"Главная книга", 2014, N 22

 

ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЖАЛОБЕ РАБОТНИКА

 

Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые "обидчивые" из них могут и пожаловаться на работодателя "куда следует". И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате "в конверте". Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

 

К чему приводят жалобы сотрудников

 

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

Если работник проинформирует о "зарплатных" проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок суммы <1>. Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие "уважительные" причины <2>.

 

Внимание! Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыль <3>. Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков <4>.

 

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату "в конверте" - нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

--------------------------------

<1> Статья 236 ТК РФ.

<2> Пункт 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

<3> Письмо Минфина России от 31.10.2011 N 03-03-06/2/164.

<4> Постановления ФАС ПО от 30.08.2010 N А55-35672/2009; ФАС МО от 11.03.2009 N КА-А40/1267-09.

 

Кто может прийти с проверкой

 

Прокуратура

 

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты "в конверте".

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобе <5>. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запроса <6>.

 

К сведению

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: www.genproc.gov.ru -> Взаимодействие со СМИ -> Архив новостей от 23 июля 2014 г.

 

Прокуратура также может провести проверку на территории предприятия <7>. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщается <8>.

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение - наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

- принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организации <9>. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;

- внести представление с требованием устранить допущенные нарушения <10>. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);

- вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орган <11>. Дела по вопросам нарушения законодательства о труде <12> рассматриваются государственными инспекторами труда <13>, а также судами <14>.

Если же это повторное аналогичное нарушение <15>, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколы <16>, а рассматривают эти дела судьи <17>.

 

Для справки

За нарушение трудового законодательства грозит штраф <18>:

- для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.;

- для должностных лиц и ИП - от 1000 до 5000 руб.

Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановления <19>, то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

 

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий <20>, подлежат безусловному исполнению в установленный срок <21>. Умышленное их невыполнение грозит штрафом <22>:

- организациям - от 50 000 до 100 000 руб.;

- должностным лицам - от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой - это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

--------------------------------

<5> Пункт 1 ст. 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Закон N 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45.

<6> Пункт 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

<7> Пункт 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

<8> Пункт 1 ст. 22 Закона N 2202-1.

<9> Статья 23 Закона N 2202-1.

<10> Статья 24 Закона N 2202-1.

<11> Статья 25, п. 3 ст. 27 Закона N 2202-1.

<12> Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

<13> Статья 23.12 КоАП РФ.

<14> Часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

<15> Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

<16> Пункт 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

<17> Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

<18> Статья 5.27 КоАП РФ.

<19> Статья 4.6 КоАП РФ; п. п. 16, 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.

<20> Статья 22 Закона N 2202-1.

<21> Пункт 1 ст. 6 Закона N 2202-1.

<22> Статья 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 N 4а-139/13.

 

Трудинспекция

 

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом <23>. Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускается <24>. Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью граждан <25>. Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратурой <26>.

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целевой <27>.

 

Из авторитетных источников

Шкловец Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

"В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки. Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников".

 

К сведению

Как организовать работу с кадровой документацией, чтобы избежать "трудовых" штрафов, читайте: журнал "Главная книга", 2012, N 8, с. 30.

 

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на "серую" зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах "в конверте".

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

 

Предупреждаем руководителя

Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штраф <28>:

- для организаций - от 10 000 до 20 000 руб.;

- для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции составит <29>:

- для организаций - от 100 000 до 200 000 руб.;

- для должностных лиц и ИП - от 30 000 до 50 000 руб.

 

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ <30>.

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушения <31>. Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой - минимум 600 000 руб. (30 000 руб. x 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкой <32>. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

--------------------------------

<23> Часть 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

<24> Часть 9 ст. 360 ТК РФ.

<25> Пункт 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

<26> Часть 8 ст. 360 ТК РФ.

<27> Пункт 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

<28> Статья 19.5 КоАП РФ.

<29> Пункт 5 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

<30> Статья 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ.

<31> Постановление ВС РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-11.

<32> Пункт 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

 

Налоговая инспекция

 

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы "в конверте", без внимания налоговики ее не оставят <33>. То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организации <34>. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательства <35>.

Для дачи пояснений на "зарплатную" комиссию вызовут и руководителя компании.

А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислению <36>, а также начислить ей пени <37>.

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату "в конверте", тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъясняла <38>, что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить налог <39>. Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штраф <40>.

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работнику <41>. Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

--------------------------------

<33> Пункт 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

<34> Постановления ФАС ПО от 08.08.2012 N А12-12839/2011, от 05.03.2013 N А65-18177/2012.

<35> Постановления ФАС МО от 18.01.2012 N А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 N Ф03-501/2012.

<36> Статья 123 НК РФ.

<37> Статья 75 НК РФ.

<38> Письмо ФНС России от 02.12.2009 N 3-5-04/1774.

<39> Подпункт 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ.

<40> Статья 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ.

<41> Письмо ФНС России от 25.07.2014 N БС-4-11/14507@.

 

ФСС и ПФР

 

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты "в конверте" означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

 

Из авторитетных источников

Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты "в конверте", это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления "серых" схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними".

 

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР) <42>. При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов - нет <42>.

 

Из авторитетных источников

Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

"ФСС РФ имеет право <43> проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверка".

 

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

 

Из авторитетных источников

Позднякова Ирина Владимировна, заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

"При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страхованию <44> проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверок <45>".

 

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

- доплатить неправильно выплаченное пособие;

- отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплата <46>. При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штраф <47>. При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40% <48>. Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пени <49>.

 

* * *

 

От слова "проверка" бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

--------------------------------

<42> Часть 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ).

<43> Пункт 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ.

<44> Часть 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ.

<45> Статья 33 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

<46> Абзац 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.

<47> Статья 47 Закона N 212-ФЗ.

<48> Части 1, 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.

<49> Часть 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.

 

Ю.В.Капанина

Эксперт по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Подписано в печать

07.11.2014