ОБ УЧЕТЕ ТОВАРОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНО ПЕРЕДАВАЕМЫХ В РАМКАХ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ А.В.Рымкевич Вопрос. Ольга Федоровна в ходе семинара отмечала, что теперь НДС не начисляется на рекламные товары, передаваемые бесплатно, если стоимость приобретения или изготовления составляет менее 100 рублей за единицу. Означает ли это, что если стоимость составляет более 100 рублей, то НДС начислять надо? А. Р.: Действительно, раньше Минфин России указывал на то, что передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС в любом случае <1>. Но начиная с 1 января 2006 года от НДС освобождаются только товары, переданные в рекламных целях, стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу <2>. Таким образом, передача товаров в рекламных целях в случае, если их стоимость превышает 100 рублей за единицу, облагается НДС. Налоговая база в таком случае определяется исходя из рыночной цены переданного товара. Сумма "входного" НДС принимается к вычету по общим правилам. Вопрос. Мне не совсем понятно, что понимается под единицей товара? А. Р.: Прямо об этом в Налоговом кодексе ничего не сказано, но, на мой взгляд, под единицей товара понимается единица учета данного товара, то есть одна ручка, один блокнот и т. п. Вопрос. Мы в рамках рекламных акций дарим производимые нашей же компанией наборы, каждый из которых состоит из пачки чая и чайника. По отдельности чай и чайник стоят меньше 100 рублей, а в наборе - больше. А. Р.: Если на учет вы принимали наборы, то вы берете стоимость именно набора в целом, а не его составляющих. Значит, передача таких комплектов у вас будет облагаться НДС. Вопрос. На данные какого же учета нам следует ориентироваться - бухгалтерского или налогового? А. Р.: Дело в том, что глава 21 не предусматривает отдельного определения порядка учета для целей обложения НДС. Поэтому по общему правилу следует руководствоваться положениями бухучета, тем более что вряд ли налоговая и бухгалтерская стоимость в данном случае будут отличаться <3>. Вопрос. С товарами понятно, а как определить единицу работ или услуг? А. Р.: С работами и услугами то же самое. Если, например, вы в качестве рекламы каждому покупателю люстры бесплатно ее подключаете, то единицей работы будет опять-таки единица учета - стоимость выполненной работы. Здесь, конечно, могут быть варианты. Ведь работы с той же люстрой можно разделить в бухгалтерском учете на установку и подключение, создав соответствующие субсчета, и учесть стоимость каждой работы по 100 рублей. Вопрос. А 100 рублей считаются с НДС или без? А. Р.: Стоимость единицы товара - это либо расходы на приобретение данной единицы товара, то есть покупная стоимость, либо расходы организации на ее создание собственными силами <4>. При этом изначально товары могут приобретаться или производиться как для безвозмездной передачи в рекламных целях, так и для перепродажи. Если товары изначально приобретались или производились для безвозмездной передачи в рекламных целях, их стоимость формируется уже с учетом НДС, уплаченного поставщику <5>. Тогда при передаче указанные товары не облагаются НДС, если их стоимость за единицу без учета налога составляет: - либо не более 90,91 рубля (100 руб. - 100 руб. х 10 / 110) при ставке НДС 10 процентов <6>; - либо не более 84,75 рубля (100 руб. - 100 руб. х 18 / 118) при ставке НДС 18 процентов <7>. Вопрос. И "входной" НДС по товарам, изначально приобретаемым для рекламных целей, к вычету принять нельзя? А. Р.: Нельзя, вы же сумму НДС, уплаченную продавцам товара или материалов и работ, используемых для его производства, учли в стоимости приобретенного или созданного товара. Вопрос. А если товары изначально приобретались или производились для дальнейшей продажи, а затем были переданы бесплатно в рекламных целях? А. Р.: В таком случае их стоимость формировалась без учета НДС. Тогда при передаче указанные товары не облагаются НДС, если их стоимость за единицу составляет 100 рублей без учета налога. С вычетом же ситуация следующая. Если товары производились или приобретались для продажи, вы могли уже воспользоваться своим правом и принять НДС к вычету. В таком случае его необходимо восстановить. При этом восстановленные суммы не включаются в стоимость указанных товаров, а учитываются в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли <8>. Однако если вы, к примеру, производите продукцию, стоимость изготовления которой составляет менее 100 рублей за единицу, и знаете, что, допустим, 10 процентов производимой продукции всегда раздаете бесплатно в рекламных целях, на мой взгляд, НДС, уплаченный поставщикам, лучше сразу учесть в стоимости. В противном случае налоговые органы при проведении проверки, вероятнее всего, не согласятся с правомерностью принятия к вычету сумм "входного" НДС по таким товарам и могут привлечь организацию и должностных лиц к ответственности <9>. Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли нам вести раздельный учет, ведь получается, что, передавая рекламные товары бесплатно, мы осуществляем операции, облагаемые и не облагаемые налогом на добавленную стоимость? А. Р.: Организация, передающая в рекламных целях товары, работы, услуги, стоимость которых за единицу - 100 рублей и менее, обязана вести раздельный учет сумм "входного" НДС. При отсутствии такого учета организация не сможет принимать к вычету сумму "входного" НДС и относить ее на расходы в целях налогообложения прибыли по всем остальным операциям. Вопрос. А правило 5 процентов действует? А. Р.: В случае если доля совокупных расходов на производство товаров, переданных в рекламных целях, стоимостью не более 100 рублей (конечно, с учетом других не облагаемых НДС операций, если они проводятся организацией) не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, сумма "входного" НДС полностью принимается к вычету без условия ведения раздельного учета <10>. Вопрос. Это правило действует только при производстве товаров? А. Р.: Если читать норму абзаца 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ буквально, то получается, что да, раздельный учет могут не вести лишь те, кто производит какие- то товары, выполняет работы или оказывает услуги. Но такой подход противоречил бы принципу всеобщности и равенства налогообложения <11>. Следовательно, положение этой нормы распространяется также на торговую деятельность. Такую позицию поддерживало и налоговое ведомство <12>. <1> Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52 <2> п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ <3> п. 2 ст. 254 НК РФ; пп. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н <4> пп. 6, 7 ПБУ 5/01 <5> подп. 25 п. 3 ст. 149, подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ <6> п. 2 ст. 164 НК РФ <7> п. 3 ст. 164 НК РФ <8> подп. 2 п. 3 ст. 170, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ <9> ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <10> п. 4 ст. 170 НК РФ <11> ст. 3 НК РФ <12> п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (утратили силу) Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 2