"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1

 

МИНТРУД ИНФОРМИРУЕТ:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЕ

 

В рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р, был разработан новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размера пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Соответствующий проект федерального закона одобрен Правительством РФ и внесен им на рассмотрение в Федеральное Собрание. Новый порядок планируется ввести в РФ с 1 января 2015 г. В связи с этим Минтруд на своем официальном сайте представил Информационное сообщение от 19.11.2013 "Общие положения новой пенсионной формулы в вопросах и ответах". В статье расскажем о некоторых разъяснениях, приведенных в этом Информационном сообщении.

 

Основные принципы исчисления пенсии

 

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Напомним, что новая формула расчета пенсий уже прошла согласование со всеми ведомствами и, скорее всего, уже не будет корректироваться.

Как известно, трудовая пенсия включает в себя страховую и накопительную части. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в 2013 г. - 3610,31 руб.).

Страховая пенсия рассчитывается с применением индивидуального пенсионного коэффициента по формуле:

 

СП = (ФВ x КПВ) + (ИПК x КПВ) x СПК,

 

где СП - страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ - фиксированная выплата;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ - премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеют разные значения для ФВ и СП).

Тариф отчислений на формирование прав граждан на страховую пенсию установлен в размере 22% с сумм, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Кроме того, планируется взимать еще 10% с выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, - именно эта часть средств будет направляться на предоставление дополнительных пенсионных коэффициентов лицам, имеющим страховой стаж более 30 лет.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент", которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (годовой ПК) равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу (10 или 16%) к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10:

 

              Сумма страховых взносов на формирование страховой части

              пенсии, уплаченных работодателем с зарплаты по тарифу 10

                                    или 16% <*>

Годовой ПК = --------------------------------------------------------- x 10.

              Сумма страховых взносов с максимальной взносооблагаемой

             по закону зарплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу

                                      16% <**>

 

--------------------------------

<*> Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС (0%), то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%. Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование его страховой части пенсии будут направляться страховые взносы по тарифу 10%.

<**> Предельный годовой заработок (фонд оплаты труда), с которого работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, ежегодно устанавливается федеральным законом.

 

К сведению. Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, - 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов в систему ОПС идут на финансирование фиксированной выплаты, а 16% - это индивидуальный тариф, по которому по вашему выбору уплаченные взносы могут полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии или же 6% могут направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

 

Согласно новому порядку расчета пенсий, чем выше зарплата, тем выше значение годового пенсионного коэффициента. Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

Следует помнить, что при расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета НДФЛ (13%).

 

Обратите внимание! Страховая часть пенсии будет зависеть от пенсионных коэффициентов, а не от размера уплаченных работодателем взносов. В свою очередь, эти коэффициенты будут напрямую зависеть от двух составляющих: от годовой заработной платы и страхового стажа до выхода на пенсию.

 

С 2021 г. при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской заработной платы максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 г. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной заработной платы, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

Размер пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство РФ в соответствии с федеральным законом.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как служба в армии по призыву, уход за ребенком, уход за ребенком-инвалидом, уход за гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в данных периодах гражданин не работал.

Так, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента за каждый год срочной воинской службы.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:

- 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска - за первого ребенка;

- 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска - за второго ребенка;

- 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска - за третьего ребенка.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и годовой пенсионный коэффициент, размер которого ежегодно устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Еще один важный момент: по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Так, например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%, если через 10 лет - фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая часть - в 2,32 раза.

Предусмотрены следующие коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста.

 

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии (не более 10 лет, если больше - применяется коэффициент как за 10 лет)

Фиксированный платеж

Страховая часть пенсии

0

1

1

1

1,056

1,066

2

1,12

1,15

3

1,19

1,24

4

1,27

1,34

5

1,36

1,45

6

1,46

1,59

7

1,58

1,74

8

1,73

1,9

9

1,9

2,09

10

2,11

2,32

 

Условиями формирования права на страховую пенсию по старости являются:

- для граждан - необходимость отработать минимум 15 лет (в настоящее время согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" достаточно 5 лет). 15 лет минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет в 2025 г. (в 2015 г. минимальный стаж - 6 лет, а в течение 10 лет он будет поэтапно увеличиваться по одному году в год). Те, у кого общий стаж к 2025 г. будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины - в возрасте 60 лет, мужчины - в возрасте 65 лет). Кроме того, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания;

- необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Для граждан, имеющих трудовой стаж (для инвалидов I группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан, работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения "северных" коэффициентов.

В новых правилах расчета трудовой пенсии в стаж засчитываются следующие социально значимые периоды жизни человека:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;

- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и ссылке;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.

Накопительная пенсия - это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Для граждан старше 1967 года рождения трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что весь объем страховых взносов, перечисляемых работодателем, производится только на страховую часть пенсии.

Для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на так называемый период ожидаемой выплаты пенсии - 228 месяцев.

Если же гражданин родился в 1967 г. и позднее, до 31 декабря 2015 г. ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

При принятии решения следует помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции, в то время как накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае возникновения убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на так называемый период ожидаемой выплаты пенсии - 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

 

Переходные положения, предусмотренные при введении

нового порядка назначения и расчета пенсий

 

Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 г. У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 г. будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты.

Следует отметить, что в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размеров пенсий будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы по ОПС, предусматриваются переходные положения.

В частности, планируется повышение минимального стажа для получения права на трудовую пенсию с 6 лет в 2015 г. до 15 лет и минимального количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 г. до 30 к 2025 г.

Кроме того, предусмотрены повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской заработной платы и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 г. до 10 к 2021 г.

 

Обратите внимание! Чтобы с 1 января 2015 г. ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсий, в течение 2014 г. будет проводиться конвертация пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 г. Конвертацию будет осуществлять ПФР. Конвертация будет проводиться в беззаявительном порядке, следовательно, обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно. База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования для пересчета уже сформированных пенсионных прав в пенсионные коэффициенты.

 

Введение новой пенсионной формулы вызывает много вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

Какой тариф страховых взносов будут применять работодатели? В порядке уплаты страховых взносов ничего не изменится. Тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% от базы для начисления страховых взносов до предельной величины облагаемой базы, размер которой ежегодно индексируется государством (плюс 10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы). В 2013 г. этот предельный годовой заработок составлял 568 тыс. руб. При этом предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%, с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у граждан, имеющих высокооплачиваемую работу, формировалась в размере, адекватном их заработку.

Как будут рассчитываться годовые пенсионные коэффициенты, если человек с 1 января 2015 г. работает на двух работах? Данные коэффициенты будут рассчитываться исходя из суммы двух заработных плат и, соответственно, уплаченных с них страховых взносов. При этом годовой пенсионный коэффициент в любом случае не может превышать значение 10 за год (10 - в 2021 г., 7,39 - в 2015 г.).

Как будут рассчитываться пенсии индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения? Расчет пенсии для названных лиц будет осуществляться так же, как и для работников по найму. Трудовая пенсия по старости будет трансформирована в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата. Размер накопительной пенсии будет исчисляться так же, как сегодня производится расчет накопительной части трудовой пенсии.

При расчете страховой пенсии будут учитываться длительность трудового стажа и возраст обращения за назначением пенсии, которые дают дополнительные коэффициенты, увеличивающие размер страховой пенсии и фиксированной выплаты, а также суммы страховых взносов, которые уплачивает самозанятое население. При этом для получения права на назначение пенсии индивидуальный предприниматель должен за трудовую жизнь заработать не менее 30 пенсионных коэффициентов и иметь минимум 15 лет страхового стажа.

Будет ли выплачиваться пенсия работающим пенсионерам? Пенсия работающим пенсионерам будет выплачиваться в полном объеме. Страховые взносы, уплаченные после назначения пенсии, пойдут на выплату пенсий тем, кто отложил выход на пенсию, и повышение пенсий пенсионерам в целом, в том числе тем, кто действительно утратил заработок (не может работать). В солидарной системе это естественно. Таким образом, пенсия работающих пенсионеров будет ежегодно расти по росту общих доходов ПФР (росту СПК).

Будут ли с 1 января 2015 г. сохранены пенсии для "досрочников"? Предполагается, что досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме. У работника, имеющего необходимый стаж работы на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время на общественное и экспертное обсуждение вынесен законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Законопроект предусматривает механизмы стимулирования работодателей, которые предлагают своим сотрудникам, работающим на вредных и опасных производствах, участвовать в корпоративных пенсионных системах, что обеспечивает гражданам дополнительное пенсионное обеспечение сверх пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

Отменят ли с 1 января 2015 г. северный коэффициент, применяемый в настоящее время к фиксированному базовому размеру трудовой пенсии? В настоящее время северный коэффициент увеличивает фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. После введения нового порядка расчета пенсий к страховой пенсии также будет назначаться фиксированная выплата - аналог сегодняшнего фиксированного базового размера. Таким образом, северный коэффициент сохранится и будет увеличивать фиксированную выплату на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство РФ в зависимости от района проживания на период проживания северян в данных районах. Это же правило будет распространяться на пенсии пенсионеров, которые переехали из районов с обычными природно-климатическими условиями в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к ним.

Будет ли размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности зависеть от группы инвалидности? Фиксированная выплата будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а также от наличия нетрудоспособных иждивенцев.

Будет ли сохранено право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно? Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являющемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет.

Какой будет фиксированная выплата в составе страховой пенсии для жителей северных регионов и приравненных к ним местностей? Повышение фиксированной выплаты для северян будет осуществляться в том же порядке, что и определение фиксированного базового размера пенсий в действующем законодательстве.

Каким образом и в какие сроки можно отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии? Что в этом случае произойдет с уже накопленными средствами? Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014 - 2015 гг. будет предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10 до 16%. Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, работодатель будет направлять страховые взносы в ПФР в размере 22% на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить: даже в этом случае все сформированные на данный момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачиваться в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Подать заявление об отказе от формирования накопительной части пенсии можно до 31 декабря 2015 г.

При выборе соотношения процентов на формирование страховой и накопительной частей пенсии (все 16% на страховую часть или 10% на страховую и 6% на накопительную часть) следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд (управляющая компания). Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

Все ранее сформированные пенсионные накопления в системе ОПС, включая инвестиционный доход от их инвестирования, взносы в рамках программы софинансирования и суммы софинансирования государства, будут продолжать инвестироваться ПФР и негосударственными пенсионными фондами и будут выплачены гражданам при их выходе на пенсию. Порядок назначения и выплаты сумм пенсионных накоплений не меняется.

В заключение отметим, что в настоящее время средняя пенсия по РФ составляет около 35% средней заработной платы при трудовом стаже, равном 30 - 33 годам. Введение предлагаемой пенсионной формулы обеспечит гражданину пенсию в размере 40% средней заработной платы в год назначения. Правда, чтобы выйти на этот показатель, трудовой стаж должен составлять минимум 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин. Но для того, чтобы увеличить пенсию, гражданам придется работать и после достижения пенсионного возраста.

 

С.Е.Нестеров

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

19.12.2013