция о приеме бухгалтерского баланса в электронном виде подтверждением того, что он принят налоговым органом?

 

Налоговым законодательством не предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы в электронном виде. При этом представление бухгалтерской отчетности в электронном виде в налоговый орган возможно только в Формате, утвержденном ФНС.

В Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-182 дан ответ на аналогичный вопрос со ссылкой на Административный регламент ФНС <1>, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н. Согласно п. 161 данного Административного регламента прием должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, аналогичном порядку приема налоговых деклараций (расчетов), установленному Административным регламентом.

--------------------------------

<1> Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.

 

Но с 9 декабря 2012 г. данный Административный регламент не действует, вместо него Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден новый Административный регламент <2>. Согласно п. п. 193 и 216 Административного регламента конечным результатом выполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) являются при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС, направление заявителю квитанции о приеме и извещение о результате приема (уведомление о результате приема) налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя инспекции ФНС. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через специализированного оператора связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

--------------------------------

<2> Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

 

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС, если заявителю поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица инспекции ФНС.

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Проблема заключается в том, что в Административном регламенте нет норм, регулирующих прием бухгалтерской отчетности, о ней вообще ничего не сказано, таким образом, вопрос приема бухгалтерской отчетности по ТКС на сегодняшний день не регламентирован.

При этом, если у налогоплательщика будет на руках квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица инспекции ФНС, можно утверждать, что бухгалтерская отчетность принята.

 

Вопрос: Обязана ли организация представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы на машинно ориентированных бланках?

 

В соответствии со ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Поскольку мы рассматриваем отчетность, представляемую субъектами малого предпринимательства, они имеют право представлять отчетность в налоговые органы в бумажном виде. При этом в целях совершенствования и оптимизации технологических процессов ввода и обработки данных, представляемых налогоплательщиками (представителями) налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, ФНС поручает управлениям ФНС России по субъектам РФ провести информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, представляющими налоговую и бухгалтерскую отчетность в бумажном виде, по вопросу использования машинно ориентированных бланков отчетности с двухмерным штрихкодом (2-ШК).

Представление документов с двухмерным штрихкодом позволит отдельным категориям налогоплательщиков пользоваться привычным для них способом сдачи налоговой отчетности, и в то же время сократит время обработки указанных документов налоговыми органами. В свою очередь, это позволит свести к минимуму риск возникновения технических ошибок при начислении налогов и оптимизировать процесс расчета налоговых вычетов.

В Письме ФНС России от 13.06.2012 N ЗН-4-12/9657@ "О проведении информационно-разъяснительной работы" всем налогоплательщикам, которые не имеют возможности представлять декларации и отчеты на электронных носителях, рекомендовано воспользоваться утвержденными документами с двухмерным штрихкодом, размещенными на сайтах ФНС, ФГУП ГНИВЦ ФНС и в справочно-информационных системах.

Таким образом, обязать налогоплательщиков представлять в налоговые органы отчетность, в том числе бухгалтерскую, на машинно ориентированных бланках налоговые органы не могут, но настойчиво рекомендовать это они вправе.

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности?

 

Разъяснения по данному вопросу представлены в Письмах ФНС России от 16.11.2012 N АС-4-2/19309, от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительной записки.

С учетом изложенного документами, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, могут являться для организаций бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение (если организации в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту), пояснительная записка.

Напомним, что с 1 января 2013 г. пояснительная записка и аудиторское заключение не входят в состав бухгалтерской отчетности. Таким образом, налоговые органы при определении размера штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.

Кроме этого, в случае несвоевременного представления бухгалтерской отчетности на должностных лиц налагается еще и административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

И все это не освобождает лицо от обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание (ст. 4.1 КоАП РФ).

 

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

11.01.2013