Совет N 25/2005 Работники упрощенцев не хуже прочих Для кого предназначается сегодняшний совет: Для организаций на УСН. Ситуация: Проводя выездную налоговую проверку организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, налоговая инспекция установила, что налоговый агент льготировал доходы своих работников согласно подпункту 9 статьи 217 Налогового кодекса РФ. В результате в налогооблагаемую базу по НДФЛ работников организации не были включены суммы компенсации стоимости санаторно-курортной путевок, оплач енных за счет средств предприятия, оставшихся после уплаты единого налога. По мнению налогового органа, указанная льгота не могла быть применена в данном случае. В силу подпункта 9 статьи 217 НК НРФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организации или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиком налога на прибыль, то работники этих организаций не вправе пользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 9 статьи 217 НК РФ. Как либо расширять льготу правоприменитель не вправе. На это указывал в своем определении от 20.11.03 N 392-О Конституционный Суд РФ: "освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы." По результатам проверки инспекцией было вынесено решение о привлечении организации к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. На самом деле: Налоговый орган вынес неправомерное решение. Статьей 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей. Следовательно, при применении нормы, содержащейся в подпункте 9 статьи 217 НК РФ, в зависимости от режима налогообложения физические лица, работающие в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставятся в неравное положение по отношению к физическим лицам, работающим в организациях с общей системой налогообложения, чем нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в пункте 1 статьи 3 НК РФ. Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог, заменяющий собой уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, в том числе и налога на прибыль. Поэтому уплата единого налога это суть уплата налога на прибыль. Следовательно, в случае оплаты работникам путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения за счет чистого дохода, оставшегося в распоряжении предприятия после уплаты единого налога, последнее в соответствии с подпунктом 9 статьи 217 НК РФ не обязано исч ислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц со стоимости этих путевок. Обсуждение: Мы не истина в последней инстанции - мы просто излагаем свою точку зрения.