"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 3 "УПРОЩЕНКА" И ЕНВД: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Предприниматель имеет свою пилораму. Собственную продукцию он реализует как оптом по безналичному расчету, так и в розницу за наличный расчет. Наряду с этим он продает в розницу покупной товар. В регионе, где работает предприниматель, розничная торговля переведена на ЕНВД (налог уплачивается с торгового места). А по производственной деятельности предприниматель применяет "упрощенку" (налог уплачивает с базы "доходы минус расходы"). О том, как распределять расходы по двум видам деятельности, имеющим разный режим налогообложения, мы расскажем в нашей статье. Раздельный учет Если предприниматель ведет несколько видов деятельности, которые имеют разный режим налогообложения, ему необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по этим видам деятельности (п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения дает Минфин России в Письме от 10 июня 2004 г. N 03-05-12/46. Индивидуальный предприниматель может издать какой-либо внутренний документ, где будет указан порядок ведения раздельного учета, хотя это и не является обязательной нормой. Распределение расходов по видам деятельности Расходы по видам деятельности, на мой взгляд, целесообразно распределять пропорционально удельному весу дохода по каждому виду деятельности в общей сумме дохода. К примеру, расходы в целях исчисления единого налога при "упрощенке" нужно исчислять пропорционально доле дохода по деятельности, облагаемой этим налогом, в общей сумме дохода. Причем поскольку отчетными периодами по "упрощенке" признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев (п. 2 ст. 346.19 Налогового кодекса РФ), а по ЕНВД - квартал (ст. 346.30 Налогового кодекса РФ), то для распределения расходов между разными видами деятельности нужно использовать показатель дохода, полученного за очередной квартал. При этом необходимо отметить, что расходы, которые прямо относятся к тому или иному виду деятельности, не распределяются, а полностью относятся к соответствующему виду деятельности (например, расходы по приобретению покупных товаров для перепродажи). Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере. Пример. Предприниматель осуществляет два вида деятельности - производство и розничную торговлю. Розничная торговля в данном регионе переведена на уплату ЕНВД, а по производственной деятельности предприниматель перешел на "упрощенку" (объект налогообложения - доходы за минусом расходов). В 2005 г. предприниматель получил доходы от реализации в размере: ------------T-------------T-------------T----------T-------------¬ ¦ Период ¦Производство,¦ Розничная ¦ Розничная¦ Общий доход,¦ ¦ ¦ руб. ¦ торговля ¦ торговля ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ продукцией ¦ покупными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственного¦ товарами,¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства,¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ +-----------+-------------+-------------+----------+-------------+ ¦I квартал ¦ 900 000 ¦ 400 000 ¦ 200 000 ¦ 1 500 000 ¦ +-----------+-------------+-------------+----------+-------------+ ¦II квартал ¦ 850 000 ¦ 450 000 ¦ 250 000 ¦ 1 550 000 ¦ +-----------+-------------+-------------+----------+-------------+ ¦III квартал¦ 800 000 ¦ 300 000 ¦ 150 000 ¦ 1 250 000 ¦ L-----------+-------------+-------------+----------+-------------- Одновременно предприниматель произвел следующие расходы (в таблице приведены только те расходы, которые подлежат распределению по видам деятельности): -----------------------------T-----------------------------------¬ ¦ Расходы, руб. ¦ Период ¦ ¦ +-----------T-----------T-----------+ ¦ ¦ I квартал ¦ II квартал¦III квартал¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Оплата труда управленческого¦ 100 000 ¦ 150 000 ¦ 90 000 ¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Арендная плата ¦ 200 000 ¦ 200 000 ¦ 200 000 ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Коммунальные платежи ¦ 60 000 ¦ 60 000 ¦ 60 000 ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Расходы на рекламу ¦ 30 000 ¦ 30 000 ¦ 30 000 ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Материальные расходы ¦ 70 000 ¦ 80 000 ¦ 75 000 ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Расходы на приобретение ¦ 50 000 ¦ - ¦ 100 000 ¦ ¦основных средств ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦Итого ¦ 510 000 ¦ 520 000 ¦ 555 000 ¦ L----------------------------+-----------+-----------+------------ Чтобы определить, какую долю расходов предприниматель может ежеквартально включать в состав расходов по "упрощенке", необходимо определить долю дохода, полученного от деятельности, переведенной на "упрощенку", в общем доходе. Итак, в I квартале такая доля составит: (900 000 руб. + 400 000 руб.) : 1 500 000 руб. х 100% = 86,67%. Во II квартале: (850 000 руб. + 450 000 руб.) : 1 550 000 руб. х 100% = 83,87%. В III квартале: (800 000 руб. + 300 000 руб.) : 1 250 000 руб. х 100% = 88%. При распределении нужно учитывать только те расходы, которые принимаются при "упрощенке" согласно п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Таким образом, расходы, на которые можно уменьшить налоговую базу по "упрощенке" в I квартале, составят: 510 000 руб. х 86,67% = 442 017 руб. Во II квартале: 520 000 руб. х 83,87% = 436 124 руб. В III квартале: 555 000 руб. х 88% = 488 400 руб. Д.Д.Погосбеков Налоговый консультант КГ "Что делать Консалт" Подписано в печать 18.07.2005 ------------------------------------------------------------------