"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

 

ГОТОВИМ СТАТФОРМЫ ДЛЯ ТУРФИРМ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Не так давно Росстат Приказом от 26.08.2008 N 205 утвердил новые формы статнаблюдения в сфере услуг. Для турфирм и организаций гостиничного хозяйства разработаны отдельные формы статистики, заполнение которых может вызвать определенные затруднения у бухгалтера в связи с тем, что данные статистического и бухгалтерского учета не всегда идентичны. О том, какие следует провести корректировки и как составить отчетность по новым формам в наступившем 2009 г., читайте в статье.

 

Какие формы статотчетности предусмотрены

за 2008 и на 2009 год?

 

Сразу скажем, новые формы статистики, утвержденные Росстатом во исполнение федерального плана статистических работ на 2008 - 2010 гг., не будут открытием для турфирм и организаций гостиничного хозяйства. Большинство статформ заменили аналогичные и ранее применяющиеся данными организациями бланки <1>, в которых указывались сведения о деятельности туристской фирмы, коллективного средства размещения. В подтверждение перечислим основные формы, по которым предстоит отчитываться турфирмам и организациям гостиничного хозяйства <2>:

- за 2008 г. (ежегодно): форма N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (всем организациям), форма N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения" (гостиницам и отелям), форма N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы" (туроператорам, турагентам и иным фирмам, оказывающим допуслуги);

- за 2009 г. ежемесячно (начиная с января): Приложение 3 к форме N П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам" (всем организациям);

- за 2009 г. ежеквартально (начиная с первого квартала): форма N 1-КСР (краткая) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения" (гостиницам и отелям).

--------------------------------

<1> См. Постановление Росстата от 22.06.2007 N 49, которое утрачивает силу с введением новых статформ.

<2> Полный перечень форм статотчетности, а также статкалендарь на 2009 г. можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата): www.gks.ru.

 

Как видим, форм статнаблюдения немного, заполнить их один раз по итогам года проще, чем ежемесячно (ежеквартально), но если бухгалтер освоит алгоритм, то ему не составит особого труда заполнить все формы в установленные статведомством сроки.

 

Начинаем с заполнения общих форм об объеме платных услуг

 

Сведения об объеме платных услуг населению заполняются как турфирмами, так и гостиницами и отелями, при этом по итогам 2008 г. заполняется одна форма (N 1-услуги, срок подачи до 01.03.2009), ежемесячно в 2009 г. - другая форма (Приложение 3 к форме N П-1, срок подачи не позднее 4-го числа каждого прошедшего месяца).

Форму N 1-услуги (годовая) представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением микропредприятий.

Приложение 3 к форме N П-1 представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 чел., включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

 

Примечание. На основании Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации <3> микропредприятия наравне с малыми и средними предприятиями относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, согласно ст. 4 данного Закона к таким субъектам относятся (в том числе) внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (кроме унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП в качестве индивидуальных предпринимателей, соответствующие определенным условиям. Напомним их. Так, для юридических лиц есть ограничения по структуре уставного капитала, а именно суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан в уставном капитале не должна превышать 25%. Вместе с тем доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать отметки 25%. Следующее условие касается средней численности работников за предшествующий календарный год <4>. Здесь имеют место следующие ограничения:

- для микропредприятий - до 15 чел.;

- для малых предприятий - до 100 чел. включительно;

- для средних предприятий - от 101 до 250 чел. включительно.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

<4> Определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

 

Далее идут критерии выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой (остаточной) стоимости ОС и НМА, за предшествующий календарный год. Они также не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ. Однако на данный момент предельные значения установлены только в части выручки <5>:

- для микропредприятий - 60 млн руб.;

- для малых предприятий - 400 млн руб.;

- для средних предприятий - 1000 млн руб.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

 

Кстати, показатель выручки для целей Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации должен определяться в порядке, установленном НК РФ, а балансовая стоимость, напротив, по правилам бухгалтерского законодательства.

 

Годовая и ежемесячная формы похожи, обе включают титульный лист, в котором указываются данные отчитывающейся организации, и основной лист, в котором указываются сведения об объеме платных услуг населению. Основное различие состоит в том, что в годовой форме (N 1-услуги) данные об объеме оказанных услуг обобщаются и приводятся за отчетный год, а в ежемесячной форме (Приложение 3 к форме N П-1) этого делать не нужно, достаточно указать объем каждого вида услуг, причем это нужно сделать за два периода (отчетный и предыдущий месяц).

При оказании объема платных услуг бухгалтеру следует учесть ряд нюансов. В первую очередь объем платных услуг населению приводится в фактически действовавших рыночных ценах, включающих НДС и аналогичные обязательные платежи. Заметим, в отчете о прибылях и убытках выручка показывается за вычетом предъявленных налогов, поэтому для заполнения формы статистики организации следует взять данные бухгалтерского учета (в частности по субсчету 90-1, открытому к счету 90, на котором отражаются полученные доходы с учетом налога).

В выручку включаются денежные средства, полученные от самих потребителей (населения), а также оплата услуг третьим лицом (организацией за своего работника). В годовой и ежемесячной форме объем платных услуг распределяется по видам согласно ОКУН <6>. При этом в Указаниях содержится отсылочная норма к другому Постановлению Росстата от 27.10.2006 N 61, в котором прописан порядок отражения сведений об объеме платных услуг населению. В документе приведены также перечни услуг, объем оказания которых включается в формы статистики в каждой из сфер деятельности. Начнем с тех услуг, которые не включаются в статформы. Это услуги, оказанные юрлицам и их обособленным подразделениям, статистика ведет учет услуг по населению. Кроме этого, не учитываются доходы от продажи товаров, оказания услуг общественного питания. Напомним, что данные о них не включаются только в общие формы, в отраслевых бланках организациям следует отражать все доходы, в том числе и от оказания населению дополнительных услуг.

--------------------------------

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

 

Применительно к сфере оказания услуг по проживанию в общих статформах отражаются доходы гостиниц, мотелей, меблированных комнат, лагерей труда и отдыха, домов отдыха, кемпингов, конгресс-центров, общественного транспорта, используемого как средства размещения (круизные суда, яхты), наземного и водного транспорта, переоборудованного под средства размещения (дебаркадеры). К этому следует добавить услуги по размещению постояльцев в квартирах, комнатах, домах, коттеджах, сдаваемых внаем для временного проживания.

В объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения включается фактический размер платы за проживание (в том числе сумма за бронирование места и стоимость питания, если она включена в стоимость проживания в номере). В то же время в объем платных услуг не входят услуги, оплаченные постояльцами дополнительно и не включенные в счет за проживание (например, услуги проката), также услуги парикмахерских, мастерских по ремонту, если они оказываются другими юридическими лицами или предпринимателями. Гостиницам следует исключить из статформ средства, полученные от турфирм за проживание туристов и вошедшие в стоимость тура <7> (эти поступления должна показать, соответственно, в своих отчетах турфирма).

--------------------------------

<7> Средства, полученные за проживание иностранных туристов от зарубежных фирм-нерезидентов, наоборот, включаются в статистические отчеты организаций гостиничного хозяйства.

 

Показатель "Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения", отражаемый гостиницами в общих формах (N 1-услуги и Приложение 3 к форме N П-1), аналогичен показателю "Доходы от продажи номеров" отраслевой годовой формы (N 1-КСР), причем как минимум эти данные отличаются на сумму НДС и аналогичных платежей.

Применительно к сфере оказания туристских услуг в статформах отражаются доходы туроператоров по формированию и реализации турпродукта (комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и др.). Турагенты отражают доходы в виде агентского вознаграждения, полученного за реализацию турпродуктов. Если услуги по экскурсионному обслуживанию не вошли в стоимость тура, доходы от их оказания все равно следует включить в объем платных услуг турфирмы населению.

Если туроператоры оказывают услуги в области внутреннего туризма, в объем платных услуг они включают полную стоимость реализованного непосредственно потребителю турпродукта с учетом включенных в него услуг сторонних организаций (в том числе гостиниц и отелей). Последние в этом случае в своем отчете указанные объемы услуг туристам не отражают. Если же туроператоры занимаются выездным туризмом, объем платных услуг в статформе показывается исходя из стоимости услуг, оплаченных гражданами, либо третьими лицами (фирмами за своих сотрудников) за вычетом сумм, перечисляемых зарубежным партнерам на оплату части услуг, которая оказана за рубежом.

Заметим, в сфере оказания туристских услуг отчитываются не только туроператоры и турагенты, но и экскурсионные бюро. Они отчитываются за объем проданных экскурсионных билетов без учета стоимости экскурсий, включенных в состав турпродукта (за эти объемы отчитается сформировавшая и реализовавшая туры фирма).

Из объема туристских услуг исключается стоимость реализованных турфирмой проездных билетов, не включенных в состав турпродукта, которая должна быть учтена в составе транспортных услуг. Плюс к этому не учитывается стоимость реализованных турфирмой путевок в санаторно-оздоровительные учреждения. Данные доходы должны отражаться в составе выручки от оказания санаторно-оздоровительных услуг.

Момент признания услуг для статистического учета. Читатель в курсе, что услуга может быть оказана и не оплачена или, наоборот, проплачена и не оказана. Предприятия гостиничного хозяйства, турфирмы, как и другие организации, в бухгалтерском учете применяют метод начисления, поэтому оценивают и отражают услуги прежде всего по факту их оказания. Однако данными сведениями организация не всегда сможет воспользоваться для отражения объема платных услуг в статформе, потребуется корректировка. Дело в том, что в статистическом учете платных услуг выделяют моменты:

- оказания и оплаты услуги, если эти два события совпадают;

- оплаты услуги, если она вносится после окончания оказания услуги;

- оказания услуги в случае предварительной ее оплаты заказчиком (потребителем).

Таким образом, для заполнения статформы организации следует выделить оказанные услуги и посмотреть, все из них оплачены или нет. Те, которые по каким-либо причинам не оплачены, в статистические данные не включаются. Услуги по проживанию чаще оказываются после того, как получена предоплата, поэтому гостиница или отель при такой системе может включить в статформу данные об оказанных услугах в полном объеме. Возможно, что на балансе на отчетную дату числятся суммы предоплаты по неоказанным гостиничным услугам, они, очевидно, не включаются в статистические данные.

Турфирмы, как и гостиницы, обычно работают по предоплате и могут включать данные об объеме услуг после того, как они оказаны. Если принятая в организации учетная политика не позволяет производить учет услуг "по факту их оказания", а оплата услуги производится предварительно, в порядке исключения допускается учитывать услуги по моменту оплаты. Достаточно сложно представить ситуацию, когда организация в учете отражает услуги не в момент их оказания, и все же такая ситуация возможна. Например, в стародавних отраслевых Указаниях <8> для туроператоров установлено: моментом оказания услуг по реализации турпродукта признается дата окончания тура, когда все входящие в состав турпродукта услуги оказаны. Следовательно, туроператоры могут отражать выручку не в момент продажи тура, а после того как турист полностью воспользовался всеми заложенными в турпродукт услугами (то есть вернулся из поездки).

--------------------------------

<8> Методические указания по планированию, учету и калькуляции себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утв. Приказом ГКФТ России от 04.12.1998 N 402.

 

Однако отражать выручку с таким интервалом, имея на руках все документы и предварительную оплату, достаточно проблематично, да и трудоемко. Поэтому туроператоры поступают проще, исходя из общих документальных требований к ведению бухгалтерского учета, они отражают выручку в момент "расчетной" реализации турпродукта, когда турфирма оформила все документы и получила оплату от туриста. В таком случае туроператор может воспользоваться данными бухгалтерского учета для заполнения объема оказанных туристских услуг в целях статистического учета.

Также, в рассмотренных общих формах основным статпоказателем является объем платных услуг населению, который также используется и в отраслевых бланках статистики, заполняемых организациями гостиничного хозяйства и турфирмами. Но в отношении специальных форм есть свои указания по их заполнению, поэтому значения названного показателя могут различаться в общих и отраслевых формах статистики. Также может отличаться сам объем включаемых в статистические данные услуг.

 

Отраслевые статформы для гостиниц и отелей

 

Для организаций гостиничного хозяйства Росстатом предусмотрена годовая и ежеквартальная отчетность (форма N 1-КСР), которые отличаются объемом представляемых сведений и периодом представления.

 

Полная форма (годовая)

 

Форму N 1-КСР представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением микропредприятий. Коллективные средства размещения (КСР) круглогодичного функционирования представляют форму 1 апреля, сезонного функционирования - по окончании работы (сезона).

В ней указываются сведения о деятельности КСР в девяти разделах, каждый из которых обязателен к заполнению. В первом указываются общие сведения о коллективном средстве размещения, во втором - о номерном фонде, в третьем - о размещенных лицах (в зависимости от гражданства), в четвертом и пятом - численность постояльцев (в зависимости от цели прибытия и продолжительности пребывания), в шестом - занимаемая площадь (на конец отчетного периода), в седьмом - сведения о персонале средства размещения. Объекты общественного питания и розничной торговли присутствуют во многих гостиницах и отелях, данным таких объектов посвящен отдельный разд. 8. Напомним, что такие услуги включаются в отраслевую форму, но не присутствуют в общих вышерассмотренных формах об объеме оказанных платных услуг населению. В заключительном разделе формы указываются основные показатели деятельности в целом по средствам размещения.

В Указаниях по заполнению формы сказано, что ее представляют юридические лица и предприниматели независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Средства размещения должны находиться на балансе предприятий и организаций, которые занимаются поименованными под определенными кодами в ОКВЭД <9> видами деятельности:

- гостиниц (с ресторанами и без них) (коды 55.11, 55.12);

- молодежных туристских лагерей и горных туристских баз (код 55.21), кемпингов (код 55.22), прочих мест для проживания (код 55.23);

- пансионатов, домов отдыха (код 55.23.2), санаторно-курортных учреждений (код 85.11.2).

--------------------------------

<9> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

 

Кроме этого, отчитываться по статформе придется организациям и предпринимателям, занимающимся сдачей внаем для временного проживания меблированных комнат (код 55.23.3), предоставлением мест для временного проживания в спальных вагонах и прочих транспортных средствах (код 55.23.4).

Обратим внимание на нормативные документы, которые следует взять на вооружение при заполнении отраслевой формы гостиниц, отелей и других средств размещения. Прежде всего это Указания по заполнению, которые приведены после каждой статформы. В Указаниях также содержатся отсылочные нормы на другие документы, в частности на Систему классификации гостиниц и других средств размещения <10> (используется для заполнения сведений о номерном фонде), Порядок представления и заполнения сведений о численности, зарплате и движении работников <11> (при указании сведений о персонале), а также Порядок заполнения и представления (внимание!) ранее действовавших форм N 1-КСР <12>. Несмотря на то, что форма утратила силу, организация может взять на вооружение отдельные положения Порядка заполнения банка, в котором намного более подробно описано заполнение каждого раздела отраслевой формы гостиниц и отелей.

--------------------------------

<10> Приказ Ростуризма от 21.07.2005 N 86.

<11> Постановление Росстата от 09.06.2007 N 69, с учетом дополнений и изменений к нему, введенных Постановлением Росстата от 23.10.2007 N 93.

<12> Постановление Росстата от 12.01.2007 N 5.

 

В большинстве перечисленных разделов указываются количественные (натуральные) показатели, характеризующие деятельность коллективных средств размещения, и только последний раздел формы N 1-КСР содержит стоимостные бухгалтерские показатели, отражающие полученные доходы и осуществленные в отчетном периоде расходы. В отличие от общей формы об объеме платных услуг населению в отраслевом бланке доходы показываются за вычетом НДС и иных аналогичных платежей. Раз так, бухгалтер при заполнении статформы может воспользоваться данными и учета, и бухгалтерской отчетности. Нюанс только в том, что в отчете о прибылях и убытках представлена иная классификация доходов и расходов, чем в форме N 1-КСР. В ней затраты приведены по элементам, причем расшифровываются не только основные расходы, но и прочие затраты, которых у организаций гостиничного хозяйства предостаточно.

Следует отметить, что временно не работавшее на конец отчетного года КСР (находившееся на капитальном ремонте, модернизации или по какой-либо другой причине) приводит в отчете показатели, характеризующие его деятельность до начала ее временной приостановки. Если гостиница, отель работали часть времени из всего отчетного периода, в форме статистики приводятся показатели только за период работы.

 

Краткая форма (ежеквартальная)

 

Форму N 1-КСР (краткая) предоставляют юридические лица, за исключением субъектов малого предпринимательства, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

В отличие от соответствующей полной формы ограничена титульным листом и одним разделом. В нем указываются количественные характеристики средств размещения и численность размещенных в них лиц, а также стоимостные данные о доходах от предоставляемых постояльцам и туристам услуг. Гостиницы и отели показывают доходы от всех предоставляемых услуг без учета налога, как и в полной форме. При этом отдельно показываются выручка от услуг проживания, за исключением доходов от услуг, оплаченных постояльцем в составе турпродукта, и выручка от услуг проживания, стоимость которых оплачена в составе турпродукта. Также не следует забывать о дополнительных услугах, оплаченных размещенными лицами сверх стоимости номера или стоимости путевки. Имеются в виду услуги общественного питания, услуги лечебно-оздоровительного характера, розничной торговли, экскурсионные, бытовые услуги (пунктов проката предметов домашнего обихода, бань, автостоянок и т.п.).

Обращаем внимание читателей, что КСР с сезонным циклом деятельности заполняют отчет с того квартала, в котором они фактически начинают функционировать.

По ежеквартальной форме статистики гостиницы и отели отчитываются не позднее 20-го дня с момента завершения отчетного периода (квартала).

 

Отраслевая статформа для турагентов и туроператоров

 

Для турфирм Росстатом предусмотрена только годовая отчетность (форма N 1-турфирма). Ее сдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением микропредприятий. Форма включает титульный лист и четыре раздела, которые дополняет справка о количестве обслуженных фирмой туристов. На титульном листе турфирме следует указать один из пяти видов туристской деятельности. Туроператоры проставляют первый код, турагенты обводят второй; третий и четвертый коды указывают те турфирмы, которые занимаются только продвижением турпродукта (но не его реализацией) либо оказывают отдельные виды услуг (оформляют визу, бронируют места в гостинице и т.д.).

Основные стоимостные показатели о деятельности турфирмы, такие как выручка от оказания туристских услуг, суммы комиссионных и агентских вознаграждений, произведенные организацией расходы, указываются в разд. 1 формы N 1-турфирма.

Выручка показывается за вычетом НДС, поэтому приведенные данные должны соответствовать аналогичным данным отчета о прибылях и убытках. То же касается сумм комиссионного вознаграждения, которые без налога указывают турагенты. Если турфирма занимается экскурсионной деятельностью, по ней доходы показываются отдельно.

Расходы, связанные с туристской деятельностью, заполняются по данным Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), раздел "Расходы по обычным видам деятельности". Элементы затрат включают традиционные материальные расходы, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы. Их сумма должна быть равна всей затратной части бюджета фирмы. Если туроператоры имеют на своем балансе турагентства, которые занимаются реализацией турпутевок, то они отдельно выделяют расходы на их содержание (на содержание помещений, оплату работников и т.п.).

Организации, уплачивающие единый налог по УСНО (например, турагентства), регистры бухгалтерского учета по доходам и расходам не ведут, поэтому форму статистики они заполняют на основании книги учета доходов и расходов "упрощенца". Турагентства-спецрежимники, выбравшие в качестве объекта налогообложения полученные доходы, отражают в разделе экономических показателей только вознаграждение за оказанные посреднические услуги. Те же агентства, которые рассчитывают единый налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, заполняют раздел статформы полностью по кассовому методу признания доходов и расходов, прописанному в гл. 26.2 НК РФ.

Раздел 2 формы N 1-турфирма заполняется, как правило, туроператорами, приобретающими услуги сторонних организаций при формировании турпродукта. Услуги по размещению и проживанию, питанию, транспортному и медицинскому обслуживанию могут приобретаться туроператором у организаций, как являющихся резидентами, так и не являющихся таковыми. По тем и другим данные об уплаченных суммах показываются раздельно с обобщением итоговой суммы по каждому из приобретенных видов услуг.

Чтобы заполнить разд. 3 и 4, бухгалтеру понадобится не только стоимостная, но и количественная, а также качественная информация о реализованных путевках по направлениям, где туристы проводят свой отдых (на территории РФ, в ближнем и дальнем зарубежье).

В последнем разделе, справке, приводятся количественные данные о туристах, посетивших страну (место) временного пребывания в познавательных целях в течение дня и воспользовавшихся услугами экскурсовода (гида), гида-переводчика. Турфирмы, которые занимаются выездным и въездным туризмом, в справке приводят расшифровку числа отправленных туристов по РФ с разбивкой по регионам и по принадлежности самих туристов (резиденты или нерезиденты).

За всеми перечисленными сведениями бухгалтер может обратиться не столько к бухгалтерскому, сколько к управленческому учету, в котором содержится больше количественных и качественных данных о реализованных туристам путевках. При отсутствии такого учета или недостаточности данных бухгалтерского учета бухгалтеру ничего не остается, как обратиться к отчетам по продажам или первичным документам.

Заметим, турфирмы с сезонным характером работы (работающие не полный календарный год) представляют форму N 1-турфирма на общих основаниях: отчетность-то годовая, поэтому представляется она всеми турфирмами не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным.

 

Как предоставляются сведения по статистике?

 

Все формы статистики компания представляет в органы статистики по месту своего нахождения или по месту фактического осуществления деятельности. Для организаций гостиничного хозяйства и турфирм, имеющих "обособки", объем статформ увеличивается в зависимости от количества и месторасположения таких подразделений. При этом практически для всех статформ прописаны одинаковые указания, суть которых сводится к следующему. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, заполняют каждую форму статистики отдельно о деятельности:

- компании с учетом расположенных в этом же регионе обособленных подразделений;

- фирмы без учета этих подразделений, информация о которых приводится отдельно;

- каждого обособленного подразделения из расположенных в других регионах (сведения о них представляются в территориальные органы Росстата соответствующих регионов).

Руководитель организации должен назначить должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица, в том числе в обособленных подразделениях, расположенных в различных регионах.

Порядок представления статистических сведений в территориальные органы Росстата прописан в отдельном Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620. Согласно данному документу заполненные формы статистики можно передать лично, через уполномоченного представителя, почтовым отправлением с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 Положения). Датой представления статотчетности в зависимости от способа передачи информации является либо дата отправки сведений по телекоммуникационным каналам связи, либо дата отправки почтового отправления или же дата фактической передачи (п. 11 Положения). По просьбе организаций должностные лица Росстата проставляют на копии полученной ими формы отметку о принятии и дату ее представления или при получении данных по телекоммуникационным каналам связи передают квитанцию о приеме в электронном виде.

Если организация представила в орган Росстата недостоверные статданные <13>, должностные лица должны выслать уведомление (по почте или по каналам связи) с требованием представить исправленные (уточненные) данные и сопроводительное письмо, содержащее обоснование внесения исправлений или необходимые пояснения.

--------------------------------

<13> Представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

 

Отметим, в территориальные органы Росстата турфирмам и гостиницам нужно представлять не только статистическую, но и бухгалтерскую отчетность, об этом говорится в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете. Возникает лишь один вопрос: какую бухотчетность представлять в Росстат: годовую и квартальную или только годовую? Ответ дан в Приказе Росстата от 12.08.2008 N 185: территориальный орган должен соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес Росстата только годовой бухгалтерской отчетности.

 

Ответственность за непредставление форм статистики

 

Не секрет, что отдельные организации туристического и гостиничного хозяйства формально относятся к составлению статформ. В этом нет ничего хорошего, поскольку за непредставление (несвоевременное представление) сведений, а также за представление статсведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность (п. 14 Положения). Организации должны возместить органам статистики ущерб, возникший из-за необходимости исправления итогов сводной отчетности в связи с представлением искаженных данных или нарушением сроков представления отчетности. В КоАП РФ предусмотрена отдельная ст. 13.19, согласно которой нарушение порядка представления статинформации, а равно представление недостоверной информации может привести к штрафным санкциям в размере от 3 до 5 тыс. руб. В отношении непредставления в органы статистики бухгалтерской отчетности можно привести другую статью - 19.7 КоАП РФ, согласно которой с организации в пользу казны могут взыскать от 3 до 5 тыс. руб., а с должностного лица - от 300 до 500 руб. Конечно, штрафные санкции не так уж высоки, но в любом случае неприятны. Надеемся, что обзор обновленных форм статистики на 2009 г. поможет бухгалтеру своевременно и правильно отчитаться перед органами статистики.

 

Ю.А.Локтева

Эксперт журнала

"Туристические

и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

20.01.2009