"Налоговые известия Московского региона", N 7, 2003 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ На вопросы читателей отвечает заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) Управления МНС России по Московской области Елена Анатольевна Юрасова. - Можно ли при "упрощенке" сразу списывать в книге доходов и расходов строительные материалы, которые идут на модернизацию цеха? - Эти затраты являются капитальными вложениями, поэтому они должны увеличивать стоимость основного средства (цеха) и учитываться в составе расходов после ввода цеха в эксплуатацию при условии полной оплаты этих расходов. - Но мы же ведем строительство хозспособом... - Это не имеет значения. - В Налоговом кодексе, в пп.3 п.1 ст.346.16, написано, что в расходы можно включать фактически произведенные и оплаченные затраты на ремонт основных средств. - Совершенно верно. Но у вас же идут расходы на модернизацию основных средств, которые являются капитальными вложениями. Не путайте капитальный ремонт и модернизацию. Если происходит капитальный ремонт помещения, то можно списывать на расходы оплаченные материалы, используемые для ремонта, по мере их отпуска в производство. - А в бухгалтерском учете нужно отражать эти затраты? - Бухгалтерский учет основных средств никто не отменял. Вы должны собрать все затраты на модернизацию и потом увеличить на их сумму стоимость основного средства. Если же делается капитальный ремонт, то в бухгалтерском учете можно не отражать эти затраты. На основании первичных документов решить, имеют место капитальные вложения на модернизацию или капитальный ремонт. *** - Скажите, в свете гл.26.2 Налогового кодекса основные средства делятся на производственные и непроизводственные? - Нет, такого деления нет. Поэтому в расходах можно учесть как производственные основные средства, так и основные средства непроизводственного назначения. - Значит, мы можем оборудовать комнату отдыха для своих сотрудников и учесть такие затраты при расчете единого налога? - Да, можете. Главное условие - основные средства должны быть оплачены и введены в эксплуатацию. *** - У меня вопрос по последним изменениям, внесенным в книгу учета доходов и расходов: с какого времени нужно применять новую форму книги? - С начала года. - Получается, что мы должны заново заводить книгу и регистрировать ее в налоговой инспекции? Как технически это осуществить? - Измененная форма книги введена с 1 января 2003 г. Книга учета доходов и расходов заводится на год и должна быть одна. Поэтому нужно либо заново переписать книгу, либо как-то исправить уже существующую, то есть дополнить ее новыми графами. На мой взгляд, последний вариант затруднительно применить на практике. Проще завести новую книгу и перенести туда все операции с начала года. Новую книгу также надо прошнуровать, пронумеровать, скрепить печатью и заверить в налоговом органе. *** - Наша налоговая инспекция почему-то требует сдавать помимо декларации копию книги доходов и расходов. Правомерно ли это? - В составе декларации по единому налогу в упрощенной системе копия книги не должна представляться. Другой вопрос в том, что при приеме деклараций налоговая инспекция проводит камеральную проверку. А по Налоговому кодексу налоговый орган вправе при проведении камеральной поверки требовать любые дополнительные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Поэтому действия налоговой инспекции правомерны. *** - Помогите, пожалуйста, разобраться. Я предприниматель. Сдаю помещения в субаренду. Согласно договору субаренды мне арендатор платит сразу за первый и за последний месяцы. Например, оплатили аренду за март этого года и март 2004 г. Деньги за аренду перечисляют на расчетный счет. - Значит, Вы будете признавать арендные платежи в составе доходов на момент поступления денежных средств на расчетный счет. - И арендную плату за март 2004 г.? Но ведь услуга за этот период еще не оказана... - Это не имеет значения. Упрощенная система налогообложения предусматривает кассовый метод признания доходов и расходов. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет. *** - Мы в прошлом году были плательщиками НДС. Перейдя на "упрощенку", НДС не платим. В этом году оплатили НДС за четвертый квартал 2002 г. Будет ли перечисленная сумма НДС относиться на расходы? - Нет, не будет. Вы же в этом году не являетесь плательщиком НДС. - А как же тогда положение ст.346.16 Налогового кодекса? Ведь в ней прямо сказано, что в составе расходов учитываются суммы налогов и сборов. - Совершенно верно. Только это относится к тем налогам и сборам, плательщиком которых вы являетесь в период применения упрощенной системы налогообложения. - Но мы же не могли заплатить НДС за четвертый квартал прошлого года в 2002 г., а обязаны перечислить его до 20-го числа следующего месяца. - Это особенности упрощенной системы налогообложения. Если НДС включить в расходы, то могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией. *** - Мы купили в марте станок и сразу ввели его в эксплуатацию. В конце отчетного периода, точнее 30 марта, я отнесла всю стоимость основного средства на расходы. Правильно ли это? - Вы оплатили стоимость основного средства? - Да. - Тогда все сделано правильно. Все условия выполнены. - А не имеет значения, что мы его оплатили заемными средствами? - Это не важно. Источник оплаты основного средства может быть любой. Главное, чтобы оно было оплачено. *** - Наше предприятие зарегистрировано в декабре 2002 г. Имеем ли мы право применять упрощенную систему налогообложения в 2003 г.? - Нет, вы можете на нее перейти только с 2004 г. - Подскажите, где это написано? - Это официальная позиция МНС России. Положение ст.346.13 Налогового кодекса относится только к организациям, созданным в 2003 г. То есть только они могут начать применять упрощенную систему налогообложения сразу же с момента создания организации. Для этого им необходимо одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения. *** - Учредитель в 2002 г. дал организации заем. Теперь он решил не получать обратно эти денежные средства, а направить их на увеличение уставного капитала. Облагается ли эта операция единым налогом? - При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в ст.251 гл.25 Налогового кодекса. В этой статье установлено, что взносы учредителей в уставный капитал не облагаются налогом на прибыль. Соответственно и в упрощенной системе налогообложения такие средства в доходы не включаются и единым налогом не облагаются. - У меня еще один вопрос. В прошлом году был заключен договор займа. Сейчас мы выплачиваем по нему проценты. Они учитываются в расходах? - Да, проценты по заемным средствам учитываются в составе расходов. *** - Мы с покупателем решили произвести зачет взаимных требований. На какой момент мне нужно отразить доход? - Вся сумма задолженности покупателя перед Вами отражается в доходах на день подписания акта взаимозачета. Доходом признаются суммы, учитываемые в счет погашения взаимных требований. Поэтому даже если денежные средства фактически не поступили на Ваш расчетный счет или в кассу, у Вас все равно возникает доход. - И расход у меня отразится также на момент подписания акта? - Да, порядок признания расходов такой же. Конечно, при условии, что Ваши расходы попадают в перечень, установленный ст.346.16 Налогового кодекса. Что именно Вы хотите отразить в расходах? - Транспортные услуги. - Они Вам оказаны сторонней организацией? - Да. - Они не могут быть отражены в составе расходов. Дело в том, что транспортные услуги могут включаться в расходы только в том случае, если они включаются в покупную стоимость товаров. А отдельно учитываемые и оплачиваемые транспортные услуги в расходы не попадают. *** - Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: бухгалтерский учет каких основных средств нам нужно вести? - Бухгалтерский учет основных средств ведется по правилам ПБУ 6/01 "Учет основных средств". По имуществу, признаваемому в соответствии с этим ПБУ основными средствами, и должен вестись бухгалтерский учет. - А если списано основное средство стоимостью до 10 000 руб.? - Тогда по нему бухгалтерский учет не ведется. *** - Можно ли обществу с ограниченной ответственностью вести книгу учета доходов и расходов на компьютере? - Да, можно вести книгу в электронном виде. - Где это написано? Я в Налоговом кодексе этого не нашла. - Посмотрите Порядок отражения в книге доходов и расходов хозяйственных операций. В п.1.4 этого Порядка написано, что допускается ведение книги в электронном виде. Но обратите внимание: в обязательном порядке нужно выводить ее на бумажные носители по окончании отчетного (налогового) периода. - А когда нужно заверять ее в налоговой инспекции? - По окончании налогового периода, то есть года. Книга уже будет распечатана, ее следует пронумеровать, прошнуровать, заверить печатью и подписью руководителя и только после этого заверить в налоговой инспекции. *** - Отработали на "упрощенке" первый квартал и поняли, что для нас она невыгодна. Можно ли нам вернуться на обычный режим налогообложения? - Вы не можете до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Это установлено ст.346.16 Налогового кодекса. А налоговый период у нас год. Поэтому придется до окончания 2003 г. работать на упрощенной системе налогообложения. *** - Скажите, можно ли в расходах при упрощенной системе налогообложения учесть общехозяйственные расходы? - Какие конкретно расходы имеются в виду? - К примеру, расходы на юридические и консультационные услуги. - К сожалению, нет. Такие виды расходов не включены в перечень, установленный ст.346.16 Налогового кодекса, а он является закрытым. А вот расходы на аудиторские услуги можно учесть. Подписано в печать 10.07.2003