"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 22

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПРОЦЕДУРА И УЧЕТ РАСХОДОВ

 

Гражданское законодательство запрещает образовательную деятельность без наличия соответствующего разрешения - лицензии. Лицензированием согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признаются следующие мероприятия:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;

- возобновление или прекращение действия лицензий;

- аннулирование лицензий;

- контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий;

- предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством РФ основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее - образовательные учреждения, научные организации), установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 (далее - Положение N 277).

Заметим, что действие указанного Положения N 277 не распространяется на образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований. Перечень указанных учреждений утвержден Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования".

В силу п. 3 Положения N 277 лицензирование образовательной деятельности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования (далее - лицензирующие органы).

При этом Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный лицензирующий орган), в соответствии с п. 4 Положения N 277, осуществляет лицензирование образовательной деятельности:

- высших учебных заведений;

- научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;

- образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

- федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 252;

- российских образовательных учреждений и их филиалов, расположенных за пределами территории РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ (за исключением соискателей лицензий и лицензиатов, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федерального лицензирующего органа), и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов РФ и за пределами территории РФ. Данное положение установлено п. 6 Положения N 277.

Заметим, что лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) осуществляется в порядке, установленном Положением N 277, соответствующими лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ, что следует из п. 7 Положения N 277.

Для того чтобы получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, образовательные учреждения и научные организации (далее - соискатель или лицензиат) должны отвечать определенным требованиям и условиям, перечень которых установлен п. 8 Положения N 277. В частности, к ним относятся:

- ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

- наличие у соискателя (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников), отвечающих установленным российским законодательством требованиям;

- наличие в штате соискателя (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня, направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством РФ об образовании требованиям.

Если лицензиаты осуществляют образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, то они привлекаются к ответственности на основании п. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Напомним, что согласно указанному пункту осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 1000 до 1500 руб.;

- на юридических лиц - от 10 до 15 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных п. 8 Положения N 277, за исключением требований к наличию учебно-методической документации, учебной литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и требований к соблюдению Правил оказания платных образовательных услуг, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Кроме обязанности отвечать определенным требованиям и условиям для получения лицензии соискателям необходимо представить в соответствующий лицензирующий орган ряд документов, перечисленных в п. 10 Положения N 277:

- заявление о выдаче лицензии, согласованное с учредителем. Форма заявления представлена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 03.09.2009 N 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" (далее - Приказ N 323). В заявлении должны быть указаны:

- полное и сокращенное (при наличии) наименования, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;

- срок действия лицензии;

- сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам;

- копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Если научная организация или иная организация имеют образовательное подразделение, которое ведет профессиональную подготовку, то они дополнительно должны представить копию утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;

- заверенные руководителем соискателя копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов (форма справки установлена Приложением N 2 к Приказу N 323), подписанная руководителем соискателя лицензии;

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (форма справки установлена в Приложении N 3 к Приказу N 323), подписанная руководителем соискателя. Если соискатель арендует помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, то он обязан представить заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;

- заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется в Порядке, предусмотренном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения определены в ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Особые требования в отношении научных учреждений, учебных заведений и детских дошкольных учреждений определены гл. IV "Научные учреждения и учебные заведения" и гл. V "Детские дошкольные учреждения" Приказа МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

Если соискатель осуществляет подготовку (переподготовку) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов, то дополнительно им должно быть представлено заключение ГИБДД МВД России о соответствии учебно-материальной базы соискателя установленным требованиям;

- учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе. Соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с МВД России;

- справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, подписанная руководителем соискателя. Форма справки установлена в Приложении N 4 Приказа N 323. Соискатель, имеющий намерение реализовывать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения и копии документов, подтверждающих наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы;

- представление руководства соответствующей религиозной организации - для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией, а также представление руководства соответствующей централизованной религиозной организации для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией, входящей в структуру централизованной религиозной организации;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления;

- опись документов, представленных для получения лицензии.

Следует отметить, что если у соискателей имеются филиалы, то согласно п. 12 Положения N 277 лицензирование этих филиалов осуществляется в том же порядке, что и для соискателей. Но только дополнительно к вышеперечисленным документам они должны еще представить и копию утвержденного в установленном порядке положения о филиале (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом).

Представлять на лицензирование образовательной деятельности (в том числе повторное) вышеуказанные документы соискатели обязаны с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года. Данное требование установлено п. 1 Приказа Минобразования России от 10.08.2000 N 2437 "О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности".

Обратите внимание, что требовать от соискателя представления документов, не предусмотренных Положением N 277, запрещается, что следует из п. 13 Положения N 277.

За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Об этом сказано в п. 14 Положения N 277.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются соискателем непосредственно в лицензирующий орган или направляются почтовым отправлением (с описью вложения), на что указывает п. 15 Положения N 277.

В свою очередь лицензирующий орган проводит проверку полноты и правильности оформления представленных документов в течение трех дней с даты их поступления. Если соискателем представлен весь комплект документов и они оформлены в надлежащем порядке, то указанные документы принимаются по описи, копия которой с отметкой (уведомлением) о дате приема документов направляется (вручается) соискателю. Заметим, что направление (вручение) соискателю копии описи поступивших документов с отметкой (уведомлением) лицензирующего органа означает принятие заявления к рассмотрению. Документы, представленные соискателем для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии.

Решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в силу п. 21 Положения N 277 принимается в срок не более 60 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления.

В случае представления соискателем неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям Положения N 277, лицензирующий орган в течение пяти дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. Если в течение двух месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем в лицензирующий орган, то эти документы возвращаются соискателю.

Таким образом, в случае необходимости представления соискателем недостающих и (или) исправленных документов происходит увеличение периода времени от поступления документов в лицензирующий орган до принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Данное разъяснение содержится в Письме Рособрнадзора от 10.08.2009 N 03-09/151 "О лицензировании", в котором также сказано, что лицензиаты не всегда учитывают установленный порядок лицензирования образовательной деятельности, в результате чего может возникнуть ситуация, при которой срок действия ранее выданной лицензии истечет до получения лицензии на новый срок. В связи с этим Рособрнадзор рекомендует лицензиатам представлять документы для получения лицензии не в минимальный срок, установленный п. 29 Положения N 277 (за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии), а в более ранний срок. При этом указанный срок целесообразно определять таким образом, чтобы он не только обеспечивал принятие решения лицензирующего органа в установленный Положением N 277 срок, но и включал в себя необходимое время на представление лицензиатом недостающих и (или) исправленных документов.

Следует отметить, что лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии, создаваемой лицензирующим органом не позднее чем через 20 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов (п. п. 17, 18 Положения N 277).

Состав экспертной комиссии определяется лицензирующим органом с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также уровня и направленности заявленных к лицензированию образовательных программ. При этом членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем, а также имеющие с его руководителями или иными работниками близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Экспертиза проводится в месячный срок с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы экспертная комиссия оформляет заключение о соответствии или несоответствии условий образовательного процесса лицензионным требованиям и условиям (п. 19 Положения N 277).

Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем соискателя (п. 20 Положения N 277). Заметим, что правила определения размера затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательных учреждений и научных организаций установлены Порядком, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 285 "Об утверждении Порядка определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций".

Выдается лицензия при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих оплату затрат на проведение экспертизы, а также уплату предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах государственной пошлины за предоставление лицензии. Причем выдается по формам, утвержденным Приказом Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 "Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу".

Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Приложения к лицензии заверяются печатью лицензирующего органа, а при наличии нескольких листов - сшиваются (п. 28 Положения N 277). Лицензия без приложений недействительна.

Обратите внимание, лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет, на что указывает п. 29 Положения N 277. Лицензия может быть выдана на меньший срок по заявлению соискателя (лицензиата), согласованному с учредителем, а также в случаях, предусмотренных п. 34 Положения N 277, а именно при реорганизации.

Если лицензиату выдана лицензия в порядке, установленном до утверждения Положения N 277, то эта лицензия сохраняет свое действие до истечения указанного в ней срока. На новый срок лицензия выдается лицензиату в порядке, установленном Положением N 277 для ее получения.

В случае если лицензиату необходимо произвести лицензирование образовательной деятельности по новым основным образовательным программам, то указанное лицензирование осуществляется в порядке, установленном для получения лицензии, но при условии, что срок действия имеющейся у него лицензии на право ведения образовательной деятельности по другим образовательным программам истекает не ранее чем через год. Об этом сказано в п. 30 Положения N 277.

Для получения лицензиатом лицензии на право ведения образовательной деятельности по новым образовательным программам в лицензирующий орган должны быть представлены документы, содержащие сведения об условиях, предлагаемых для ведения образовательного процесса по новым образовательным программам, а также выписка из решения совета (ученого, педагогического) образовательного учреждения об организации подготовки по заявленным к лицензированию новым образовательным программам для образовательного учреждения профессионального образования. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к лицензии.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности в филиале, расположенном за пределами территории РФ, предоставляется соискателю в порядке, установленном Положением N 277, если иное не предусмотрено международным договором.

В случае изменения места нахождения или наименования лицензиата, в том числе по результатам государственной аккредитации, лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии с указанием новых сведений о лицензиате и реквизитов документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, на что указывает п. 31 Положения N 277.

Заявление о переоформлении лицензии и документы, подтверждающие указанные изменения, подаются в лицензирующий орган не позднее чем через 15 дней с даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Переоформление лицензии производится без создания экспертной комиссии в срок, не превышающий 20 дней с даты регистрации заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов. При этом лицензирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о переоформлении лицензии информирует об этом лицензиата и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения лицензиата, а также вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

Обратите внимание, что до переоформления лицензии лицензиат осуществляет образовательную деятельность на основании ранее выданной лицензии.

В случае изменения условий образовательного процесса в части используемых зданий и помещений, педагогических работников лицензиата или других сведений, зафиксированных в приложениях к лицензии, лицензиат обязан в двухнедельный срок с момента произошедших изменений представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии в части соответствующего приложения с указанием новых сведений о лицензиате и документы, подтверждающие указанные изменения. Данное положение следует из п. 32 Положения N 277.

Производится такое переоформление без создания экспертной комиссии в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации заявления и прилагаемых к нему документов, путем оформления и выдачи нового приложения к лицензии взамен ранее выданного.

Представление в лицензирующий орган неполных или недостоверных сведений является основанием для отказа в переоформлении лицензии. Соответствующее уведомление об отказе в переоформлении направляется (вручается) лицензиату в письменной форме с указанием причин отказа (п. 33 Положения N 277).

Переоформление лицензии осуществляется при представлении лицензиатом копии платежного документа, подтверждающего уплату предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность на основании выданной ему лицензии до окончания срока ее действия. Об это сказано в п. 34 Положения N 277.

При реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия реорганизованного образовательного учреждения переоформляется в порядке, предусмотренном п. 32 Положения N 277. При этом принимается во внимание, что лицензии присоединяемых образовательных учреждений действуют до окончания срока действия лицензии реорганизованного образовательного учреждения.

При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной форме лицензия утрачивает силу. В этом случае в целях обеспечения продолжения ведения образовательной деятельности образовательному учреждению или его правопреемнику может быть выдана лицензия сроком до одного года. Такая лицензия выдается на основании заявления, копии документа, подтверждающего факт изменения статуса или реорганизации образовательного учреждения, а также документов, перечень которых предусмотрен в абз. 3 п. 34 Положения N 277.

В случае ликвидации лицензиата его лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

Если лицензиатом утрачена лицензия, то согласно п. 35 Положения N 277 лицензирующий орган выдает ее дубликат на основании заявления лицензиата о выдаче дубликата лицензии в течение 10 дней с даты получения такого заявления.

Следует отметить, что лицензирующий орган вправе:

- приостановить действие лицензии или аннулировать лицензию (п. 38 Положения N 277);

- приостановить действие лицензии полностью или в части ведения лицензиатом образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии, в том числе реализуемым в его филиалах (п. 39 Положения N 277).

Лицензирующие органы обязаны вести реестры лицензий, в которых указываются:

- наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

- полное наименование и место нахождения лицензиата;

- идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

- дата принятия решения о выдаче лицензии, регистрационный номер лицензии;

- срок действия лицензии;

- основание и дата переоформления лицензии, выдачи дубликата;

- основание и дата аннулирования лицензии.

Об этом сказано в п. 43 Положения N 277. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и должна быть размещена на сайтах лицензирующих органов в сети Интернет (п. 44 Положения N 277). Физические и юридические лица также вправе безвозмездно получать информацию, содержащуюся в реестрах лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах. Срок предоставления такой информации не может превышать 10 дней с даты поступления соответствующего заявления.

Не допускается в соответствии с п. 45 Положения N 277:

- передача лицензии другому юридическому лицу;

- осуществление образовательной деятельности филиала при отсутствии сведений о нем в лицензии юридического лица, структурным подразделением которого является филиал.

В случае ведения образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, на основании п. 46 Положения N 277 образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Для получения лицензии соискатель (лицензиат), как уже отмечалось ранее, должен представить в лицензирующий орган необходимый комплект документов. Кроме того, предъявить копии платежных документов, подтверждающих оплату затрат на проведение экспертизы, а также уплату предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах государственной пошлины.

Согласно п. 20 Положения N 277 затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем соискателя.

Уплату предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах государственной пошлины осуществляют соискатели (лицензиаты). При этом соискатели (лицензиаты) в силу пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (НК РФ) уплачивают госпошлину в следующих размерах:

- предоставление лицензии - 2600 руб.;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;

- выдача дубликата, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;

- продление срока действия лицензии - 200 руб.

Произведенные расходы в виде уплаты госпошлины соискатели (лицензиаты) обязаны отразить как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В связи с тем что в отношении бюджетных образовательных учреждений вопрос учета расходов в достаточной мере урегулирован, рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет, осуществляемый некоммерческими образовательными организациями.

На основании ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых некоммерческая организация создана. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации должны вести учет доходов и расходов, причем расходы от предпринимательской деятельности должны признаваться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Расходы, связанные с получением лицензии, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности, на что указывает п. 5 ПБУ 10/99. Признаются расходы на лицензирование согласно п. 18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Поскольку лицензия на основании п. 29 Положения N 277 может быть выдана на 6 лет, то можно предположить, что организация-соискатель (лицензиат) будет получать доходы от осуществления лицензируемого вида деятельности в течение всего этого времени.

Когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то в силу п. 19 ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, установлено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Списываются такие расходы в порядке, устанавливаемом организацией самостоятельно в течение периода, к которому они относятся. Отметим, что используемый метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), для отражения расходов будущих периодов предназначен балансовый счет 97 "Расходы будущих периодов".

Расходы, учтенные на счете 97 "Расходы будущих периодов", списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и другие счета.

 

Пример. Образовательная организация в июне 2010 г. получила лицензию на осуществление образовательной деятельности сроком на 6 лет. За получение лицензии организация уплатила государственную пошлину в сумме 2600 руб.

Приказом по учетной политике организации установлено, что списание расходов на лицензирование производится в течение срока действия лицензии равными долями.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с получением лицензии, отражены следующими записями:

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т сч. 51 "Расчетные счета" - 2600 руб. - произведена уплата госпошлины за предоставление лицензии;

Д-т сч. 97 "Расходы будущих периодов" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 2600 руб. - расходы на лицензирование учтены в составе расходов будущих периодов;

Д-т сч. 26 "Общехозяйственные расходы" К-т сч. 97 "Расходы будущих периодов" - 36,11 руб. (2600 руб. / 72 мес.) - часть расходов на лицензирование учтена в составе расходов текущего отчетного периода (аналогичную запись следует делать ежемесячно до окончания срока действия лицензии).

 

Если организация является плательщиком налога на прибыль, то при определении налоговой базы по этому налогу ей необходимо руководствоваться гл. 25 НК РФ.

Для признания доходов и расходов НК РФ предусмотрены два метода: метод начисления и кассовый метод. Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, при кассовом методе - ст. 273 НК РФ.

Напомним, что расходами в силу абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами на основании абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Поскольку образовательная деятельность может осуществляться только при наличии лицензии, то расходы на получение лицензии являются экономически обоснованными.

Государственная пошлина в соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ представляет собой сбор. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой признания доходов, как указывает пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, выступает дата их начисления. Следовательно, у организации в целях налогообложения прибыли есть возможность учесть расходы на лицензирование единовременно.

Что касается учета указанных расходов при использовании кассового метода признания доходов и расходов, то они учитываются в составе прочих расходов единовременно после их фактической оплаты и получения лицензии, на что указывает ст. 273 НК РФ.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

3. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ.

5. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

 

В.В.Авдеев

Консультант по налогам и сборам

Подписано в печать

02.11.2010