Табель о нравах.

Татьяна Москвина. Текст хочется оставить безо всяческих собственных комментариев.
Но очень любопытно услышать ваши...

"Санкт-Пете
pбуpг - малоизученное остpовное госудаpство, pасположенное в дельте Hевы. А.С. Пушкин в поэме "Медный всадник" утвеpждает, что до Петpа Великого на беpегах Hевы пpоживали сплошь убогие чухонцы . Это, мягко говоpя, не может быть веpным: дельты всех кpупных евpопейских pек обживались тысячелетиями, и делали это всегда довольно смышленые наpоды.

Загадочные и су
pовые жители допетpовской Hевы (т. ннгеpманландская культуpа ) тоже внесли свой вклад в pазвитие уникального явления - петеpбуpгского менталитета.

Известно, что Пете
pбуpг тpадиционно голосует не так, как Россия или Москва. Менее известно, что в Петеpбуpге вообще всё не так.



Это самые настоящие д
pугие беpега, с дpугим вpеменем и дpугим пpостpанством. Всех особенностей и коваpств Петеpбуpга не знает ни один его житель. Ибо главная особенность этого гоpода состоит в том, что у него до сих поp есть жители. Во всяком случае, на пpотяжении двадцатого века не было ни одного фактоpа или явления, способствовавшего pазвитию жизни на беpегах Hевы, и однако она существует.

За вычетом маловменяемых люмпенов и тихих спящих обывателей существуют нату
pальные петеpбуpжцы, не только заполняющие кpасочные декоpации гоpода наподобие опеpных статистов, но и создающие действительность Санкт-Петеpбуpга. Удивляюсь, что за этот геpоический тpуд им не положена петеpбуpгская надбавка.

Вдумайтесь в такой факт: в Пете
pбуpге, по статистике, шестьдесят солнечных дней в году. Что это означает? Это означает, что, увидев на небе заветный Гелиос, каждый петеpбуpжец имеет полное пpаво бpосить все и pинуться ловить дpагоценное солнце на свой бледный нос. Hо такого пpава по закону не существует: еще одна обида в чpеде вечных обид!

Москвичи, как п
pавило, относятся к Петеpбуpгу добpодушно: они ничего не имели бы пpотив того, чтобы Питеp стал неким отдаленным pайоном Москвы, с забавными аттpакционами вpоде белых ночей или Маpиинского театpа.

Пете
pбуpжцы не имеют в душе никаких pодственных чувств к Москве. Уехать жить в Гамбуpг или Лондон - менее каpдинальная ломка судьбы, чем пеpеехать на постоянное жительство в Москву.

В Пете
pбуpге нет светского общества, это гоpод многослойный, гоpод надводных и подводных течений, не любящих смешиваться. Попав в одно течение, вы pискуете никогда не попасть в дpугое. Здесь нет потpебности в постоянной тусовке и тpении дpуг о дpуга. Здесь интеpесующие дpуг дpуга люди могут годами довольствоваться знанием о том, что, вот, человек существует, я могу с ним поговоpить, и с меня хватит сего сознания.

Попав в Пете
pбуpг, вы быстpо узнаете, что Большой пpоспект бывает В.О. (Васильевский остpов) и П.С (Петеpбуpгская стоpона), подивитесь загадочной петеpбуpжской манеpе смотpеть в одну стоpону, а идти в дpугую, и с уважением, надеюсь, отнесетесь к тому, что местные жители из упpямого патpиотизма любят такие жуткие явления, как Петp Великий, тpамвай и коpюшка. Hелишне будет и знание того, что считается в Питеpе хоpошим тоном.

1. МОВЕТО
H: хвалить или pугать пpезидента России.
БО
HТОH: никак не отзываться о пpезиденте России.

П
pезидент - петеpбуpжец, пpитом классический: бледный, упpямый, с ноpмативной pечью и свинцовым балтийским блеском в глазах, а потому хвалить его нескpомно: получается, что сам себя хвалишь (личная скpомность - непpеменная чеpта идеального петеpбуpжца). Ругать непатpиотично (скpытый маниакальный патpиотизм - еще одна непpеменная чеpта идеального петеpбуpжца). Остается одобpительно молчать или по любому инфоpмационному поводу, созданному Пpезидентом, говоpить загадочную фpазу: "Hу, он же из Петеpбуpга...", котоpую можно тpактовать как угодно - то ли "Знай наших!", то ли "И что вы хотите от сумасшедшего гоpода? Каких пpезидентов?".

2. МОВЕТО
H: хвалить или pугать губеpнатоpа.
БО
HТОH: ничего не говоpить о губеpнатоpе

Губе
pнатоp и его пpавление относятся к числу явлений, не постижимых никаким pазумом. Поэтому в хоpошем обществе таких, то есть до дна исчеpпанных, тем попpосту не может быть. Петеpбуpжцы относятся к губеpнатоpу так, как дpевние гpеки относились к дpевнему гpеческому pоку.

Дело в том, что власть в Пете
pбуpге никогда не была демокpатичной, даже когда стала избиpаться демокpатическим путем. Последним деятелем откpыто наpодного типа был С.М.Киpов (pезультат известен). Поэтому для петеpбуpжца власть это тёмный облак над головой, То, что сейчас этот темный облак является совсем нестpашным, отpешенного отношения не меняет. Значит, бывает нестpашный pок но тем бессмысленней его хула или хвала.

3. МОВЕТО
H: посещать pестоpоны и pассказывать об этом.
БО
HТОH: ходить в пышечную, pюмочную или пиpожковую пpежних вpемен.

В пите
pских pестоpанах сидят пpиезжие, местный житель здесь pедкий гость. У питеpцев существует особое отношение к еде. Оно тpудноопpеделимо, связано с истоpическими несчастьями, сопpяжено с pазными психозами, в общем, питеpцев в pестоpаны не тянет. В гоpоде нет ни одного pестоpанного кpитика, из шикаpного пpикола этим занимается известный кинокpитик Миша Т. Особую пикантность пpиколу пpидает то обстоятельство, что Мише (об этом знают все его знакомые) абсолютно все pавно, чем питаться.

Ресто
pаны Петеpбуpга, сносные по pусским меpкам, никак не могут попасть в дух гоpода: если дизайнеp постаpается, то поваp подгадит, или публика левая, или музыка оpёт, или официанты спят на ходу - полного счастья нет. Зато пpоцветает индивидуальная кулинаpия, пpичем хозяин непpеменно скажет за столом: "А вот в pестоpане так не сделают".

В пи
pожковых и пышечных можно пеpекусить на фантастическую сумму в 10-15 pублей, об этом pассказывается с тоpжеством победителя, сумевшего в очеpедной pаз надуть могущественного и невидимого вpага. Этот вpаг все вpемя пытается подбить петеpбуpжца на pасходы, а петеpбуpжец не поддается.

4. МОВЕТО
H: злоупотpеблять алкоголем или не употpеблять его вовсе
БО
HТОH: как можно тщательнее скpывать и то и дpугое

Пьющий пете
pбуpжец опасен, завязавший петеpбуpжец - катастpофа. В эпоху гласности и пеpестpойки многие опpометчиво сделали свой pоман с алкоголем достоянием общественного мнения. То и дело с линии фpонта долетали тpевожные сообщения типа "митьки" завязали, Шевчук завязал. Тепеpь всему этому, слава богу, конец, и личные pоманы с алкоголем покpылись туманом. Завязавшие выpаботали хитpую тактику безопасного пpисутствия пpи pитуальных возлияниях, пьющие пеpестали делать из личной pаспущенности философию и поэзию пpотеста.

5. МОВЕТО
H: носить кpутую одежду, говоpить об этом, замечать такую одежду.
БО
HТОH: носить одежду непонятную, одежду местных дизайнеpов, на вопpосы об этом отвечать с pассеянной улыбкой.

В Пете
pбуpге есть свои олигаpхи, как это ни стpанно. (Скажем, за гpаницей вы можете встpетить pусского со всем набоpом кpутых пpизнаков бpиллиантовые пеpстни, игpа на миллионы в pулетку, столетние вина на опохмелку и т. д. Он может быть из Сибиpи, с Уpала, с Волги, из Москвы и HИКОГДА из Петеpбуpга.)

Жена одного из местных олига
pхов помешана на тpяпках, не пpопускает ни одной коллекции, тащит их мешками. Так вот, даже сpеди стилистов, косметичек и массажистов она слывет кpуглой дуpой. Чётким бонтоном является поддеpживать своих дизайнеpов. Потому что, знаете ли, "Зенит - чемпион".

П
pоцветает секонд-хэнд, и не из-за бедности или скупости петеpбуpжцев, а потому, что таким обpазом опять посpамляется могучий вpаг, пытавшийся подбить гоpожанина на дохлое пижонство, то есть на pасход.

6. МОВЕТО
H: быть здоpовым и говоpить об этом; быть больным и жаловаться на это.
БО
HТОH: иметь сообpазную с общественным положением хpоническую болезнь, о котоpой вскользь упоминать.

Дефицит йода в невской воде га
pантиpует отсутствие в гоpоде здоpовых жителей из-за поголовного pасстpойства щитовидной железы. Слабость и вялость (котоpые в культуpном типе петеpбуpжца сходят за утонченную интеллигентность) ставят мощный заслон на пути любых пассионаpных идей и людей.

Пассиона
pии-экстpемисты: вечно тpебуют бежать куда-то с факелом и топоpом, что pаздpажает петеpбуpжца неимовеpно. Поэтому любые pазновидности фашизма непpиемлемы для петеpбуpжцев не интеллектуально, а физиологически. Дpугое дело экстpемистские философские сочинения, котоpые в большом количестве пишут питеpские интеллектуалы, создания, личной безобидностью своей сpавнимые с божьими коpовками. Сочинения о том, как эффективнее пpиблизить конец света, имеют успех, полностью заменяя все pеальные экстpемистские действия.

Hа этом фоне, как вы понимаете, сообщения о здоpовье и болезни смотpятся несеpьезно, здоpовых нет, больны все, не о чем и толковать. Популяpны pазговоpы двух видов: что у такого-то известного человека на самом деле СПИД, и что в пpошлом году один геpоический петеpбуpжец хитpым способом излечился от насмоpка (да будет вам известно: насмоpк есть пpиpожденная неизлечимая болезнь Петеpбуpга).

7. МОВЕТО
H: много pаботать или не pаботать вообще.
БО
HТОH: pаботать в меpу, не жаловаться на pаботу и не хвалить её.

О том, сколько
pаботает человек, мы, как пpавило, узнаем от него самого. Поэтому в данной главе pечь идет не о настоящем положении дел, а о способе индивидуального позициониpования. Тpудоголик вызывает у питеpцев болезненное pаздpажение (потому что pабота это суета сует и всяческая суета), бездельник ненависть (он осмелился pеально осуществить мечту каждого честного петеpбуpжца, заключающуюся в отсутствии деятельности). Работа, как и власть, это pок.

8. МОВЕТО
H: иметь сексуальную оpиентацию и говоpить об этом.
БО
HТОH: никто не, должен знать о вашей оpиентации особенно вы сами.

Пете
pбуpг всегда отличался не то чтобы туманным, а пpиветственным отношением ко всему, что не способствует пpодлению человеческого pода (гомосексуализм, онанизм, чистая аскеза). Hо эта одобpительность не имеет ничего общего ни с жизнеpадостной боpьбой за пpава человека, ни с весёлым маскаpадом pазличных сексуальных субкультуp.

Го
pод совеpшенно безpазличен к человеческим слабостям, пока они не стали пpедметом изучения. Секс в Питеpе научная дисциплина, главные сексологи стpаны - петеpбуpжцы, любая книга о сексе, изданная в Питеpе, имеет не менее тpёхсот стpаниц. Соответственно, возможно говоpить о сексе что угодно и сколько угодно, но только как о постоpоннем явлении, котоpое к вам лично не имеет пpямого отношения, как, скажем, теоpия механизмов и деталей машин.

К
pоме того, оpиентация подpазумевает наличие оpиентиpа, а какие могут быть оpиентиpы в столице туманов и замоpочек?

9. МОВЕТО
H: pассказывать о своей поездке за гpаницу тотчас после возвpащения.
БО
HТОH: замечать: когда я был там, то... (только если это кстати).

Hоябpь. Мокpый снег. Темень. Петеpбуpжец ползет на pаботу, хлюпая носом. Дополз. И тут откpывается двеpь, и входит кто-то сияющий: "Только что из Египта, по дешевке, пpедставляешь!"

Это, по-вашему, хо
pоший тон? А по-нашему - убить мало.

10. МОВЕТО
H: фpаза мне надо в Москву.
БО
HТОH: следует говоpить: Пpидется ехать к Москву.

Пете
pбуpжцу никуда не надо, особенно в Москву, Он может быть вынужден, должен, обязан, так получилось, пpишлось отпpавиться в Москву. Туда едут только за одной субстанцией - за деньгами.

11. МОВЕТО
H: изготавливать и употpеблять на пикниках блюдо баpбекю.
БО
HТОH: на пикниках изготавливать печёную каpтошку (употpебление необязательно).

В идее ба
pбекю нет ничего стpашного, но слово влечет за собой цепь непpиятных ассоциаций: зелёный луг, пpаздное семейство, лишние деньги, лишнее вpемя. Дохлое пижонство. По питеpскому сознанию куда кpуче иметь возможность поглощать это самое баpбекю хоть тpи pаза в день кpуглый год, а вместо этого поедать каpтофельные угли, пpиговаpивая: "В pестоpанах, небось, так не сделают".

12. МОВЕТО
H: демонстpиpовать новую кваpтиpу после pемонт.
БО
HТОH: демонстpиpовать стаpую кваpтиpу после гуманитаpной катастpофы.

Hигде, ни в одном гоpоде миpа нет такого количества стаpых кваpтиp в аваpийном состоянии. Поэтому человек, демонстpиpующий новую кваpтиpу после pемонта, пpоявляет деpзновенную гоpдость и бpосает вызов богам пpотечек. Такой человек глуп, неостоpожен, хвастлив и обнаpуживает деньги (целых четыpе пpеступления с точки зpения петеpбуpгского менталитета).

Один тип, занимающий высокий пост в Законодательном соб
pании Петеpбуpга, неостоpожно пpигласил компанию художников в новую кваpтиpу. Возмущению последних не было пpедела. "Спальню он мне свою показывал, надо же! Hа кой мне смотpеть его спальню!" - с возмущением говоpил мне один.

Совсем д
pугое дело - позвать людей посмотpеть на обвалившийся потолок и вспучившийся паpкет. Тут всем хоpошо, все pассказывают напеpебой когда, где, кто и кого залил, пpоисходит всеобщее бpатание.

Застольные ава
pийные pассказы и сцены из быта сантехников в Петеpбуpге по популяpности увеpенно занимают пеpвое место.

13. МОВЕТО
H: посещать московские театpальные антpепpизы.
БО
HТОH: посещать малые сцены петеpбуpгских театpов.

Вообще модно самолично
pаскопать какой-нибудь театpик и увеpять всех, что за Hаpвской заставой, в подвале, по пятницам один паpень так игpает Лаэpта, что с ума сойти. Очень популяpны малые сцены, где игpается что-нибудь совсем особенное.

Самое пите
pское из всех зpелищ это "Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского, где игpает Леонид Мозговой (исполнитель pолей Гитлеpа и Ленина в каpтинах Александpа Сокуpова). Зpелище пpоисходит в мансаpде на Малой Посадской улице для семнадцати человек pаз в месяц. Попасть невозможно, надо записываться в центpе "Театp-классика" и ждать очеpеди на пpосмотp.

Г
pуппа зpителей собиpается в условленном месте, и гид ведет её пешком до дома, потом под кpышу, где воссоздана обстановка бедной кваpтиpы сеpедины XIX века. По тоpжественным случаям на спектакле пpисутствует пpавнук Достоевского. Какая антpепpиза может с этим сpавниться?

14. МОВЕТО
H: жениться и pазводиться.
БО
HТОH: жить, как живётся.

Конечно, молодые люди в Пете
pбуpге женятся, но по одной пpичине: по наивности и беспечности.

Повз
pослев, петеpбуpжец пpеисполняется отвpащением ко всяким матpимониальным телодвижениям. Хаpактеpно, что влюбленная петеpбуpженка пеpвым делом отпpавляется не в салон кpасоты, а в часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище (ее сочли помощницей в любви и утыкали всю часовню записочками с пpосьбами о подмоге). То есть любовь в Петеpбуpге почитается за несчастье, в котоpом могут помочь только высшие силы.

Обычная для пите
pца манеpа жить так, как будто не имеешь к своей жизни никакого отношения, лишает pитуальную стоpону жизни той выpазительности, что пpисуща ваpваpам. Самая pаспpостpаненная в Питеpе модель "love story" такова: мужчина пpишел к женщине, в два часа pазвели мосты, он остался ночевать, потом лень было тащиться домой... Потом пошли дети. Hе существуй этой милой питеpской замоpочки, ее стоило бы выдумать.

15. МОВЕТО
H: мечтать о поездке в Паpиж.
БО
HТОH: мечтать о кpуизе по Волге.

Мечты о поездке в Па
pиж пpостительны шиpоким массам pоссиян, но никак не петеpбуpжцу: от овса кони не pыщут, от Евpопы Евpопы не ищут. Что тут мечтать сел да поехал, pутина.

Самая неведомая и занятная ст
pана для петеpбуpжца это Россия, где почему-то говоpят на пpимеpно знакомом языке и ужасно много пpиpоды. Попасть туда очень сложно. Во всяком случае, я постоянно слышу от питеpцев, как они стpемятся увидеть мать-Волгу, но вpоде бы еще никому это не удалось.

16. МОВЕТО
H: отказываться от какого-либо дела, так как нет вpемени.
БО
HТОH: отказываться от какого-либо дела, так как нет желания.

Уж чего-чего, а в
pемени в Питеpе навалом. Мне не встpечались петеpбуpжцы, котоpые куда-то не успевают, наобоpот, большинство здешних жителей имеют вид постоянного ожидания, как пассажиpы, пpишедшие на вокзал за тpи часа до отпpавления поезда. Иначе дело обстоит с желанием, это как pаз дефицит. Поэтому, если вы пpиезжий человек и вам надо объяснить что-то петеpбуpжцу в своем поведении, смело говоpите: "Hеохота". Вы будете поняты.

17. МОВЕТО
H: хвалить или pугать Петеpбуpг.
БО
HТОH: гулять по Петеpбуpгу, заходить в антикваpные лавочки и книжные магазины, ловить лучики солнца на носу, пpосто быть счастливым".


---
(с) Татьяна Москвина, журналист, кинокритик, писатель,
супруга Сергея Шолохова, автора программы "Тихий дом".

 

 

 

++++++

Про Ивана и Джона. О фильме Балабанова "Война"

"Война" Балабанова далека от крайностей. Ни тепленького гуманизма, ни кровавых кошмаров, ни умиления, ни пафоса. "Война" - простой и страшный фильм о войне

 

На мой вкус, "Война" - лучшая русская картина о чеченской войне и лучшая картина Алексея Балабанова. Впрочем, об этой проклятой колониальной войне снято мало путного. В 1996 году вышел фильм Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник", посвященный не столько именно чеченской войне, сколько вечной русской фатальной войне с Кавказом. Кавказ был снят Павлом Лебешевым как прелестный высокогорный курорт, на котором неизвестно от каких причин люди занимаются глупостями и портят пейзаж. Красивые парни (Бодров-младший и Олег Меньшиков), хоть и сидели в плену, настоящей ненависти к кавказцам не испытывали, и вообще - война была снаружи, как предлагаемое обстоятельство, а внутри , в сердце, в мозгу, в печенках - войны не было.
Гуманному и политкорректному бодровскому "Пленнику" спустя пару лет возразил жесткий хоррор Александра Невзорова "Чистилище". Невзоров, когда-то профессиональный журналист, а нынче профессиональный патриот, снял кровавую сагу о том, как русские богатыри противостоят некоему Змею Горынычу интернэшнл. Святые бойцы земли русской, не имея более за плечами ни Бога, ни царя, ни отечества, лупили супостатов "За Сашку, за Лешку, за Игорька" - и тоже в целом успешно. Натурализм, который Невзоров довёл до абсурда, благополучно превратился в нечто условно-лубочное, поскольку зритель имеет свой лимит по части восприятия насилия, и режиссёр этот лимит исчерпал в первые двадцать минут.
"Война" Балабанова далека от обеих крайностей. Ни тепленького гуманизма, ни кровавых кошмаров, ни умиления, ни пафоса. Пафос - удел штабных генералов и патриотов-романистов, пекущих роман за романом (оно и выгодно, и безопасно). Гуманизм тоже легче всего разводить на берегу Женевского озера или там в Гааге -  начиная с Владикавказа, он норовит подтаять, а уж непосредственно на войне совсем пропадает. "Война" - простой и страшный фильм о войне, которая внутри. Это как болезнь... Во всяком случае, Иван (Алексей Чадов), который, сидя в заключении, рассказывает свою историю, более всего похож на пациента, излагающего врачу историю своей болезни. 

Некоторые мыслители считают, что война - это нормальное  состояние человека. Думаю, однако, что нормальное состояние человека - борьба и созидание. Оттого, что люди болеют раком и туберкулезом, никак не следует, что рак и туберкулез нормальны, неизбежны и необходимы. Болезнь войны имеет свои  симптомы, из которых  главный - это другое, нежели у здорового, то есть  мирного человека, отношение к смерти и к жизни.
Болезнью войны Ивана заражают в чеченском плену. Иван знает английский, рубит в компьютерах, а потому живет на привилегированном положении у своего бандита. Тот, как водится, не знает ни хрена, но похваляется перед Иваном: вы, русские, вы слабые и глупые, а я весь свой род знаю до седьмого колена, это моя земля и я буду воевать, чтоб до Астрахани ни одного русского не осталось. Иван, бледный, немытый, затурканный, пристально и молча смотрит на распинающегося чечена. И тут злое чувство цепляет душу зрителя своей когтистой лапой. Что ты болтаешь, бандитская тварь, про свой род, кого ты там знаешь - разбойников и чабанов? Сидишь на голых горах, ничего за столетия твои соплеменники не дали - ни религии, ни науки, ни искусства, только за ворованные деньги покупаешь достижения цивилизации, которыми даже пользоваться не умеешь, паразит. А мы не слабые и не глупые, мы... мы так, растерялись малость... а вот как соберемся с силами, так разутюжим ваш долбаный Кавказ, да!
Всё. Мы заболели. Мы на войне...
История в картине рассказана бесхитростная и убедительная (сюжеты у Балабанова несколько монотонны, а вот диалоги - живые и эффектные). В плену сидят русские - Иван и капитан Макаров, героический  воин, которым Иван постоянно восхищается. (Этот мотив остаётся непонятным, поскольку в роли капитана никак не проявил себя Сергей Бодров-младший - очевидно, наш голубоглазый демон, увы, неспособен к характерным ролям). Чеченцы захватили двух английских актеров, гастролировавших, как точно указано, в Тбилиси - Джона (отличный натуральный англичанин Иен Келли) и Маргарет  (в роли Маргарет неизвестно зачем присутствует блеклое дарование Ингерборги Дапкунайте). Джона отпускают за выкупом, Ивана отпускают из-за каких-то разборок на местном уровне, и он отправляется в родной Тобольск. Там его и найдёт Джон, не собравший и половины выкупа, и умолит отправиться с ним на спасение невесты, обещая немалые деньги.
Иван согласится, ибо его Тобольск оказывается чистым воплощением тоски зелёной - работы нет, несколько одноклассников уже  отправились на тот свет из-за пьяных разборок, отец лежит в больнице и честным голосом Владимира Гостюхина говорит о том, что в мужике, дескать, сила должна быть, а он ослаб. И вот рыжая сумашайка Джон и молчаливый улыбчивый Иван садятся в поезд, следующий до Владикавказа, и первый, кто им встретится - толстый хитрый жулик, гордо восклицающий: "Я -Александр Матросов!" Нынешний Матросов - наркоторговец, и все его обещания - липа, а вот подите - тоже хочет что-то изображать из себя, гордится героическим именем, будучи законченной сукой в ботах... Этот "русизм" у Балабанова верно подмечен.
Свою войну Иван и Джон, конечно, выиграют. Джона вообще лучше не трогать - водевильный недотёпа, рыдающий о правах человека, быстро вспомнит, как его соплеменники  сто лет назад мыли сапоги в Индийском океане, и начнет воевать - точно, жестко, не забывая еще и снимать всё происходящее на камеру за будущие большие деньги. За ним  стоит вся его хитрая и жестокая цивилизация, такая, казалось бы, гуманная - но и расчетливая, прагматичная, своего не упускающая, и он - её символическое лицо. Ивана тоже лучше не доставать - русский, которого всерьез достали, способен зачистить территорию, как говорится, под ноль. Дикие дети гор обречены, и на что они вообще рассчитывали, ввязавшись в войну с "большим белым миром", непонятно. Да ни на что в массе своей они не рассчитывали - науськанные преступными лидерами, они были ведомы грозной болезнью войны, страстной и неизбывной ненавистью к Чужому...
В фильме есть такой эпизод: Иван взял проводника из чеченцев, как бы мирного пастуха, который, естественно, мгновенно способен обратиться в боевика. Короткий отдых. Чеченец спрашивает Ивана: "Ты из Москвы?" - "Да", отвечает тот, не желая ничего объяснять. Русский - так, вестимо, из Москвы. - "У вас там Университет есть?" - "Да"- "Вот, - мечтательно говорит пастух. - Хочу своего парня отправить туда учиться... хоть один в роду выучится в Университете... Он у меня умный, только вот читает плохо" - "Это ничего", - отвечает внутренне усмехнувшийся Иван.
И вот та картинка, которую мы видели мысленно вначале, когда хозяин Ивана утверждал, что русские - слабые и глупые, а чеченцы - ого-го, начинает оборачиваться в свою полную противоположность.
За спиной Ивана оказывается Москва с Московским университетом, туманно- печальный Петербург (туда Иван заехал по дороге домой навестить семью капитана Макарова), древний Тобольск с дивными церквями на берегу реки, цивилизация с её поездами, радиотелефонами и компьютерами, да и федеральные вертолеты прилетят вовремя,  да и отец Ивана, хоть и говорит о тающей силе, выглядит таким крепеньким, гладеньким, как боровичок (Гостюхин в последнее время в отличной форме). А что у этих пастухов-боевиков за спиной? Голые горы, тощие овцы, средневековые аулы, быстрые холодные реки и ворованное оружие. Подстрекатели войны мигом смоются, когда припечет, и останутся - нищие, малограмотные, обманутые люди на раскуроченной земле... 
"Война" Балабанова обладает хваткой, втягивающей внутрь силой. Пули свистят здесь, у твоего виска, смерть рядом, простая и деловитая, и въявь ощущаешь, как сыро и холодно в проклятой яме для пленных, как тяжела и остра шумная бегущая вода в горной реке... Деньги Ивану Джон отдал, правда, после напоминания, и отправился на родину, а Иван - в камеру предварительного заключения, поскольку убил нескольких людей, уже не будучи в рядах ВС. Война, поселившаяся в молодом и ладном теле Ивана, еще не скоро и не просто его покинет.
Одинокие странники - излюбленные герои Балабанова , и этот архаический тип героя (туманное происхождение, вынужденный авантюризм, неизвестная цель)  вроде бы становится у режиссёра всё более понятным и укоренённым в реальности. В Иване "Войны" совсем будто бы нет загадки происхождения, разных инфернальных странностей, нет никакого мечтательного авторского произвола - так себе, мальчик из Тобольска. Но мнимо-спокойный флёр эпического рассказа о "судьбе человека" скрывает  очередную герметичную балабановскую провокацию. Тихий голос и слабая улыбка человека, который без всяких серьёзных жизненных показателей вернулся на войну и сам не понимает, почему он вернулся, подтверждает давний диагноз Балабанова отечеству. Это отечество самонадеянно считало, что всякие там беккеты и кафки - это интеллектуальное буржуазное пресыщение культурой, раздел в учебнике прошлых заблуждений. Оказалось, что это - быт и нравы огромного государства.  В паре "Иван-Джон", Джон - реален, понятен, прост, его психические движения элементарны и внятны. Иван - нереален, при том, что густо населяет жизнь.  Когда европейские интеллектуалы предупреждали  мир о том, что человека можно полностью отчуждить от всего  бывшего когда-то важным и существенным,  а он при этом будет жить, вне родины, долга, веры, семьи, любви, как атомарный витальный микромир, - мало кто предполагал, что Россия станет настоящей отчизной когда-то вычисленного художественного абсурда. Что-нибудь по-настоящему нужно этому смутно-миловидному, универсальному мальчику, хладнокровно повествующему о своих кровавых приключениях? На чеченской войне у него не осталось ни невесты, ни друга, ни долга перед Родиной. Что же им движет, ведь не корысть? Никак нет, им движет куда более мощный двигатель - абсолютное незнание того, что ему делать со своей жизнью. И тут случай, который толкает на поступки, оказывается кстати. Тут вообще открывается вселенная свободной абсурдной воли, перед которой  спасует в конце концов жалкий "Аллах акбар". Там, на вражеской стороне, нужна идеология, энергия, постоянная накачка верой, экстазом, преданностью, подвигом. Здесь - не нужно ничего. Здесь нет "во имя", "ради", нет ничего наркотического, а есть пустота, холод, сила, одинокий человек, который по своей свободной воле уничтожит "врага" - по условиям игры, без ненависти. Спокойно. С холодным удовольствием.
Из "Войны" Балабанова ясно, что Россия выиграет не только чеченскую войну, но любые другие войны. Вопреки безобразному состоянию армии и закона - выиграет. В ней вывелась особенная порода автономных людей, ничем в жизни не прельщённых -ни религией, ни государственностью, ни частной жизнью. Они абсолютно непобедимы. Они воюют не "за или против" - они просто воюют. Это серьёзная мутация генофонда, весь объём которой мы изучим "в ожидании Годо". Времени хватит... 

17.06.2002
Татьяна Москвина

 

 

Татьяна Москвина

21.01.2004 


Замуровали, демоны!

Не знаю, кто в нашей стране отвечает за генеральную концепцию телевизионного эфира, но после того, что мы увидели в новогодние и рождественские праздники, мне кажется, это инкогнито обязано ходить очень осторожно, скрывая свое лицо и род занятий.
Я человек слабый и никогда никого не била. Но если бы я узнала, что где-то бьют ответственного за новогодние "римейки", то самолично побежала туда и мстительно пнула бы преступника побольнее с криком: "За "Фигаро!", "За "Бременских музыкантов!", "За "Снежную королеву!", "За -"За двумя зайцами!"… А если мне скажут, что критики так писать не должны, а должны они аргументировать и разбирать, то я отвечу: сегодня я не критик. Я рассерженный зритель, у которого осквернили чистейшие воспоминания о настоящем искусстве.

Спектакль Валентина Плучека "Безумный день, или Женитьба Фигаро" не являлся шедевром, а Плучек - гением. Но, видимо, сам воздух театральной Москвы конца 20-х, которым он когда-то надышался, был настолько талантлив и пропитан творчеством, что режиссеру надолго хватило умения делать отличные вещи для широкой публики. "Фигаро" Плучека, по счастью, остался на пленке. Миллионы людей видели божественного Андрея Миронова и навсегда запомнили, что такое воздушная, искристая игра, моцартианские ритмы, пронизывающие артиста от макушки до пят, умное и умелое веселье, восхитительный ансамбль (в старом "Фигаро" играли Ширвиндт, Пельтцер, Вера Васильева, Менглет и многие другие).

Действие нового "Фигаро" (как свое главное достижение НТВ показало его в прайм-тайм 31 декабря и 7 января) происходит, очевидно, в борделе. "Граф", "графиня", "паж", "Сюзон" - это явно бордельные клички. Такие мерзостные, нарочито пышные и возбуждающие костюмы, такие томно-пошлые взгляды, такое вульгарное кокетство и развратно-хихикающая манера поведения (дескать, мы-то знаем, что делаем!) бывают в известных заведениях. Ни юмора, ни легкости, ни красоты - подделка, подмена, скверна. "Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро" - советовал Пушкин? Напейся политуры и посмотри новый телефильм. Вообще с какой стати Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Анастасия Стоцкая и другие поп-идолы вообразили себя драматическими артистами? Таланта у них нет ни на грош. Драматический актер умеет забыть себя в интересах образа, он создает из самого себя нечто новое и небывалое. А эти раскрашенные духи умеют только умирать от любви к себе, показывать свои прически, наряды, гримасы и буквально извиваться в конвульсиях самоупоения. Боже, как они любят себя! Нам, землянам, это недоступно. Говорят, так любят себя демоны…

В эфире часто бывают старые картины, прекрасные комедии и мелодрамы, снятые когда-то для масс и массами любимые. Разница между ними и поп-новоделом становится все рельефнее, все ужаснее, все отчаяннее. Опять показали "Иронию судьбы" Рязанова и "Иван Васильевич меняет профессию" Гайдая. Все желающие обсудить проблему наличия драмталанта в Киркорове посмотрите внимательно, как играют Андрей Мягков или Юрий Яковлев. Комическая, почти фарсовая игра - а сколько вкуса, какие разнообразные интонации, как энергично и точно построены образы, как это на диво легко и остроумно. А то, что происходит сейчас с "популярным искусством", - это деградация.

Деградируем каждый год - достижения предъявляем аккуратно к Рождеству. В прошлом году "Вечера на хуторе близ Диканьки" (Первый канал) казались вещицей за гранью вкуса и приличия. Сегодня это смело проходит в рубрику: "Ну, еще ничего, так себе, в сравнении с "Фигаро"-то". Хотя бы на Олега Скрипку (Вакула) краем глаза смотреть возможно. Когда Александр Абдулов несколько лет назад снял фильм "Бременские музыканты", все критики единодушно сошлись во мнении, что это вынести никакому зрителю нельзя. Ошибочка, граждане! За три-четыре года культура так опустилась, что, ей-богу, ничего принципиально выдающегося по части ужаса в картине уже и нет, и Новаторское ТелеВидение смело ставит ее в эфир под Новый год.

Осмыслению эта работа Абдулова не поддается. В поисках пропитания сказочные герои из Бремена забрели очень далеко. Действие происходит в пустыне египетской и оснащено большим количеством танков, вертолетов и кривляющихся актеров. Принцессу играет какая-то безжизненная модель, трубадура - Филипп Янковский, такой получился трубадур в стиле Армани, то есть больше похожий на принцессу, чем на трубадура. Чистая, ясная, лаконичная история, когда-то придуманная Ливановым и Энтиным (о, пластиночки моего детства, в бумажных конвертах, с желтыми кружочками в центре!), превращена в некрасивое, громоздкое, длинное и невыносимое шоу ни о чем. Так плохо не играют даже на утренниках в провинциальных ТЮЗах, но актеры, конечно, тут виноваты меньше всего - у них на лицах в основном выражение полного непонимания того, куда они попали и что делают. Абдулов, конечно, не Киркоров, не олигарх пошлятины - он талантливый актер, неудачно попробовавший свои силы в режиссуре. Но кто разрешил это показывать и зачем? В искусстве тоже бывают отходы и брак, не получилось - надо списывать в убыток.

В экранизации классической украинской комедии "За двумя зайцами" когда-то беспечной походкой великого актера, который умеет шалить со вкусом, шел-танцевал по своему Кыеву Олег Борисов. В новом музыкальном телефильме с тем же названием зритель мог увидеть тяжелую поп-артиллерию - Максима Галкина, Аллу Пугачеву и Верку Сердючку. Такой изнуряющей скверны, как в "Фигаро", в этой картине нет. Это не бордель, а примерно первый курс актеров эстрады, показывающий самостоятельную работу. Иногда лихо и не без юмора, а в целом - аляповато, карикатурно, с перебором. Надо многому учиться. Учиться создавать характер, пусть и водевильный, учиться видеть задачу и цель действия, пусть и забавно-комического. Не может быть источником комизма двухчасового представления один лишь украинский акцент в понимании москалей. Смысл-то старинной комедии потерян, утонул в банальных репризах и плохой музыке. Не стоило также позволять Алле Пугачевой ударяться в экстатический самопоказ - это удручающе неинтересно. Максим Галкин всегда артистичен, но, кто видел Олега Борисова, того уже не исправишь: эстрадный артистизм не есть драматический талант.

Что касается "Верки Сердючки"… Я часто слышала, что актер, скрывающийся за этой маской, талантлив. Но талант, как все в этом мире, подвержен распаду. На мой взгляд, Верка Сердючка загубила все то, что сделала когда-то для образа Украины рок-группа "Вопли Видоплясова". Они создали в своих песнях добрую, поэтическую, солнечную, на диво обаятельную Украину. А от тупой и пошлой "Украины", воплощенной в Сердючке, хочется бежать, как от гоголевской нечисти.

Что же творится в нашем эфире? Почему нас упорно хотят развлечь любыми, чаще всего негодными, средствами - может, нас отвлекают от того, что реально происходит в нашей стране? Отчего столь трудно узнать хоть что-нибудь о действительной жизни России и так просто в стотысячный раз прослушать о связи балерины Матильды Кшесинской с фамилией Романовых? Почему Российское государственное телевидение сутками травит нас утробным юмором? И отчего одни и те же вечно моложавые и вечно бездарные куклы дружной шайкой берутся переделывать самые милые и дорогие сердцу зрителя фильмы?

На что-то деятели искусства еще способны. Вполне прилично снят Владимиром Грамматиковым сериал "Сибирочка" по повести Лидии Чарской ("Культура"). Можно от души поздравить, скажем, прекрасную актрису Анну Михалкову с удачным переходом на возрастные характерные роли. Это вот обычное, добропорядочное чистописание, нормальное "человеческое" искусство. В новогодних же представлениях проглядывал какой-то другой мир. Мир самовлюбленных, самодовольных, ко всему равнодушных, бесстыдных, жаждущих эфира, славы, поклонения духов, которые хотели бы стереть в наших головах даже память о таланте, смысле, творчестве, о настоящих и неизменных человеческих ценностях. Там, где царили Юрий Никулин, Евгений Леонов, Андрей Миронов и другие, - непрерывно беснуются ряженые бездарности. Им уже мало делать вид, что они поют. Они желают попритворяться, что они играют не хуже этих… ну, которые там были… народные, что ли, артисты. Теперь мы, дескать, народные артисты. И отчебучим вам и "Золушку", и "Снежную королеву". Все потискаем своими лапками, на всем оставим следок…

"Замуровали, демоны!" - восклицал в гайдаевском фильме Иван Васильевич, запертый в лифте. Он крестил дверь, та автоматически открывалась, и государь с удовлетворением замечал: "Вот что крест животворящий делает!" Я решила попробовать в самом деле каждый день крестить на ночь телевизор.
Жду - вдруг поможет.

 

 

Как я развалила Советский Союз

    Просмотров: 97  

До 1991 года я за границей не была (если не считать студенческую поездку в Венгрию с актерами курса эстрады, которые научили меня всему, что должен уметь образованный театральный человек — а именно: пить водку, не меняя выражения лица, и ругаться матом в рифму). А в роковом девяносто первом мой муж получил синекуру в Гарвардском университете — что-то вроде полугодовой аспирантуры. Он прилежно учил английский, прервавшись в дни путча на общенациональные переживания, а я беспечно пасла годовалого ребенка, время от времени совершенствуя умения, переданные мне актерами курса эстрады. Хотя американская мечта позволяла моему мужу взять с собой жену, мне в это как-то не верилось. Чтоб вот так сразу и в Америку? Надо же как-то постепенно… начать, например, с Дании…

Договорились, что я прилечу в декабре. Муж оставил мне приятную даже на вид сумму денег и огромное количество вспомогательных телефонов. Гуд бай, май лав! И тут обнаружилось два обстоятельства.

Во-первых, сила притяжения родной земли угрожающе возросла. Я не могла получить ничего – ни визы, ни билетов. Нужные люди заболевали, убывали, пропадали просто так, без предлога. Было ощущение, что я очерчена магическим кругом. Во-вторых, как известно, в Советском Союзе была материя двух видов – продтовары (еда) и промтовары (все остальное), и если промтовары исчезли в 1990-м, продтовары стали нас покидать как раз в 1991-м. С коляской и рюкзаком за плечами я с утра отправлялась за едой, которая могла появиться внезапно в любом месте и тут же испариться. Однажды после двухчасовой охоты мне удалось добыть феноменальный продуктовый набор: миноги и хурму. Это не была голодная смерть, однако это была очень затейливая жизнь – питаться несколько дней миногами и хурмой!

Наконец виза была получена, но билетов в Америку не было никаких до конца года. Я купила карту мира и задумалась, обнаружив Берингов пролив. Возникла идея попасть в Америку со стороны этого пролива, поскольку виза-то у меня была и меня обязаны были пустить! Однако никаких путей сообщения возле пролива не пролегало. «Собаки? Олени? Местное население? Водка нужна!» – так размышляла я, сидя за столиком в Доме кино и обсуждая ситуацию с товарищами. Постепенно моя горестная фигура стала достопримечательностью Дома кино. «Вот, – показывали на меня, сидящую как всегда за картой мира, – к мужу хочет».

В общем, однажды возникли Люди. Двое. Они приказали мне 22 декабря ехать с ними в аэропорт, хотя они ничего гарантировать не могут. Как была, в джинсах, с дамской сумочкой, в разбитых ботиках и шубе из неизвестного зверя, я с Людьми приехала в аэропорт. Мы погасили в машине свет и сидели часа два. Люди вели разговоры. Я такого больше не слышала никогда.
– Ты думаешь? – спрашивал Первый у Второго.
– А что тут думать? Тут думай не думай, дело ясное. Думать он собрался.
– Ну, это как сказать. Возможен и другой путь. Не так все просто.
– Другой путь – он знаешь где? Не смеши меня. Нет, вот сколько тебя знаю, ты в своем репертуаре.
Так прошло два часа. Внезапно Второй сказал Первому: «Пора выдвигаться». Они ушли, а через сорок минут я сидела в самолете, не понимая ничего. Помню, что кто-то вдруг выкрикнул мою фамилию, помню пачку денег, которую я сунула Людям… Самолет летел, я наливалась неизвестными дринками и дремала, оглушенная событиями…

…Черный таможенник, грозный и приветливый, как дух Америки, посмотрел на меня вопросительно. Я улыбнулась и показала на сумочку – единственный мой багаж. Так я прибыла в Америку – без багажа, без копейки денег, в драных джинсах. Духу Америки это явно понравилось. «Добро пожаловать!» – сказал он мне, посмеиваясь.

«Ну, что будем делать?» – спросил меня уже совсем американизированный муженек. Он был в мексиканском свитере и с длинными волосами – не стригся из экономии. (В другое время я бы сказала ему все что надо, но он опоздал к залу ожидания минут на двадцать, и вы можете себе представить, что я за это время пережила и каким спасителем он мне показался, так что было не до волос.) Я вспомнила, как ведут себя американские туристы в России (водка, Кремль, икра, балалайка), и дала симметричный ответ: «Статуя Свободы. Бродвей. Кино. Попкорн!» И мы пошли по плану. Ботики мои попали в урну в первый же день моей американской жизни. После питания миногами в замерзшем отечестве мне понравилось в Америке вообще все.

А через неделю, в гостях у нью-йоркских друзей, мы посмотрели новости из дома… Вот оно что. Вот почему держала меня родная земля. Стоило мне уехать, как Советский Союз развалился!
Смутное чувство вины я заглушила ударным трудом. В конце концов, преступление недоказуемо. И вообще, во всем виноваты те Двое из машины, которые пропихнули меня в самолет.
Где-то они теперь, голубчики мои?

 

 

 

Татьяна Москвина: исчезающий остров

В городе появилось новое чудачество: своеобразные «дайверы», отыскивающие в новодельном дорогущем Петербурге родимые пятна Ленинграда.

Когда Санкт-Петербургу вернули его имя, город Ленинград стал медленно и неотвратимо таять. Эти пышечные, пельменные, рюмочные, пивные ларьки, магазины старой книги, комиссионные, дворцы и дома культуры, под завязку забитые всякими кружками, и — обязательно — с активной театральной самодеятельностью — все уходит в никуда.

Дворец культуры Первой пятилетки — я в восьмом классе поступала там в театральный кружок под руководством товарища Подберезовикова, читала стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою», позже смотрела гениальный спектакль Васильева «Взрослая дочь молодого человека, потом в «пятилеточке» долго выступала чудесная труппа «Комик-трест»… — снесен. Здесь будет вторая сцена Мариинского театра, поскольку хреновой туче пошляков-режиссеров негде самовыражаться. Значит, — надо уничтожить человеческую память, ясное дело.

Пирожковая на углу Литейного и Белинского, где я студенткой Театрального ела вкусные и дешевые пирожки, — закрыта. Закрыт и славный «Букинист» — форпост старой книги, приют добродушных маньяков-читателей. Нет половины скверов, где я гуляла, и оставшаяся половина трепещет и ждет неминуемой участи: из каждого сантиметра исторического центра будет выжата прибыль. На глазах пропадает моя родина, моя память, моя жизнь — и она же родина, память и жизнь миллионов людей.

О чем грустить? Всё так прекрасно! Сияют витрины дорогих бутиков, куда никогда никто не заходит, а если кто-нибудь зайдет, то, по уморительному описанию сочинителя Дмитрия Горчева, «от стены бесшумно отделится девушка, похожая на самку паука: если вы не купите трусы за двести долларов, она вам откусит голову и съест». Персонал таких магазинов действительно отчаянно скучает, и на любого посетителя, ежели он забежит, например, пересидеть дождь, уставляются три-четыре пары глаз. Вы пробовали смотреть товар под наблюдением озверевших от скуки поклонниц сериала «Не родись красивой» и под аккомпанемент их идиотских вопросов типа «Вам помочь?» и «Вы что хотели?». Я пробовала. Это кислый экстрим. Вместо моего любимого магазина «Рыба» на площади Льва Толстого, где в отделе свежей рыбы работал ужасно симпатичный продавец, теперь открыли такой вот бутик, где продается мерзкая претенциозная одежда для тощих дьяволиц. Я туда не зайду никогда. Бурно размножаются сетевые магазины-монстры. Сети, сети, и мы — бедные рыбки. Я поклялась, что ничего у сетей покупать не буду. Пришлось нарушить клятву — они, гады, везде и заманивают дешевкой. Все, как у всех, все, как у больших. По мнению администрации — очень мило и европно. Это главная идея сегодняшней администрации Петербурга — чтоб было европно.

Я не знаю, эти люди вообще были в Европе, нет? Видели маленькие магазинчики, которым по двести-триста лет? Ступали по камням, чей покой никто не смеет нарушить? Городская среда Петербурга изменяется только в одном направлении — к худшему, и изменяется не каждый день, а каждую минуту. Вот я сейчас пишу эти строки, а где-то срубают дерево, закрывают магазин, застраивают какой-нибудь милый уголок непарадного, трогательного пейзажа. Ужасное чудо: потерять родину, не покидая родины…

В городе появилось новое чудачество: своеобразные «дайверы», отыскивающие в новодельном дорогущем Петербурге родимые пятна Ленинграда. Писатель Павел Крусанов нарыл на Пушкинской улице одно такое местечко и, ликуя, повел туда друзей. Мы перешагнули порог и ахнули от изумления, оказавшись внутри 1989 года. Водка в граненом мухинском стакане за сорок рублей сто грамм, огурец соленый -четыре рубля, яйцо вареное — пять. Деревянные столы, крашенные морилкой. На стенах акварели неизвестного. В углу два игровых автомата образца 1988 года. Белая грязная собачка-дворняжка с умной мордочкой… Сели, выпили и заплакали, как эмигранты, которые на чужой земле отыскали кусочек родины.

Один художник (по совместительству муж дизайнера Татьяны Парфеновой) упорно, каждый день рисует исчезающий город — скверы, которые завтра вырубят, пейзажи, которые послезавтра испоганят. Пакует родину про запас. Но это должно стать программой сотен и тысяч людей. Ленинград следует срочно рисовать, фотографировать, записывать. В нем было плохое, ненужное, вредное, пошлое — но было и хорошее, ценное, поэтическое. По русскому обычаю уничтожают именно хорошее и поэтическое, так что приезжайте, срочно приезжайте в Петербург, особенно если вы когда-то были молоды, влюблены и при каждой возможности бежали в Ленинград проветриться. Город вашей памяти исчезает.


 

Татьяна Москвина

 

 

ОСЕННИЙ СМЕРТОНОСЕЦ

«Главный фильм осени» – так реклама величает новую картину Филиппа Янковского «Меченосец», которая выходит на экраны сегодня, 12 октября. Даже не уточняется, что это главный фильм нынешней, конкретной осени. Получается, что «Меченосец» – главный фильм всякой, любой осени, осени вообще. Как настанет осень, беги на «Меченосец». Круто! И не каждый выдержит, между прочим!

 

 

Он появляется внезапно и неотвратимо, как и подобает ангелуистребителю. «Его чрезмерно узкое лицо подобно шпаге» (Цветаева), худые звериные плечи прикрывает, как это положено романтическому герою, черное пальто, глаза сияют ост­рой неземной тоской, а ладони замотаны грязными бинтами. Отсюда, из ладоней, всегда, когда герою угрожает чужая агрессия или даже он эту агрессию просто видит, мгновенно вырастают инфернально острые мечи, рассекающие столетние сосны, как травинки. (Что делают эти мечи с человеческими телами, мы уточнять не будем – пусть желающие смотрят сами.)

Безымянный герой (Артем Ткаченко) обнаружил свои меченосные способности в младшем школьном возрасте, когда невзначай чиркнул сумасшедшего, приставшего к девочке, а потом и собственного отчима, избивавшего мать. Труп отчима, как выясняется из отрывочных воспоминаний, удалось спихнуть ночью в реку с помощью любящей мамочки.

Возможно, в сценарии Константина Сынгаевского по роману Евгения Даниленко какие­то мотивировки и были, но режиссеру они не понадобились. Действия героя не подлежат скучным прописям рассудка, и сукалогика может удалиться со своими несносными аналитическими инструментами восвояси. Раз – и герой появился. Два – убил случайных парней. Три – метнулся зачем­то к родному папаше, злостному неплательщику алиментов, которого никогда не видел, и его убил невзначай. Так же внезапно из пейзажа осеннего севера герой переместился в пустынный дизайнерский Петербург.

Здесьто его и застала прелестная девушка в роскошных кудрях и с бисерными фенечками на пальчиках (Чулпан Ха­матова), которой смертоносец мешал пройти в ее жилище. Девушка задела героя бедром, тот схватил ее за точеную ножку, и… в следующем кадре наши герои уже сладостно стонут среди художественного беспорядка мансарды. Ну вот какие молодцы, а мыто мучаемся – встречи, разговоры… Но недолго длилась безмятежная художественная гимнастика прекрасной пары. Вернувшийся из командировки сожитель девушки стал размахивать пистолетом. Однако инфернальные мечи тут у героя как­то затормозили, и парочка ограничилась тем, что привязала сожителя скотчем к столбику и рванула на его черной крутой тачке кудато и зачем­то.

Дальнейшее представляет собой погоню за героем и его девушкой разнообразных мстителей, включая и усатого интеллигентного следователя (Леонид Громов). Здесь выясняется, что помимо мечей герой обладает и другими сверхъестественными способностями: так, он может мгновенно узнать, где живет или находится его враг, и переместиться туда без подручных средств. Он перерезает телефонные провода в квартире следователя, а также перерезает пополам одного наиболее настырного преследователя (Алексей Горбунов), причем мы видим, как одна половина тела ползет по полу тихого кафе на берегу залива, а другая корячится на расстоянии.

Приказано открыть огонь на поражение, и пуля настигает девушку, как выяснилось в конце, – Катю. Катя умирает долго и разнообразно (под патетическую музыку Игоря Вдовина, которая становится в какой­то момент невыносимой, как заевшая шарманка) – изогнувшись на мотоцикле, затем упав в реку, затем среди покрытых мхом валунов, затем на берегу холодного моря. Герой – как выяснилось, Саша – страшно воет и рыдает, круша все вокруг. Тут мы получаем неожиданный привет от «Сибирского цирюльника» Михалкова: осенний смешанный лес сверху, на бреющем полете, потом – падающие деревья. Но падают они в этот раз не от американской машины, а от руки отечественного смертоносца. (Цены бы этому человеку не было на лесоповале!)

Вертолет следователя обрушивается в море, следователь с пистолетом идет на героя, рыдающего возле мертвой Кати, но… увидев его глаза, слуга закона понимает, что убить это фантастическое существо он не в силах. Панорамой двух слившихся в последнем объятии молодых тел фильм заканчивается, несколько озадачив, надо думать, зрителя. Кстати, не вполне ясно, какова аудитория картины – он переполнен насилием (более десяти убийств на глазах зрителя), ни семьям, ни женщинам, ни подросткам смотреть его я бы не рекомендовала.

Филипп Янковский, насколько можно судить по его предыдущим работам, картинам «В движении» и «Статскому советнику», – одаренный человек. И одаренность его связана с особым «чувством кино», с тем, что называется киногеничностью. Он замечательно выбрал героя, напоминающего, кстати, особенно верхней частью лица, молодого Олега Янковского. Ткаченко удивительно киногеничный артист, камера любит его, буквально впивается в его лицо, считывает все мимические движения. Сам центральный образ молчаливого, несчастного и прекрасного избранника судьбы получился – но получился только пластически, зрительно, как центральный прием дизайна.

Потому, что с областью смыслов и эмоций у режиссера как раз проблемы. Фильм начисто лишен логических связей внутри сюжета, но и на поэтические связи не тянет, так что его подоплека – мечта слабого человека о необычайной, исключительной силе – лишь витает в воздухе, не вмешиваясь в набор то красивых, то отвратительных галлюцинаций­картинок. Наверное, трезвое сознание не годится для восприятия «Меченосца» – тут требуются какие­то измененные состояния. Но в измененных состояниях сознания в кино ходить излишне. Можно и самому чегонибудь такого навоображать, что «Меченосец» отдыхать будет!

Татьяна МОСКВИНА