Горячая линия. "Простые" вопросы - Здравствуйте! Наша организация занимается торговлей и применяет упрощенную систему (доходы минус расходы). Руководитель решил провести выделенную линию для пользования интернетом. Можем ли мы уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по прокладке линии и на расходы по пользованию интернетом? - Категорически нет. Они не предусмотрены закрытым перечнем расходов, учитываемых для целей налогообложения единым налогом. В отношении учета этих затрат имеется письмо МНС от 24 февраля 2004 г. N 22-1-15/28, в котором сказано, что "расходы на оплату информационных систем (СВИФТ, интернет и других ) могут быть учтены только при внесении изменений и дополнений в главу 26.2 Налогового кодекса". Однако и здесь может быть исключение. Например, ваша основная деятельность - это оказание рекламных услуг или торговля через интернет-магазин. Для работы вам необходим и этот канал связи, и выход во Всемирную сеть, а значит, и затраты по ним могут быть учтены в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК) - Добрый день! Мы занимаемся производством мебели и закупаем материалы. Нам поступают первичные документы: накладная и счет-фактура. Скажите, пожалуйста, если счет-фактуру нам не выдали, имеем ли мы право ставить в расходы НДС? - Нет, конечно. Помимо фактической оплаты расход должен быть обоснован и документально подтвержден (ст. 346.17 и п. 1 ст. 252 НК). Счет-фактура является документом, служащим основанием для подтверждения расходов в виде сумм НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам) (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). При его отсутствии затраты на уплату этого налога неоправданны и необоснованны. В данном случае счет-фактура служит подтверждением того, что поставщик, находящийся на общем режиме, в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, увеличил стоимость реализуемых материалов на сумму НДС. Что касается неправомерного отнесения на расходы произведенных затрат при наличии кассового чека, но в отсутствии счета-фактуры, есть письмо МНС от 10 октября 2003 г. N 03-1-08/2963/11-АЛ268. - Добрый день! Мы с января 2005 года перешли на упрощенку. Но пока у нас своих денег не было. Чтобы купить основные средства, мы оформили заем от учредителя и заплатили эти деньги наличными за основные средства. Как я должна отразить это в книге учета доходов и расходов? - Заемные средства не учитываются для целей налогообложения (ст. 251 НК), поэтому вы отразите их на основании первичных документов (приходный кассовый ордер, договор займа, который объясняет, что это не безвозмездно переданные средства, выписка банка) в графе 4 книги учета доходов. Вы приобрели основные средства на заемные средства. Поэтому вы вправе отнести на расходы всю стоимость затрат на приобретение имущества в момент ввода их в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). Что касается расходов, то в разделе 2 книги учета доходов и расходов вы отражаете только стоимость приобретаемого амортизируемого имущества (более 10 тысяч рублей). Значит, сначала вам нужно определить амортизируемое ли это основное средство. При отражении в разделе 2 затрат по приобретению основного средства, вы должны заполнить все графы на основании имеющихся первичных документов (платежные документы, накладная, акт приемки, акт ввода в эксплуатацию). Необходимо сформировать первоначальную стоимость приобретаемого основного средства, включая плату за регистрационный сбор, доставку. Что касается налогового учета неамортизируемого имущества, то затраты в виде его стоимости включаются в состав материальных расходов после фактической оплаты и по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). При этом отражать данные расходы следует в разделе 1 книги учета доходов и расходов. - Здравствуйте! Должна ли я распечатывать книгу учета доходов и расходов, когда буду отчитываться за I квартал? Я веду ее в электронном виде. - В вашем случае вы должны зарегистрировать в налоговой инспекции книгу учета доходов и расходов только по окончании налогового периода (календарный год). При этом вам нужно ежеквартально ее распечатывать, скреплять печатью и подписью руководителя (п. 1.5 Порядка ведения книги учета доходов и расходов). На основании итоговых показателей раздела 1 книги вы формируете раздел 3, то есть фактически рассчитываете налоговую базу и заполняете налоговую декларацию. Поэтому если позже у вас возникает необходимость внести изменения в регистр налогового учета, то исправительную проводку необходимо сделать именно в этой выведенной на бумажный носитель по итогам отчетного (налогового) периода книге, заверенной подписью директора и печатью (п. 1.6 Порядка). И только потом вы сдадите корректирующую налоговую декларацию по тому же периоду. - Добрый день! Наша фирма (на общем режиме) выплачивает дивиденды другим компаниям. Одна компания прислала нам уведомление о том, что она применяет упрощенку. Возникает ли у меня, как у налогового агента, обязанность проверить, находится ли она на упрощенке на сегодняшний момент? Дело в том, что уведомление от 2002 года. - Вправе ли налоговый агент при выплате дивидендов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, требовать от нее документы, подтверждающие права этой организации на применение спецрежима? Каким образом должно быть заверено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения? Ответы на эти вопросы вы найдете в письмах Минфина от 27 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/10 и от 20 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/82. Ведь само уведомление действительно выдается только один раз и действует на протяжении всего срока применения упрощенной системы. Если кратко, то упрощенец обязан по вашему требованию представить нотариально заверенное уведомление о возможности применения спецрежима. Кроме того, он должен приложить к уведомлению титульный лист налоговой декларации, уплачиваемой в связи с применением УСН, за соответствующий отчетный (налоговый) период, за который выплачиваются дивиденды. Тогда если вы в качестве налогового агента что-то не удержите за упрощенца, то не будет штрафов. Ведь упрощенец не платит налог на прибыль. Именно для этого вы и требуете документы. - Здравствуйте! Нас интересует такой вопрос. Организация, применяющая упрощенку, построила здание подрядным способом. В момент применения УСН мы не взяли строительные расходы на затраты. Сейчас нам нужно продать это здание. Что будет являться налоговой базой? - К сожалению, закрытым перечнем расходов не предусмотрен такой вид затрат, как стоимость основного средства, выбывающего в результате продажи. В связи с этим у вас в доходы будут включены все доходы от продажи, а в расходы - ноль. Попробуйте перейти на общий режим и потом продавайте. Оттяните момент сделки. Если покупатель не уйдет, то тогда вы не потеряете на покупной стоимости. - Может быть, в законодательстве что-то изменится по этому поводу? - Совсем недавно Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков заявил, что даже экономические эксперты не могут разобраться в нормах Налогового кодекса. В связи с этим часть 2 кодекса должна быть полностью переписана. Поэтому я бы не советовала надеяться на скорые изменения в налоговом законодательстве. - Здравствуйте! Скажите, можно ли включать в расходную часть перечисленный НДФЛ? - Безусловно. В составе расходов на оплату труда. Так как иначе вы не сможете выплатить зарплату. Вы обязаны удержать НДФЛ из выплаченного дохода в виде зарплаты (п. 4 ст. 226 НК). Причем перечислить его в бюджет нужно в день получения денег в банке на выдачу зарплаты. Единственное, что нужно учитывать, принимая во внимание эту норму, то, что вы можете уплатить НДФЛ 30 июня, а зарплату выдать 1 июля. Поскольку расходы признаются после фактической оплаты, то в полугодии вы включите расходы только в сумме удержанного и уплаченного НДФЛ. А за 9 месяцев учтете выплаченную зарплату. - Здравствуйте, Тамара Михайловна! Может ли упрощенец списать на расходы переоформление телефонного номера (так написано в счете-фактуре). - Поскольку вы арендуете основное средство, то переоформление договора на подключение линии было обусловлено тем, что раньше он был заключен с собственником-арендодателем. Путем переоформления договора именно вы получаете права на предоставление вам услуг телефонной связи. Поэтому я не вижу основания для запрета отнесения этих расходов на затраты. - Здравствуйте! Мы работаем на упрощенке. Недавно встал вопрос об оформлении больничного сотруднику. Как учесть первые 2 дня? - Сложно сказать. Когда вводилась упрощенная система налогообложения, то были установлены следующие правила. ФСС выплачивал вам средства на оплату больничного в пределах одного МРОТа, все остальные расходы упрощенец производил за счет собственных средств. Новый порядок оплаты больничных листов предусматривает, что первые два дня больничного должен оплачивать работодатель. Но разъяснений по законодательству, относящемуся к проблеме оплаты больничных листов, пока не было. - Добрый день! Мы работаем на упрощенке по ставке 15 процентов. По итогам года мы платим минимальный налог. В первом полугодии мы платили единый налог. Можно ли уменьшить сумму минимального налога на уплаченные в течение года авансы или его надо платить полностью? - Нет, нельзя уменьшить. Статья 346.21 Налогового кодекса предусматривает возможность зачета уплаченных авансовых платежей в счет уплаты единого, а не минимального налога. Кроме того, налоговые поступления по-разному распределяются между бюджетами: 90 процентов от суммы единого налога зачисляется в городской бюджет, а от минимального налога - 60 процентов в ПФР. В пределах одного бюджета, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса, можно было бы произвести перезачет, а здесь разные бюджеты. Существует целый ряд писем Минфина и МНС по этому вопросу. В частности, в этих письмах предлагают произвести зачет авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога, но по согласованию с казначействами. В прошлом году налогоплательщики г. Москвы с учетом этих предложений МНС и Минфина провели эксперимент по такому зачету. Однако все запросы казначейства Москвы вернули с отказом на основании статьи 78 кодекса, так как это разные бюджеты. - Здравствуйте! Наша фирма в этом году перешла на упрощенку (объект доходы). Мы занимаемся предоставлением в аренду торговых площадей. В прошлом году мы получили аванс за аренду, которую мы будем предоставлять в этом году. Мы с этого аванса уплатили НДС. Можем ли мы вернуть этот налог? - Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Один из способов решения этой проблемы разъяснен в письме Минфина от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/2/41. Там сказано, что организация, переходящая на УСН, может осуществить перерасчет с покупателем услуг на суммы НДС, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, полученным в счет оплаты услуг, оказание которых будет осуществляться в период применения упрощенки. При этом такой перерасчет должен производиться на дату перехода на упрощенную систему налогообложения. - Здравствуйте! У нас фирма на упрощенке с 2005 года. Надо ли нам сдавать учетную политику с отчетностью 2005 года в связи с новыми обстоятельствами? - Организации, применяющие упрощенку, освобождаются от обязанностей по ведению бухгалтерского учета за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ). Значит, вы не должны составлять и представлять бухгалтерскую отчетность и приказ об учетной политике в налоговую инспекцию. Вместе с тем вы должны у себя на фирме издать документ, в котором будут указаны основные моменты учета для внутреннего пользования и на случай проверки. Например, по какому методу будете определять остатки материальных ценностей - по ФИФО или ЛИФО. - Добрый день! Наша фирма работает на упрощенке, а арендодатель на общем режиме. Он выставил нам за аренду счет с выделенным НДС. Должны ли мы оплатить этот НДС? - Обязательно. А почему нет? Арендодатель у вас на общем режиме, поэтому он должен платить налог на добавленную стоимость. Он обязан увеличить сумму арендной платы на НДС и в связи с этим выставить вам счет-фактуру. У вас, соответственно, есть затраты в виде арендных платежей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса и в виде суммы НДС, предусмотренной подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 кодекса. Т.М. Ухина, главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС по г. Москве "Московский бухгалтер", N 4, апрель 2005 г.