Учет торговой наценки в организациях розничной торговли и общественного питания Буквальное следование методикам учета по счету 42 "Торговая наценка", изложенным в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, искажает данные об обороте по счетам учета товаров, при расчете реализованной торговой наценки приводит к несопоставимости показателей и искусственному росту среднего процента наценок. Выход из этой ситуации предлагает В.В. Патров, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, д.э.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Дата создания: 13 Aug 2002 12:21:34 13 Aug 2002 12:21:34 Последнее обновление: 13 Aug 2002 12:21:34 13 Aug 2002 12:21:34 Содержание статьи: Учет торговой наценки в организациях розничной торговли и общественного питания Учет торговой наценки в организациях розничной торговли и общественного питания Последствия отмены дебета счета 42 Большинство организаций розничной торговли и общественного питания учитывают товары (сырье, готовую продукцию) по продажным ценам, использование которых требует применения счета 42 "Торговая наценка". Инструкция по применению нового плана счетов бухгалтерского учета не предполагает дебетование счета 42 - в типовых корреспонденциях к счету 42 графа "по дебету" пустует. В инструкции нет и указанных случаев, когда этот счет дебетуется, тогда как в старой инструкции были корреспонденции по дебету счета 42. Авторы новой инструкции предлагают во всех случаях списывать торговую наценку, относящуюся к выбывшим товарам, не по дебету счета 42 обычной записью, а по кредиту этого счета сторнировочной записью. В отношении реализованных товаров так делалось и раньше. Однако торговая наценка, приходящаяся на прочее выбытие товаров (возврат поставщикам, товарные потери и др.), раньше всегда списывалась по дебету счета 42 обычной записью. По большому счету неважно, каким образом будет списываться торговая наценка на прочее выбытие товаров - по дебету счета 42 обычной записью или кредиту этого счета сторнировочной записью, ибо "черный дебет" и "красный кредит" - это одно и то же. Однако с точки зрения методологии учета и здравого смысла это является неправомерным, ибо кредитование "красным" счета 42 искажает обороты и по счету 42, и по счету 41 "Товары", ведь списание товаров отражается в учете не нормальной записью по его кредиту, а сторнировочной записью по дебету. Пример В магазине, ведущем учет товаров по продажным ценам, списываются испорченные товары по учетным ценам на сумму 130 руб., в том числе торговая наценка - 30 руб. Методологически правильной будет запись: Дебет 94 Кредит 41 - 100 руб. - списана покупная стоимость испорченных товаров; Дебет 42 Кредит 41 - 30 руб. - списана торговая наценка на стоимость испорченных товаров. Запись, вытекающая из пояснений к счету 42 в инструкции по применению плана счетов, должна быть следующей: Дебет 94 Кредит 41 - 100руб.; Дебет 41 Кредит 42 - 30 руб. (красным сторно). Как видим, и расход, и приход товаров в данном случае занижены на 30 руб. В такой ситуации, естественно, возникает вопрос: могут ли работники налоговых служб применить санкции по статье 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" НК РФ, если бухгалтер в нарушение инструкции по применению плана счетов будет по-прежнему списывать торговую наценку от прочего выбытия товаров по дебету счета 42? По моему глубокому убеждению, не могут. В данном случае неправильного отражения в учете объектов налогообложения (торговой наценки и товаров) нет, поскольку сальдо счета 41 и счета 42 при любом варианте списания торговой наценки будут одинаковы. Напротив, применение вышеуказанных предписаний приводит к искажению оборотов по этим счетам, а следовательно, к неправильному отражению в учете поступления и выбытия товаров, начисления и списания торговой наценки. Уверен, что даже если налоговая служба будет возражать против применения организациями методики из старого плана счетов, ни один суд не поддержит этих требований. Учет реализованной торговой наценки В организациях розничной торговли и общественного питания, применяющих продажные цены в качестве учетных, т. е. использующих стоимостную схему учета товаров, реализованная торговая наценка определяется путем специального расчета (как правило, методом "по среднему проценту"). В пояснениях к счету 42 инструкции по применению нового плана счетов приведена методика расчета реализованной торговой наценки, почти повторяющая старый порядок расчета. Однако предлагаемая методика подходит только тем организациям, которые не предоставляют своим покупателям при продаже товаров никаких скидок, и в силу этого по каждому наименованию товаров имеют только одну продажную цену. Для тех же организаций, которые торгуют со скидками, такая методика расчета реализованной торговой наценки не подходит. В условиях рыночной экономики большинство организаций, стремясь привлечь покупателей, используют в торговле разного рода скидки (новогодние, рождественские, сезонные и т.п.). В этом случае на один и тот же товар могут быть как минимум две продажные цены: продажная (со скидкой) и учетная продажная (без скидки). Поэтому в инструкции по применению нового плана счетов следовало уточнить, что для расчета среднего процента реализованной торговой наценки нужно брать сумму проданных за месяц товаров именно по учетным продажным ценам. В противном случае показатели, используемые при расчете, будут несопоставимыми: остаток товаров на конец месяца будет отражен по учетным продажным ценам (без скидки), а стоимость реализованных товаров - по продажным ценам (со скидкой). Следует отметить, что в методике расчета среднего процента наценок допущена еще одна существенная погрешность. В новой инструкции говорится, что оборот по кредиту счета 42 за месяц для расчета среднего процента реализованной торговой наценки берется без учета сторнированных сумм, то есть без учета торговых наценок, относящихся к прочему выбытию товаров. Это является грубейшей методологической ошибкой, ибо приводит к искусственному росту среднего процента наценок и, как следствие, искажению суммы реализованной торговой наценки. Искажение среднего процента наценок в абсолютном выражении будет тем большим, чем больше будет величина прочего выбытия товаров. Для устранения этого недостатка методики из текста инструкции по применению плана счетов следовало бы убрать слова "без учета сторнированных сумм". Итак, при расчете реализованной торговой наценки надо иметь в виду названные выше недостатки методики из инструкции по применению нового плана счетов. А в случае, если и у вас показатели счетов по учету товаров искажаются в результате применения вышеупомянутой методики, - есть совершенно законный способ внести в нее коррективы. У вас есть право не применять правила бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому скорректированную вами методику можно утвердить приказом об учетной политике для целей бухгалтерского учета, а в пояснительной записке к годовому отчету сообщить о факте неприменения правил бухгалтерского учета и обосновать причины выбора вами другой методики расчета реализованной торговой наценки.