"Бухгалтерский учет", N 15, 2002 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Горюче - смазочные материалы (ГСМ), запасные части и агрегаты, автошины являются материальными запасами, которые потребляются, как правило, не сразу, а в течение определенного периода времени, они также могут быть использованы повторно. Рассмотрим порядок учета указанных видов запасов на примере автотранспортной организации, в которой они используются как основные материалы. Учет ГСМ, запчастей, агрегатов и автошин ведется на счете 10 "Материалы", на котором рекомендуется к типовым субсчетам открыть специальные субсчета второго порядка (см. табл.). ------------------ T-------------T------------------- T------------¬ ¦ Наименование ¦ Номер ¦ Наименование ¦ Номер ¦ ¦типового субсчета¦ субсчета ¦ субсчета второго ¦ субсчета ¦ ¦ ¦ ¦ порядка ¦ ¦ +----------------- +-------------+------------------- +------------+ ¦Топливо ¦ 10-3 ¦Бензин, дизельное ¦ 10-31 ¦ ¦ ¦ ¦топливо, газ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦складе ¦ ¦ +----------------- +-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Бензин и дизельное ¦ 10-32 ¦ ¦ ¦ ¦топливо в баках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автомобилей ¦ ¦ +----------------- +-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Талоны на бензин, ¦ 10-33 ¦ ¦ ¦ ¦дизельное топливо, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦смазочные материалы¦ ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Смазочные ¦ 10-34 ¦ ¦ ¦ ¦материалы на складе¦ ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦Запасные части ¦ 10-5 ¦Запасные части ¦ 10-51 ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Агрегаты на складе ¦ 10-52 ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Агрегаты в обороте ¦ 10-53 ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Автомобильная ¦ 10-54 ¦ ¦ ¦ ¦резина на складе ¦ ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Автомобильная ¦ 10-55 ¦ ¦ ¦ ¦резина в обороте ¦ ¦ +-----------------+-------------+------------------- +------------+ ¦ ¦ ¦Автомобильная ¦ 10-56 ¦ ¦ ¦ ¦резина, подлежащая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦восстановлению ¦ ¦ L-----------------+-------------+------------------ -+------------- Организации, занятые в промышленности, строительстве и иных сферах материального производства, для учета указанных материальных запасов могут использовать счет 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы". Учет запасных частей и агрегатов В автотранспортных организациях большое количество видов запасных частей, поэтому сложность их учета заключается в том, что каждая из них относится к определенной марке автомобиля (прицепа), имеет свой номенклатурный номер (номер по каталогу) и свою договорную (рыночную) цену. Поэтому запчасти не рекомендуется группировать по укрупненной номенклатуре с установлением по ним средней планово - расчетной (учетной) цены. Их аналитический (складской) учет следует вести по номенклатурным номерам, соответствующим номерам поставщиков по специальному каталогу, разрабатываемому организацией. При ведении аналитического (складского) учета запчасти подразделяют на новые, отремонтированные и требующие ремонта, на каждую из этих категорий по одному и тому же наименованию открывается своя складская карточка. На центральном складе организации вместе с новыми запасными частями могут храниться и учитываться также запчасти, снятые со списанных автомобилей, годные к дальнейшему использованию без ремонта. Запасные части, снятые с автомобилей (прицепов), непригодные к дальнейшему использованию, хранятся на складе как утиль (в отдельной кладовой) и учитываются на субсчете 10-6 "Прочие материалы" по цене металлического лома. Стоимость запасных частей, отпущенных со склада, относится на затраты по оказанию услуг (статья расходов по обслуживанию и ремонту автомобилей) и учитывается на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы". А стоимость запчастей, снятых с автомобиля (прицепа) и сданных на склад, приходуется за счет уменьшения этих затрат на указанных счетах по следующей стоимости: - годные к использованию без ремонта - по текущей рыночной стоимости или учетным ценам (аналогично новым запасным частям); - требующие ремонта - по цене возможного использования, которую организация устанавливает исходя из стоимости аналогичных отходов (возможно применение специальной учетной стоимости (цены), установленной в процентах к средней учетной стоимости новых запчастей, например 25% их стоимости); - негодные к дальнейшему использованию - по цене металлического лома (отходов), т.е. цене их возможной продажи. Затраты на текущий ремонт запасных частей организации учитывают на счете 20 "Основное производство", на капитальный ремонт - на счете 23 "Вспомогательные производства". Для обеспечения своевременного и качественного ремонта автомобильного транспорта организации должны располагать определенным запасом (фондом) агрегатов и узлов, которые в аналитическом и синтетическом учете подразделяются на находящиеся на складе; числящиеся в оборотном фонде. На складе организации, как правило, находятся новые агрегаты или снятые со списанных автомобилей, но не требующие ремонта. Учитываются они на субсчете 10-52 "Агрегаты на складе" по цене приобретения (или учетной стоимости) в сортовых складских карточках (типовая ф. N М-17), где каждому агрегату присваивается номенклатурный номер. Выдача агрегатов со склада под отчет материально - ответственным лицам в оборотный фонд производится по требованиям - накладным типовой ф. N М-11. При выдаче агрегата со склада в оборотный фонд (материально - ответственному лицу) в бухгалтерском учете делается запись: Д-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте", К-т сч. 10-52 "Агрегаты на складе". Оборотный фонд необходим для обеспечения оперативной замены агрегатов, требующих ремонта или подлежащих списанию, как пришедших в негодность. (Перечень агрегатов и узлов автомобиля, включаемых в оборотный фонд, организация определяет самостоятельно.) Агрегаты, находящиеся в обороте, хранятся на отдельном складе (в отдельной кладовой) и числятся в подотчете у кладовщика, механика или другого материально - ответственного лица, назначаемого руководителем. Их учет ведется на субсчете 10-53 "Агрегаты в обороте" в оценке, аналогичной той, которая применяется при учете запасных частей. Потребность в замене каждого агрегата определяется комиссией с участием водителя и оформляется актом. Но если пробег агрегата был ниже установленных норм, то его замена утверждается главным инженером организации или лицом, его заменяющим, также должна быть указана причина его преждевременной замены, виновные и меры, исключающие возможность повторения подобных случаев. Выданные материально - ответственному лицу в оборотный фонд агрегаты числятся за ним в подотчете в одном и том же количестве и сумме независимо от того, что оборотный фонд находится в движении (вследствие замены агрегатов на снятые с автомобилей, направления их в ремонт и получения из ремонта). Увеличение оборотного фонда в бухгалтерском учете может произойти лишь в случае пополнения его новыми агрегатами или снятыми со списанных автомобилей, не требующими ремонта (если они не сданы на склад организации). Уменьшение оборотного фонда возможно в следующих случаях: при установлении на автомобиль нового агрегата или агрегата, годного к использованию без ремонта (так как в этом случае этот агрегат списывается с подотчета материально - ответственного лица по учетной цене (цене нового), а взамен приходуется снятый с автомобиля агрегат, требующий ремонта, по учетной цене, установленной для данного вида агрегатов); при списании с подотчетного лица пришедшего в негодность агрегата и сдаче его в металлолом. Замена агрегата, снятого с автомобиля, на отремонтированный, направление агрегата в ремонт (капитальный или текущий) и получение его из ремонта учитываются только в оперативном (аналитическом) учете (по данным форм первичного учета). В бухгалтерском учете отражается только стоимость ремонта, относимая на соответствующие счета учета затрат в зависимости от характера ремонта. Оперативный (аналитический) учет движения оборотного фонда агрегатов ведется материально ответственными лицами по каждому агрегату в "Карточке складского учета оборотного агрегата", в которой указываются наименование агрегата, его номенклатурный (порядковый, гаражный) номер, цена (в числителе - рыночная, а в знаменателе - учетная), норма запаса. В бухгалтерском учете движение агрегатов отражается в следующем порядке: - принятие агрегатов к учету в подотчет материально - ответственному лицу, ответственному за использование агрегатов в обороте: Д-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте", К-т сч. 10-52 "Агрегаты на складе", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" получены новые агрегаты со склада или от поставщиков; Д-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте", К-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" приняты к учету на склад агрегаты, снятые с автомобилей, которые не требуют ремонта (годные к использованию); - движение агрегатов на складе в подотчете материально - ответственного лица, ответственного за использование агрегатов в обороте: 1) замена агрегатов при осуществлении капитального (счет 23 "Вспомогательные производства") и текущего (счет 20 "Основное производство") ремонта автомобиля: Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства" (20 "Основное производство"), К-т сч. 10-52 "Агрегаты на складе" списана стоимость новых агрегатов, переданных со склада для установки на автомобиль взамен снятых агрегатов; Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства" (20 "Основное производство"), К-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте" списана стоимость новых, бывших в эксплуатации (годных к использованию без ремонта) и переданных со склада учета оборотного фонда агрегатов для установки на автомобиль взамен снятых агрегатов; Д-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" (20 "Основное производство") оприходованы агрегаты, снятые с автомобилей для капитального (текущего) ремонта, взамен новых агрегатов, а также бывших в эксплуатации, но годных к использованию после ремонта (поступление агрегата, снятого с автомобиля для его дальнейшего ремонта, взамен на агрегат, поступивший из ремонта, отражается только в карточке учета агрегата); 2) расходы по капитальному ремонту агрегатов: Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражены расходы по капитальному ремонту агрегатов, произведенному другой организацией; Д-т сч. 20 "Основное производство", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" списаны расходы вспомогательных ремонтных подразделений по капитальному ремонту агрегатов; 3) списание агрегатов, пришедших в негодность: Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства", К-т сч. 10-53 "Агрегаты в обороте" списание стоимости агрегата, учтенного в составе оборотного фонда; Д-т сч. 10-51 "Запасные части", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" оприходованы запчасти (годные к использованию), полученные после списания агрегата; Д-т сч. 10-6 "Прочие материалы", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" оприходован лом, полученный после списания агрегата. Учет автомобильных шин и их износа Бухгалтерский учет автомобильных шин ведется в автотранспортных организациях на субсчете 10-54 "Автомобильная резина на складе" и 10-55 "Автомобильная резина в обороте". Для учета шин, подлежащих восстановлению и ремонту, применяется субсчет 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению". На субсчете 10-54 "Автомобильная резина на складе" раздельно учитываются новые шины, находящиеся на складе, автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта, отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина. Автомобильные шины учитываются в следующей оценке: новые - по цене приобретения; снятые со списанных автомобилей (прицепов), но годные к дальнейшему использованию без ремонта - по текущей рыночной стоимости (учетным ценам) (аналогично новым); подлежащие восстановлению - по цене возможного использования, которую организация устанавливает исходя из стоимости аналогичных отходов; отремонтированные шины - по цене, которая складывается из цены, установленной для старых шин, и стоимости ремонта на субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". На субсчете 10-55 "Автомобильная резина в обороте" учитываются автомобильные шины, выданные в запас и находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, в отдельных автоколоннах и других местах хранения и эксплуатации (но не на колесах). Первоначальная стоимость автомобильных шин, отпущенных со склада (или кладовой авторезины в обороте) и установленных на колеса автомобиля (прицепа), списывается с кредита субсчета 10-54 "Автомобильная резина на складе" или субсчета 10-55 "Автомобильная резина в обороте" в дебет счета 20 "Основное производство" (по статье "На восстановление износа автомобильных шин"). Расходы по транспортировке автомобильных шин при их приобретении как транспортно - заготовительные расходы (если они не учитываются на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей") относятся на субсчет 10-54 "Автомобильная резина на складе" и списываются как отклонение непосредственно на себестоимость перевозок - на счет 20 "Основное производство" (по статье "Расходы по эксплуатации транспорта") в том отчетном периоде, в котором была произведена замена автомобильных шин. Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя автотранспортной организации, которая устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. На каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполненная и заверенная подписями комиссии и водителя "Карточка учета работы автомобильной шины". На основании карточек учета автомобильных шин техником по учету резины составляется и подписывается в двух экземплярах "Ведомость учета списанных автомобильных шин", один из которых вместе с карточками учета передается в бухгалтерию. Автомобильные шины, снятые с автомобилей (прицепов) в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, сдаются на склад (или в кладовую технической службы по хранению авторезины в обороте) по накладной и отражаются в учете по дебету субсчета 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению" и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" (по статье "На восстановление износа автомобильных шин"). При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы (с обменом на уже восстановленные) их стоимость переносится в бухгалтерском учете с субсчета 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению" на субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону", на котором эти шины учитываются обособленно. На этот же субсчет относится и стоимость восстановления шин, оплаченная шиноремонтному заводу. После получения восстановленных шин на склад (или в кладовую технической службы) они принимаются к учету как отремонтированные, и их стоимость (включая и расходы на восстановление), учтенная на субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону", списывается на субсчет 10-54 "Автомобильная резина на складе" или 10-55 "Автомобильная резина в обороте". Автомобильные шины, сданные в ремонт (без обмена), учитываются до поступления их из ремонта на субсчете 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению". Их учет осуществляется техником по учету резины оперативно в "Журнале учета движения шин на шиномонтажном и шиноремонтном участках хозяйства". Стоимость ремонта относится на затраты вспомогательных производств и не увеличивает стоимость шин, учтенных на субсчете 10-56. При поступлении отремонтированных шин на склад в учете делается запись: стоимость шин переносится с субсчета 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению" на субсчет 10-54 "Автомобильная резина на складе" или 10-55 "Автомобильная резина в обороте". Автомобильные шины, снятые с автомобилей (прицепов), признанные непригодными к восстановлению, приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы или в организации по сбору металлолома (по ценам возможной реализации). В учете они зачисляются по указанной стоимости на дебет субсчета 10-6 "Прочие материалы" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". По мере отгрузки они списываются в дебет счета 90 "Продажи". Продажа этих материалов отражается записью: Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", К-т сч. 90 "Продажи". При оприходовании автомобильных шин, снятых со списанных автомобилей (прицепов), годных к дальнейшему использованию без ремонта, делается запись: Д-т сч. 10-55 "Автомобильная резина в обороте", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства". В бухгалтерском учете операции по движению автомобильных шин отражаются следующими записями: Д-т сч. 10-54 "Автомобильная резина на складе", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" приняты на склад шины, полученные от поставщиков; Д-т сч. 10 "Материалы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражены транспортные расходы (в составе отклонений, если они не учитываются на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"); Д-т сч. 10-55 "Автомобильная резина в обороте", К-т сч. 10-54 "Автомобильная резина на складе" переданы шины в техслужбу в подотчет для оборота; Д-т сч. 20 "Основное производство", К-т сч. 10-54 "Автомобильная резина на складе" переданы шины со склада для установки на автомобиль взамен негодных для дальнейшей эксплуатации; Д-т сч. 20 "Основное производство", К-т сч. 10-55 "Автомобильная резина в обороте" переданы шины с оборота для установки на автомобиль взамен негодных для дальнейшей эксплуатации; Д-т сч. 20 "Основное производство", К-т сч. 10 "Материалы" списаны транспортные расходы в доле, относящейся к списанным шинам; Д-т сч. 10-54 "Автомобильная резина на складе", К-т сч. 20 "Основное производство" приняты на склад шины, снятые с автомобиля, которые годны к использованию без ремонта; Д-т сч. 10-55 "Автомобильная резина в обороте", К-т сч. 20 "Основное производство" приняты к учету в техслужбе шины, снятые с автомобиля, которые годны к использованию без ремонта; Д-т сч. 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" приняты на склад шины, снятые с автомобиля для восстановления (ремонта); Д-т сч. 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону", К-т сч. 10-56 "Автомобильная резина, подлежащая восстановлению" переданы шины для ремонта (восстановления) (как в переработку); Д-т сч. 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражены расходы по ремонту (восстановлению); Д-т сч. 10-54 "Автомобильная резина на складе" или 10-55 "Автомобильная резина в обороте", К-т сч. 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" оприходованы шины после ремонта (восстановления); Д-т сч. 10-6 "Прочие материалы", К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" приняты на склад шины, снятые с автомобиля, которые предназначены для сдачи в утиль; Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", К-т сч. 10-6 "Прочие материалы" продажа негодных к эксплуатации шин. Учет горючего и смазочных материалов В расходах по эксплуатации автомобильного транспорта ГСМ занимают значительное место. Приемка горючего, поступающего в автотранспортную организацию от нефтебазы, оформляется приходным ордером (2 экземпляра, ф. N М-4), к которому прилагаются документы поставщика (отвесы, накладные и др.). В приходном ордере указываются наименование горючего, его номенклатурный номер, сорт, количество по сопроводительному документу и по фактической приемке. Один экземпляр приходного ордера сдается в бухгалтерию для приложения к счету поставщика, второй прилагается к материальному отчету о количестве поступившего и выданного горючего за отчетный месяц. При несоответствии поступившего горючего сопроводительному документу по количеству или качеству составляется акт о приемке материалов (ф. N М-7). Приходный ордер при этом не составляется. Отпуск горючего со склада автотранспортной организации водителям для работы автомобилей производится на основании путевых листов по установленным нормам и только путем налива в бак автомобиля, о чем делается запись в "Ведомости учета выдачи горюче - смазочных материалов", которая составляется ежедневно и является основанием для списания с подотчета бензораздатчика горючего (автозаправочной станции). В конце месяца комиссия в составе техника по учету горючего, заведующего складом (бензораздатчика) и бухгалтера определяет по данным складского учета среднемесячный удельный вес горючего, исчисляемый как отношение количества оприходованного горючего за месяц (с учетом остатка на начало месяца) в литрах к его количеству в килограммах, о чем составляется справка, подписываемая всеми членами комиссии, которая после утверждения руководителем (главным инженером) автотранспортной организации (автозаправочной станции) передается в бухгалтерию. Если по условиям работы автомобили заправляются бензином заказчика, водитель должен требовать от его представителя отметки о заправке в разделе путевого листа "Выдача горючего" и копии расходных документов заказчика на отпуск бензина для машины (накладная, требование и т.п.), а при отсутствии документов - справку о количестве залитого бензина в машину. В этих случаях бензин приходуется на субсчете 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей" на основании предъявляемых водителями указанных документов. Техник по учету ГСМ в конце месяца или ежедневно получает в бухгалтерии раздаточные ведомости на выданное горючее для записи в карточках учета работы грузовых, легковых и специальных автомобилей, а затем со своей визой возвращает их в бухгалтерию для отражения в учете. При этом бухгалтерия должна систематически сверять количество горючего, записанного в раздаточных ведомостях, с данными, которые указаны в карточках учета работы грузовых автомобилей и путевых листах. Выдача горючего на внутрипроизводственные нужды производится по разовым требованиям (ф. N М-11). На первое число каждого месяца постоянно действующая комиссия, назначенная руководителем автотранспортной организации, производит путем замера снятие остатков топлива в бензохранилищах и выборочную проверку фактического наличия горючего в баках автомобилей при выезде их на линию, а также проверяет наличие у материально ответственного лица талонов, которые числятся как остатки горючего. Результаты проверки остатков горючего в бензохранилище (автозаправочной станции) и баках автомобилей, а также наличия талонов оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, один из них направляется в бухгалтерию автотранспортной организации вместе с отчетом о расходе горючего, второй остается в делах техника по учету горючего автобазы или отдельно расположенной автоколонны. Техник по учету горючего ежемесячно составляет отчет о расходе горючего в автотранспортной организации, к которому прилагается справка о количестве горючего, числящегося за водителями по несданным путевым листам, с указанием их фамилий, номеров путевых листов и даты выдачи. Составленный отчет о расходе горючего утверждается руководителем (главным инженером) организации, после чего передается в бухгалтерию для отражения в учете. Приобретаемые автотранспортной организацией талоны на ГСМ числятся как материальные ценности в подотчете у заведующего складом (кладовщика) и хранятся на складе (в кладовой) в сейфе. Отпуск со склада талонов в подотчет бензораздатчику для выдачи водителям производится по требованиям (типовая ф. N М-11), подписываемым руководителем (главным инженером) и главным бухгалтером автобазы. Стоимость выданных в подотчет талонов продолжает числиться на субсчете 10-33 "Талоны на бензин, дизельное топливо, смазочные материалы". Стоимость уничтоженных талонов относится на убытки и отражается в учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". В бухгалтерском учете стоимость выданного водителям горючего (в натуре и талонами) списывается с субсчетов 10-31 "Бензин, дизельное топливо, газ на складах" и 10-33 "Оплаченные талоны на бензин, дизельное топливо и смазочные материалы" на субсчет 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей", на котором учет ведется (в ведомости или на карточке) обезличенно в целом по всем автомобилям (оперативный учет, как указывалось выше, осуществляется в путевых листах и карточках учета работы автомобилей). Фактический расход горючего относится на соответствующие счета учета затрат: 20 "Основное производство" (по статье "Расходы по эксплуатации транспорта и связи"), 23 "Вспомогательные производства" и др. в зависимости от того, на какие цели расходовалось горючее. Порядок приемки, отпуска и учета смазочных материалов ведется аналогично учету горючего. Выданные по раздаточным ведомостям и разовым требованиям смазочные материалы списываются в расход с субсчета 10-34 "Смазочные материалы на складе" на соответствующие счета: 20 "Основное производство" (по статье "Расходы по эксплуатации транспорта и связи"), 23 "Вспомогательные производства" и др. Учет движения горючего и смазочных материалов оформляется следующими бухгалтерскими записями: Д-т сч. 10-31 "Бензин, дизельное топливо, газ на складе", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражено принятие на учет горючего или смазочных материалов; Д-т сч. 10-33 "Талоны на бензин, дизельное топливо, смазочные материалы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" получены талоны; Д-т сч. 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей", К-т сч. 10-31 "Бензин, дизельное топливо, газ на складе", 10-33 "Талоны на бензин, дизельное топливо, смазочные материалы" выдано горючее и талоны водителям; Д-т сч. 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" получено горючее и талоны водителями в других организациях; Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", К-т сч. 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей" списано горючее согласно данным путевых листов; Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", К-т сч. 10-34 "Смазочные материалы на складе" списаны смазочные материалы, выданные на технологические нужды; Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", К-т сч. 10-31 "Бензин, дизельное топливо, газ на складе" списан газ, выданный водителям; Д-т сч. 10-31 "Бензин, дизельное топливо, газ на складе", 10-33 "Талоны на бензин, дизельное топливо, смазочные материалы", К-т сч. 10-32 "Бензин и дизельное топливо в баках автомобилей" отражен возврат водителями на склад неиспользованного горючего и талонов; Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", К-т сч. 10-33 "Талоны на бензин, дизельное топливо, смазочные материалы" списаны неиспользованные талоны. Подписано в печать Н.Г.Волков 12.07.2002 Член - корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России ------------------------------------------------------------------