"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

 

НОВОЕ В ИСЧИСЛЕНИИ И УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

 

С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ), который затронул как правила исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, так и порядок их администрирования. Остановимся на основных положениях данного Закона.

 

Обложение выплат в пользу иностранных граждан

 

Вышеупомянутый Закон расширил перечень работников, с выплат которым необходимо уплачивать страховые взносы в ПФР.

С 1 января 2015 г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования с момента заключения с ними договора, по которому осуществляется деятельность, независимо от срока такого договора, и, соответственно, выплаты в их пользу подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование с первого дня их работы (новая редакция п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ <1>).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

 

Напомним, что в настоящее время взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются только на выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Введение данной меры обусловлено необходимостью выравнивания фискальной нагрузки на работодателя как на плательщика страховых взносов в части уплаты страховых взносов как с выплат российским работникам, так и с выплат временно пребывающим иностранным работникам.

 

Ограничение для освобождения от обложения

страховыми взносами выплат работникам при увольнении

 

С 1 января 2015 г. устанавливается ограничение для освобождения от обложения страховыми взносами сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении на период трудоустройства, а также компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации - в размере трехкратного среднего месячного заработка или шестикратного среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (новая редакция ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ <2>).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

 

В настоящее время ТК РФ позволяет по соглашению сторон устанавливать неограниченную сумму вышеуказанного выходного пособия, что приводит к злоупотреблениям со стороны работодателей с целью вывода части заработной платы, выплачиваемой в виде такого пособия, из-под обложения страховыми взносами.

В связи с этим было принято решение ограничить размер выплат при увольнении, не подлежащих обложению страховыми взносами, по аналогии с нормами п. 3 ст. 217 НК РФ.

 

Уплата страховых взносов в рублях и копейках

 

В настоящее время уплата всех налогов, сборов и страховых взносов установлена в полных рублях.

Однако сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов отражаются в рублях и копейках.

Кроме того, суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляемых в счет уплаты страховых взносов, также отражаются в отчетности плательщика в ФСС в рублях и копейках.

В связи с этим в целях установления единого подхода к определению сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в государственные внебюджетные фонды, а также их расходованию и отражению в отчетности плательщиков страховых взносов Федеральным законом N 188-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2015 г. суммы страховых взносов определяются в рублях и копейках (новая редакция п. 7 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Данная мера позволит избежать расхождений между начисленными и уплаченными суммами страховых взносов, а также расхождений со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и суммами расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляемых в счет уплаты страховых взносов.

 

Представление отчетности в электронном виде

 

С 1 января 2015 г. отчетность в ПФР и ФСС необходимо представлять в электронном виде тем работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет 25 и более человек (новая редакция п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ <3>).

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

 

Данное изменение направлено на сокращение времени взаимодействия между плательщиками страховых взносов и органами ПФР и ФСС через расширение электронного документооборота.

В настоящее время расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде представляют плательщики-работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет 50 и более человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

При этом организация, имеющая менее 25 работников, также может представлять отчетность в ПФР и ФСС в электронном виде. Такое право предоставлено данным плательщикам законодательством о страховых взносах (ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

 

Установление условий и порядка предоставления отсрочки

(рассрочки)

 

До настоящего времени механизм реализации права плательщика страховых взносов на получение отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов законодательно не был регламентирован и, соответственно, у плательщика страховых взносов отсутствовала возможность получения такой отсрочки (рассрочки) при наличии установленного п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ права органа контроля за уплатой страховых взносов по ее предоставлению.

В целях реализации права плательщика страховых взносов на получение отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов Федеральным законом N 188-ФЗ установлены общие условия и порядок предоставления и прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки), а также определены органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Федеральным законом N 188-ФЗ предусматривается предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам сроком на один год и установление трех оснований ее предоставления (Федеральный закон N 212-ФЗ дополнен новой ст. 18.1):

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств;

3) если деятельность плательщика страховых взносов по производству и (или) реализации товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

При этом органами, уполномоченными принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), являются (Федеральный закон N 212-ФЗ дополнен новой ст. 18.3):

- территориальный орган ПФР по месту учета плательщика страховых взносов в части страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ПФР и бюджет ФФОМС;

- территориальный орган ФСС по месту учета плательщика страховых взносов в части страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ФСС.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов, к которому должны прилагаться следующие документы (Федеральный закон N 212-ФЗ дополнен новой ст. 18.4):

- акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

- справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых заинтересованному лицу счетов в банках;

- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у данного лица расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;

- обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;

- документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

 

Продление сроков выездной проверки и введение понятия

повторной проверки

 

В настоящее время выездная проверка по страховым взносам не может продолжаться более двух месяцев.

Федеральным законом N 188-ФЗ предусматривается продление сроков выездной проверки до четырех или до шести месяцев.

Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться (новый п. 11.1, который был добавлен в ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ):

- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более - до четырех месяцев; 10 и более - до шести месяцев);

- непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Кроме того, для улучшения качества администрирования страховых взносов органами государственных внебюджетных фондов по аналогии с нормами НК РФ вводится понятие "повторная выездная проверка". Это выездная проверка по страховым взносам, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Она также охватывает период не более трех лет.

Повторная выездная проверка может быть проведена:

- вышестоящим органом ФСС или ПФР в целях контроля за деятельностью своих территориальных отделений, проводивших проверку;

- территориальными отделениями ПФР или ФСС, если плательщиком представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

 

Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов

 

Нововведения также затронули правила зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов.

С 1 января 2015 г. возможен зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, который производится по заявлению плательщика страховых взносов (новая редакция ч. 21 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).

Например, с 1 января 2015 г. можно будет произвести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в счет предстоящих платежей по погашению недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как администратором данных страховых взносов является ПФР.

 

С.Павленко

Государственный советник РФ

2-го класса

Подписано в печать

21.11.2014