"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 2

 

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КАФЕ,

ОРГАНИЗУЕМЫХ ПРИ МАГАЗИНАХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Имея своей целью расширить круг потенциальных покупателей и увеличить объемы продаж, торговые и иные предприятия (в частности, автомойки, автосервисы, автозаправки и др.) открывают кафе, в которых оказывают услуги общественного питания. Учитывая, что данные услуги оказываются в иной отрасли, отличной от основной сферы деятельности предприятия, этим и объясняются особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения.

Если бухгалтерский учет при этом ведется по общеустановленным правилам, но с возможным задействованием ранее неиспользуемых балансовых счетов и применением особых форм первичной учетной документации, то в сфере налогообложения осуществляемых хозяйственных операций предприятия могут столкнуться с новыми для себя вопросами и проблемами.

Следует учитывать, что деятельность организуемых кафе в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, отнесена к деятельности ресторанов и кафе (код 55.30) разд.H "Гостиницы и рестораны" данного Классификатора.

 

Отдельные аспекты, которые следует учесть при оказании

услуг общественного питания

 

Как указано в Письме Роскомторга от 15 июля 1996 г. N 1-806/32-9 "О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания", любые предприятия общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также иные лица, занимающиеся деятельностью в сфере общественного питания, должны руководствоваться следующей нормативной и технологической документацией:

Правилами оказания услуг общественного питания, которые в настоящее время утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 (в ред. изм. от 21 мая 2001 г.);

ГОСТ Р 50763-95 "Общие технические условия. Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. N 199 (указанным нормативным актом определены общие технические требования к кулинарной продукции, к ее реализации, требования охраны окружающей среды, правила приемки, упаковки и маркировки, транспортирования и хранения);

ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. N 198 (определены общие требования к предприятиям общественного питания, а также требования к предприятиям общественного питания того или иного типа).

Согласно данному Классификатору под кафе понимается предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Кафе реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

Согласно ассортименту реализуемой продукции различаются кафе-мороженое, кафе-кондитерская и кафе-молочная. По контингенту потребителей различаются кафе-молодежное, детское и др.

Кафе сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

Аналогичное понятие кафе приведено в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. N 35);

ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. N 200 (приведена классификация услуг общественного питания, установлены общие требования к услугам общественного питания, требования безопасности и экологичности услуг; методы оценки и контроля качества услуг).

В соответствии с положениями данного стандарта услуга питания кафе представляет собой услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов и в основном несложного изготовления, а также по созданию условий для их потребления на предприятии.

В свою очередь услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включают в себя изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением; изготовление блюд из сырья заказчика; услугу повара, кондитера по изготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий на дому.

Услуги по организации отдыха включают в себя организацию музыкального обслуживания; организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм; предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда;

ОСТ 28-1-95 "Стандарт отрасли. Общественное питание. Требования к производственному персоналу", утвержденным Комитетом Российской Федерации по торговле 1 марта 1995 г. (установлены общие требования к производственному персоналу, а также требования к конкретным должностям и профессиям);

СанПиН 42-123-4217-86 "Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов";

Сборниками технологических нормативов издания 1994 - 1996 гг., рецептурами блюд и кулинарных изделий кухонь народов России издания 1992 г., рецептурами блюд диетического питания издания 1988 г., рецептурами мучных кондитерских и хлебобулочных изделий издания 1986 г., "Торты, пирожные, кексы, рулеты" издания 1978 г. (изданы и продаются в качестве брошюр);

Технологическими инструкциями на мучные кондитерские изделия, утвержденными ВНИИ кондитерской промышленности (1992 г.), Сборниками рецептур на хлеб и хлебобулочные изделия, утвержденными Управлением хлебопекарной и макаронной промышленности (1986 г.), Сборниками технологических инструкций для производства хлебобулочных изделий, утвержденными Министерством хлебопродуктов СССР (1989 г.), Сборниками государственных стандартов на хлебобулочные изделия, утвержденными Госстандартом России (1996 г.).

Применение иных сборников рецептур блюд, а также многочисленных рекомендаций, содержащихся в популярной литературе при изготовлении новых и фирменных изделий, оригинальных технологий допускается только в случае разработки стандартов предприятий - СТП, технических условий (ТУ) и технико-технологических карт (ТТК) на них.

Стандарты (СТП) разрабатываются на кулинарные, кондитерские, хлебобулочные изделия, вырабатываемые по нетрадиционным технологиям, в том числе с применением различных химических и биологических добавок (разрыхлителей, стабилизаторов, коптильных жидкостей и т.д.). В обязательном порядке стандарты предприятий согласовываются с органами Госсанэпиднадзора.

Технико-технологические карты в отличие от технологических карт являются нормативным документом и включают наряду с технологией приготовления продукции и нормами закладки продуктов требования к безопасности используемого сырья и технологического процесса, результаты лабораторных исследований продукции по показателям безопасности.

При производстве фирменных тортов, пирожных, хлебобулочных изделий, а также приготовленных по взятым из популярной литературы рецептам, действует тот же порядок применения нормативной документации, что и при производстве кулинарных изделий.

При всем этом необходимо учитывать, что в силу положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с 1 июля 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов (включая приведенные выше) осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

При осуществлении деятельности в сфере общественного питания необходимо также учитывать предъявляемые действующим законодательством санитарно-эпидемиологические требования, включая те из них, которые приведены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 31, с изм. от 1 апреля 2003 г.) и Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 59).

 

Вопросы организации и ведения бухгалтерского учета

 

В силу требований ст.9 Закона о бухгалтерском учете проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

И только если формы первичных документов для оформления тех или иных хозяйственных операций не утверждены, организация вправе самостоятельно разработать формы таких документов. Законную силу таким документам можно придать, утвердив их учетной политикой организации.

В сфере услуг общественного питания применяются формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", в котором предусмотрены необходимые формы по учету операций в общественном питании.

Среди применяемых в обязательном порядке форм документов можно выделить, в частности, "Калькуляционную карточку" (форма N ОП-1), которая применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции, "Накладную на отпуск товаров" (форма N ОП-4) - применяется для оформления отпуска продуктов (товаров) из кладовой (склада) организации в производство (кухню), буфеты.

Организация и ведение бухгалтерского учета в рамках осуществляемой через созданные кафе деятельности зависит от того, может быть она отнесена к деятельности, явившейся целью создания организации или нет.

Как указано в комментариях к балансовому счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" Инструкции по применению Плана счетов, учет затрат состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, организуется на счете 29. Таким образом, если создание кафе имеет целью прежде всего обеспечение нужд сотрудников (в частности, создано на обособленной территории предприятия), то расходы такого структурного подразделения должны учитываться на счете 29.

Если же деятельность кафе осуществляется не как обслуживание основного производства организации, а как отдельная самостоятельная деятельность, учет хозяйственных операций осуществляется на общеустановленных принципах. При этом необходимо учитывать, что сфера общественного питания затрагивает как производство (изготовление блюд отражается в учете с использованием балансового счета 20 "Основное производство"), так и приобретение и реализацию товаров (отражается в бухгалтерском учете с использованием счетов 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу" и др.).

Как правило, учет хозяйственных операций в кафе, открываемых при магазинах и прочих организациях, организуется с использованием балансовых счетов 20, 41 и 44 Плана счетов.

Учет осуществляемых затрат при этом организуется с использованием счетов учета производственных затрат (счет 20) и счетов учета издержек обращения (счет 44).

На счетах производственных затрат, в частности, отражается стоимость продуктов питания и товаров, переданных для изготовления готовых блюд.

Все остальные расходы учитываются в составе издержек обращения.

Стоимость продуктов питания и товаров, передаваемых в производство (на кухню), отражается записями по дебету счета 20 и кредиту счета 41.

Оприходование изготовленной продукции (блюд, кулинарной продукции и т.п.) оформляется обратной записью - дебет счета 41 кредит счета 20.

Для оприходования готовой продукции применяется указанная выше "Калькуляционная карточка" (форма N ОП-1). Если учет готовой продукции в кафе не организуется, стоимость переданных в производство продуктов питания и товаров в части реализованной продукции списывается с кредита счета 20 в дебет счета 90 "Продажи".

К учитываемым на счете 44 расходам относятся как расходы, возникающие в процессе производства и реализации продукции кафе (включая оплату труда повара и т.п. расходы, за исключением стоимости перерабатываемого сырья и продуктов), так и расходы, связанные с перепродажей товаров (включая оплату труда бармена, электроэнергию, аренду и т.п.).

Учет издержек обращения может быть организован в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2, правомерность применения которых в настоящее время подтверждена Письмом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)".

Учет товаров и готовой продукции в создаваемых при организациях кафе организуется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, а также ПБУ 5/01.

При этом осуществляемые хозяйственные операции могут оформляться следующими записями по счетам учета:

дебет счета 41, субсчет "Товары на складах" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. - оприходованы продукты питания и товары, полученные от поставщиков (без НДС);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счетов 60, 71 и др. - НДС со стоимости приобретенных товаров и продуктов питания;

дебет счета 60 и др. кредит счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и др. - оплата стоимости приобретенных товаров и продуктов питания;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - зачтены суммы НДС по полученным и оплаченным товарам и продуктам;

дебет счета 20 кредит счета 41, субсчет "Товары на складах" - стоимость продуктов и товаров, переданных в производство;

дебет счета 41, субсчет "Товары в розничной торговле" кредит счета 41, субсчет "Товары на складах" - стоимость товаров, выданных для продажи без их переработки (готовые для продажи изделия, ликеро-водочные изделия и т.п.);

дебет счета 41, субсчет "Товары в розничной торговле" кредит счета 42 "Торговая наценка" - торговая наценка на товары и продукты, переданные для реализации без дополнительной обработки;

дебет счета 41, субсчет "Товары в розничной торговле" кредит счета 20 - оприходование полученных с производства готовых блюд, кулинарных изделий и т.п.;

дебет счета 44 кредит счетов 10 "Материалы", 60, 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 и др. - учтены расходы по содержанию кафе, включая расходы, связанные с приобретением и продажей продукции;

дебет счетов 50 "Касса", 51 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - выручка от реализации продукции кафе (с НДС);

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счетов 20, 41, субсчет "Товары в розничной торговле" - списывается учетная стоимость реализованных продуктов и товаров;

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 42 (сторно) - сторнированы суммы торговой наценки по реализованным товарам и продуктам;

дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - НДС с выручки от реализации продукции кафе;

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 44 - списаны расходы кафе в части, приходящейся к реализованной продукции и (или) товарам.

При организации кафе следует также учитывать требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. изм. и доп.), к которым предъявляются ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В частности, должны соблюдаться установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987 (в ред. дальнейших изм. и доп.) Правила продажи алкогольной продукции.

В обязательном порядке сами Правила продажи должны быть в наглядной и доступной форме доведены до сведения покупателей. В противном случае это также трактуется как нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции, что наказывается в порядке административной ответственности согласно ст.14.16 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

 

Вопросы налогообложения

 

Учитывая тот факт, что открываемое кафе может рассматриваться как отдельный вид деятельности (по отношению к основной), то возможен целый ряд сочетаний по используемым режимам налогообложения.

В соответствии с положениями п.2 ст.346.26 НК РФ при оказании услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 кв. м организация вправе перейти на уплату в части указанной деятельности единого налога на вмененный доход.

Под площадью зала обслуживания следует понимать площадь всех помещений и открытых площадок, используемых для организации общественного питания, определяемую на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей (абз.11 ст.346.27, в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 208-ФЗ).

Как указано в Письме МНС России от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями", к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания) документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).

Уплата единого налога заменяет уплату НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога, но только в части соответственно прибыли, имущества и выплат, полученной (используемого, производимых) в рамках деятельности, облагаемой единым налогом.

Если по основной деятельности (торговля и т.п.) организация не переведена на уплату единого налога на вмененный доход, то в силу положений п.7 ст.346.26 НК РФ она обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в части каждого из видов деятельности (по общему режиму налогообложения и по упрощенной системе налогообложения). При этом в части деятельности кафе уплачивается единый налог, а в части основной деятельности организации - все установленные действующим законодательством налоги и сборы.

Если по основной деятельности организация также переведена на уплату единого налога, на нее возлагается обязанность раздельно вести учет показателей, необходимых для исчисления единого налога (п.6 ст.346.26 НК РФ).

Сумма уплачиваемого единого налога в части деятельности кафе определяется как произведение базовой доходности (700 руб.) на величину физического показателя (кв. м помещения) и на значения корректирующих коэффициентов.

При всем этом следует учитывать, что в рамках переведенной на уплату единого налога на вмененный доход деятельности организация не освобождается от ведения бухгалтерского учета.

В порядке, установленном гл.26.2 НК РФ, организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с возможным отказом от ведения бухгалтерского учета, что закреплено в ст.4 Закона о бухгалтерском учете (за исключением учета объектов основных средств и нематериальных активов).

При применении указанной системы уплата единого налога заменяет уплату НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога.

Если организация перешла на упрощенную систему налогообложения и открывает кафе, то в рамках данного вида деятельности она вправе также уплачивать единый налог по упрощенной системе или перейти на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п.4 ст.346.12 НК РФ).

В рамках упрощенной системы налогообложения организация вправе уплачивать налог со всей совокупности доходов (в этом случае налоговая ставка составляет 6 процентов) или же с доходов, уменьшенных на сумму произведенных расходов (в этом случае налоговая ставка составляет 15 процентов).

Во втором случае перечень принимаемых в уменьшение налоговой базы расходов определяется в соответствии со ст.346.16 НК РФ. Налогооблагаемая база, в частности, уменьшается на стоимость приобретенных товаров. При этом любые расходы принимаются в целях налогообложения в части оплаченных расходов.

Учет доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения организуется в Книге учета доходов и расходов (ст.346.26 НК РФ), форма которой в настоящее время утверждена Приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606.

Применение упрощенной системы налогообложения непременно влечет за собой необходимость осуществлять контроль за суммарной выручкой организации и некоторыми другими показателями. Если по итогам любого из кварталов доход организации превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по правилам бухгалтерского учета превысит 100 млн руб., а также если доля непосредственного участия других организаций в данной организации превысит 25 процентов или если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превысит 100 человек, организация автоматически считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение (п.4 ст.346.13 НК РФ, в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

При применении в рамках основной деятельности и деятельности открываемого кафе обычной системы налогообложения в ряде случаев организация также вынуждена вести раздельный учет расходов в рамках указанных видов деятельности. В таких случаях согласно п.1 ст.272 НК РФ расходы организации распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов организации.

При установлении в кафе игровых автоматов организации признаются плательщиками налога на игорный бизнес в порядке, установленном гл.29 НК РФ.

При этом под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организацией и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организации.

Как разъяснено в Письме МНС России от 12 марта 2004 г. N 22-1-14/413 "О налоге на игорный бизнес", игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки также подпадают под уплату налога на игорный бизнес.

 

И.В.Гейц

Подписано в печать

25.01.2005