Материалы Путевки для детей в 2007 году Дата создания: *12.07.2007* /Летом у бухгалтеров появляются дополнительные учетные задачи, связанные с отпусками и летними детскими каникулами. В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей Правительством РФ принимаются дополнительные меры, а в бюджете ФСС РФ предусмотрена специальная статья расходов. О том, как учесть и частично компенсировать эти расходы, а также как потом отчитаться за полученные средства, рассказывает Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ./ Путевки для детей: общие положения Возможными источниками оплаты расходов организаций на отдых и оздоровление детей сотрудников могут являться средства: * обязательного социального страхования; * собственные средства работников; * целевые средства сторонних лиц (включая профсоюзные организации); * собственные средства организаций. Направление средств обязательного социального страхования на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан предусматривается ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год и постановлением Правительства РФ об обеспечении отдыха и оздоровления детей в текущем году. Для 2007 года это: * статья 11 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"; * Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 144 (опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 12.03.2007, № 11, ст. 1335, и "Российской газете", № 51, 14.03.2007). Рассмотрим подробно, как и на каких условиях можно использовать средства ФСС для лечения, оздоровления и отдыха детей в 2007 году. Путевки в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря В бюджете ФСС РФ на 2007 год по причине ежегодной инфляции увеличена сумма расходов в пересчете на сутки, в пределах которой средства могут быть направлены на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных лиц. За путевки в детские санатории для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия для детей школьного возраста до 15 лет (включительно), расположенные на территории России, со сроком пребывания 21-24 дня ФСС оплачивает до 500 рублей на одного ребенка в сутки. В 2006 году эта сумма была равна 450 руб., а в 2005 - 400 руб. Если места пребывания детей расположены в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, то возмещаемая ФСС РФ сумма определяется с учетом этих районных коэффициентов. Путевки в загородные детские оздоровительные лагеря Путевки в загородные детские оздоровительные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) продолжительностью пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникул дотируются ФСС РФ в размере до 50 % средней стоимости путевки. Стоимость должна быть установлена органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом фактически сложившейся цены на территории соответствующего субъекта. Для бюджетных организаций всех уровней и тех организаций, финансовое положение которых не позволяет им приобрести путевки для детей сотрудников в эти лагеря, предусмотрена дотация до 100 % средней стоимости путевки. Кроме того, как и прежде, ФСС РФ берет на себя оплату стоимости проезда лиц, выделенных для сопровождения детей школьного возраста, до места нахождения детских санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и обратно. Таким лицам оплачиваются также суточные на время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости - до 3 суток). Суточные оплачиваются по нормам возмещения расходов, связанных со служебными командировками в пределах РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Количество сопровождающих нормируется: один сопровождающий положен на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет; на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше; на 12 детей разных возрастов. Питание в дневных оздоровительных лагерях Органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления могут организовываться в период школьных каникул оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей. В таких лагерях предусмотрено двух- или трехразовое питание детей. Срок пребывания детей в них должен быть не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул. ФСС РФ готов за счет своих средств оплачивать стоимость набора продуктов питания исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе. Оплата стоимости наборов продуктов питания осуществляется без расходов на приготовление пищи и транспортные перевозки. Для того, чтобы расходование средств ФСС было произведено на эти цели, региональные отделения ФСС с местной властью должны заключить специальные договоры. Если сэкономим… Статьей 11 Закона № 234-ФЗ установлено, что если ФСС РФ получит дополнительные доходы по результатам исполнения бюджета Фонда за 2006 или 2007 гг., или будут снижены его фактические расходы на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию, то ФСС может принять решение о том, чтобы сэкономленные средства направить на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей. Отдых детей - общее дело В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления Правительством РФ в постановлении от 05.03.2007 № 144 даны соответствующие поручения и рекомендации. Предполагается уделить особое внимание организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период школьных каникул (в том числе по созданию для старшеклассников специализированных лагерей, проведению для них целевых смен, организации временных рабочих мест). Взаимоотношения с ФСС Взаимоотношения страхователей с ФСС в части расходования средств на оздоровление детей регулируются: * положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309; * инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22. Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения. Путевки могут приобретаться как напрямую в оздоровительных учреждениях, так и через ФСС. Последнее обходится дешевле и надежнее, т. к. у ФСС налажены договорные связи (подписаны государственные контракты) со специализированными учреждениями. Порядок взаимодействия региональных отделений ФСС со страхователями в 2007 году по оздоровлению детей застрахованных граждан описан в письме ФСС РФ от 29.12.2006 № 02-10/03-14848. Региональные отделения ФСС до 1 февраля 2007 года до всех страхователей, уплачивающих единый социальный налог и применяющих специальные налоговые режимы, должны были довести информацию о порядке направления и расходования средств в 2007 году на оздоровление детей. До 1 марта 2007 года отделения собирали от страхователей заявки на приобретение с учетом соответствующих медицинских рекомендаций детям, а также территории расположения оздоровительного лагеря или санатория. Форма заявки содержалась в приложении 1 к письму ФСС РФ № 02-10/03-14848. До 1 апреля 2007 года региональные отделения извещают страхователей об ассигнованиях, выделяемых на оплату полной или частичной стоимости путевок детям. Расходы на оплату стоимости путевки на оздоровление детей сверх норм, установленных федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год, осуществляется страхователем за счет других источников. Отчетность о расходовании средств Страхователи отчитываются о расходовании средств ФСС на оздоровление детей путем представления расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ). Информация о расходах заполняется в таблицах 3 и 7. Отдельные категории страхователей, которые добровольно оплачивают взносы в ФСС РФ, заполняют отчет по форме 4а-ФСС РФ, но в ней расходы на оздоровление детей не предусмотрены. ФСС РФ издал приказ от 19.01.2007 № 11, который вносит изменения в формы 4-ФСС РФ и 4а-ФСС в связи с изменениями в порядке обеспечения пособиями в 2007 году. Однако в части расходов на оздоровление детей в форме 4-ФСС РФ изменений нет, просто в таблице 3 сдвинулась нумерация строк, в которых страхователи показывали свои расходы на эти цели. Бухгалтерский учет В бухгалтерском учете данные о путевках на лечение и оздоровление детей отражаются: * на отдельном субсчете 3 "Денежные документы" счета 50 "Касса"; * на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Выбор счета зависит от того, кто приобретал путевку и как она будет оплачиваться. Если организация приобретала путевку непосредственно в санаторно-курортном учреждении, ее стоимость отражается на счете 50 "Касса" субсчет "Денежные документы". Также следует отразить ее стоимость при частичной оплате за счет средств ФСС РФ. Возмещаемая ФСС РФ сумма относится на счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Путевки, полученные страхователем под отчет от отделения (филиала отделения) ФСС РФ, учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Так учитываются путевки, стоимость которых полностью оплачивается ФСС. Не забудьте проверить, чтобы стоимость этих путевок попала в отчетность перед региональным отделением. Получение путевок организацией должно быть отражено в Журнале учета приема и выдачи денежных документов. Ввиду того, что форма этого журнала не является унифицированной, она должна быть разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом об учетной политике. Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление заполняются по установленной форме и выдаются бухгалтерией страхователя не позднее срока, необходимого для своевременного прибытия к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления. Пример Организация приобрела ребенку сотрудника путевку в детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия на 21 день стоимостью 37 800 руб. (1800 руб. в день), расположенный на территории РФ. За счет ФСС может быть оплачено 50 процентов стоимости - 18 900 руб. 20 процентов (7 560 руб.) удержат из зарплаты сотрудника, а 30 % процентов (11 340 руб.) организация оплатила за свой счет. Бухгалтерские записи: Дебет 76 субсчет "Расчеты по приобретенным путевкам" Кредит 51 - 37 800 руб. - оплачена путевка в санаторий; Дебет 50-3 Кредит 76 субсчет "Расчеты по приобретенным путевкам" - 37 800 руб. - полученная путевка учтена в составе денежных документов; Дебет 73 Кредит 50-3 - 37 800 руб. - выдана сотруднику приобретенная путевка; Дебет 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" Кредит 73 - 18 900 руб. (37 800 руб. х 50 %) - возмещена часть стоимости путевки за счет средств ФСС; Дебет 91-2 (76 или 84 специальный субсчет по учету фонда потребления) Кредит 73 - 11 340 руб. (37 800 руб. х 30 %) - часть стоимости путевки списана на прочие расходы (за счет фонда потребления или прибыли прошлых лет); Дебет 70 Кредит 73 - 7 560 руб. (37 800 руб. х 20 %) - удержана из зарплаты сотрудника часть стоимости путевки. Согласно статьи 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 % заработной платы, причитающейся работнику, т. е. удерживать из зарплаты сотрудника стоимость приобретенной для него путевки можно: * в определенном размере (до 20 % зарплаты); * после расчета налога на доходы физических лиц. Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" Кредит 68 субсчет "Налог на прибыль" - 2 721,6 руб. (11 340 руб. х 24 %) - отражена сумма постоянного налогового обязательства в случае отражения расходов в составе прочих расходов текущего периода. Если путевка приобреталась за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, то разниц по ПБУ 18/02 не будет, т. к. ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете эти суммы в расходах не учитываются. Налогообложение Операции по реализации услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от обложения НДС независимо от источника оплаты (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ). Реализация налогоплательщиком путевок своим работникам не подпадает под объект обложения НДС. Такой точки зрения придерживаются Минфин России (письмо от 16.03.2006 № 03-05-01-04/68) и судьи ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС от 03.05.2006 № 15664/05). Если полностью или частично в приобретении путевок помог соцстрах, то к расходам налогоплательщика эти суммы отношения не имеют. Расходы на оплату путевок на лечение, произведенные в пользу сотрудника или членов его семьи, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 29 ст. 270 НК РФ). Поэтому объекта обложения ЕСН и взносами на обязательное пенсионное страхование не возникает (п. 3 ст. 236 НК РФ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Согласно пункту 9 статьи 217 НК РФ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения не облагаются НДФЛ. Но нужно чтобы эти суммы оплачивались за счет средств ФСС РФ либо за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций. Поскольку формулировка статьи 217 НК РФ говорит о средствах, оставшихся после уплаты налога на прибыль, то следует обеспечить аналитический бухгалтерский учет так, чтобы это можно было доказать. На приобретение путевок учредители могут выделить специальные средства (фонд потребления). Фонд потребления создается в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за год (нераспределенной прибыли). Если учредитель принял решение о резервировании части прибыли на цели финансирования расходов текущего социального характера (выплаты материальной помощи, оплата путевок на лечение и отдых для сотрудников и членов их семей, питания, проезда к месту отдыха и другие аналогичные расходы), то зарезервированные суммы подлежат отражению в бухгалтерском балансе в разделе краткосрочных обязательств (см. письмо Минфина России от 10.10.2001 № 04-02-05/3/66). Минфин рассматривал эти суммы в качестве обязательств перед коллективом, а не перед учредителем. Порядок учета созданного организацией фонда потребления не регламентирован нормативными документами по бухгалтерскому учету. Можно рекомендовать отражать формирование фонда потребления на специально созданном субсчете "Фонд потребления" счета 76, но можно зарезервированные суммы учитывать и на отдельном субсчете счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Итак, если путевка для ребенка сотрудника приобретена за счет фонда потребления или прибыли прошлых лет, то на основании пункта 9 статьи 217 НК РФ налогооблагаемого дохода у работника не возникает, т. е. сумма компенсации за такую путевку НДФЛ не облагается. А если по итогам отчетного периода у организации нет прибыли (получен убыток), либо она не является плательщиком налога на прибыль? По мнению контролирующих органов, в этом случае льгота, предусмотренная пунктом 9 статьи 217 НК РФ, применению не подлежит. Такая позиция высказана, например, в письмах Минфина России от 26.10.2004 № 03-05-01-04/57, от 05.07.2004 № 03-03-05/2/44, от 25.04.2005 № 03-03-02-04/1/102 и 06.06.2005 № 03-05-01-04/175. В отношении использования указанной льготы организациями, не имеющими налогооблагаемой прибыли, в том числе теми, которые не платят налог на прибыль, есть различные судебные решения как в пользу налогоплательщика, так и против - см. Постановления ФАС: * СЗО от 12.03.2004 № А56-30068/03, от 29.08.2002 № Ф04/3158-963/А27-2002 и от 17.05.2006 № Ф04-2769/2006(22489-А27-34); * Волго-Вятского округа от 29.10.2003 № А17-1354/5 и от 21.07.2005 № А28-2561/2005-90/26; * Уральского округа от 14.12.2004 № Ф09-5274/04-АК; * Западно-Сибирского округа от 29.08.2002 № Ф04/3158-963/А27-2002 и др.). Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 указал, что пункт 9 статьи 217 НК РФ должны использовать все организации-работодатели независимо от режима налогообложения, иначе нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный пунктом 1 статьи 3 НК РФ. Поскольку ситуация может быть спорной, налогоплательщику нужно принять решение с учетом возможных налоговых рисков и конкретных сложившихся обстоятельств. /fomicheval@mail.ru / ------------------------------------------------------------------------ © ЗАО "1C", 2000-2007 г. Перепечатка и иное использование материалов возможно только с письменного разрешения "1С" Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.