"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8

 

ОРГАНИЗУЕМ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

 

Порядок применения УСНО установлен нормами гл. 26.2 НК РФ. Однако в любой деятельности есть свои нюансы, которые необходимо знать как руководителю, так и бухгалтеру. Сегодня речь пойдет о гостиничном бизнесе.

Каков порядок организации данной деятельности? Нужно ли получать лицензию? Какими нормативными документами регулируется осуществление этого вида деятельности? Когда организация, занимающаяся предоставлением услуг по временному размещению, может применять УСНО? Эти и другие вопросы рассмотрены в предложенной статье.

 

Правовые основы организации гостиничного бизнеса

 

Правила оказания гостиничных услуг

 

Отношения в области предоставления гостиничных услуг регулируются Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ <1>. Что следует помнить из данного документа?

--------------------------------

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490.

 

  V   Исполнитель   -   коммерческая   организация   обязан   заключить   с

      потребителем  договор  на  предоставление  услуг кроме случаев, когда

      отсутствует  возможность  предоставления  услуг,  в  том  числе  если

      учредительными  документами   исполнителя   или   гражданско-правовым

      договором,   заключенным  с  ним,  предусмотрена  его  обязанность  в

      определенном порядке предоставлять услуги  соответствующей  категории

      лиц.

      ---------------------------------------------------------------------

  V   Договор  на  предоставление   услуг   заключается   при  предъявлении

      потребителем  паспорта или военного билета,  удостоверения  личности,

      иного    документа,   оформленного   в   установленном    порядке   и

      подтверждающего личность потребителя.

      ---------------------------------------------------------------------

  V   При оформлении проживания в гостинице  исполнитель  выдает  квитанцию

      (талон)  или  иной  документ, подтверждающий  заключение  договора на

      оказание услуг, который должен содержать:

      - наименование  исполнителя  (для  индивидуальных  предпринимателей -

      фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

      - фамилию, имя, отчество потребителя;

      - сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

      - цену номера (места в номере);

      - другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

      ---------------------------------------------------------------------

  V   Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей,

      прибывающих в гостиницу и убывающих из нее.

      ---------------------------------------------------------------------

  V   Исполнитель   не   вправе   без   согласия   потребителя    выполнять

      дополнительные  услуги за плату.  Потребитель  вправе  отказаться  от

      оплаты  таких услуг, а если они оплачены - потребовать от исполнителя

      возврата уплаченной суммы.

      ---------------------------------------------------------------------

  V   Исполнитель   обязан   предоставить  потребителю  без  дополнительной

      оплаты такие услуги, как:

      - вызов скорой помощи;

      - пользование медицинской аптечкой;

      - доставка в номер корреспонденции по ее получении;

      - побудка к определенному времени;

      - предоставление  кипятка, иголок, ниток, одного  комплекта  посуды и

      столовых приборов.

 

Лицензирование и уведомление

 

Среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", рассматриваемый нами вид деятельности отсутствует. Однако он упомянут в нормах Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" среди видов деятельности, о начале ведения которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 2 ст. 8 данного Закона уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими услуги в соответствии с утвержденным Правительством РФ Перечнем работ и услуг <2>. Для гостиниц это будут следующие виды работ и услуг:

 

Наименование видов деятельности и
выполняемых в их составе работ и 
услуг              

Код по Общероссийскому
классификатору

 

  Предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению

                    и обеспечению временного проживания

Деятельность гостиниц              

55.1 <*> - деятельность гостиниц

Деятельность прочих мест для       
временного проживания              

55.21 <*> - деятельность молодежных
туристских лагерей и горных
туристских баз;
55.22 <*> - деятельность кемпингов;
55.23.11 <*> - деятельность детских
лагерей на время каникул;
55.23.12 <*> - деятельность
пансионатов, домов отдыха и т.п.

 

 

--------------------------------

<*> Наименование видов работ и услуг приведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

 

--------------------------------

<2> Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (действует в редакции Постановления Правительства РФ от 14.04.2010 N 245).

 

Обратите внимание! Хозяйствующие субъекты, осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, представляют уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (п. 3 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений <3>).

--------------------------------

<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584.

 

Уведомление составляется заявителем по форме согласно Приложению 2 и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) до начала фактического выполнения работ (оказания услуг) (п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).

 

Классификация гостиниц

 

Порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедура, включающая проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе классификации гостиниц и других средств размещения, и аттестацию их на соответствующую категорию) определяется Приказом Ростуризма от 21.07.2005 N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения".

Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.

Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется центральным органом системы (далее - ЦОС) - организацией, уполномоченной Ростуризмом.

Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:

- первый этап - экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;

- второй этап - аттестация гостиницы и другого средства размещения;

- третий этап - экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.

Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом "звезда". Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения - "пять звезд", низшая - "одна звезда".

После принятия аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается председателем аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении не позднее 30 дней со дня принятия решения.

В ЦОС остается один экземпляр акта с протоколами.

Сертификат категории выдается на срок не более пяти лет.

В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения аттестационной комиссией.

 

Использование бланков строгой отчетности

 

Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 были утверждены формы документов строгой отчетности, которые использовались гостиничными хозяйствами при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Правомерно ли сегодня при расчетах без применения ККТ за оказание услуг гостиницы использовать бланк строгой отчетности (БСО) по форме N 3-Г "Счет", утвержденный Приказом от 13.12.1993 N 121? Подлежит ли утверждению федеральным органом исполнительной власти БСО, используемый гостиницей?

Финансисты в Письме от 07.08.2009 N 03-01-15/8-400 разъясняют: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, могли применяться до 1 декабря 2008 г.

Форма N 3-Г "Счет" (код по ОКУД 0790203) была утверждена Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" в качестве документа строгой отчетности, который заполнялся при оформлении оплаты за проживание в гостинице, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, а следовательно, его использование с 1 декабря 2008 г. неправомерно.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом. При этом изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Кроме того, если иное не предусмотрено п. п. 5, 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином, не требуется.

Аналогичная позиция чиновников главного финансового ведомства представлена и в Письмах от 09.06.2009 N 03-01-15/6-291, от 19.01.2009 N 03-01-15/1-11.

В Письме Минфина России от 19.01.2009 N 03-01-15/1-12 подобные рассуждения распространены и на форму N 1-Г "Анкета": форма N 1-Г "Анкета", утвержденная Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 в качестве документа строгой отчетности, с 1 декабря 2008 г. для целей осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники использоваться не может.

 

Когда гостиница может применять УСНО?

 

УСНО и ЕНВД: всему свое время

 

Перед запуском любого проекта следует определиться с системой налогообложения, ведь в данном случае не все зависит от желания предпринимателя. Когда гостиница может применять УСНО? Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству. Следует отметить, что нормы гл. 26.2 НК РФ не содержат положений, запрещающих предпринимателю, владеющему гостиничным бизнесом, применять УСНО (конечно, при соответствии прочим требованиям, предъявляемым этой главой).

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Таким образом, остается определить, подлежит ли переводу на ЕНВД такой вид деятельности, как гостиничные услуги.

Согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД переводится деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.

Рассмотрим подробнее, когда деятельность по временному размещению и проживанию подлежит обложению ЕНВД, а когда облагается в соответствии с иными режимами налогообложения.

 

Обратите внимание! При решении вопроса о применении ЕНВД в отношении того или иного вида деятельности необходимо помнить о том, что данный спецрежим должен быть введен в регионе, а осуществляемый вид деятельности - значиться в перечне видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД. Также не следует забывать и об ограничениях, устанавливаемых п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

 

Услуги по временному размещению

и пребыванию: что это такое?

 

НК РФ не содержит определения данного вида услуг. За разъяснениями обратимся к письмам ФНС и Минфина.

Место жительства или место пребывания? Как отмечают финансисты в Письме от 28.04.2007 N 03-11-04/3/136, предпринимательская деятельность организации по передаче физическим лицам коттеджей может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, если указанные коттеджи не используются физическими лицами как место жительства. Объяснение простое. В силу п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации <4> к месту пребывания (временного проживания) относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

--------------------------------

<4> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

 

К месту жительства относится место постоянного или преимущественного проживания гражданина в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

Аналогичный вывод содержит и Письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-11-04/3/125: деятельность организации по оказанию услуг по постоянному или преимущественному проживанию учащихся детско-юношеской спортивной школы и спортсменов в спортивно-жилом комплексе на уплату единого налога на вмененный доход переводиться не должна.

В Письме от 18.12.2007 N 02-7-11/478@ финансисты, отвечая на данный вопрос, разъяснили, что в целях гл. 26.3 НК РФ под данным видом предпринимательской деятельности следует понимать предпринимательскую деятельность, классифицируемую Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 <5> по кодам 55.11, 55.12, 55.22, 55.23.2, 55.23.3, 55.23.5 и 70.20.1 и связанную с оказанием физическим лицам услуг по передаче во временное владение и (или) пользование помещений, предназначенных для временного размещения и проживания, на основе договоров найма жилого помещения или иных публичных договоров гражданско-правового характера.

--------------------------------

<5> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

 

К сведению. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности под следующими кодами понимаются:

- 55.11 - деятельность гостиниц с ресторанами;

- 55.12 - деятельность гостиниц без ресторанов;

- 55.22 - деятельность кемпингов;

- 55.23.2 - деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.;

- 55.23.3 - сдача внаем для временного проживания меблированных комнат;

- 55.23.5 - деятельность прочих мест для временного проживания, не включенных в другие группировки;

- 70.20.1 - сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества.

 

Форма оплаты услуг. Также финансисты обращают внимание предпринимателей на тот факт, что нормами гл. 26.3 НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении формы оплаты услуг по временному размещению и проживанию (наличный или безналичный расчет), а также в отношении того, кто оплачивает предоставленные услуги (Письмо Минфина России от 24.07.2007 N 03-11-04/3/289).

Таким образом, если оплата за оказанные физическим лицам услуги по временному размещению и проживанию осуществляется третьим лицом, например организацией за своих сотрудников, предпринимательская деятельность по предоставлению данных услуг может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом специалисты главного финансового ведомства делают акцент на том, что следует разграничивать услуги по временному размещению и проживанию, оказываемые физическим лицам, и услуги по предоставлению помещений во временное владение и (или) пользование организациям.

Необходимо учитывать, что исходя из положений п. 2 ст. 346.26 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию.

Соответственно, если по условиям договора аренды помещения базы отдыха, предназначенные для временного размещения и проживания, передаются сторонней организации, плательщиком единого налога на вмененный доход признается организация, арендующая указанные помещения, при условии, что она осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг по временному размещению и проживанию, и что эта деятельность согласно нормам гл. 26.3 НК РФ переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Площадь объектов для предоставления услуг. Поскольку пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ содержит ограничение по площади, вопрос ее определения приобретает особую актуальность, ведь при превышении указанного лимита организация или предприниматель должны будут применять не ЕНВД, а иной режим налогообложения.

Согласно определению, приведенному в ст. 346.27 НК РФ, помещение для временного размещения и проживания - помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и др.). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и др.).

При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и др.) не учитываются площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и др.), а также площадь административно-хозяйственных помещений.

Рассмотрим порядок расчета площади в разных ситуациях.

 

Ситуация     

Порядок расчета площади    

Источник

Организация оказывает
услуги по временному
размещению и        
проживанию физических
лиц в отдельно      
стоящих коттеджах,  
расположенных на    
одном земельном     
участке             

На основании ст. 346.27 НК РФ    
объекты предоставления услуг по  
временному размещению и           
проживанию - это здания, строения,
сооружения (их части), имеющие   
помещения для временного         
размещения и проживания (жилые   
дома, коттеджи, частные дома,    
постройки на приусадебных        
участках, здания и строения      
(комплексы конструктивно         
обособленных (объединенных) зданий
и строений, расположенных на одном
земельном участке), используемые 
под гостиницы, кемпинги, общежития
и другие объекты).               
Таким образом, объектами         
предоставления вышеназванных услуг
являются, в частности,           
туристические комплексы,         
представляющие собой конструктивно
обособленные здания и строения,  
расположенные на одном земельном 
участке, имеющие единого         
собственника и представляющие     
собой единый имущественный       
комплекс.                        
Учитывая изложенное, организация,
осуществляющая предпринимательскую
деятельность по предоставлению   
физическим лицам услуг по        
временному размещению и проживанию
в отдельно стоящих гостевых      
домиках (коттеджах), расположенных
на одном земельном участке, общую
площадь помещений в целях        
применения гл. 26.3 НК РФ        
определяет исходя из суммарной   
площади спальных помещений,      
расположенных во всех гостевых   
домиках (коттеджах)              

Письмо Минфина
России от
18.02.2008
N 03-11-04/3/74

Организация оказывает
услуги по временному
размещению и        
проживанию физических
лиц в отдельно      
стоящих коттеджах.  
Общая площадь       
помещений в каждом  
коттедже не превышает
500 кв. м           

При предоставлении коттеджей     
физическим лицам для временного  
размещения и проживания для целей
применения положений пп. 12 п. 2 
ст. 346.26 НК РФ об учете общей  
площади спальных помещений по    
каждому объекту предоставления   
услуг по временному размещению и 
проживанию физических лиц в      
качестве объекта оказания таких  
услуг следует учитывать каждый   
коттедж отдельно.                
Поскольку площадь каждого        
коттеджа, предоставляемого для   
временного размещения и          
проживания, не превышает         
500 кв. м, организация,          
осуществляющая предпринимательскую
деятельность по передаче коттеджей
для временного размещения и      
проживания физических лиц, может 
быть переведена на уплату единого
налога на вмененный доход        

Письмо Минфина
России от
28.04.2007
N 03-11-04/3/136

Организация оказывает
услуги по временному
размещению и        
проживанию в        
коттеджах. В каждом 
коттедже есть       
гостиная, которая   
находится в общем   
пользовании         
проживающих.        
В инвентаризационных
документах гостиная 
отнесена к жилой    
площади             

Поскольку на основании           
инвентаризационных документов    
гостиная, расположенная в коттедже
(гостевом домике), отнесена к    
жилой площади, при определении   
общей площади объекта временного 
размещения и проживания в виде   
коттеджа (гостевого домика)      
учитывается в том числе площадь  
данной общей гостиной            

Письмо Минфина
России от
18.02.2008
N 03-11-04/3/74

 

 

Дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей. Гостиницы могут оказывать своим клиентам дополнительные услуги, например услуги прачечной или услуги по бронированию номеров. Каков порядок налогообложения данных услуг? Следует отметить, что в главном финансовом ведомстве по этому вопросу нет единой позиции.

Что касается услуг по бронированию номеров, то порядку их налогообложения посвящены два письма Минфина, в которых высказана прямо противоположная позиция.

 

Позиция Минфина                   

Реквизиты
документов

Бронирование мест в гостинице рассматривается как      
отдельный вид услуг, определенный Общероссийским       
классификатором видов экономической деятельности,      
продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением
Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, по             
коду 5510100 раздела Н "Услуги гостиниц и ресторанов", 
поэтому предпринимательская деятельность по оказанию   
услуг по бронированию мест в гостиницах не подпадает под
действие гл. 26.3 НК РФ и подлежит налогообложению в   
рамках иных режимов налогообложения                    

Письмо от
11.04.2008
N 03-11-04/3/187

Поскольку предпринимательская деятельность организации в
виде оказания услуг по временному размещению и         
проживанию в коттеджах подлежит обложению единым налогом
на вмененный доход, доходы в виде платы за бронирование
номеров в данных коттеджах также подлежат обложению    
указанным налогом                                      

Письмо от
18.02.2008
N 03-11-04/3/74

 

 

Что касается порядка налогообложения таких услуг, как стирка, глажка, услуг сауны, предоставляемых постояльцам за дополнительную плату, то, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 06.10.2006 N 03-11-04/3/435, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ в целях применения гл. 26.3 НК РФ к бытовым услугам относят платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 <6>, по кодам подгрупп 015400 (услуги прачечных) и 019100 (услуги бань и душевых).

--------------------------------

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

 

Таким образом, деятельность организации в части оказания услуг лицам, проживающим в гостинице, а именно таких услуг, как стирка, глажка и услуги сауны, за дополнительную плату подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом следует учитывать, что, если услуги включаются в стоимость номера гостиницы, они не облагаются налогами отдельно от деятельности по оказанию услуг по временному проживанию (ни единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ни налогами в рамках общего режима налогообложения).

 

Порядок применения УСНО субъектами гостиничного бизнеса

 

Учет доходов

 

В налоговом учете гостиницы, равно как и остальные "упрощенцы", учитывают доходы по кассовому методу: они отражаются в день поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет (ст. ст. 346.15, 346.17 НК РФ).

 

Учет расходов

 

Гостиничные предприятия, выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении налоговой базы учитывают расходы в порядке, установленном ст. 346.17 НК РФ. Следует отметить, что перечень расходов является закрытым и гостиницы могут учесть не все расходы, которые осуществили.

Среди наиболее актуальных для гостиниц расходов можно перечислить следующие:

- расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на ремонт основных средств (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на канцелярские товары (пп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

 

Ю.А.Мельникова

Эксперт журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

06.08.2010