"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 10

 

ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ОФОРМЛЯЕМ ПРАВИЛЬНО

 

Решением Верховного Суда РФ от 06.06.2011 N ГКПИ11-617 был признан недействующим абз. 2 п. 1 Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" (далее - Инструкция по выдаче доверенности). В чем суть произошедших изменений и каков порядок выдачи доверенности, поговорим ниже.

 

Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. В п. п. 4 и 5 данной статьи сформулированы требования, предъявляемые к доверенности от имени юридического лица, в соответствии с которыми доверенность выдается за подписью руководителя и главного бухгалтера учреждения.

 

Для справки. Суд, анализируя положения п. 5 ст. 185 ГК РФ, пришел к выводу, что доверенность является действительной только при соответствии одновременно двум требованиям, а именно если она подписана руководителем организации или уполномоченным лицом и подпись скреплена печатью организации. В случае нарушения хотя бы одного требования доверенность считается недействительной (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу N А14-4042/2008128/14).

 

В соответствии с абз. 2 п. 1 Инструкции по выдаче доверенности выдача доверенностей лицам, не работающим на предприятии (в организации, учреждении), до 06.06.2011 не допускалась. ВАС РФ, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу, что Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), устанавливая правовые основы единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, не содержит запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку положения Инструкции по выдаче доверенности противоречат нормам Закона о бухгалтерском учете, юридическая сила которого намного больше, ВАС РФ признал положение о запрете выдачи доверенности не работающему в учреждении лицу недействующим.

 

Обратите внимание! Доверенность, хотя и обладает признаками официального документа применительно к гражданскому законодательству, в отношении уголовного законодательства, в частности ст. 327 УК РФ, таковым не является (кассационное Определение Липецкого областного суда от 05.04.2011 N 22-395/2011).

 

Порядок выдачи доверенности

 

Доверенности на получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) выдаются на бланках типовой формы М-2 (форма приведена в Приложении 1 к Инструкции по выдаче доверенности). Учреждения, в которых получение ТМЦ по доверенностям носит массовый характер, используют доверенность по форме М-2а (форма приведена в Приложении 2 к Инструкции по выдаче доверенности). При этом регистрация доверенностей производится в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале "Учет выданных доверенностей", форма которого приведена в п. 6 Инструкции по выдаче доверенности. Как правило, бюджетные учреждения используют форму доверенности М-2а.

Доверенность на получение ТМЦ выписывается на основании наряда, счета, договора, заказа, соглашения или другого заменяющего их документа (п. 2 Инструкции по выдаче доверенности). Работник учреждения (иное лицо) представляет бухгалтеру (иному работнику, уполномоченному выписывать доверенности) наряд, счет или другой документ, подтверждающий получение ТМЦ. На основании этого документа и паспорта лица, на которого будет оформляться доверенность, бухгалтер выписывает доверенность. Заметим, что паспорт является основным документом, удостоверяющим личность представившего его лица. Именно поэтому формы доверенности предусматривают указание реквизитов данного документа. Примеры из арбитражной практики подтверждают, что по смыслу ст. 185 ГК РФ доверенность - это документ, удостоверяющий перед третьими лицами не только наличие полномочия, но и его содержание и срок действия.

При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению ТМЦ, заполнение которого предусмотрено на оборотной стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на отпуск (счет, наряд, соглашение и т.п.), указанном на лицевой стороне доверенности, не приведены наименования и количество ценностей, подлежащих получению. Если же в указанных документах приводятся наименования и количество ТМЦ, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочеркивается.

 

Обратите внимание! Наличие в доверенности поправок и помарок не допускается.

 

Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководством и главным (старшим) бухгалтером предприятия, организации, учреждения, оформляется приказом.

Доверенность регистрируется в журнале учета доверенностей.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения ТМЦ независимо от того, получены они по доверенности полностью или частями, представить в бухгалтерию документы о выполнении поручений и сдаче на склад (в кладовую) или соответствующему материально ответственному лицу полученных им ТМЦ (п. 7 Инструкции о выдаче доверенности). Иными словами, лицо, получившее доверенность, представляет в бухгалтерию Товарную накладную (ф. ТОРГ-12), подтверждающую получение ТМЦ.

Неиспользованные доверенности должны быть возвращены выдавшему их предприятию (организации, учреждению) на следующий день после истечения срока их действия.

О возвращении неиспользованной доверенности делается отметка в корешке книжки доверенностей или в журнале учета выданных доверенностей (в графе "Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности"). Возвращенные неиспользованные доверенности погашаются надписью "не использована" и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их регистрацию. По окончании года такие неиспользованные доверенности уничтожаются с составлением об этом соответствующего акта.

Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдаются.

 

Журнал учета доверенностей

 

Журнал учета доверенностей состоит из следующих граф (п. 6 Инструкции по выдаче доверенности):

- "N доверенности";

- "Дата выдачи";

- "Срок действия доверенности";

- "Должность и фамилия лица, которому выдается доверенность";

- "Наименование поставщика";

- "N и дата наряда (счета, спецификации и др. заменяющего наряд документа) или извещения";

- "Расписка лица, получившего доверенность";

- "Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности".

В журнале доверенностей должны быть пронумерованы все листы. Он хранится у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.

 

Обратите внимание! При лишении доверенного лица права на получение ценностей по выданным ему доверенностям, срок действия которых еще не истек, доверенности у такого лица отбираются, при этом получатель ТМЦ немедленно ставит в известность поставщика об аннулировании соответствующих доверенностей. С момента получения такого извещения отпуск ценностей по аннулированным доверенностям прекращается. В этих случаях за отпуск ценностей по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик (п. 5 Инструкции по выдаче доверенности).

 

Срок действия доверенности

 

В соответствии с п. 4 Инструкции по выдаче доверенности срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.

Доверенности на получение ТМЦ, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, например на систематическое получение продуктов питания для детских учреждений, допускается выдавать на весь календарный месяц.

По соглашению заинтересованных министерств (ведомств) этот срок может быть продлен, но не более чем на календарный квартал.

 

Действия поставщика ТМЦ

 

В соответствии с п. 9 Инструкции по выдаче доверенности отпуск товарно-материальных ценностей предприятиями или организациями (торгующими, снабженческими, сбытовыми и др.) не производится в случаях:

а) предъявления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами;

б) предъявления доверенности, имеющей поправки и помарки;

в) непредъявления паспорта с реквизитами, указанными в доверенности;

г) окончания срока, на который выдана доверенность;

д) получения сообщения об аннулировании доверенности.

При отпуске ТМЦ доверенность отбирается поставщиком. В случае их отпуска частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего его документа) передается получателю ТМЦ, а другой - подкалывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за отпуском ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.

 

Обязанности главного бухгалтера

 

В соответствии с п. 8 Инструкции по выдаче доверенности главный (старший) бухгалтер учреждения или централизованной бухгалтерии обязан обеспечить:

а) контроль за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей;

б) инструктаж лиц, получающих доверенности, о порядке представления в бухгалтерию документов о выполнении поручений по доверенности;

в) своевременный контроль за использованием доверенностей, осуществляемый на основе приходных документов (приходных ордеров, приемных актов и т.п.);

г) контроль за своевременным представлением соответствующих приходных документов в пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности при ее неиспользовании.

 

Получение товара без доверенности

 

Предлагаем вашему вниманию несколько постановлений суда, из которых следует: получение товара без доверенности не может свидетельствовать о том, что товар не передан надлежащему лицу, при представлении иных доказательств передачи товара.

Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 N 09АП-11947/2011-АК рассмотрена следующая ситуация.

Из материалов дела следует, что между истцом (продавец) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки продовольственных товаров, согласно которому продавец обязуется поставлять и передавать в собственность покупателю продовольственные товары в соответствии с ценовым листом, являющимся неотъемлемой частью договора, а покупатель обязуется принимать и оплачивать данный товар в порядке и сроки, установленные договором.

Согласно пп. "а" ч. 2 п. 5.1 договора продовольственные товары, на которые установлен срок годности от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок 12 календарных дней, но не позднее чем через 30 календарных дней с момента их приемки покупателем.

Во исполнение условий договора истцом поставлен товар на общую сумму 1 383 941,95 руб., что подтверждается товарными накладными и счетами-фактурами.

Поставленный товар получен покупателем, что подтверждается отметками о получении в товарных накладных и оттиском печати ответчика. Однако товар покупателем не оплачен.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. В свою очередь в силу норм п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Поскольку доказательств оплаты товара в нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено, судом первой инстанции были удовлетворены требования истца о взыскании суммы задолженности в размере 1 383 941,95 руб.

Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу. В ней он указал на то, что в представленных товарных накладных отсутствуют подписи уполномоченных ответчиком лиц, принимавших товар, ссылки на доверенности, дата и время получения товара, копии соответствующих доверенностей на лиц, принимавших товар; в этой связи указанные товарные накладные не подтверждают факт поставки товара ответчику.

Данные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, в соответствии с которыми ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен названными нормами.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций.

Одной из таких форм является Товарная накладная (ф. ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и вместе с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат и приемки товара.

Таким образом, доказательством отпуска (получения) товарно-материальных ценностей является документ (накладная, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи и др.), содержащий дату его составления, наименование организации-поставщика, содержание и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении и подписи уполномоченных лиц, передавших и принявших имущество.

Представленные товарные накладные по форме ТОРГ-12 отвечают вышеуказанным требованиям и оформлены в соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете.

Само по себе нарушение формы товарных накладных, как и получение товара без доверенности, не может свидетельствовать о том, что товар не передан надлежащему лицу. При представлении иных доказательств такой передачи указанные пороки существенными не являются.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС ЗСО от 02.03.2011 по делу N А75-4575/2010.

 

Л.Щедрина

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

22.09.2011