"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1
РАЗМЕРЫ
ПОСОБИЙ И ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ В 2016 ГОДУ
В каком размере установлены выплаты в сфере социального обеспечения? Надо ли индексировать детские пособия? Какова предельная величина базы для расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС? В каком порядке будут проиндексированы пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Ответы на эти вопросы - в представленной статье.
Об установлении выплат в сфере социального обеспечения населения. Статьей 8 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения" Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" установлено, что в 2016 г.:
- размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", составляет 453 026 руб.;
- размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, равен 245 880 руб.;
- размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", - 12 373 руб.;
- размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, - 1,04.
О детских пособиях. Что касается индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, на основании ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ <1> такая индексация производится в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Законом о федеральном бюджете на 2016 год индексация пособий не предусмотрена, следовательно, пособия, перечисленные в ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ, будут выплачиваться в таком же размере, как и в 2015 г.
Вид пособия |
Базовое значение, установленное Федеральным законом N 81-ФЗ, руб. |
Размер пособия с 01.01.2016, руб. |
Пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, указанным в абз. 2 ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) |
300 |
543,67 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
300 |
543,67 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
8000 |
14 497,8 |
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью |
8000 |
14 497,8 |
Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком <*> |
1500 |
2718,34 |
Минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми |
3000 |
5436,67 |
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
14 000 |
22 958,78 |
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
6000 |
9839,48 |
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для лиц, указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ <**> |
6000 |
10 873,36 |
--------------------------------
<*> При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком такое пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абз. 2 - 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Закона, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает названного минимального размера такого пособия.
<**> При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, названным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 этого Закона, в максимальном размере, установленном до индексации в силу ч. 1 ст. 4.2 Закона, подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного согласно ч. 1 ст. 4.2.
Предельная величина базы для расчета пособий. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ <2> пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам начались в 2016 г., расчетный период при исчислении пособий - 2014 - 2015 гг. (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Заработок за эти два года необходимо разделить (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
- при расчете пособия по временной нетрудоспособности - на постоянную величину, равную 730 (ч. 3);
- при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком - на 730 (если 2014 - 2015 гг. отработаны полностью, делим на 730 календарных дней, так как 2013 и 2014 гг. не были високосными) (ч. 3.1).
К сведению. В отличие от среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, на число календарных дней в том же периоде. Из этого следует, что, если один из годов расчетного периода является високосным, в случае полностью отработанного расчетного периода делить надо будет не на 730, а на 731.
Максимальная сумма заработка сотрудника, учитываемая при расчете пособий, составляет (ч. 2, 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ <3>):
- за 2014 г. - 624 000 руб.;
- за 2015 г. - 670 000 руб.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Общая максимальная сумма выплат за расчетный период - 1 294 000 руб. (624 000 + 670 000).
Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности с учетом стажа составит:
- 1063,56 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 60%) - при стаже до пяти лет;
- 1418,08 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 80%) - при стаже от пяти до восьми лет;
- 1772,60 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 100%) - при стаже восемь лет и более, а также при назначении пособия по беременности и родам.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2016 г. составляет 21 554,82 руб. (1772,6 руб. x 30,4 дн. x 40%).
О замене календарных лет в расчетном периоде. Разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком были представлены ФСС РФ в Письме от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247.
Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из таких годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по его заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.
Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.
Приведем примеры:
1) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом в 2013 - 2014 гг. застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут быть заменены только на 2012 - 2011 г.;
2) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 гг.) и частично (в 2014 и 2011 гг.) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть на 2009 и 2010 гг. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 гг., но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ);
3) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом с ноября 2010 г. по июль 2015 г. застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 г. частично работало, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 гг. Или же в расчет может быть взят заработок за 2010 г. (где застрахованное лицо частично работало) и 2009 г. исходя из того, при каком варианте размер пособия будет больше;
4) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 гг. находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2012 г. работало, а в 2011 и 2010 гг. также находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 гг.
В своем Письме ФСС обратил внимание на следующее: замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью. Кроме того, необходимым условием замены лет расчетного периода признается увеличение размера пособия.
Обратите внимание! На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом ФСС) законодательства РФ, в том числе Федерального закона N 255-ФЗ при исчислении пособий, не является счетной ошибкой.
Выплата пособий, рассчитываемых исходя из МРОТ. Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" величина МРОТ с 1 января 2016 г. увеличена до 6204 руб. Следовательно, повышены размеры минимальных пособий, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из МРОТ.
Напомним, что МРОТ применяется при исчислении пособий по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в следующих случаях:
- если страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев;
- если у работника не было зарплаты в 2014 и (или) 2015 гг. (например, если работница находилась в это время в отпуске по уходу за ребенком);
- если работник в 2014 и (или) 2015 гг. не работал в организации и не подтвердил свой заработок справками от других работодателей;
- если средний заработок работника в расчете на каждый месяц расчетного периода меньше установленного МРОТ (для 2016 г. - 6204 руб.).
Таким образом, минимальный средний дневной заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для перечисленных случаев составит 203,97 руб. (6204 руб. x 24 мес. / 730).
О размере выплат, производимых в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ <4>. Статьей 6 Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" предусмотрено следующее:
- сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, в январе 2016 г. составляет 84 964,2 руб., в феврале - декабре 2016 г. - 90 401,9 руб.;
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 г. 65 330 руб., в феврале - декабре 2016 г. - 69 510 руб.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января и 1 февраля 2016 г. соответственно названные максимальные размеры таких выплат, не изменяются.
Н.И.Будакова
Эксперт журнала
"Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
22.12.2015