"Новая бухгалтерия", N 11, 2004 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ "УПРОЩЕНЦА" Переход на "упрощенку" позволяет организациям отказаться от ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Но значит ли это, что можно обойтись без разработки учетной политики? Бухгалтерский учет В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Исключением из общего правила является учет основных средств и нематериальных активов, который организация, применяющая УСН, обязана вести в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Обратите внимание! В Законе "О бухгалтерском учете" речь идет именно об отсутствии обязанности вести учет. Данная норма никоим образом не препятствует организации принять решение о ведении учета в полном объеме. Нередко "упрощенцы", взвесив все "за" и "против", все-таки склоняются в пользу ведения учета. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, для любого "упрощенца" существует риск в течение года потерять право на применение УСН (при условии, что по итогам отчетного периода его доход превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб.). В этом случае бухгалтерский учет за время применения УСН в текущем году придется восстанавливать. Во-вторых, иногда такое решение принять просто целесообразно. Например, для получения сведений о годовых результатах деятельности общества с ограниченной ответственностью, которые должно утвердить общее собрание участников ООО, проще всего использовать данные бухгалтерского учета. Есть случаи, когда у организации практически нет выбора. В частности, при одновременном применении УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД, придется вести учет в целом по организации, потому что его нельзя вести в отношении одних видов деятельности и не вести в отношении других. В полном объеме должны вести бухгалтерский учет и акционерные общества, применяющие УСН. Это связано с исполнением АО обязанностей, возложенных на них нормами гражданского законодательства (в частности, Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон "Об АО"). Для выплаты дивидендов акционерам общество обязано рассчитать величину чистой прибыли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (п.2 ст.42 Закона "Об АО"). По данным бухгалтерского учета оценивается стоимость чистых активов общества (п.3 ст.35 Закона "Об АО"). Этот показатель АО необходимо определять для того, чтобы принять решение об увеличении (уменьшении) размера своего уставного капитала или о своей ликвидации (п.5 ст.28, п.п.4, 5 ст.35 Закона "Об АО"). На утверждение общего собрания акционеров представляется бухгалтерская отчетность общества (пп.11 п.1 ст.48 Закона "Об АО"). Наконец, общество обязано хранить документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п.1 ст.89 Закона "Об АО"). Если организация ведет бухгалтерский учет в полном объеме, то и учетную политику ей необходимо разрабатывать в полном объеме. * * * Если организация-"упрощенец" все же решила воспользоваться правом не вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств - ОС и нематериальных активов - НМА), нужно ли ей в этом случае: - составлять приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета; - представлять его в налоговый орган по месту учета. Порядок формирования и раскрытия учетной политики устанавливает ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н. Нормы ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики обязаны применять все организации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Организация, применяющая УСН, не является исключением из общего правила. В соответствии с п.2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету (п.8 ПБУ 1/98). При ведении бухгалтерского учета ОС и НМА организация, применяющая УСН, должна руководствоваться нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н), которыми в частности, предусмотрены различные способы начисления амортизации по объектам ОС и НМА (п.18 ПБУ 6/01, п.15 ПБУ 14/2000). Организация должна выбрать один из способов и зафиксировать его в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Кроме того, операции по движению объектов ОС и НМА должны быть оформлены соответствующими первичными документами, что предполагает организацию документооборота. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета ОС и НМА организация обязана проводить их инвентаризацию. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации (ст.12 Закона "О бухгалтерском учете"). Следовательно, ведение бухгалтерского учета ОС и НМА сопряжено с необходимостью формирования учетной политики. Поэтому организация, применяющая УСН, должна принять и утвердить приказом (распоряжением) руководителя учетную политику для целей бухгалтерского учета (п.2 ст.6 Закона "О бухгалтерском учете", п.9 ПБУ 1/98). Аналогичное мнение по данному вопросу высказал Минфин России в Письме от 26.02.2004 N 21-09/12333. Содержание учетной политики будет небольшим по объему, потому что будет включать только элементы, относящиеся к учету ОС и НМА. В частности, "упрощенцам" в учетной политике достаточно утвердить: - способ начисления амортизации по объектам ОС и НМА; - формы первичных документов по учету ОС и НМА, используемых для оформления тех операций, для которых не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (например, при продаже объекта ОС физическому лицу); - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества; - правила документооборота и технологию обработки учетной информации; - порядок контроля за операциями по учету ОС и НМА; - порядок учета ОС стоимостью до 10 тыс. руб. Выбранные способы ведения бухгалтерского учета ОС и НМА, закрепленные в учетной политике, применяются организацией с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п.10 ПБУ 1/98). Таким образом, организация, планирующая с 1 января следующего года перейти на УСН, после подачи заявления на переход и до конца текущего года должна составить приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Вновь созданной организации необходимо оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Налоговый учет Требований по составлению учетной политики для целей налогообложения гл.26.2 НК РФ не содержит. Не отсылает она и к тем нормам гл.25 НК РФ (в частности, к ст.313), которые обязывают организацию утвердить приказом (распоряжением) руководителя такой документ. Однако с выводами относительно ненужности составления документа об учетной политике для целей налогообложения торопиться не стоит. Статьей 346.14 НК РФ организации, применяющей УСН, предоставлено право выбора объекта налогообложения. Тот объект налогообложения, который она будет применять, организация указывает в заявлении о переходе на УСН. Организации, которая выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, действительно, нет необходимости оформлять документ об учетной политике для целей налогообложения, поскольку у нее отсутствует возможность выбора элементов налогообложения. При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, организация вправе учесть при исчислении единого налога расходы, указанные в п.1 ст.346.16 НК РФ. Порядок признания некоторых расходов предусматривает различные варианты. Чтобы выбрать один из них, организации необходимо разработать учетную политику. Например, материальные расходы принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному ст.254 НК РФ (п.2 ст.346.16 НК РФ). В соответствии с п.8 ст.254 НК РФ организация вправе производить оценку сырья и материалов, при списании их в производство одним из следующих методов: - по стоимости единицы запасов; - по средней стоимости; - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Аналогичные методы оценки применяются при списании стоимости приобретения покупных товаров (пп.3 п.1 ст.268 НК РФ). Организация должна выбрать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения один из вышеуказанных методов. В учетной политике организации должен быть отражен также способ определения предельной величины процентов по полученным кредитам (займам), принимаемой для целей налогообложения: - путем сопоставления суммы начисленных по договору процентов со средним уровнем процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, и выявления отклонений. При отклонениях не более чем на 20% от среднего уровня в расходы включается вся сумма начисленных процентов; - исходя из ставки ЦБ РФ. Таким образом, "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" без принятия учетной политики для целей налогообложения не обойтись. Принятую учетную политику необходимо оформить соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т.д.). * * * Обратите внимание! Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, обязывающих организации (в том числе, применяющие УСН), представлять в контролирующие органы документ о принятой учетной политике. Приказ об учетной политике (как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения) - это внутренний документ организации, который не входит в состав ее бухгалтерской отчетности. Следовательно, сдавать его в налоговые органы не нужно. И.Кирюшина АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 25.10.2004 ------------------------------------------------------------------