Материалы "Упрощенка": признание расходов документом "Реализация" Дата создания: 01.07.2004 При применении упрощенной системы налогообложения для признания расходов на оплату товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, необходимо выполнение ряда условий. Об этих условиях, а также о механизме признания расходов документом "Реализация" в конфигурации "Упрощенная система налогообложения" (ред. 1.3) для "1С:Предприятия 7.7" рассказывают методисты фирмы "1С". "Упрощенка": признание расходов документом "Реализация" Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. В пункте 2 этой же статьи указано, что данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (они должны быть обоснованными и документально подтвержденными). Рассмотрим, что должно произойти для выполнения этих требований. Во-первых, для признания расходов необходимо, чтобы товар был реализован (явное указание на это есть в подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Во-вторых, согласно позиции МНС России затраты становятся экономически оправданными (удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252) в момент отражения дохода, то есть, в отличие от метода начислений, не в момент реализации, а в момент поступления оплаты за реализованный товар. Согласно пункту 2 статьи 346.17 "Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты". Следовательно, товары должны быть оплачены поставщику. Итак, сформулируем условия признания расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации: товар должен быть оплачен поставщику; товар должен быть реализован; товар должен быть оплачен покупателем (должен быть отражен доход от реализации). Оговоримся, что для упрощения понимания принципов ведения налогового учета, в данной статье не рассматривается учет положений переходного периода, совместное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД ( об этом читайте в № 5 "БУХ.1С") и ведение расчетов в валюте. Рассмотрим, каким образом контролируется соблюдение этих условий при проведении документа "Реализация". Товар оплачен поставщику На счетах расчетов с поставщиками расчеты за товары, материалы и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) выделены на отдельном виде расчетов "Расходы на приобретение товаров и материалов". При реализации товаров задолженность перед поставщиком сравнивается с остатками не списанных товаров, материалов и ТЗР, поступивших от этого поставщика. Задолженность перед поставщиком определяется как кредитовое сальдо по договору с поставщиком и виду расчетов "Расходы на приобретение товаров и материалов" по кредиту следующих счетов: 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по расходам, принимаемым для целей налогообложения (в рублях)"; 60.4 "Векселя выданные, принимаемые для целей налогообложения"; 71.2 "Расчеты с подотчетными лицами по расходам, принимаемым для целей налогообложения (в рублях)"; 76.6 "Расчеты с дебиторами и кредиторами, расходы принимаются для целей налогообложения (в рублях)". Остатки товаров, материалов и ТЗР, поступивших от поставщика, определяются с учетом договора по дебету следующих счетов: 10.2 "Материалы, расходы на приобретение которых, принимаются для целей налогообложения"; 10.12 "Транспортно-заготовительные расходы, принимаемые для целей налогообложения"; 41.2 "Товары, стоимость которых принимается для целей налогообложения"; ПС.1 "Покупная стоимость товаров, не оплаченных покупателем". Таким образом, если из суммы остатков товаров, материалов и ТЗР вычесть задолженность перед поставщиком, мы получим сумму товаров, материалов и ТЗР, оплаченных поставщику, но не принятых к расходам, поскольку в момент оплаты они не были реализованы. В результате сумма товаров, оплаченных поставщику, определяется как остаток товаров, поступивших от поставщика, минус задолженность за товары перед поставщиком. Товар реализован Сумма расходов, подлежащих отражению в налоговом учете, ограничена покупной стоимостью реализуемых товаров. Товар оплачен покупателем Поскольку то, что расходы признаются только после оплаты покупателем, однозначно не вытекает из Налогового кодекса РФ, пользователь может отключить это ограничение, установив для константы "Признавать расходы по товарам после оплаты покупателем" значение "0". Если для константы "Признавать расходы по товарам после оплаты покупателем" установлено значение "1", при признании расходов производится контроль состояния взаиморасчетов с покупателем. Для контроля оплаты товаров покупателем, расчеты за товары выделены на отдельном счете 62.3 "Расчеты с покупателями за товары (в рублях)". При реализации товаров, задолженность покупателя отражается по дебету счета 62.3 "Расчеты с покупателями за товары (в рублях)", при этом может быть произведен зачет аванса со счета 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)". Если товар покупателем не оплачен или оплачен частично, неоплаченная покупная стоимость товара отражается на вспомогательном забалансовом счете ПС "Покупная стоимость товаров, не оплаченных покупателем". Списание счета ПС производится при последующем погашении задолженности покупателя. В результате покупная стоимость товаров, оплаченных покупателем, определяется как покупная стоимость, умноженная на коэффициент оплаты, где коэффициент оплаты это отношение суммы зачтенного аванса к общей сумме реализации. Таким образом, при проведении документа "Реализация" сумма расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, определяется как меньшая из трех сумм: Сумма товаров, оплаченных поставщику, определенная как остаток товаров, поступивших от поставщика, минус задолженность за товары перед поставщиком. Покупная стоимость реализуемых товаров. Покупная стоимость товаров, оплаченных покупателем, которая определяется как покупная стоимость, умноженная на коэффициент оплаты, где коэффициент оплаты это отношение суммы зачтенного аванса к общей сумме реализации. Пример 12.01.2004 От поставщика "А" по договору № 243 поступили товары (стулья, 10 шт.) на сумму 10 000 руб. Поступление отражено в конфигурации документом "Поступление МПЗ" №002 от 12.01.04. Документом "Поступление МПЗ" сформированы проводки: Дебет 41.2 "Товары, стоимость которых принимается для целей налогообложения" Кредит 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по расходам, принимаемым для целей налогообложения (в рублях)"10 000 руб. "Стулья""А" "А""№ 243" "№ 243""Расходы на приобретение товаров и материалов" 13.01.2004 Оплата поставщику "А" по договору № 243 и виду расчетов с поставщиком "Расходы на приобретение товаров и материалов" на сумму 8 000 руб. Оплата отражена в конфигурации документом "Выписка" № 021 от 13.01.04. Документом "Выписка" № 021 сформированы проводки: Дебет 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по расходам, принимаемым для целей налогообложения (в рублях)"Кредит 60.2 Кредит 51 "Расчетные счета"8 000 руб. "А""Текущий расчетный счет" "№ 243""Оплата поставщику" "Расходы на приобретение товаров и материалов" 19.01.2004 Поступил аванс от покупателя "Б" по договору № 11/04 на сумму 8 400 руб. Оплата отражена в конфигурации документом "Выписка" № 029 от 19.01.04. документом "Выписка" № 029 сформированы проводки: Дебет 51 "Расчетные счета"Кредит 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)"8 400 руб. "Текущий расчетный счет""Б" "Поступления от покупателей""№11/04" 21.01.2004. Покупателю "Б" по договору № 11/04 реализованы товары (Стулья 10 шт.) на сумму 12 000 руб. Реализация отражена в конфигурации документом "Реализация" № 001 от 21.01.04. Перед формированием проводок определим сумму принимаемых расходов: 1. Сумма товаров, оплаченных поставщику. Задолженность перед поставщиком за товары, материалы и ТЗР - кредитовое сальдо счетов 60.2, 60.4, 71.2, 76.6 по контрагенту "А", договору "№ 243" и виду расчетов с поставщиками "Расходы на приобретение товаров и материалов" = 2 000 руб. Остаток товаров, материалов и ТЗР, поступивших от поставщика - дебетовое сальдо счетов 10.2, 10.12, 41.2, ПС.1 по контрагенту "А" и договору "№ 243" = 10 000 руб. Сумма товаров, оплаченных поставщику, но не принятых к расходам, поскольку в момент оплаты они не были реализованы = 10,000 - 2,000 = 8 000 руб. 2. Покупная стоимость реализуемых товаров = 10 000 руб. 3. Покупная стоимость товаров, оплаченных покупателем. Зачтен аванс от покупателя = 8 400 руб. Коэффициент оплаты 8 400 / 12 000 = 0.7 Покупная стоимость товаров, оплаченных покупателем = 10,000 х 0.7 = 7 000 руб. Остаток покупной стоимости, не оплаченный покупателем (для формирования проводок по счету ПС "Покупная стоимость товаров, не оплаченных покупателем") = 10 000 - 7 000 = 3 000 руб. 4. Сумма расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, определяется как меньшая из трех сумм 8 000 руб., 10 000 руб. и 7 000 руб. = 7 000 руб. Сумма принимаемых расходов = 7 000 руб. Проводки для целей бухгалтерского учета: Дебет 62.3 "Расчеты с покупателями за товары (в рублях)"Кредит 90.1 "Доходы, принимаемые для целей налогообложения"12 000 руб. "Б""Торговля" "№ 11/04" Дебет 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)"Кредит 62.3 "Расчеты с покупателями за товары (в рублях)"8 400 руб. "Б""Б" "№ 11/04""№ 11/04" Дебет 90.4 "Расходы, принимаемые для целей налогообложения"Кредит 41.2 "Товары, стоимость которых принимается для целей налогообложения"10 000 руб. "Торговля""Стулья" "Б" "№ 11/04" Проводки для целей налогового учета: Дебет Н02.2 "Прочие расходы, учитываемые при расчете единого налога" 7 000 руб. Проводки по вспомогательным счетам: Дебет ПС.1 "Покупная стоимость товаров, не оплаченных покупателем" 3 000 руб. "Б" "№ 11/04"- "№ 243" © АОЗТ "1C", 2000-2003 г. Перепечатка и иное использование материалов возможно только с письменного разрешения "1С"