"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1

 

РАЗМЕРЫ ПОСОБИЙ И ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ В 2016 ГОДУ

 

В каком размере установлены выплаты в сфере социального обеспечения? Надо ли индексировать детские пособия? Какова предельная величина базы для расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС? В каком порядке будут проиндексированы пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Ответы на эти вопросы - в представленной статье.

 

Об установлении выплат в сфере социального обеспечения населения. Статьей 8 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения" Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" установлено, что в 2016 г.:

- размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", составляет 453 026 руб.;

- размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, равен 245 880 руб.;

- размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", - 12 373 руб.;

- размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, - 1,04.

О детских пособиях. Что касается индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, на основании ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ <1> такая индексация производится в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

 

Законом о федеральном бюджете на 2016 год индексация пособий не предусмотрена, следовательно, пособия, перечисленные в ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ, будут выплачиваться в таком же размере, как и в 2015 г.

 

Вид пособия

Базовое значение, установленное Федеральным законом N 81-ФЗ, руб.

Размер пособия с 01.01.2016, руб.

Пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, указанным в абз. 2 ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

300

543,67

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

300

543,67

Единовременное пособие при рождении ребенка

8000

14 497,8

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

8000

14 497,8

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком <*>

1500

2718,34

Минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми

3000

5436,67

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

14 000

22 958,78

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

6000

9839,48

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для лиц, указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ <**>

6000

10 873,36

 

--------------------------------

<*> При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком такое пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абз. 2 - 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Закона, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает названного минимального размера такого пособия.

<**> При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, названным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 этого Закона, в максимальном размере, установленном до индексации в силу ч. 1 ст. 4.2 Закона, подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного согласно ч. 1 ст. 4.2.

 

Предельная величина базы для расчета пособий. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ <2> пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

 

Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам начались в 2016 г., расчетный период при исчислении пособий - 2014 - 2015 гг. (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Заработок за эти два года необходимо разделить (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):

- при расчете пособия по временной нетрудоспособности - на постоянную величину, равную 730 (ч. 3);

- при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком - на 730 (если 2014 - 2015 гг. отработаны полностью, делим на 730 календарных дней, так как 2013 и 2014 гг. не были високосными) (ч. 3.1).

 

К сведению. В отличие от среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, на число календарных дней в том же периоде. Из этого следует, что, если один из годов расчетного периода является високосным, в случае полностью отработанного расчетного периода делить надо будет не на 730, а на 731.

 

Максимальная сумма заработка сотрудника, учитываемая при расчете пособий, составляет (ч. 2, 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ <3>):

- за 2014 г. - 624 000 руб.;

- за 2015 г. - 670 000 руб.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

 

Общая максимальная сумма выплат за расчетный период - 1 294 000 руб. (624 000 + 670 000).

Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности с учетом стажа составит:

- 1063,56 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 60%) - при стаже до пяти лет;

- 1418,08 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 80%) - при стаже от пяти до восьми лет;

- 1772,60 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 100%) - при стаже восемь лет и более, а также при назначении пособия по беременности и родам.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2016 г. составляет 21 554,82 руб. (1772,6 руб. x 30,4 дн. x 40%).

О замене календарных лет в расчетном периоде. Разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком были представлены ФСС РФ в Письме от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247.

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из таких годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по его заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.

Приведем примеры:

1) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом в 2013 - 2014 гг. застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут быть заменены только на 2012 - 2011 г.;

2) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 гг.) и частично (в 2014 и 2011 гг.) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть на 2009 и 2010 гг. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 гг., но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ);

3) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом с ноября 2010 г. по июль 2015 г. застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 г. частично работало, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 гг. Или же в расчет может быть взят заработок за 2010 г. (где застрахованное лицо частично работало) и 2009 г. исходя из того, при каком варианте размер пособия будет больше;

4) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 гг. находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2012 г. работало, а в 2011 и 2010 гг. также находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 гг.

В своем Письме ФСС обратил внимание на следующее: замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью. Кроме того, необходимым условием замены лет расчетного периода признается увеличение размера пособия.

 

Обратите внимание! На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом ФСС) законодательства РФ, в том числе Федерального закона N 255-ФЗ при исчислении пособий, не является счетной ошибкой.

 

Выплата пособий, рассчитываемых исходя из МРОТ. Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" величина МРОТ с 1 января 2016 г. увеличена до 6204 руб. Следовательно, повышены размеры минимальных пособий, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из МРОТ.

Напомним, что МРОТ применяется при исчислении пособий по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в следующих случаях:

- если страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев;

- если у работника не было зарплаты в 2014 и (или) 2015 гг. (например, если работница находилась в это время в отпуске по уходу за ребенком);

- если работник в 2014 и (или) 2015 гг. не работал в организации и не подтвердил свой заработок справками от других работодателей;

- если средний заработок работника в расчете на каждый месяц расчетного периода меньше установленного МРОТ (для 2016 г. - 6204 руб.).

Таким образом, минимальный средний дневной заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для перечисленных случаев составит 203,97 руб. (6204 руб. x 24 мес. / 730).

О размере выплат, производимых в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ <4>. Статьей 6 Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" предусмотрено следующее:

- сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, в январе 2016 г. составляет 84 964,2 руб., в феврале - декабре 2016 г. - 90 401,9 руб.;

- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 г. 65 330 руб., в феврале - декабре 2016 г. - 69 510 руб.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

 

Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января и 1 февраля 2016 г. соответственно названные максимальные размеры таких выплат, не изменяются.

 

Н.И.Будакова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

22.12.2015