"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 9

 

ТОРГОВЛЯ ПО НОВЫМ НАЛОГОВЫМ ПРАВИЛАМ

 

Для всех предприятий вопрос налогообложения - один из первостепенных. Его решение зависит не только от применяемого режима, но и от того, насколько правильно бухгалтер применит нормы законодательства.

Предлагаем читателю ознакомиться с поправками Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ). В нем оптовики найдут новшества расчета налога на прибыль, электронного налогового документооборота, а организациям розничной торговли следует взять на заметку изменения в налоговом администрировании.

 

Поправки для организаций оптовой торговли

 

Не секрет, что многие организации оптовой торговли используют кредитные ресурсы для поддержания необходимого процента товарооборота и рентабельности продаж. При налогообложении прибыли можно учесть не все уплачиваемые проценты, а только те, которые не превышают установленного в ст. 269 НК РФ ограничения. В правила процентного налогообложения изменения вносились неоднократно, но ранее это были антикризисные поправки. Пришел черед посткризисных уточнений. В чем они состоят?

 

Новый коэффициент кратности ставки рефинансирования

 

Как и раньше, за налогоплательщиком сохранено право выбора налогового учета процентов (исходя из уровня сопоставимых обязательств или по фиксированной ставке, кратной ставке рефинансирования ЦБ РФ). При этом для второго и распространенного способа налогообложения установлено два временных интервала, 2010 г. (с 1 января по 31 декабря) и 2011 - 2012 гг., в течение каждого из которых будет применяться своя фиксированная ставка.

 

 

            Предельная величина процентов, признаваемых расходом

С 1 января по 31 декабря 2010 г. 

С 1 января 2011 г. по 31 декабря
2012 г.

Принимается равной ставке,         
установленной соглашением сторон, но
не превышающей ставку              
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную
в 1,8 раза, - при оформлении       
обязательства в рублях и равной 15%
по обязательствам в валюте         

Принимается равной ставке,
установленной соглашением сторон, но
не более ставки рефинансирования ЦБ
РФ, увеличенной в 1,8 раза, - при
оформлении обязательства в рублях и
равной произведению ставки
рефинансирования ЦБ РФ и
коэффициента 0,8 по обязательствам в
валюте

 

 

Фактически положение о нормировании процентов с 1 января по 31 декабря 2010 г. вводится задним числом. Напомним, что действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ приостанавливалось несколькими нормативными актами. Последние среди них - Федеральные законы от 19.07.2009 N 202-ФЗ (удваивал по рублевым обязательствам для налогообложения учетную ставку ЦБ РФ до 31.12.2009) и от 27.12.2009 N 368-ФЗ (распространил это правило на расходы в виде процентов по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.). Таким образом, в отношении иных долговых обязательств (возникших после 01.11.2009) налогоплательщику с 01.01.2010 пришлось применять ставку ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза, то есть возобновить действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. В пользу названной позиции говорит хотя бы тот факт, что после подписания Закона N 229-ФЗ данная норма формально еще действует, но фактически уже утратила силу.

Поясним этот момент подробнее.

Дело в том, что законодатель, так и не признав абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ недействующим (вероятно, с прицелом на непредсказуемое будущее), дополнил его важным уточнением: если иное не предусмотрено п. 1.1 настоящей статьи. То, что предусмотрено этим пунктом, приведено в таблице выше. Как можно заметить, правила, введенные на 2010 - 2012 гг., не предполагают применение формально действующего абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, поэтому в данном периоде налогоплательщикам следует все же исходить из норм нового п. 1.1 ст. 269 НК РФ, введенного пп. "б" п. 23 ст. 2 Закона N 229-ФЗ.

После того как определен приоритет, остается выяснить, нужно ли корректировать для целей налогообложения проценты, начисленные за период с 01.01.2010 по 30.06.2010 и нормируемые исходя из абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. Если экономия на налогообложении несущественна, можно этого не делать. Если же оптовик использует значительные кредитные ресурсы и уплачивает немалые проценты, ему нет интереса переплачивать налог - он представляет в инспекцию уточненный расчет за прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Хотя с учетом изменений, внесенных другим Законом, можно обойтись без "уточненки".

С 2010 г. вступила в силу поправка Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, согласно которой можно произвести пересчет налоговой базы в текущем периоде за ошибки (искажения) прошлых периодов, если они привели к излишней уплате налога. Согласитесь, это как раз наш случай: расходы, нормированные по ставке ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, меньше тех же расходов, нормированных в размере 1,8 ставки рефинансирования, что привело к завышению базы за I полугодие 2010 г. Таким образом, бухгалтер вправе произвести перерасчет в следующем или текущем периоде.

 

Пример. Оптовик взял в 2010 г. кредит в размере 9 млн руб. на девять месяцев с нефиксированной ставкой и с ежемесячным погашением части основного долга и процентов. В I полугодии проценты учитывались в уменьшение прибыли не более 1,1 ставки ЦБ РФ. По итогам девяти месяцев в связи с вступлением в силу поправок в НК РФ в учетную политику внесены изменения, согласно которым за девять месяцев в уменьшение прибыли учитываются проценты в пределах ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. Ставка кредита в I и II кварталах составила 16%, в III квартале - 14%. Суммы долга и процентов за пользование кредитом приведены в таблице, кредит взят на пополнение оборотных средств.

 

Сумма 
долга,
руб. 

Период    

Количество
дней  

Ставка

Проценты
по  
договору,
руб. 

Ставка
ЦБ РФ, в
1,1 раза
<*> 

Налоговые
проценты,
руб.

9 000 000

Январь 2010 г. 

31   

16%

122 301

9,63%

73 610

8 000 000

Февраль 2010 г.

28   

98 192

9,35%

57 381

7 000 000

Март 2010 г.   

31   

95 123

9,08%

53 982

6 000 000

Апрель 2010 г. 

30   

16%

78 904

8,80%

43 397

5 000 000

Май 2010 г.    

31   

67 945

8,80%

37 370

4 000 000

Июнь 2010 г.   

30   

52 603

8,53%

28 044

 

 

--------------------------------

<*> В расчет принимается ставка рефинансирования, действующая на конец месяца: для января - 8,75% (Указание ЦБ РФ от 25.12.2009 N 2369-У), для февраля - 8,5% (Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 N 2399-У), для марта - 8,25% (Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 N 2415-У), для апреля и мая - 8% (Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У), для июня - 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У). В доказательство можно привести Письмо ФНС России от 09.03.2010 N ШС-22-3/170@. В нем указано, что при определении предельной величины процентов, например за I квартал 2010 г., необходимо принимать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие на конец января, февраля и марта.

 

В итоге за I квартал будут отражены проценты в сумме 315 616 руб., из них учитываемые для налога - только 184 973 руб., разница в 130 643 руб. будет формировать постоянное налоговое обязательство (ПНО) - 26 129 руб. (130 643 руб. x 20%). За II квартал проценты будут отражены в сумме 199 452 руб., из них учитываемых для налога - 108 811 руб., разница в 90 641 руб. будет формировать ПНО - 18 128 руб. (90 641 руб. x 20%).

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

В I квартале 2010 г.                         

Отражена в учете сумма начисленных процентов

91-2 

66-2 

315 616

Выплачены оптовиком проценты               

66-2 

51  

315 616

Отражено ПНО с части неучитываемых процентов

99  

68  

26 129

Во II квартале 2010 г.                        

Отражена в учете сумма начисленных процентов

91-2 

66-2 

199 452

Выплачены предприятием проценты            

66-2 

51  

199 452

Отражено ПНО с части неучитываемых процентов

99  

68  

18 128

 

В III квартале нужно будет скорректировать расходы по предыдущим кварталам.

 

Сумма 
долга,
руб. 

Период    

Количество
дней  

Ставка

Проценты
по  
договору,
руб. 

Ставка
ЦБ РФ, в
1,1 раза
<*> 

Налоговые
проценты,
руб.

9 000 000

Январь 2010 г. 

31   

16%

122 301

15,75%

120 390

8 000 000

Февраль 2010 г.

28   

98 192

15,30%

93 896

7 000 000

Март 2010 г.   

31   

95 123

14,85%

88 286

6 000 000

Апрель 2010 г. 

30   

16%

78 904

14,40%

71 014

5 000 000

Май 2010 г.    

31   

67 945

14,40%

61 151

4 000 000

Июнь 2010 г.   

30   

52 603

13,95%

45 863

3 000 000

Июль 2010 г. <*>

31   

14%

35 671

13,95%

35 544

2 000 000

Август 2010 г. 
<*>            

31   

23 781

13,95%

23 696

1 000 000

Сентябрь 2010 г.

30   

11 507

13,95%

11 466

 

 

--------------------------------

<*> В III квартале исходим из предположения, что ставка ЦБ РФ неизменна и равна 7,75%.

 

Произведем перерасчет процентов с применением нового ограничения - ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. По I кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 302 573 руб., разница с фактически начисленными процентами - 13 043 руб. (315 616 - 302 573), ПНО нужно скорректировать до величины 2609 руб. (13 043 руб. x 20%). По II кварталу учитываемые при налогообложении прибыли проценты составят 178 027 руб., разница с фактически начисленными процентами - 21 425 руб. (199 452 - 178 027). ПНО нужно скорректировать до размера 4285 руб. (21 425 руб. x 20%). За III квартал будут отражены проценты на сумму 70 959 руб., из них учитываемых для налога - 70 705 руб., разница в 254 руб. будет формировать ПНО - 51 руб. (254 руб. x 20%).

В бухгалтерском учете оптовика в III квартале будут сделаны следующие проводки:

 

Содержание операции           

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.  

Корректировки по I и II кварталам 2010 г.               

Сторно. ПНО по процентам I квартала        
(26 129 - 2609) руб.                       

99  

68  

(23 520)

Сторно. ПНО по процентам II квартала       
(18 128 - 4285) руб. <*>                   

99  

68  

(13 843)

Проценты за текущий III квартал 2010 г.                

Отражена в учете сумма начисленных процентов

91-2 

66-2 

70 959 

Выплачены предприятием проценты            

66-2 

51  

70 959 

Отражено ПНО с части неучитываемых процентов

99  

68  

51 

 

--------------------------------

<*> В бухгалтерском учете произведены корректирующие проводки в текущем периоде. То же самое можно сделать в налоговом учете при заполнении налоговой декларации, увеличив внереализационные расходы за III квартал на разницу процентов, ограниченных старыми и новыми правилами, за I квартал - 117 600 руб. (302 573 - 184 973) и за II квартал - 69 216 руб. (178 027 - 108 811). В итоге за III квартал процентов будет больше на 186 816 руб., что, в свою очередь, подтверждается данными бухгалтерского учета, в котором ПНО скорректирован на 37 363 руб. ((23 520 + 13 843) руб., или (186 816 руб. x 20%)).

 

Обратим внимание на долговые обязательства, возникшие до 1 ноября 2009 г. Закон N 229-ФЗ гласит, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте.

Таким образом, если организация имеет непогашенный кредит на 01.01.2010 (возникший до 1 ноября 2009 г.), то по процентам продолжает применяться ограничение (см. Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ) в размере двойной ставки рефинансирования до 30.06.2010. После этой даты проценты рассчитываются исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза. Причем за прошедшее полугодие 2010 г. проценты для налогообложения пересчитывать не нужно, так как для данных обязательств в указанный период приоритет имеет специальная норма об ограничении двойной ставкой рефинансирования, установленная Законом N 229-ФЗ.

 

Счета-фактуры в бумажном и электроном виде

 

Успешно проведенный в столичном регионе эксперимент по составлению счетов-фактур в электронном виде дал толчок к реализации этого начинания на всей территории РФ. Начало положено п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ, которым предусмотрено право налогоплательщика составлять счет-фактуру в электронном виде. Продолжает действовать общепринятый способ оформления счетов-фактур на бумажном носителе, то есть налогоплательщик может выбрать один из названных вариантов. Оптовики, в отличие от розничных продавцов, относятся к категории налогоплательщиков, заинтересованных в том, чтобы воспользоваться преимуществами электронного документооборота.

По новым правилам счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки данных счетов-фактур в соответствии с установленными форматами. Но даже те, у кого есть эти возможности, пока не могут составлять счета-фактуры в таком виде. Финансовому и налоговому ведомствам нужно разработать ряд подзаконных документов, чтобы налогоплательщики смогли воспользоваться правом составлять счета-фактуры в электронном формате. В частности, Минфину предстоит утвердить порядок их выставления и получения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Это нужно для выполнения требования Закона: счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на то приказом (другим распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством. За ФНС остается утверждение форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде (пп. "е" п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ).

 

Электронный обмен документами

 

Помимо счетов-фактур в электронный вид будут переведены многие документы, которыми обмениваются налогоплательщики и налоговые органы (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Среди документов, которые будут передаваться по телекоммуникационным каналам связи, можно выделить акт совместной сверки по налогам и сборам, платежное поручение, направляемое в банк для взыскания недоимки по налогу (п. 2 ст. 46 НК РФ). Требование о представлении документов в ходе выездной проверки также может быть направлено налогоплательщику в электронном виде, но сами документы проверяемому лицу пока придется представлять на бумаге, за исключением счетов-фактур. Чтобы получить документы от налоговиков, необходимо оборудование и программное обеспечение, позволяющее получать документы в читаемом и понятном формате. У организаций, внедряющих все новое, думаем, с этим проблем не возникнет, а если и будут нестыковки, за налогоплательщиком сохраняется право получать от инспекторов документы по почте или лично (под расписку).

За разработку и утверждение форм и форматов представления документов в электронном виде будет ответственна ФНС. В то же время с Минфина снимаются полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и расчетов. Таким образом, налогоплательщиков может ожидать волна обновленных форм налоговой отчетности.

 

Изменение стоимости амортизируемого имущества

 

С 2011 г. в два раза повышается стоимостный ценз амортизируемого имущества (основных средств) для целей расчета налога на прибыль. Поправки, увеличивающие порог до 40 000 руб., внесены в абз. 1 п. 1 ст. ст. 256 и 257 НК РФ. Очевидно, что применять их нужно ко вновь вводимому в эксплуатацию амортизируемому имуществу. По имуществу, введенному в эксплуатацию до 01.01.2011, следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости <1>. Подобный вывод следует из предыдущих разъяснений ведомства, относящихся к увеличению стоимости амортизируемого имущества с 10 000 до 20 000 руб.

--------------------------------

<1> См., например, Письмо Минфина России от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317.

 

Отметим, что изменение по стоимости основных средств внесено в правила налогообложения, а в отношении бухучета аналогичная норма абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 осталась прежней. Это значит, что в интервале стоимости имущества от 20 000 до 40 000 руб. между бухучетом и налогообложением возможны расхождения. Для целей налогообложения стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, будет списываться на текущие расходы, в бухгалтерском учете - в виде амортизации основных средств. Разница - налогооблагаемая, формирующая отложенное налоговое обязательство.

В интервале стоимости имущества до 20 000 руб. между учетом и налогообложением можно избежать расхождений (если отнести ценности в состав МПЗ), то же самое следует сказать про имущество, стоимость которого более 40 000 руб. (его можно считать объектом ОС как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения). Хотя, если организация применяет в налоговом учете амортизационную премию, временные разницы между бухгалтерским учетом и налогообложением неизбежны, они также будут формировать отложенное налоговое обязательство, списываемое по мере начисления амортизации на объекты стоимостью свыше 40 тыс. руб.

 

Изменен порог на уплату квартальных платежей

 

Право рассчитываться с бюджетом по итогам квартала сейчас предоставлено организациям, выручка которых за предыдущие четыре квартала в среднем не превысила 3 млн руб. (за каждый квартал). С 2011 г. этот порог планируется увеличить до 10 млн руб. (п. 31 ст. 2 Закона N 229-ФЗ), то есть за предыдущие четыре квартала выручка не сможет превысить 40 млн руб. или колебание показателя в месяц должно происходить вблизи граничной отметки 3,3 млн руб. (в пределах 100 000 руб. в день). Для небольших организаций оптовой торговли и для розничных продавцов это вполне приемлемый показатель, позволяющий надеяться на уплату квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль.

 

Валютные уточнения

 

Из пп. 7 п. 4 ст. 271 и пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ исключены доходы в виде положительной и расходы в виде отрицательной курсовой разницы, которые могут возникнуть по авансам. В порядке признания внереализационных доходов и расходов, связанных с расчетами в иностранной валюте, это не первое уточнение. Оно лишний раз подтверждает, что в налоговом учете, как и в бухгалтерском, авансы (предоплаты) не переоцениваются. Но остается неясность в части признания самой выручки и стоимости товаров (работ, услуг), которая, как и раньше, пересчитывается в рубли на дату реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) (абз. 3 ст. 316, п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).

 

Уточнены налоги, сборы и взносы

 

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин, начисленных в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при расчете налога на прибыль. Такая общая формулировка пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ вызывает у налогоплательщиков и налоговиков разночтения, к тому же в данном подпункте не принимается во внимание то, что с 2010 г. вместо ЕСН введены страховые взносы во внебюджетные фонды. Финансовое ведомство рекомендовало учитывать страховые взносы в составе прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101). В обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешено учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, страховые взносы:

- в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование;

- в Фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Нужно иметь в виду, что все перечисленные взносы учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, на какие выплаты и вознаграждения работникам они начисляются (на учитываемые или неучитываемые при расчете налога). Статья 270 НК РФ, запрещающая учитывать отдельные расходы, не содержит норм, не позволяющих учесть при налогообложении взносы, начисленные на выплаты, исключаемые из расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260).

 

Изменения для оптовиков и розничных продавцов

 

Поправки в часть первую Налогового кодекса внесены ст. 1 Закона N 229-ФЗ. Одни новшества порадуют налогоплательщиков, другие, наоборот, могут огорчить.

Узаконено право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и получение акта сверки по ее завершении (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Таким образом, налоговики больше не смогут подойти формально к вопросу проведения совместной сверки, так как это будет являться прямым нарушением прав налогоплательщика.

В п. 9.2 ст. 76 НК РФ появилась норма, обязывающая налоговые органы уплачивать организации проценты за неправомерное вынесение инспекторами решения о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение. Тот, кто хотя бы раз сталкивался с приостановлением операций по счетам, знает, насколько неприятна для налогоплательщика данная процедура. Возможно, с учетом принятого дополнения налоговики постараются воздержаться от скорых и необдуманных решений.

Для организаций розничной торговли, имеющих обособленные подразделения, имеется положительная поправка. Теперь в случае изменения местонахождения обособленного подразделения его можно будет не закрывать, а лишь сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту регистрации подразделения. Постановка на учет по новому адресу в другой налоговой инспекции будет производиться на основании информации, переданной из прежней инспекции в новый налоговый орган (п. 4 ст. 84 НК РФ в обновленной редакции). Данная процедура удобнее и проще для налогоплательщика, так как ему не нужно будет представлять полный пакет документов на снятие и постановку на учет обособленного подразделения в разные налоговые инспекции.

Есть изменения по налоговым проверкам. В дополненном п. 3.1 ст. 100 НК РФ отмечено, что к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе этой проверки. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту проверки не прилагаются. Согласно новому абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ проверяемый налогоплательщик имеет право знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, до вынесения решения по результатам выездной проверки. Здесь есть малоприятная поправка, внесенная в абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ. Заключается она в том, что, если решение о привлечении к налоговой ответственности по тем или иным причинам невозможно вручить непосредственно проверяемому налогоплательщику, его можно будет отправить заказным письмом. Решение будет считаться полученным спустя шесть дней после отправки такого письма (абз. 2 п. 13 ст. 101 НК РФ). Таким образом, налогоплательщику не удастся "отмахнуться" от решения и затем сообщить в суде о несоблюдении ревизорами порядка привлечения к налоговой ответственности.

Неприятными для бухгалтеров будут изменения, внесенные Законом N 229-ФЗ, предусматривающие значительное увеличение действующих штрафов за нарушение налогового законодательства. В частности, повышаются штрафы за несвоевременное представление декларации (в том числе и нулевой) со 100 до 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Правомерность наложения санкций подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 418/10. Поэтому в крайних случаях налогоплательщикам придется воспользоваться проверенным приемом: сначала сдать декларацию, составленную "на скорую руку", а затем представить уточненную, для которой не установлено ограничений по срокам.

За непредставление налоговому органу документов, необходимых для налогового контроля, штраф вырастет с 50 до 200 руб. (абз. 2 п. 1 ст. 126 НК РФ). Причем будут штрафовать за отсутствие или неведение регистров не только бухгалтерского, но и налогового учета (абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ). Кроме того, вводится штраф (200 руб.) за несдачу декларации (расчета) в электронном виде, если организация торговли обязана отчитываться таким образом (ст. 119.1 НК РФ). Приведенные нормы начнут действовать через месяц после опубликования Закона N 229-ФЗ, то есть уже с сентября 2010 г.

За занижение налоговой базы будут штрафовать в размере не 10%, а 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (раньше - 15 000 руб.) (абз. 2 п. 2 ст. 120 НК РФ). Вырос штраф за нарушение постановки на учет в налоговом органе - с 5000 до 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). До 40 000 руб. повышена минимальная планка санкций за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе (независимо от срока осуществления незаконной деятельности) (п. 2 ст. 116 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не представит сведения налоговому органу, ему придется заплатить 5000 руб. вместо 1000, а если он сделает это повторно - 20 000 руб. вместо 5000 (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Ужесточается не только налоговая ответственность, есть дополнения в части административных штрафов. В КоАП РФ вводится ст. 19.7.6, устанавливающая ответственность за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу инспектора, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит 10 000 руб. Согласитесь, что сумма не такая уж пустячная.

 

* * *

 

В целом поправки затрагивают как организации оптовой торговли, так и розничных продавцов, поэтому и тем и другим нужно не только ознакомиться с Законом N 229-ФЗ, но и применять его на практике, в чем, надеемся, поможет данный материал.

 

С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

07.09.2010